НОВЕЙШИЙ ЗАВЕТ
(«Le tout nouveau testament», Бельгия-Франция-Люксембург, 2015)
Режиссёр: Жако Ван Дормель.
В ролях: Бенуа Пульворд, Пили Груан, Йоланда Моро, Катрин Денёв, Франсуа Дамьен, Йохан Лейсен, Вивиан де Мюйнк, Йохан Хельденберг, Марко Лоренцини, Лаура Верлинден, Серж Ларивье, Дидье Де Нек, Ромен Желен.
Жанр: сатирическая комедия.
Бог существует. Он живёт в Брюсселе. Но он совсем не такой, каким мы его представляли. В его семье много говорят о сыне, но очень мало о 10-летней дочери. Однажды Эя восстаёт против отца, сбегает из дома и отправляется в наш мир искать приключения и испытывать терпение своего отца на прочность…
Жако Ван Дормель (родился 9 февраля 1957 года) - бельгийский кинорежиссёр, актёр, сценарист, продюсер. Пережив тяжёлую родовую травму и чудом оставшись в живых, всю свою судьбу он принимает как неоправданный и прекрасный дар. Будущий режиссёр начинал карьеру как профессиональный клоун. Учился в Национальной высшей школе сценических искусств и техник массовой коммуникации в Брюсселе, в Национальной высшей школе Луи Люмьера в Париже. С 1980 по 1991 год снимал короткометражки, не надеясь на этом заработать. В 34 года всё-таки дебютировал причудливым «Тото-героем» (1991). Фильм взял «Золотую камеру» за дебют в Каннах, приз зрительских симпатий на МКФ в Локарно, премию «Сезар» за лучший зарубежный фильм, и Ван Дормель стал знаменитым. Следующий фильм – «День восьмой» - он снял лишь пять лет спустя. Опять успех, каннские трофеи для актёров и номинация на «Золотой глобус». «Господин Никто» - первый фильм Ван Дормеля после 15-летнего молчания и его первый англоязычный фильм. Он работал над ним 13 лет, из которых 9 занял собственно съёмочный процесс. Бюджет в 37 миллионов евро оказался совершенно беспрецедентным для бельгийского кинематографа, причём он был одобрен ещё до того, как началась работа над проектом и подписаны контракты с актёрами. В итоге «Господин Никто» был отвергнут Каннским МКФ, в Венеции после триумфального показа разруган критикой и награжден специально учреждённым призом за техническое совершенство художнице-постановщице Сильви Оливе, а у нас стал долгоиграющим хитом российского ограниченного проката, в том числе одним из самых посещаемых фильмов проекта «Настоящее кино» в «Орлёнке».
Премьера «Новейшего завета» состоялась на последнем Каннском МКФ в рамках программы «Двухнедельник режиссёров» и после одного из сеансов ему устроили 40-минутную овацию как никакому из конкурсных хитов! Фильм также получил призы зрительских симпатий на МКФ «Биографильм» и Норвежском МКФ, и выдвинут на премию «Оскар» от Бельгии.
ЖАКО ВАН ДОРМЕЛЬ:
«Мы с моим коллегой Томасом Кунцигом начали с идеи, что Бог есть и живёт в Брюсселе. А что, если он - редкостная сволочь? А что если кроме сына, у него есть и дочь, о которой никто не знает? Допустим ей 10 лет, и отец настолько ужасно с ней обращается, что она решает мстить - раскрыть человечеству самый охраняемый секрет, дату смерти, и, более того, выслать этот секрет всей планете по смс. С этого момента любые отсылки к религии превратились в сюрреалистическую сказку. Я неверующий, но воспитывался в католичестве. Религия меня привлекает с точки зрения хороших историй. Я помню, как спрашивал ребёнком: почему Бог ничего не сделал, пока его сын умирал на кресте? Почему Он ничего не сделал, пока дети умирают от лейкемии? Почему Бэтмен спасает людей, а Бог нет?»
«Фильм сделан в форме сказки. Тот, кто не был воспитан в определённой религии, может относится к фильму как к «Красной Шапочке» или «Алисе в стране чудес», потому что все эти истории вписаны в нашу коллективную память. Туннель, который соединяет стиральную машину в квартире бога с прачечной, мне кажется весьма типичным».
«Детство это волшебный период, когда ты не пытаешься соответствовать ожиданиям других людей. Потом ты становишься взрослым и хоронишь детство где-то глубоко внутри. Взрослые - это всего лишь дети, которые выросли. Мне нравится, что у детей слегка сюрреалистичный взгляд на мир».
«Весь фильм построен вокруг масштабного напряжения - «и потом… и потом…», что идёт вразрез с той драматургической структурой, на которой основано современное кино. И также, как вы забываете, что Дон Кихот устремляется по дороге, чтобы найти свою любимую и помните только битвы с ветряными мельницами, так и здесь фильм не только о том, удастся ли Эе найти своих шесть апостолов и изменит ли эта встреча всё. Как и в сказках, каждый эпизод работает независимо. Задача в том, чтобы сделать каждую историю интересной. Все герои должны быть запоминающимися, и у каждого элемента мозаики должен быть свой цвет».
«Я никогда не использовал столько разговоров прямо в камеру и столько закадрового голоса как в этом фильме. Это, конечно, заслуга и Томаса Гунцига, который написал все эти чудесные монологи… Когда мы работали над фильмом, мы встречались каждый день после полудня и пытались рассмешить друг друга. И даже если у нас не было хороших идей, по крайней мере, мы хорошо проводили время - в этом преимущество работы в паре. Написание текста заняло полгода, тогда как на создание сценария у меня уходит 3, 4 или даже 5 лет, как это было в случае с «Господином Никто».
«Единственная вещь, которую я могу контролировать, когда работаю на фильме - это удовольствие от того, что люди те же самые. Я никогда не знаю заранее, понравится ли кому-то фильм, но опыт съёмок с друзьями - награда сама по себе. Я давно знаком со своими специалистами: Кристоф Бокарне, оператор, который был моим студентом; Кейт Ван Дам и Доминик Уорнер, гримёр и звукорежиссёр, с которыми я сотрудничаю уже 35 лет; Сильви Олив, художник-постановщик, мы вместе делали «Господина Никто» и «Kiss & Cry». Есть и новые лица - Эрве де Лузе, режиссёр монтажа. Не забудем Оливье Расина, друга и продюсера, которого я знаю много лет».
«Я знаком с Иоландой Моро с тех пор, как ей было 20, но никогда с ней не работал. Это было удовольствие. То же самое с Бенуа Польвордом, которого я давно знаю. Он очень щедро украсил своим комическим талантом картину. Бенуа не сдерживается, его энергия безгранична. С Франсуа Дамиеном я не работал раньше, но мы общаемся уже много лет. Дидье де Нек - мой партнёр по дурачеству уже целую вечность. Я сознательно хотел смешать известные и неизвестные лица, актёров сцены и не очень известных артистов, актёров из Фландрии (Лаура Верлинден, Йохан Хельденберг и Йохан Лейсен) и из Люксембурга (Марко Лоренцини). Все они оказались великими и отзывчивыми.
(о Пили Груан) «Я познакомился с ней через каких-то друзей за несколько лет до этого фильма. Она что-то играла на пианино и уже тогда была малышкой с огромной силой. С первых кинопроб было ясно, что Пили подходит на роль. Она может сыграть любой возраст и передать любую эмоцию на экране».
(о Брюсселе) «Я хотел показать город, в котором живу, использовать для съёмок те места, которые я прохожу каждый день, слыша смесь акцентов: фламандский, брюссельский, валлонский, французский и люксембургский. Я хотел, чтобы бог в моём фильме существовал в осязаемом пространстве, в городе, где постоянно что-то ремонтируется, ничего не работает, в месте, настолько уродливом, что оно уже становится прекрасным».
«У меня есть пара картинок в голове: фотографии, на которых человек смотрит в линзу объектива. Много кадров в фильме построены таким образом. Люди со стороны смотрят, как проходит жизнь. Я хотел быть прямолинейным, придать очевидную театральность, симметричность, как в церквях. Весь кадр, от проезжающей машины до двери случайного здания, построен на поиске симметрии и фронтальном подходе, который напоминает священные образы».
«Это очень захватывающе использовать декорации, в которые ты не веришь, зритель видит, что они фальшивые и хочет верить в них ещё больше. Кроме экономической свободы этот приём предлагает много и с точки зрения драматургии: так даже интересней - увидеть Брюссель с высоты полёта, но с использованием картонных коробок. Ты полностью в повествовании, не в реальности».
«Мне больше нравится, когда кино воспроизводит механизм мысли, нежели чем когда оно пытается притвориться реальностью. Как и литература, кино обладает властью воспроизводить механизм мысли, ассоциации, оно имеет дело с сознанием, не с реальностью. Реальность - это договорённость со зрителем, когда ему говорят: «это реальность, поверь мне». Подобное мне малоинтересно. Напротив, я восхищён свободой нашего мозга организовывать наши впечатления, создавая театр жизни, организовывая историю на основе того, что нас окружает. Это тот сложный комплекс, который я пытаюсь исследовать. Снимаю свои фильмы так, чтобы они резонировали с моим непостигаемым опытом, который мы все разделяем, странным опытом - быть живыми. Литература делает это всё время. В немом кино и фильмах 1960-х и 1970-х тоже это использовали».
ПРЕССА:
«Парадоксальную комедию Ван Дормеля непременно сравнят с «Амели» - и это несправедливо. Якобы изобретенный Жан-Пьером Жене стиль на самом деле открыл именно Ван Дормель, за десяток лет до того, в своем дебюте «Тото-герой», награждённом каннской «Золотой камерой». С тех пор темы каждой ленты этого причудливого режиссёра - бывшего профессионального клоуна и вдохновителя театра, в котором играют люди с синдромом Дауна, - остаются прежними: ребёнок, скрытый в каждом, причудливые повороты судьбы, неразрывная связь жизни со смертью. С самого начала Ван Дормель индифферентен к любым тенденциям, стилям и течениям. Его фильмы стоят и всегда стояли особняком, но противостоять их обаянию при этом способны очень немногие… Однорукая одинокая красавица, одержимый сексом маньяк-интеллектуал, прирождённый убийца с ружьем в кофре, влюблённая в гигантскую цирковую горилла дама (в этой роли сама Катрин Денёв), мечтающий о превращении в девочку мальчик-очкарик и случайно встреченный бомж, записывающий за дочерью Всевышнего новейшее Евангелие, - вот лишь некоторые элементы, из которых складывается этот фильм. Он настолько остроумен и вместе с тем меланхоличен, что велико искушение пересказывать каждую его деталь, открывая один сюжетный поворот за другим. Типун критику на язык… Такие фильмы способны на настоящее чудо: вернуть веру если не в человечество, то хотя бы в способности кинематографа» (Антон Долин, «Афиша. Воздух»).
«Главный предмет добродушной сатиры Ван Дормеля - идея патриархального Бога и весь следующий за этим перекос в доминирование, унижение и насилие… Весь фильм - каскад изобретательных гэгов (в городе, населённом курицами, курицы смотрят кино про куриц), никогда не знаешь, что увидишь в следующую секунду; пересказать все гэги невозможно, да и не нужно - их, как и персонажей, здесь десятки, если не сотни… Этот фильм, помимо прочего - ещё и оммаж кинематографу (даже со стороны куриц): здесь много цитат, кадры из «Александра Невского», а линия Денёв кажется потерявшимся сюжетом Марко Феррери, у которого Денёв играла и собаку, и белую женщину, но во вселенной которого ей по странному недоразумению так и не удалось встретиться с обезьяной» (Мария Кувшинова, «Сеанс»).
«Новейший завет» Жако ван Дормеля - неполиткорректная, отвязная, дико смешная комедия, захлебывающееся собственной талантливостью фэнтези… Да, Ван Дормель «переписывает» Библию. Согласно его трактовке, первым Господь сотворил не Райский сад, а Брюссель. И апостолов было не 12 (как в хоккейной команде), а 18 (как в команде бейсбольной). Но кем надо быть, чтобы оскорбиться этой талантливой, доброй и совершенно беззлобной сказкой?» (Стас Тыркин, «Комсомольская правда»).
«Это хлёсткая пародия на мироустройство, которым заправляет неумный и деспотичный Бог, укрывшийся в бункере, третирующий свою жену и дочь. Десятилетняя Эя вырывается из заточения, предварительно вскрыв отцовский компьютер и оповестив эсэмэсками жителей Брюсселя о дате намеченной каждому смерти. Почти всё остальное в картине столь же остроумно выполнено, как придумана основная сюжетная канва… Грустная шутка завершается апофеозом всеобщего счастья, которое воцаряется на планете с лёгкой женской руки. Видно, цивилизация, где все боги мужского пола, необратимо себя изжила» (Андрей Плахов, «Коммерсантъ»).
«Это один из тех фильмов, которые появляются раз в несколько лет чтобы разобрать сердце зрителя по кусочкам и собрать его в новом порядке… «Новейший завет» - универсальное описание где тонко там и рвущегося миропорядка и руководство как противостоять его пакостям без ущерба для души, рассудка и жизни» (Вероника Хлебникова, «Культпросвет»).
«В фильме придумка на придумке. Не знаешь, чего ожидать в следующий момент: гэг либо словесную шутку… Сильнее всего взаимопритяжение с «Амели»: любая высказанная мысль или фантазия тут же обретает в «Новейшем завете» мгновенное, чаще всего пародийное, экранное вопрощение: вот как может получиться при реализации! Но сон с танцующей на столе ладонью адресует к «Семейке Аддамс». Пробивание Отцом закрытых дверей топором - к «Сиянию». Лаз через люк стиральной машины, за которым обнаруживается длинный тоннель, - к кроличьей норе из «Алисы». Когда фильм говорит о том, что Отец стал стравливать людей между собой, иллюстрацией служат, в частности, кадры из «Александра Невского» Эйзенштейна. Ну а уж эпизод с гориллой Кинг-Конгом, в котором снялась сама великая Катрин Денёв (её стареющая героиня, одна из новых шести апостолов, давно заброшенная деловым мужем, находит себе нового заботливого мужчину-супруга в цирковой клетке), напоминает о целом ряде фильмов ещё одного неповторимого классика Марко Феррери с той же Денёв, Марчелло Мастроянни и нынешним российским гражданином Депардье: от «Прошай, самец», где обезьяна тоже играла важную роль, до «Суки», где сама Денёв была собакой. Интереснее, однако, то, что фильм не о богах - о людях. Он - оптимистический. Но наполнен печалью по человеческому одиночеству и безысходности человеческой судьбы» (Юрий Гладильщиков, «Forbes»).
«Всё, что делает Ван Дормель, определяется одним его свойством. В быту оно бывает и таким, и сяким, и трогательным, и неприятным. Когда же оно приобретает эстетическое измерение, на режиссёре можно ставить крест. Речь идёт о желании понравиться зрителям - не уговорить, не заставить полюбить себя, а подольститься к ним. Это желание выдаёт и режиссёрскую беспомощность, и режиссёрское, скажем так, хитроумие… Ни один вменяемый режиссёр не будет обозначать в фильме все проблемы, будоражащие чувствительность общества. Ни один, кроме Ван Дормеля… Но в том-то и заключен позорный секрет желания понравиться, что ведомый им режиссёр боится рисковать, ставит на повторение того, что уже завоевало сердца зрителей. «Новейший завет» перегружен отсылками к среднеевропейскому набору «фильмов-которые-обязаны-нравиться-иначе-вы-бесчувственные-тупицы». Это не синефильская игра цитатами, складывающимися в оригинальный текст. Не обозначение традиции, наследником которой ощущает себя режиссёр. Не почтительный поклон великим предтечам. Это поведение приказчика из галантереи, у которого слегка помутился разум из-за множества взаимоисключающих пожеланий покупателя. Вследствие помутнения он не предлагает клиенту шарфики или там юбки одну за другой, а напяливает на себя всё, что есть в ассортименте» (Михаил Трофименков, «Коммерсантъ Weekend»).
«Новейший завет» - сказка для взрослых и детей, или фильм для «семейного просмотра». Сказка, нисколько не оскорбляющая чувства верующих и тех, кто не верит промоутерским воззваниям перед премьерой для накопления кассы… Режиссёр, чье кино расцветает под воздействием компьютерных трюков, подтвердил свою давнюю роль рыжего клоуна, догадавшегося или пошутившего, что судьба человека предначертана в компе и смс-ках… Похоже, Ван Дормель «отмывает» стереотипы восприятия «высоких искусств» в стиле, технике цирковых аттракционов. Он как бы валяет дурака, ваяя картинки своего «Новейшего завета», который опубликован в этом фильме без текста - в рисунках. Рабы не мы, а персонажи «Новейшего завета» - марионетки, но только до вмешательства девочки-дарительницы и, разумеется, хакерши. Без взлома компьютера, без его перезагрузки (эту манипуляцию совершает добрая мама) не спасти людей от вялой жизни. С другой стороны, - тут режиссёр надевает временно маску белого клоуна - без осознания человеком его смертности (в мгновенных донесениях смс-ок) - человека тоже не образумить» (Зара Абдуллаева, «Искусство кино»).