СпасениеСПАСЕНИЕ
(Россия, 2015)
Режиссёр: Иван Вырыпаев.
В ролях: Полина Гришина, Каролина Грушка, Казимир Лиске, Иван Вырыпаев, Ангчук Фунтсог, отец Эдвард, Диана Замойская, Ванчук Фарго, Джан Бадмаев, Антон Адасинский.
Жанр: медитативное путешествие.

Молодую монахиню католического монастыря в Варшаве сестру Анну отправляют служить в миссию католического прихода высоко в гималайских горах. Сестре Анне 25 лет, и половину жизни она провела в монастыре. И вот первый раз в жизни она выезжает в другую страну, и не просто в какую-то страну, а в аутентичный край Ладакх, который является частью тибетской Индии. Приехав туда, сестра Анна оказывается в совершенно незнакомом ей мире. Она сталкивается с совсем иной культурой, с другими энергиями и абсолютно другой религией. Загадочный мир Тибета и случайные встречи в пути порождают сложные мысли и вопросы…

Автором сценария и режиссёром фильма является Иван Вырыпаев. Он известен в России и Европе, как театральный драматург и режиссёр, автор оригинальных творческих проектов. Его постановки, а также спектакли по его пьесам с успехом идут в Польше, Германии, Чехии, Болгарии, Великобритании. Вырыпаев - лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска», художественный руководитель театра «Практика». В кино он поставил по собственным сценариям фильмы «Эйфория» (2006, приз независимого молодежного жюри МКФ в Венеции «Золотой львёнок» и специальный диплом жюри фестиваля «Кинотавр»), «Кислород» (2008), «Чистый свет» (2010), «Танец Дели» (2012), а также новеллу «Ощущать» для альманаха «Короткое замыкание» (2009).

Историю о молодой католической монахине, которая отправилась с миссией в Тибет, Иван Вырыпаев задумал ещё шесть лет назад: это должен был быть мокументальный «фильм о фильме» с комментариями о религии от съёмочной группы, католических священников и буддийских монахов, а также самого Его Святейшества Далай-ламы. С Далай-ламой Вырыпаев действительно поговорил, но межжанровый эпос так и не состоялся. Сначала это был польско-русский проект, затем зарубежные инвесторы отказались от ленты после событий на востоке Украины, и сюжет радикально редуцировался до маленького роуд-муви, почти полностью сконцентрированного на главной героине.

Главную роль Анны в картине исполняет театральный художник Полина Гришина. Она не имеет профильного актёрского образования, до «Спасения» девушка работала художником-постановщиком на театральных и кинопроектах Ивана Вырыпаева.

Одну из ролей играет польская актриса Каролина Грушка, снимавшаяся в картинах «Девочка Никто» (1996) Анджея Вайды, «В августе 44-го» (2000) Михаила Пташука, «Русский бунт» (2000) Александра Прошкина, «Внутренняя империя» (2006) Дэвида Линча, и у своего супруга Ивана Вырыпаева - в «Кислороде», в новелле альманаха «Короткое замыкание», в картине «Танец Дели». Также в фильме занят актёр театра «Практика» американец Казимир Лиске.

Оператор фильма Андрей Найдёнов («Смеситель», «Охота на зайцев», «Неуправляемый занос», «Слушая тишину», «Пикап: Съём без правил», «Москва, я люблю тебя!», «Дочь») делает с Вырыпаевым уже четвёртую, после «Эйфории», «Кислорода» и «Танца Дели», картину.

Музыку для «Спасения» написал один из прогрессивных музыкантов Москвы, известный саунд-продюсер Андрей Самсонов, работавший с Борисом Гребенщиковым, Земфирой и другими музыкантами.

Съёмки «Спасения» проходили в мае 2014 года в Индии и Польше.

На 26-м Открытом Российском кинофестивале «Кинотавр» актрисе Полине Гришиной был вручён приз «За лучшую женскую роль».


ИВАН ВЫРЫПАЕВ:
«Пять лет назад я прочитал, что в Тибете на высоте 4500 метров есть католический храм. У меня сразу появилась идея фильма… Мы с моей женой, актрисой Каролиной Грушкой, добрались до этого храма. На это ушло две недели сложного путешествия в Гималаи. И первый вопрос, который у меня возник: зачем, на абсолютно буддийской территории, где каждый с раннего детства мощно погружён в буддистскую культуру, христианская религия? Почему там прижилось христианство? И вот тогда у меня окончательно сформировалась тема фильма: знакомство разных культур друг с другом. Сейчас ведь именно этот процесс разворачивается во всем мире. И все мировые конфликты происходят на почве проникновения культур друг в друга.
«Когда я делал этот фильм, я не думал, что он - о религии. Совсем не о религии. Словом «Бог» спекулируют, под ним подразумевают разное… Бог - это ведь опыт, это личный опыт, который переживается человеком в глубине своего сердца и никаким образом другим. Трудно это обсуждать. Фильм «Спасение» - не столько о религии или о Боге, а, скорее, о коммуникации. Главная тема сегодняшнего дня, первая задача в повестке дня в мире и в России - коммуникация. Другой темы нет. Одна тема - контакт между людьми… Дело не в столкновении религий, а в том, что происходит лично с героиней, что происходит с человеком, когда он встречает другую цивилизацию, другую культуру, другую веру. Он жил в своём мире и оказывается не готов к иному миру. Это фильм не про Тибет, а про Россию, хотя русской темы там нет - я таким его задумывал. Нет потому, что я хотел добиться метафоричности».
«Сценарий фильма постоянно менялся. Тема была одна и та же, но я всё не мог найти способ выражения этой темы. Были разные варианты, от версии с документальными интервью до музыкального клипа. В результате мы нашли язык такого роад-муви. Это своего рода медитация. Фильм очень созерцательный. И мне кажется, что это оптимальный язык. Жаль только, что не вошло моё интервью с Далай-Ламой, которое нам удалось взять специально для картины. Но зато судьба свела меня с Его Святейшеством, и я смог побыть в его присутствии пару часов. Эта встреча произвела на меня сильное впечатление».
«В фильме есть два больших диалога. По 15 минут. Конечно, я драматург, и, наверное, всё, что я только и умею - это работать со словом, это моя стихия. Но в этом фильме, чтобы это слово прозвучало, нужно было идти какое-то время. К этому слову нужно было подготовиться».
«Полина всё детство прожила в монастыре, потому что её папа был иконописец. Она хорошо знает эту жизнь. И потом, когда перед фильмом мы её поселили в католическом монастыре, как монашку, то все сёстры этого монастыря были от неё в восторге и принимали за свою… И потом ещё оказалось, что у Полины просто невероятный актёрский талант. Она пошла учиться на художника сцены, а ей нужно было идти на актёрский. После фильма я решил и дальше с ней работать. И сейчас мы репетируем спектакль. Все, кому я показывал фильм, просто восхищены Полиной».
«Композитор этого фильма, Андрей Самсонов, не нуждается в представлении. Он сегодня - один из самых главных наших продюсеров и композиторов. Широкой публике он известен, как автор и саунд-продюсер альбомов Земфиры, Бориса Гребенщикова и многих других удачных проектов. Он также выступает с Ником Кейвом в Лондоне, а ещё он - лауреат Премии королевы Великобритании за создание цифровой музыки. В общем, это наша российская гордость и наш старый друг. И большая честь, что Андрюша уже для третьей нашей картины специально пишет музыку. В фильме звучит песня, которую написал исполнитель роли рок-музыканта Казимир Лиске. Он - актёр и музыкант. Ещё я даже могу похвастаться, что вначале поёт он один, а потом вступает группа. Эта группа «Сахар», в которой я тоже участвую».
«Я, конечно, готов к вопросу про «Иду». Зимой в январе мы с друзьями посмотрели «Иду» Павла Павликовского и обомлели. Согласитесь, Польша - маленькая страна, и два режиссёра снимают про то, как монахиня, сестра Анна выходит из монастыря. Очень похоже. Более того, ещё вам добавлю, моя жена, Каролина Грушка, пробовалась на роль главной героини в «Иде». Я её потом спрашиваю: «Слушай, ты чего мне не рассказала про «Иду»?» Она говорит: «Когда я читала сценарий, мне в голову не пришло, что твой фильм чем-то похож на фильм Павликовского. Это настолько разные вещи!» Действительно, это же совсем про разное, но похожесть мотивов есть, безусловно».

ПОЛИНА ГРИШИНА:
«По профессии я - театральный художник-постановщик, училась у Дмитрия Анатольевича Крымова, который сделал в ГИТИСе такой экспериментальный курс, где учились и актёры, и режиссёры, и художники. Поэтому мы все, варясь в одном котле, получили большое, широкое представление вообще о профессии. Но, когда я закончила учёбу, я работала как художник в театре «Практика» у Ивана Вырыпаева. Мы вместе выпустили спектакль «Петр и Феврония Муромские». И однажды Ваня позвонил и предложил попробоваться на роль… Перед тем, как отправиться на съёмки в Тибет, мы поехали в Польшу, и я прожила неделю в католическом монастыре, чтобы познакомиться с этим миром. До этого я имела некий опыт монастырской жизни в детстве, несколько лет я жила в православном монастыре. Я могу себе представить, как уходят девушки в католические монастыри, потому что я видела, как это происходит у нас».


ПРЕССА:

«Спасение» - из редких фильмов, которые радикально разделяют аудиторию. Одни пылко настаивают на его глубине и воздушности, другие находят бесформенным и пустым. Потрясающее умение Ивана Вырыпаева, человека тихого и доброжелательного, раздражать публику, растравлять в ней какие-то спящие инстинкты, казалось бы, не прилагая к этому никаких усилий… Картина о безмолвной католической монахине из Польши, которую с таинственной для зрителя целью занесло в Гималаи, вся - сплошная медитация и умиротворение. А люди всё равно спорят и злятся, злятся и спорят. Здесь интереснее, пожалуй, исследовать не сам фильм, сделанный с показательной скромностью и вкусом, а взрывную реакцию. Дело, вероятно, в том, что Вырыпаев посягнул на святое, в прямом смысле слова. Его материал - так называемая «духовность», абстрактное понятие, у одних вызывающее изжогу, а у других - яростное благоговение» (Антон Долин, «Афиша. Воздух»).

«Забавно, что формально фильм похож на недавний оскароносный польский фильм «Ида», где монашка подобным образом отправилась в вольное путешествие и постепенно стала нащупывать что-то новое внутри себя. Однако в «Спасении» нет никаких мощных драматургических перепадов, грехопадений и раскаяний. Тем интереснее как актрисе-дебютантке Полине Гришиной удалось создать на этом материале тонкий, цельный образ. Фильм не очень успешно притворяется созерцательным, потому что, как полагается у Вырыпаева, главное здесь текст. Фильм оживает благодаря двум диалогам, каждый по пятнадцать минут: Каролина Грушка с абсолютно тарантиновским диалогом про пылесосы плюс Казимир Лиске с разговором про то, что человеку совершенно не обязательно знать группу U2… Это кино про столкновение внутреннего с внешним, но с выходом на вселенскую эмпатию» (Максим Сухагузов, «Афиша. Воздух»).

«В конечном итоге злиться на весь этот спектакль немного странно - как странно просить, скажем, человека, всю жизнь игравшего на барабанах, сыграть на скрипке. Бывают исключения, но Вырыпаев не из них. Его кино фальшивит, скрипит и разваливается. Он создаёт сильный образ - отречённая от мира невеста Господня, - но не знает, как его оживить, так как не владеет ни киноязыком, ни пониманием структуры кино, да и чувство ритма у него хромает. Обвинять его в театральных привычках и неумении обращаться с кинематографической материей тоже нет никаких оснований - как нельзя запретить осуществить свой замысел человеку, которому просто позарез понадобилось сказать то, что он хочет, и так, чтобы его услышали (то есть с экрана). Но проблема, кажется, в том, что сказать он хочет примерно следующее: считать себя пылесосом - настоящее безумие, группу U2 приличный человек имеет право не знать, поиск Бога - это коммуникация, а духовность можно запросто отыскать в повседневности. Спасибо, мы поняли» (Анна Сотникова, «Коммерсантъ Weekend»).

«Мой добрый друг, известный критик так отозвался на моё предложение встретиться на показе для прессы фильма Вырыпаева «Спасение». «Спасибо! С меня хватит его последнего спектакля!» Что же, отдуваться мне одному. Между тем, я не разочарован. И не только работой Полины Гришиной, получившей приз за главную женскую роль на «Кинотавре»… Где-то прочёл, что картина Вырыпаева - о мультикультурности современного мира и т. д. Да, естественно - как и две трети других сегодняшних европейских фильмов. Но на самом деле это фильм, задающийся единственным и весьма конкретным вопросом: есть ли Бог? Как ни странно, оставаясь атеистом, я люблю умные фильмы на подобные темы… Хороший тонкий фильм» (Юрий Гладильщиков, «Forbes»).

«Разбег мнений виден невооруженным глазом. Кто-то воспринял кино как историю поиска Бога, кто-то в большей степени оценил проблемы коммуникации героини с внешним миром. Кто-то в словах собеседников Анны услышал новые притчи, адресованные поколению «ВКонтакте» и «Одноклассников», а кто-то, наоборот, посчитал ленту «приземлением» монашества, утратившего свое влияние в Европе и неспособного вписаться в современный мир. Этим и хорош Вырыпаев, своим «Спасением» дающий каждому зрителю ту подсказку к ответу на самый главный вопрос, которая на самом деле давно хранится в голове человека. Собственный ответ находит и Анна. Из её уст в подобной ситуации и с такой интонацией ответ этот звучит несколько странно, но в том и скрывается «Спасение», оно требуется и «невестам Господа», и даже они не ведают, когда и как получат его. Глупо подходить к картине с позиций чисто кинематографических или, наоборот, религиозных. Для кино «Спасение» достаточно прямолинейно, нет в нём ни столкновения религий (а ведь Анна из католической страны приехала в индуистскую культуру), ни ярких испытаний, посланных Всевышним, нет сколько-то динамичных сцен. С религиозной точки зрения «Спасение» тем более далеко от канонов - где ещё вы увидите монахиню, ведущую вполне человеческий образ жизни… Редкий случай - божий человек показан человеком, а не функцией церкви. И именно это смешение простых вещей, элементарных деталей быта, помноженных на великолепные безграничные просторы Тибета, придаёт ленте особую способность задеть внутренние струны грусти и теплоты. Только самых восторженных слов заслуживает кроткая Полина Гришина, дебютировавшая в кино. Её по-настоящему чистый образ, её искренность, открытость миру её героини ослепительно контрастируют с тем мракобесием, что волнами накрывает Россию время от времени» (Евгений Ухов, film.ru).

«Герои говорят по-английски. Мы слышим спокойный, почти безучастный закадровый перевод, узнаётся голос самого режиссёра Ивана Вырыпаева. Это голос свидетеля. Минимум слов. Но, всё же, эта картина о слове. О Слове. Молчаливые Гималаи словно что-то раскрывают в героине, а затем происходят две встречи, два диалога, очень многословных, в которых героиня слышит много странных, непонятных в чём-то для неё метафор, получает неведомую доселе информацию… Это новое общение выводит сестру Анну из привычной зоны комфорта и понимания незыблемости происходящего, к которой она привыкла в монастыре, в пространство свободы и выбора» (Алиса Струкова, «Правмир»).

«Если театральная речь - это всё, что автор делает со спокойным сердцем и уверенностью в себе, зачем ему камера, кинопоэтика и кинодраматургия, в общем, форма, которую он, кажется, не только не знает, но и не любит? Единственный ответ, которого можно добиться от Вырыпаева, звучит остро: «Хватит уже искусства». То есть он, кажется, всерьёз использует форму художественного фильма для нехудожественного, публицистического разговора с кинозалом (который просто-напросто больше зала театрального) - о необходимости контакта, о вере и знании, о духовности в повседневности… В общем, по части образов - всё мимо. В начале было слово, и в конце - слово, а больше ничего и не было. Планетарные размышления, метафизика, мысли о гуманитарной катастрофе - всё это остаётся словами, для которых кино - только проводник, к тому же довольно строптивый. Только вот интенция «давайте говорить прямо, хватит красивостей» противоречит хорошо зарекомендовавшей себя идее, что искусство - самый короткий и ясный путь к сердцу человека» (Ольга Касьянова, «Сеанс»).



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта