ПРОГУЛКА («The Walk», США, 2015)
Режиссёр: Роберт Земекис.
В ролях: Джозеф Гордон-Левитт, Бен Кингсли, Шарлотта Лебон, Джеймс Бэдж Дэйл, Бен Шварц, Стив Валентайн, Клеман Сибони, Серджо Ди Зио, Бенедикт Сэмюэл, Натали Тибо, Марк Камачо.
Жанр: биографическая драма.
Двенадцать человек побывали на Луне. А пройти над бездной по стальному канату, натянутому между башнями Всемирного торгового центра в Нью-Йорке удалось всего лишь одному человеку в мире - воздушному акробату Филиппу Пети, который не смог бы воплотить в жизнь этот дерзкий и безумный план без помощи и поддержки друзей и своего наставника Папы Руди…
Фильм основан на реальной истории французского канатоходца Филиппа Пети, который в 1974 году прошёл без страховки по канату, натянутому между башнями-близнецами Всемирного торгового центра на высоте 450 метров. Позже этот поступок был назван «художественным преступлением века». Об этом удивительном подвиге Пети уже шла речь в оскароносном документальном фильме Джеймса Марша «Человек на канате» (2008), восстанавливающем события того дня по фотографиям и интервью. В основу сценария первой игровой картины на эту тему была положена автобиографическая книга самого Пети «Достать до облаков» и изначально фильм носил то же название. Позже оно было изменено на «Прогулка по облакам», а затем сокращено до просто «Прогулка».
Маститый кинорежиссёр Роберт Земекис («Роман с камнем», три части «Назад в будущее», «Кто подставил кролика Роджера», «Смерть ей к лицу», «Форрест Гамп», «Контакт», «Что скрывает ложь», «Изгой» , «Полярный экспресс», «Беовульф», «Рождественская история», «Экипаж») снова прибегает к помощи новейших технологий, но не в ущерб эмоциональной составляющей истории и её героям. Земекис рассказывает, что впервые наткнулся на историю Пети в детской книжке Мордикая Герштейна 2003 года «Мужчина, который ходит среди башен». Его фильм повествует о ранних годах жизни знаменитого канатоходца и о том, какую тщательную подготовку (зачастую - в обход закона) ему потребовалось провести, чтобы выполнить свой 45-минутный трюк в небе над Нижнем Манхэттеном.
Исполнитель главной роли Джозеф Гордон-Левитт («10 причин моей ненависти», «Загадочная кожа», «Кирпич», «500 дней лета», «Начало», «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды», «Хэшер», «Жизнь прекрасна», «Срочная доставка», «Петля времени», «Линкольн», «Город грехов-2: Женщина, ради которой стоит убивать», «Страсти Дон Жуана») перед съёмками занимался с Филиппом Пети, который живет в Нью-Йорке и до сих пор каждый день в качестве разминки ходит по тому самому канату, который использовал в 1974 году. Пети спланировал для актёра специальные занятия, разбитые на десятиминутные блоки. В восьмидневный тренинг вошло всё от жонглирования до умения правильно надевать обувь (только стоя и ни в коем случае не сидя!). Гордон-Левитт ставил французский акцент, слушая Пети («У него уникальная манера говорить»), учился тому, как правильно задействовать мышцы тела и рук, чтобы оставаться в напряжении во время ходьбы по канату, и на своем опыте убедился, что Пети не случайно наклонялся назад во время исполнения трюка - не столько ради перфоманса, сколько потому, что от тяжёлого шеста устают руки. В итоговой версии фильма мы увидим Гордона-Левитта с рыжими волосами и голубыми глазами - результат использования компьютерной графики. «К этому мне не привыкать, - говорит актёр, вероятнее всего, подразумевая «Петлю времени», где его лицо изменили до неузнаваемости. - Я люблю полностью преображаться, а в «Прогулке» мне пришлось поменять в себе столько, сколько раньше не приходилось менять никогда. Глаза - только малая часть».
Бен Кингсли сыграет роль наставника Пети. Актёру для роли пришлось «вспомнить» чешский акцент и учиться делать узлы с тренером, которого в свое время учил сын того самого Папы Руди. Другие роли в фильме исполнили Шарлотта Лебон («Пряности и страсти», «Пена дней»), Джеймс Бэдж Дэйл («Война миров Z») и Бен Шварц («Va-банк»).
Этот фильм - любовное послание Парижу и Нью-Йорку 70-х годов, но в первую очередь - башням-близнецам Всемирного торгового центра. Земекис воссоздал не только сами башни, но и то, какими их смог увидеть только один человек. Режиссёр, используя спецэффекты и трёхмерную графику, помещает зрителя на канат вместе с Пети. Макеты крыш были возведены на съёмочной площадке в Монреале. Остальное - предзакатное небо, туман и очертания города вдалеке - «цифровые надстройки» («digital extensions»), как их называет Земекис. А по канату актёр ходил на зелёном фоне в виртуальной студии.
Съёмки фильма в Монреале начались 26 мая 2014 года и закончились 6 августа.
Мировая премьера «Прогулки» прошла 25 сентября 2015 года на Нью-Йоркском кинофестивале. «Прогулка» также откроет 28 МКФ в Токио (22-31 октября).
РОБЕРТ ЗЕМЕКИС:
«Воссоздать башни-близнецы с фотографической точностью - такое возможно только в кино. Башни - тоже герои фильма. Филипп очень любил их и говорил о них как о своих компаньонах, своих сообщниках. Как будто они живые существа».
«В техническом смысле это кульминация моей карьеры. Всё, что я делал на протяжении 30 последних лет, привело меня к этому моменту».
«Как говорил Франсуа Трюффо, по-настоящему хороший фильм - это смесь правды и зрелищности. Думаю, ради этого мы и ходим в кино - чтобы увидеть историю, основанную на реальности и простых человеческих переживаниях. А ещё мы хотим, чтобы эта история была красивой. Этот фильм - своего рода любовное послание башням-близнецам, он сделан в их честь. Они выступают в фильме как самостоятельные персонажи. Их история трагична, но то, что сделал Пети, - необычайно красивый и человечный момент в этой истории. Об этом очень важно помнить».
«Когда Джо ходил по канату, под ним было 4 метра пустоты. Нам пришлось придумать, как установить камеры и под, и над канатом. Обычно канатоходца видно только снизу, но мы покажем его и сверху, так что у вас наверняка возникнет приятное чувство головокружения».
ДЖОЗЕФ ГОРДОН-ЛЕВИТТ:
«У актёрского мастерства и хождения по канату много общего. Во время съёмок актёра окружают хаос и неразбериха. Нужно учиться отделять важное от неважного и стараться обо всём этом не думать. Точно так же, когда канатоходец начинает размышлять о том, как высоко он находится и что вот-вот может упасть, это конец. Переход между башнями Всемирного торгового центра - красивое и очень смелое предприятие, но, кроме того, это символ - символ того, что ты веришь в себя достаточно, чтобы сказать: «Я могу добиться чего угодно. Я могу быть тем, кем захочу».
«Филипп Пети - конечно, крайний случай, но я думаю, что-то такое есть в каждом. Человек может достичь желаемого вопреки любым обстоятельствам. Что мне нравится в этой истории, так это то, что она реальная. Филипп - не плод воображения какого-нибудь писателя. Он не супергерой с другой планеты, у него нет никаких суперспособностей. Он обычный человек, как мы все, который решил сделать что-то и пошёл до конца».
«Я мог с лёгкостью ходить взад-вперед по канату, когда он был на высоте двух метров от земли. Без проблем. Но когда его подняли на четыре метра, сколько бы я себе ни повторял, что всё в порядке, моё тело просто немело. Как только задумываешься о том, что теперь-то ты и правда высоко, начинаешь дрожать. Ну а потом падаешь».
«До начала съёмок я восемь дней брал уроки хождения по канату у самого Филиппа Пети. Он учил меня держать равновесие, концентрироваться и даже завязывать шнурки на ботинках (оказывается, в этом деле тоже есть тонкости). Меня поразило, насколько важна не только физическая, но и психологическая подготовка. В момент, когда ты стоишь на канате, всё, что обычно тебя волнует, кажется значительным, должно отойти на второй план. Если во время исполнения трюка ты перебираешь в голове проблемы или сомневаешься в себе, то всё - пиши пропало. Когда Филипп учил меня ходить по канату, он сказал: «Даже не думай о том, что ты можешь упасть. Просто забудь это слово! Запомни: ты сойдешь тогда, когда придёт время». И, знаете, это действительно работает. Очень важно правильно настроить себя».
«Конечно, я не такой отменный канатоходец, как Филипп Пети, но всё-таки я этому научился. Это очень сложно. Кроме того, я играю француза, поэтому говорю с французским акцентом, а некоторые реплики - целиком по-французски. Я не хотел, чтобы моя речь звучала как типичная речь американца, говорящего на французском. Поэтому пришлось постараться, чтобы отработать нужный акцент. Ну и потом, непросто играть человека, движимого таким маниакальным желанием добиться своей цели. Маниакальным - опять же в лучшем смысле слова».
«Фильм снят так, чтобы зритель почувствовал, как ощущает себя человек на канате. Дело в том, что у нас нет никаких видеозаписей того дня. Друг Пети собирался снимать видео, но быстро приехали копы. Осталось только несколько фотографий. Мы воссоздали этот трюк от начала до конца с участием Филиппа. Спрашивали его, что именно он делал, когда переходил между башнями в первый раз, во второй раз, почему, как себя чувствовал… Конечно, это не полное повторение, потому что весь этот трюк занял 45 минут, а мы никак не можем вставить кусок такой длины в середину фильма, но достаточно точное. Кроме того, Филипп присутствовал на съёмках, когда мы снимали эту часть. Так что мы впервые увидим, как это выглядело».
«Конечно, когда мы говорим о ВТЦ, то первым делом вспоминаем об этой трагедии. И так теперь будет всегда. Но мне не кажется, что это плохо. Очень важно помнить о произошедшем, но, как и в случае с любым другим несчастьем, у людей остаются и светлые воспоминания - о счастливых, прекрасных временах и о чувствах, которые они испытывали к тому, что потеряли… В моей жизни произошла одна трагедия - умер мой брат. И для меня важно не думать о том, как это случилось, а помнить его живым, помнить обо всём, что я в нём так люблю. Я думаю, что этот фильм вызовет у зрителей такие же воспоминания. Во всяком случае, я на это надеюсь».
«Такой человек, как Земекис, мог бы позволить себе прийти на площадку и сказать: «Мы будем делать это так-то и так-то!» Но он поступает ровно наоборот. Перед съёмкой сцены он говорит: «Вот это я знаю, а это - нет». Боб любит всё обсудить и вовлекает в обсуждение каждого. Именно так ему удается каждую идею довести до идеала - потому что всем хочется поучаствовать в процессе. Вот что делает его фильмы такими классными».
«Это фильм о свободе выбора, о стремлении достичь желаемого. И я надеюсь, что картина вдохновит миллионы зрителей на поступок. Кто-то скажет, что Филипп - безумец. А я скажу, что он обычный парень, который решил идти до конца. Его авантюра покорила меня, заставила думать о многих событиях в другом ключе. При просмотре картины не стоит забывать, что это реальная история, Пети - наш современник».