АНГЕЛЫ РЕВОЛЮЦИИ
(Россия, 2014)
Режиссёр: Алексей Федорченко.
В ролях: Дарья Екамасова, Олег Ягодин, Константин Балакирев, Павел Басов, Георгий Иобадзе, Алексей Солончев, Полина Ауг.
Жанр: романтическая драма.
1934 год. На севере СССР неспокойно - хантыйские и ненецкие шаманы не хотят принимать новые традиции. Чтобы примирить две великие культуры - культуру Русского Авангарда и Древнее Язычество - в обскую тайгу отправляются люди искусства: композитор, скульптор, театральный режиссёр, архитектор-конструктивист, кинорежиссёр-примитивист и руководитель отряда - знаменитая «Полина-Революция»…
«Ангелы революции» - фильм режиссёра Алексея Федорченко, который также принял участие в написании сценария и выступил в качестве одного из продюсеров. Алексей Федорченко родился в 1966 году в городе Соль-Илецке Оренбургской области. В 1967 году его семья переехала в Свердловск (ныне Екатеринбург), где он и живёт по настоящее время. Федорченко окончил Уральский политехнический институт в Свердловске (был инженером-экономистом оборонного завода) и сценарную мастерскую ВГИКа. Работал ассистентом режиссёра и руководителем продюсерского управления Свердловской киностудии. Его документальный фильм «Давид» удостоен призов международных фестивалей в Любляне и Стокгольме. Федорченко стал известен на весь мир после выхода в 2005 году фильма-мистификации «Первые на Луне», получившего приз за лучший документальный фильм программы «Горизонты» Венецианского кинофестиваля. В 2007 году снял игровой фильм «Железная дорога», а в 2010 году - нашумевший фильм «Овсянки», показанный на большом количестве кинофестивалей и получивший множество призов. Драму «Небесные жёны луговых мари» (2012) Федорченко снял на марийском языке, картина имела хорошую фестивальную судьбу и была удостоена приза им. Г. Горина «За лучший сценарий» (Денису Осокину), приза «За лучшую операторскую работу» (Шандору Беркеши) и диплома Гильдии киноведов и кинокритиков на XXIV открытом российском кинофестивале «Кинотавр» в Сочи. Федорченко также автор нескольких документальных фильмов («Дети Белой могилы», «Банный день», «Ветер Шувгей», «Австралия»), игрового видеофильма «Шошо» (2006), телесериала «Похищение воробья» (2006) и новеллы «Хроноглаз» в киноальманахе «Четвертое измерение» (2011). Награжден медалью «За заслуги перед космонавтикой». Член Европейской киноакадемии.
Фильм «Ангелы революции» основан на реальных событиях. В 30-х годах прошлого века, для нормализации отношений с туземцами, в тайге на берегу реки Амня (приток Казыма) была построена Казымская культбаза - оплот советской культуры на севере. Школа, больница, ветеринарный пункт и даже музей. Но туземцы - ханты и лесные ненцы - не приняли новую культуру - их древние боги запретили идти на контакт с русскими. О событиях, которые тогда произошли в казымской тайге, до сих пор местные жители говорят шепотом и называют их не иначе как «Большая Самоедская Война». Хотя Казымское восстание имело большой политический резонанс, в его ходе погибло всего 11 человек - восемь советских представителей и трое хантов. «Ангелы революции» уже второй фильм, вдохновленный Казымскими событиями. В 2009 году Олег Фесенко выпустил приключенческую ленту «Красный лед. Сага о хантах», сильно приукрасившую реальные события. А вот Алексей Федорченко подчеркнул, что «Ангелы революции» - это «мозаика из реальных фактов», в нём «95 процентов документов и пять – фантазии». Например, в биографию одного из персонажей картины включены факты из жизни создателя знаменитой «Симфонии гудков» Арсения Авраамова и руководителя карательной экспедиции против хантов и ненцев Ивана Шишкина. В пламенной речи другого «ангела революции» - архитектора - об организации «огненных похорон» используется полный текст из газеты 1929 года о строительстве первого московского крематория.
Полину Шнайдер играет Дарья Екамасова («Игры мотыльков», «Свободное плавание», «Живи и помни», «Жила-была одна баба», «Небесные жёны луговых мари», «Легенда № 17»), в большинстве других ролей заняты артисты екатеринбургского «Коляда-театра».
Всех хантов и ненцев в «Ангелах революции» сыграли настоящие ханты и ненцы из тех мест - у многих из них есть родственники, пострадавшие во время восстания. Для съёмок заключительного эпизода картины режиссёр специально нашел «первую девочку советской Югры» Екатерину Обатину, которая родилась в 1934 году и жила в Казыме, где и происходит основное действие картины. «Её не было в сценарии, я её придумал, когда мы ехали в Казым. И мы решили её найти. Оказалось что она жива, она всю жизнь работала учителем русского языка, была участницей хора долгое время. Я ей предложил: давайте камеру поставлю и вы споёте что хотите. Думал, что она споёт песню хантов, а она спела «Песню о тревожной молодости» Пахмутовой. И мы её сняли с первого дубля. Она умерла через три недели после съёмок», - рассказал Федорченко.
Оператором-постановщиком «Ангелов революции» стал российский кинооператор венгерского происхождения Шандор Беркеши («Коктебель», «4», «Свободное плавание», «Отрыв», «Сумасшедшая помощь», «Исчезнувшая империя»), с которым Федорченко уже снимал «Четвертое измерение» и «Небесных жен луговых мари».
Половина фильма «Ангелы революции» снималась в Казыме, на территории бывшей Казымской (Амнинской) культбазы, именно там, где разворачивались трагические события в начале 30-х годов прошлого века. А половина - в Екатеринбурге и его окрестностях.
Премьерный показ «Ангелов революции» состоялся 18 ноября 2014 года на кинофестивале «Тёмные ночи» в Таллине, где фильм был удостоен Спецприза. Российская премьера картины состоялась в рамках конкурсной программы 26-го российского кинофестиваля «Кинотавр», на котором она получила приз «За лучшую режиссуру», а также приз гильдии киноведов и кинокритиков «Слон». Другие награды «Ангелов революции»: специальный приз «Марк Аврелий будущего» IX-го Римского кинофестиваля (Алексею Федорченко); приз за лучший Европейский фильм «Cineuropa» кинофестиваля «Lisbon&Estoril» в Лиссабоне; приз за лучший фильм российской программы 37-го Московского МКФ; ппециальное упоминание жюри Одесского МКФ; приз за лучшую режиссуру Якутского МКФ.
ДМИТРИЙ ВОРОБЬЁВ, продюсер:
«В тот момент, когда мы получили господдержку, на пост министра пришёл Владимир Мединский, и мы получили от службы ведомства письмо, где говорилось, что Владимир Ростиславович хочет уточнить, что это будет за кино. И мы поняли, что Мединского интересует, не будет ли Федорченко перевирать исторические факты. Мы отправили сценарий, где Алексей написал, что все факты будут соответствовать действительности. И получили одобрение от министерства».
АЛЕКСЕЙ ФЕДОРЧЕНКО:
«Всё началось так: десять лет назад, в январе 2005 года, я приехал на свой первый кинофестиваль в Ханты-Мансийск с фильмом «Первые на Луне». И там во дворе гостиницы «Югорская долина» стоял чум. В нём ханты развлекали фестивальный люд - готовили оленину, строганину. Я всё это очень люблю, и там засел я на два дня. На фильмы я не ходил, а сидел там - пил бульон и ел сырое мясо. И разговорился с той семьёй, Молдановых, это очень известный в Югре род, и они мне рассказали про своего деда, который был одним из организаторов Казымского восстания. Как и 99% россиян я про это, конечно, ничего не знал. Но меня это очень заинтересовало, как же - восстание шаманов против советской власти! Я пошёл в Ханты-Мансийский институт Угроведения. Несколько дней я там проработал, собрал всё, что издавалось по этой теме, а было издано очень немного. Увёз я с собой пару диссертаций, несколько статей и две книжки. Страшную книгу «В гнёздышке одиноком» Татьяны Молдановой о периоде после восстания и книгу Еремея Айпина «Богоматерь в кровавых снегах». Потом я с ужасом узнал, что по этой книге уже начали снимать фильм «Сага о хантах». Но прочитав её, я успокоился: это было совсем не то, что хотел сделать я. Сценариев мы за восемь лет написали несколько - от поэтического, который написал Денис Осокин, до строго документального. Мы несколько раз приходили со сценарием в Госкино, нас заворачивали, да и меня все эти варианты в полной мере не удовлетворяли. Но когда возникла идея о столкновении двух великих языческих цивилизаций - цивилизации советского авангарда и шаманской цивилизации, всё встало на свои места».
«В Казыме есть музей, но там про это восстание почти ничего нет. Сейчас, я думаю, ситуация изменится, я оставил там весь свой реквизит - парты, вывески - всё, что было. И теперь там будет что-то вроде уголка Казымского восстания в двух классах той самой Культбазы. Участники Казымского восстания, погибшие на допросах князья и шаманы, до сих пор не реабилитированы. Они не считаются репрессированными, а идут по уголовным статьям, как за убийство. И поэтому ханты всегда немножко стыдились этой истории. Но, конечно, все знают про это восстание: хантов вообще очень мало, и у каждого кто-то из семьи участвовал в этом восстании. Во время самого восстания погибло не больше десяти человек, а вот когда пошли аресты - значительно больше, около 40 человек погибло при допросах, их там забили просто. Для хантыйского народа потеря в 60 человек - очень большая цифра. На всей огромной территории до самого Ямала их всего-то полторы тысячи… Сначала была сеть Культбаз. Больницы, музеи, ветеринарные участки, школы-интернаты, куда забирали детей, ну и, конечно, пункты приема пушнины. То есть, по всему северу были построены такие островки советской цивилизации. И межцивилизационное непонимание началось именно на этом этапе. Например «куль» на одном из диалектов ханты - это чёрт, и получается, что Культбаза - это место, где живут черти. А Красный чум, показательный чум - как надо жить (там речь шла, в основном, о гигиене или о каких-то других российских порядках), так вот, Красный чум в мифологии хантов и ненцев - место, где живут мертвецы… Всё это делалось с благой целью, нужно было занимать территорию. Первые шаги были чрезвычайно романтические, просветительские. А потом, когда хантов стали обкладывать данью, потому что нужны были деньги и пушнина, они возроптали. Предпосылки к восстанию, в итоге, были экономические. Налоги очень сильно увеличивались, и почему-то именно на кочующие народы: известно, что зыряне, например, платили меньше. А потом ещё стали забирать детей. В Казым съехались родители, 40 нард, и всех детей забрали. И тогда уже, чтобы подавить это ещё не восстание, но бунт, недоразумение, была отправлена та самая экспедиция из Свердловска во главе с Полиной Шнейдер. Не чтобы подавить - договориться. Полина Шнейдер вообще была завнаркоматом просвещения Крыма, учительница».
«Сначала у нас было две самостоятельные идеи: экранизировать произведение Дениса Осокина «Ангелы и революция» и сделать кинорассказ о Казымском восстании народов северного Приобья - хантов и лесных ненцев - против советской власти. Первый сценарий под названием «Записки чекиста» - это мозаика из жизни молодого чекиста, ровесника века, и его друзей-художников, об их приходе в революцию и бурной дореволюционной молодости. Отдалённый прототип героя - Блок. Но сценарий не склеился: Осокин написал очень хорошую литературу, её можно и не экранизировать - она самодостаточна. И тогда возникла мысль объединить оба сценария: снять фильм о Казымском восстании, где персонажи будут говорить волшебным языком героев Дениса. То есть восстание стало исторической фабульной канвой, история придумана, а диалоги из книг Осокина её украшают».
«Сценарий мы писали долго… Придумывая истории своих героев, я просмотрел биографии около четырёхсот художников-авангардистов всех направлений – от скульпторов и кинематографистов до архитекторов и композиторов. И самые интересные факты из их биографии я отдал своим героям. У каждого из «ангелов» есть реальный прототип, а всё происходящее - это мозаика из реальных событий… Пять центральных персонажей в «Ангелах» носят имена реальных людей, которых хантыйские шаманы принесли в жертву во время Казымского восстания, - но истории этих героев я специально выдумывал. Мне хотелось показать столкновение двух цивилизаций - советской и древней хантыйской; как показывать шаманов, было более-менее понятно, а советскую сторону мне хотелось сделать поинтереснее, так что я решил сделать её цивилизацией русского авангарда. Поэтому прототипами моих персонажей стали советские авангардисты: для главного героя, например, это композитор Авраамов, ещё есть Термен, есть Эйзенштейн, скульптор - такой собирательный Эрьзя, театральный режиссёр, списанный с главрежа Латышского национального театра в Москве… Я рассказываю историю каждого из них, поэтому картинка получилась насыщенной».
«Мы полностью отказались от штампов, с помощью которых передаётся это время и эта тема - время революции и тема северных народов… Я сразу решил, что в «Ангелах» не будет красных плакатов, не будет никаких бубнов и чумов - это же штамп на штампе. Такое решение сразу делает съёмки интереснее - как, например, не использовать красный при изображении советской цивилизации, если всё на нём держится? У нас вот получилось очень просто: у героев кончился кумач, а ехать за ним надо аж в Березово».
«Столкновение двух культур - русского авангарда и древнего обского шаманства - мы хотели показать через театр. Советскую культуру представляет авангардный театр, культуру народов Северной Сибири - мансийские куклы. Герои фильма оказались на острие этой сшибки культур, пытались навязать другой цивилизации свою… Наш фильм - о том, что нельзя подходить ко всем народам с одними лекалами. О том, что ты не всегда прав, даже если, согласно твоим представлениям, - прав. Фильм окончательно сложился, когда мы нашли девочку, которая первой родилась на казымской культбазе. Я не надеялся её найти, но оказалось, что она жива, очень стара и плохо ходит. Она стеснялась говорить, и я попросил её спеть - говорили, что она в юности была певуньей. И когда она спела «Жила бы страна родная, и нету других забот…» - я понял, что фильм готов».
ПРЕССА:
«Федорченко находится в своих особых отношениях с реальностью… Его творческий метод определяют как «магический неореализм», но с таким же успехом его можно было бы назвать социалистическим сюрреализмом. Трудно сказать, что ближе к истине, касательно фильма, в котором даже декоративные собачки с искусственными крыльями участвуют в пропагандистском шоу. Одним из стилистических предшественников «Ангелов революции» был давний фильм Александра Митты «Гори, гори, моя звезда» - хоть и снятый с другим идеологическим знаком, но тоже посвященный революционному авангарду и тоже близкий стихии лубка, примитивизма, театра масок. Впрочем, у Митты не было тех региональных народных корней, которые питают экранный мир Федорченко… Выйдя на эту золотую жилу, Федорченко стал певцом локальных культур, пока ещё не до конца раздавленных катком глобализации. В этом воспевании нет пафоса, зато есть ностальгия по утраченному и снижающий пафос трагикомизм. Именно в этой тональности снята финальная сцена «Ангелов революции», в которой Катя, первая новорожденная того революционного роддома, ныне глубокая старуха, поёт «Песню о тревожной молодости» Пахмутовой. Это тот случай, когда документальная фактура оправдывает завихрения самой причудливой фантазии» (Андрей Плахов, «Коммерсантъ»).
«Миссионеры из Москвы действительно засылались в тундру, на край загадочной цивилизации, где орудовали пером и мечом: пролили немало крови, в том числе и собственной. Но киносеанс, по ходу которого отснятый на заповедном острове фильм проецируется на облака белого дыма над костром, или постройка воздушного шара из звериных шкур, над которым красуется надпись «Наркомнебо», конечно, принадлежат уже к области чистой поэзии. «Ангелы революции» - самый цельный, последовательный, зрелый и гармоничный из фильмов Федорченко: если по какой-то несчастливой случайности вы до сих пор не знакомы с его цельным и своеобразным кинематографом, начинать следует именно отсюда… Тема фильма неразрывно связана с раннесоветским наследием, так активно переосмысляемым в свете событий последнего года, - как к этому ни относись, но в соседней Украине случилось что-то очень похожее на революцию и гражданскую войну. Как подлинный художник, Федорченко не стремится никого заклеймить или оправдать. По-своему прекрасны в своей уверенной жестокости и бескомпромиссности его авангардисты, каждый из которых лелеет свою мечту: от создания симфонии заводских гудков или воздвижения памятника «первому революционеру» Иуде Искариоту до постройки универсальных крематориев по всей территории молодой советской республики. Не менее веской выглядит шаманская правда ханты и ненцев, не желающих расставаться со своими богами и упрямо верящих в то, что те придут на помощь. Прогрессисты и консерваторы, по сути, хотят не политической или экономической власти - и тем и другим необходима монополия на истину, лежащую в фундаменте миропорядка. В отличие от других кинематографических адептов русского лубка - Сергея Овчарова, Петра Луцика или раннего Сергея Сельянова - Федорченко не только любуется русской иррациональной стихией, но и анализирует её, здраво и горько, с нежным, временами почти незаметным юмором» (Антон Долин, «Афиша. Воздух»).
«Незаурядная способность писателя Осокина находить и подсвечивать в любой среде - будь то малочисленные северные народы или сообщество столичных модернистов - увлекательный узор балаганной поэзии, вместе с визионерством, чувственностью и музыкальностью Федорченко - по сути сплошь орудия развлечения, причем истинно кинематографического, так как кино скорее происходит от ярмарочного балагана, чем от книги или художественного театра. У Федорченко экзотические сувениры из дальних краев и припасённые исторьетки из ушедших эпох - это, в первую очередь, несвойственные нашей привычной жизни пестрые возбудители, расписанные и выставленные в пристойной художественной композиции дуделки и свистульки, призванные действовать через чувства, а уже потом страшные призраки революционной истории, и совсем уж потом, где-то в корне, — очередные памятники любви, разочарованию и смерти… Пусть Федорченко, наш хэнд-мэйд Гринуэй, не обходится без длиннот и неприятного привкуса любительщины, который неизбежно возникает каждый раз, когда художник приближается к территории ар-брют, он всё равно выдаёт осмысленную историю с началом и концом, сердцем и мозгом, знанием материала и смелостью интерпретации, и если вокруг неё и веет душок аутсайдерства, то это, скорее всего, желание самого автора… На Римском фестивале Федорченко, представившего «Ангелов…», назвали «режиссёром будущего». Мне кажется, всё ровно наоборот. Пока мы все жадно и совершенно бессмысленно вглядываемся в будущее нашей страны и нашего кинопроцесса, кто-то должен оглянуться назад. Федорченко сделал это интересно и своевременно» (Ольга Касьянова, «Сеанс»).
«Ангелы Революции» - монтаж всех вообразимых полярностей. Бурлеска с мифологией, притчи с политикой, философии с сюром, условности, вопиющей театральности с историческим фактом… Для Федорченко время - эстетическая категория, он не имитирует эпоху, складывает свой монтаж аттракционов из скоморошества, балаганного театра марионеток, фрагментов фильмов, зарубленной за чрезмерный авангардизм кантаты Прокофьева, а также из эпоса, древних обрядов/заговоров и жгучей иронии. В «Ангелах…» время бурлит, смешивая «слои». Как в страшном сне… Федорченко строит фильм, как его верный соавтор Денис Осокин свои книжки - кирпичики микроновелл складываются в общую переливающуюся смыслами и настроениями мозаику» (Лариса Малюкова, «Новая газета»).
«Есть миф о человеке, который всю жизнь провёл среди аборигенов Австралии и ни разу не видел кино. А увидев впервые, испугался: на экране разговаривали головы без туловищ! В таком положении человека, не готового к определённому языку в искусстве, рискуют оказаться те, кто отслеживают каждый опус фон Триера и не следят за эволюцией родных культур. А там уже утвердилось художественное мышление, которое оценили в Варшаве, Париже и Риме, но в России до сих пор считают чем-то вроде местного говора. Его первооткрыватель в театре - Николай Коляда, в кино - Алексей Федорченко. Оба признаны в мире, оба родственны по духу, явно влияют друг на друга, и не случайно в новом фильме Федорченко «Ангелы революции» можно увидеть едва ли не всех ведущих актёров «Коляда-театра». Это театральное кино - обострённо образное и метафоричное, условное и в основе и в деталях, и те, кто проморгал «Коляда-театр» и всё, с ним связанное, будут фильмом озадачены: примут за казус то, что стало языком. Его приметы: умение из любого бытового предмета создать артефакт. Непривычно глубокая связь с древними национальными культурами, бытовавшими на территории России, - от шаманских медитаций до скоморошества. Мифология, сплетённая с реальностью. Отказ от бытоподобия при абсолютном слухе на художественную правду. Герои «Ангелов» говорят языком не просто литературным, но словно воскресшим из мёртвых - так излагали свои мысли-лозунги энтузиасты времен Маяковского и Хлебникова («Мы умерли и пришли за вами» - одна из первых реплик Полины-Революции в исполнении Дарьи Екамасовой). Это кино ритуалов и масок… Воскрешается не облик 30-х, а их дух… Это и впрямь во многом новое кино, альтернативное торжествующему сегодня бытовому реализму, - фантазийное, поэтическое, корнями связанное с той «народной драматургией», лабораторией которой стал Екатеринбург» (Валерий Кичин, «Российская газета»).
«Хотя формально фильм Федорченко - цельное повествование, фактически его лента - сумбурная, не особенно связная куча-мала из сюрных сцен, иллюстрирующих разные аспекты авангарда и примитивизма… В картине есть превосходные визуальные находки и неожиданные постановочные ходы, но насколько лучше бы фильм смотрелся, если бы эти находки и ходы не висели в воздухе, а прилагались к полноценным персонажам, которым можно было бы сопереживать, и к захватывающему повествованию, которое «протаскивает» зрителей через двухчасовой фильм! В «Ангелах» же нет ни того, ни другого… Пожалуй, самое неприятное, что можно сказать об «Ангелах революции», заключается в том, что для понимания картины большинству зрителей придётся прочесть интервью Федорченко, в которых он рассказывает о том, что оставил за кадром. Так, оказывается, слово «куль» в хантыйском языке значит «чёрт, демон», а красный цвет ассоциируется со смертью и покойниками. Поэтому трудно было придумать более неудачное название для продвижения советской культуры, чем «Красный культпросвет». Подобные факты, позволяющие оценить всю сложность противостояния русских и хантов, многие режиссёры на месте Федорченко постарались бы использовать в картине, чтобы она говорила сама за себя и не требовала пояснений постановщика. Уралец же избрал иной путь - и создал, бесспорно, неожиданный и необычный, но при этом невнятный и тягомотный арт-фильм, упустивший возможность не просто наметить тему отношений хантов и русских, а всесторонне её раскрыть» (Борис Иванов, film.ru).
«Ангелы революции» - лучший отечественный фильм со времен «Морфия» и «Кочегара» Алексея Балабанова. А ещё - лучший наш и один из лучших в мире фильмов о революции. Констатировать эту радость просто. Объяснить, как придуманы «Ангелы», в чём их идея, тоже можно. Гораздо сложнее - или невозможно - объяснить, как эта идея воплотилась в экранные галлюцинации… Великое кино о революции - оно ведь обычно о чём. Или о человеческой лаве, о коллективном теле, убиваемом, но не умирающем («Броненосец «Потёмкин» или «Битва за Алжир»). Или о том, как энтузиазм переходит в остервенение, страсть построить будущее «здесь и сейчас», в хмурой крестьянской стране, приводит к тупой бойне («В огне брода нет»). Но фильма о революции, начинающегося со слов «Енотики! Енотики!», быть не может никак. Нежность кажется неуместной в разговоре о революции. Однако же вот фильм, сделанный с нежностью к революции… В концентрации гениев-утопистов в годы революции было что-то нечеловеческое. Алексей Лосев, говоря о гениях Ренессанса, употреблял термин «титанизм»: он уместен и тут. Но ангелы - не столько титаны, сколько дети. И пространство они не ломают. Пространство - вот загадка фильма. Оно ненавязчиво, но радикально изменчиво, оно словно лепит само себя, как из пластилина. Разговор, начавшийся в одном измерении, может продолжиться в совсем ином. Кажется, что в фильме вообще ни одна сущность не имеет завершенной формы. Наверное, такое движение пространственных пластов - главная, обобщающая метафора революции, не подчиняющейся даже ангелам, не то что людям» (Михаил Трофименков, «Коммерсантъ Weekend»).