Конец прекрасной эпохиКОНЕЦ ПРЕКРАСНОЙ ЭПОХИ
(Россия, 2015)
Режиссёр: Станислав Говорухин.
В ролях: Иван Колесников, Светлана Ходченкова, Фёдор Добронравов, Сергей Гармаш, Борис Каморзин, Дмитрий Астрахан, Лембит Ульфсак, Александр Робак, Элина Пяхклимяги, Тыну Карк, Дмитрий Ендальцев, Юлиан Макаров, Татьяна Ястребова, Дмитрий Соломыкин, Дарья Пугачева, Олег Новиков, Александра Булычёва, Владимир Довжик, Кристо Вийдинг, Андрис Лепик, Герт Раудсеп, Анастасия Евграфова.
Жанр: драмеди.

Молодому журналисту и писателю Андрею Лентулову, известному прямотой своих взглядов, свободой мысли и дерзостью суждений, предлагают переехать из Питера в Таллин, чтобы работать в местной газете. На новом месте Андрей с головой уходит в полный противоречий роман с редактором Мариной, бесконечные случайные связи, и вновь оказывается в плену переживающего своё становление «совка». Здесь ему предстоит решить, на какие компромиссы он готов идти с собственной совестью и талантом…

«Конец прекрасной эпохи» - новая картина 79-летнего Станислава Говорухина, режиссёра таких игровых лент, как «Вертикаль»», «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», «Место встречи изменить нельзя», «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», «В поисках капитана Гранта», «Десять негритят», «Брызги шампанского», «Ворошиловский стрелок», «Благословите женщину», «Не хлебом единым», «Артистка», «Пассажирка», «Weekend», а также автора публицистических, художественно-документальных картин «Александр Солженицын», «Так жить нельзя» (премия «Ника» за лучший фильм 1990 года), «Вторжение», «Россия, которую мы потеряли», «Великая криминальная революция». Фильм «Конец прекрасной эпохи» снят по мотивам биографической повести Сергея Довлатова «Компромисс». Довлатов в «Компромиссе» описывает свою работу в газете «Советская Эстония» на заре застоя - с 1972 по 1974 годы, но в фильме Говорухин перенёс действия на пару лет назад - в 1969 год. «Сценарий будущего фильма понравился наследникам Сергея Довлатова, и они сразу дали разрешение на экранизацию», — рассказывает Говорухин. В качестве названия фильма выбрано одноимённое стихотворение Иосифа Бродского, написанное в декабре 1969 года.

Исполнителя главной роли - журналиста Андрея Лентулова - Говорухин искал больше года. Пробы прошли свыше 500 претендентов. В результате режиссёр остановился на кандидатуре Ивана Колесникова, для которого эта роль стала дебютной в полном метре (до этого - двадцать лет в театре и сериалах, например, князь Хованский в сериале «Институт благородных девиц»).

«Конец прекрасной эпохи» - третья совместная картина Говорухина и актрисы Светланы Ходченковой после лент «Благословите женщину» и «Не хлебом единым». Первая их лента «Благословите женщину» была для Ходченковой дебютом в кино.

Фильм «Конец прекрасной эпохи» снят в чёрно-белой гамме, как и предыдущая картина Говорухина «Weekend». Ответственным за эту стилизацию под чёрно-белое оттепельное кино стал маститый оператор Геннадий Карюк, снявший за свою карьеру более шестидесяти фильмов. Он работал с режиссёрами Кирой Муратовой («Короткие встречи», «Долгие проводы», «Чувствительный милиционер», «Увлеченья», «Три истории», «Второстепенные люди», «Настройщик»), Георгием Данелия («Орёл и решка» и «Фортуна»), Александром Прошкиным («Доктор Живаго», «Живи и помни», «Чудо», «Искупление»). С Говорухиным Карюк сделал уже третью картину, предыдущие - «Контрабанда» и «Пассажирка».

Костюмами в фильме заведовала легендарный мосфильмовский художник Наталья Монева, которая в своё время «одевала» героев лент «Любовь и голуби» и «Формула любви».

Съёмки «Конца прекрасной эпохи» начались весной 2014 года и проходили в Москве, Санкт-Петербурге и Таллине.

Фильм «Конец прекрасной эпохи» 7 июня 2015 года открыл 26-й российский кинофестиваль «Кинотавр» в Сочи.


СТАНИСЛАВ ГОВОРУХИН:
«Фильм «Конец прекрасной эпохи» нельзя называть экранизацией «Компромисса». Там много взято из записных книжек Довлатова, из моих собственных воспоминаний... Я был журналистом. Как раз в то время и чуть пораньше. Журналистом в Казани, и в Москве - в «Советской культуре». Поэтому в картине много личного… Эта картина - по мотивам произведений Довлатова. Просто «Компромисс» - так было в договоре написано, и я не стал менять. Это же не о Довлатове. Герой некий журналист. Половина текстов там сочинена сценаристом».
«Я, наоборот, искал человека, совершенно непохожего на Довлатова. А получился тоже крупный, черноволосый. Но, в принципе, Довлатов был другой - чтобы совсем уж не возникало никаких таких аллюзий».
«У Довлатова есть эссе «Конец прекрасной эпохи» и такое же стихотворение у Бродского. Под «прекрасной эпохой» прозаик и поэт подразумевали 15 лет - после смерти Сталина и до ввода советских войск в 1968 году в Чехословакию. Ещё этот отрезок называют «оттепелью». В те годы произошёл ренессанс советского искусства, включающий рождение новых театров: «Современника», «Таганки», БДТ. Появилась плеяда поэтов, возникла грандиозная литература - «деревенщики» во главе с Астафьевым, Беловым, Распутиным, городская проза - в лице Юрия Трифонова, военная или «лейтенантская» проза - Бондарева, Бакланова, Воробьева, Виктора Некрасова».
«Я помню это время, оно моё любимое - молодость, лучшие годы».
«Во-первых, я люблю чёрно-белое кино. Во-вторых, я испытываю к нему большее доверие. Скажем, о войне я вообще не могу смотреть цветное кино. И сами кинематографисты это чувствуют и иногда цвет убавляют. Они бы тоже снимали чёрно-белое, но заказчик, продюсер, требует цветное - тогда очень многие убавляют цвет, когда печатают копии. А у меня фильм-ретро, это 60-е годы - и мне хотелось создать впечатление, что фильм снят в те годы, только без цензуры».
«Я не мог никого себе представить в роли Жбанкова, кроме Фёдора. У нас пьяных играть - это очень тяжело. Лучше всех это делает Добронравов».
«Первый раз снимал картину, будто отдыхал на курорте - легко и вдохновенно. Хотя в Таллине во время съёмок было холодно».
«Федя Бондарчук посмотрел и сказал: «Ну, Станислав Сергеевич, вы в тренде!» Я, честно говоря, даже не знаю, что это такое. Говорю: «Федя, да кто будет смотреть это кино?» А он отвечает: «Вы ошибаетесь, вы попали в тренд».

ИВАН КОЛЕСНИКОВ:
«Меня вызвали на пробы, как и всегда, как и всех артистов. Уже за месяц до начала съёмок. Я так понял, что был последним».
«Лентулов - это не Довлатов… Все эти истории были и случались с Довлатовым, но самого Довлатова в истории, которую мы снимаем, нет… Какие-то там есть манеры Довлатова (например, говорить «окей» - и это есть в «Компромиссе»)… Но вообще я на Довлатова не похож - он был совершенно другой. Если брать период, когда он молодой жил в Питере, то можно между нами найти какое-то сходство, но очень далёкое. А в Таллине он уже был огромный бородатый мужик».
«Мне кажется, Станислав Сергеевич из тех, кто отсекает всё лишнее… Он не любит перебора. И не любит лишних слов, лишней болтовни, лишних движений… Довлатов - это в первую очередь ирония ко всему, что происходит в этом мире. Юмор достаточно тонкий, а такой юмор можно сыграть только серьёзно. Поэтому он отсекает какие-то переборы».
«Я жил в Питере. И жил в Питере в то время, когда был переходный возраст страны: не было тех самых рюмочных, что были при Довлатове, но другие рюмочные я помню прекрасно. Я помню Питер, помню, как с бабушкой и дедушкой ходили по этим рюмочным… Мой дедушка - архитектор, и его друзья, как всё тот же Андрей Битов, лично знали Довлатова (и мой дедушка тоже). Они все вращались в одном кругу, ходили по одним и тем же рюмочным. С Довлатовым я, конечно, не ходил, но с Битовым и с дедушкой рюмочные посещал - и все эти выпивания, закусывания килькой, стоя у столиков, всё это я видел (маленьким, конечно). Поэтому рассказов как таковых - чтобы мы сидели, и мама что-то рассказывала - не было. Я сам всё это, в общем-то, помню».
«С Довлатовым есть какое-то попадание. Почему его читают все? Ну не все, конечно, но люди разных профессий: шахтёры, думаю, читали Довлатова. И в каких-то отдалённых местах от Москвы. Это всё потому, что он общается на уровне обычных людей. Нет каких-то оборотов речи заумных, всё понятно, смешно, просто, с юмором к жизни».


ПРЕССА:

«Говорухин, разумеется, несколько сократил исходный текст и кое-что в нём поменял - при всей сочности языка, как экранизировать довлатовские анекдоты, было не вполне понятно. В результате «Конец прекрасной эпохи» оказался похож на недавний «Ромовый дневник» - не слишком удачную, но по-своему обаятельную экранизацию раннего романа Хантера Томпсона. Как и там, герой фильма Говорухина выступает скорее наблюдателем, чем участником событий, которые складываются не столько в сюжет, сколько в попытку достоверно вспомнить ту самую «прекрасную эпоху» (Ярослав Забалуев, Газета.ru).



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта