22.09.2015
МОЗАИКА НОВЫХ ВОЛН С 6 по 13 октября в кинотеатре «Орлёнок» в рамках «Дней чешской культуры» пройдёт 5-й фестиваль чешского кино «Czech In». Наверняка нижегородцы помнят прошлогодние встречи с новыми фильмами из Чехии и их создателями - молодыми чешскими режиссёрами, общение с которыми доставило удовольствие обеим сторонам. Формат нынешнего фестиваля несколько иной и достаточно необычный. Это две, на первый взгляд несвязанные и разнесённые во времени программы, но эти программы объединяет одно словосочетание - «чешская новая волна». В этом году фестиваль «Czech In» представит четыре новые картины: в программе ретро-байопик об одном из самых одиозных фотографов, камерная драма о притяжении противоположностей, история чиновника-недотепы и криминальная комедия о семейных тайнах. Вторая часть программа - это избранные фильмы классика мирового кино, гранд-дамы и одного из основателей чешской «новой волны», неутомимого бунтаря и авангардиста Веры Хитиловой. В ретроспективу включены ранние фильмы Хитиловой, сделанные до ввода в Чехословакию войск стран Варшавского Договора, после чего она на долгие годы была отлучена от кинематографа. Её фильмы и сегодня бросают вызов зрителю прямой постановкой острых вопросов, вызывая восхищение своей смелостью и бескомпромиссностью. Чешские фильмы - особенные, со своей неповторимой атмосферой, и это всегда - истории удивительные, рассказанные режиссёрами-фокусниками, умеющими собрать мозаику из, казалось бы, совершенно разных элементов. Все ленты фестиваля этого года, созданные режиссёрами очередной новой волны, напоминают иллюстрации из любимой старой книги: бережно прорисованные детали погружают в атмосферу волшебства, позволяя зрителям с головой окунуться в неповторимый мир, имя которому - чешский кинематограф. Что же касается классика чешского кино Веры Хитиловой, то уже первые её работы «Потолок» (1961) и «Мешок блох» (1962) привлекли внимание главных кинофестивалей, а дебютная полнометражная картина «О чём-то ином» (1963) получила Гран-при МКФ в Мангейме. После коллективного киноманифеста чешской «новой волны», альманаха «Жемчужинки на дне» (1965), в котором Хитилова участвовала с новеллой «Закусочная «Мир», она сняла свой самый известный фильм - абсурдистский гротеск «Маргаритки» (1966). Картина подверглась жесткой критике властей, и после ввода войск стран Варшавского договора Хитилова получила запрет на профессию, успев, однако, завершить многослойную притчу «Райских деревьев вкушаем плоды» (1969). Среди организаторов нынешнего фестиваля «Czech In»: Чешский центр в Москве, Посольство Чешской республики в РФ, «CSA Czech Airlines», «Skoda Auto», арт-объединение «CoolConnections», Нижегородский центр немецкой и европейской культуры и собственно кинотеатр «Орлёнок» при поддержке Содружества культурных инициатив «Рекорд». Программа нового чешского кино (фильмы демонстрируются на чешском языке с русскими субтитрами, 18+):
6 октября, 18.00 ФОТОГРАФ («FOTOGRAF», Чехия, 2015, 130 минут)
Режиссёр: Ирена Павласкова.
В ролях: Карел Роден, Радек Балцарек, Славек Билский, Еновефа Бокова, Дэвид Черны, Вилма Цибулкова.
Жанр: байопик феноменального фотографа. В основе фильма - вольный пересказ истории жизни Яна Саудека, легендарного чешского фотографа и одного из главных скандалистов страны. Сценарий к фильму был написан совместно с Яном Саудеком. Этот фильм стал настоящим подарком к 80-летию художника. Самое интересное, что сам Саудек практически ничего не утаил от зрителя и в фильме можно будет увидеть абсолютно правдоподобные сцены из его жизни, начиная с самого детства. Можно сказать, что его жизнь это драма, насквозь пронизанная юмором, нежностью и забавой. 7 октября, 18.00 МЫ 2
(«MY 2», Чехия, 2014, 99 минут)
Режиссёр: Слободанка Радун.
В ролях: Яна Плодкова, Ондржей Носалек, Вацлав Хавелка, Иван Луптак, Ондржей Малы, Адам Мишик.
Жанр: любовная история XXI века. Не в силах совладать с чувством разочарования в жизни, Эма сбегает от семьи и мужа и прячется в квартире Тони, своего парикмахера. Они с Тони едва знакомы - Эма знает, что он гей, и что у него тоже есть причины скрываться от своих близких. Они помогают друг другу преодолевать препятствия, и вскоре их - поначалу вынужденная - близость перерастает в нечто большее…
Номинация на премию «Чешский лев» – лучшая мужская роль. 8 октября, 18.00 КРАСНО
(«KRASNO», Чехия, 2014, 119 минут)
Режиссёр: Ондрей Сокол.
В ролях: Ондрей Сокол, Мартин Фингер, Яна Краусова, Карел Роден, Ярослав Плесль, Зузана Ставна.
Жанр: чёрная комедия о поиске правды. Красно - название озера возле чешского городка Сумперк. Много лет назад на озере при загадочных обстоятельствах погибла мама Михала - полиция так и не смогла установить, было ли это убийство или самоубийство. Михал всё это время думал, что его мачеха как-то причастна к этому происшествию - и вот он снова возвращается в свой родной город, чтобы вместе со своим лучшим другом провести собственное расследование…
Премия «Чешский лев» за лучшую музыку. 9 октября, 18.00 ЗУБЫ МУДРОСТИ
(«OSMY», Чехия, 2014, 82 минуты)
Режиссёр: Иржи Страх.
В ролях: Иван Троян, Мирослав Кробот, Иржи Дворжак, Зузана Кайнарова, Грегор Бауер. Чехословакия, середина 80-х годов. Рихард - мелкий чиновник, который панически боится грядущей операции по удалению зубов мудрости, но это далеко не единственная его проблема. На работе тоже всё не слава богу - горит отчёт, не даёт проходу сослуживица, не совсем верно истолковавшая обычный флирт. К тому же недавно Рихард, находясь в подпитии, случайно поставил подпись под «Хартией-77», программным документом чешских диссидентов - и о наличии в документе его подписи стало известно его начальству… Ретроспектива «Ранние фильмы Веры Хитиловой» (фильмы демонстрируются на чешском языке с синхронным переводом, 18+):
10 октября, 18.00 МАРГАРИТКИ («Sedmikrasky», 1966, 74 минуты)
В ролях: Итка Цергова, Ивана Карбанова, Ян Клусак, Мария Чешкова.
Жанр: комедия. Две девушки, обе по имени Мария, похожие на заводных куколок, приходят к заключению об испорченности мира, а потому и сами решают испортиться. Любое действо становится поводом для бурного веселья. Выходки девушек становятся столь экстравагантными, что пугают их самих. Нарастающая энтропия находит буквальное воплощение - в один момент кадр распадается на квадратики, словно кубистическое полотно...
Маньеристский коллаж, философский гротеск об этических пределах тотальной игры. «Маргаритки» - самый известный фильм Веры Хитиловой. Он прославил имя режиссёра на весь мир, вызвал ярость партийных бонз и вошёл в историю ярким свидетельством свободы духа, царившей в умах чешских шестидесятников. Гран-при МКФ в Бергамо в 1967 году. ЗАКУСОЧНАЯ «МИР» («Automat svet», 1965, 23 минуты) Новелла из сборника «Жемчужинки на дне», фильма-манифеста чешской «новой волны», созданного по рассказам культового писателя Богумила Грабала, стиль которого сравнивают с магическим реализмом Маркеса и Борхеса. В состав киноальманаха вошли новеллы пяти режиссёров: помимо Веры Хитиловой, это фильмы знаменитых впоследствии Иржи Менцеля, Эвальда Шорма (оба - однокурсники Хитиловой в пражской киношколе), Яна Немеца и Яромила Иреша.
«Закусочная «Мир» - сюрреалистическая притча об искушении и смысле бытия. В ней Хитилова обнаруживает свой интерес к актуальным авангардным течениям в изобразительном искусстве, в частности таким, как структуральная графика. Приз ФИПРЕССИ на МКФ в Локарно в 1965 году. 11 октября, 18.10 О ЧЁМ-ТО ИНОМ
(«O necem jinem», 1963, 85 минут)
В ролях: Эва Босакова, Вера Узелацова, Йозеф Лангмилер, Иржи Кодет.
Жанр: драма. Фильм состоит из двух новелл о роли женщины в современном мире, которые развиваются параллельно друг другу, формально не пересекаясь. В одной из них спортивная гимнастка Эва Босакова готовится к чемпионату мира — после него она намерена завершить свою карьеру. В другой — домохозяйка, утомленная однообразным бытом и равнодушием супруга, заводит интрижку на стороне.
Делать кино «о чём-то ином» - жизненное кредо Веры Хитиловой, и оно в полной мере проявилось в названии её полнометражного дебюта. Близкий по стилю к синема-верите, он построен на творческом эксперименте: подглядывание за жизнью переплетается здесь с намеренно смоделированными ситуациями. Гран-при МКФ в Мангейме в 1963 году. 12 октября, 18.10 ПОТОЛОК («Strop», 1962, 42 минуты)
В ролях: Марта Каневска, Юлиан Хитил, Ярослав Саторански, Йозеф Абрахам.
Жанр: драма. Жизнь манекенщицы Марты словно сошла со страниц модного журнала: днём фотосъёмки и примерки, вечером - дефиле по подиуму в шикарных туалетах, а после - свидания с любовником в ночном баре. Но Марта глубоко несчастна: бросив учёбу, проводя дни в праздности, она понимает, что достигла своего потолка. После встречи с бывшим одноклассником Марта решается всё изменить...
Дипломный фильм Веры Хитиловой. Экзистенциальный этюд разыгран в манере вольной джазовой импровизации, в чём заметно влияние «Теней» Джона Кассаветиса. Высоко оценённый критиками, в чешском прокате «Потолок» составил пару с неигровым коротким метром «Мешок блох» (альманах «Под потолком мешок блох»). Приз МКФ в Оберхаузене в 1963 году. МЕШОК БЛОХ
(«Pytel blech», 1962, 43 минуты)
Жанр: документальный фильм. В женский интернат при текстильном заводе приходит новая ученица Ева. Она быстро осваивается среди девушек. Мария - душа певческого кружка, Лиза хочет стать парашютисткой, Квета собирает фотографии кинозвёзд, а Яна размышляет над вопросом, есть ли Бог. Дерзкая смешливая Яна, которая конфликтует с воспитательницами и курит в общей спальне, становится для Евы настоящей подругой. В интернате царит казарменная атмосфера, а девушки мечтают гулять и веселиться...
Здесь стилистика Хитиловой тяготеет к тому, что она сама называла «фиктивным документом»: реальные девушки существуют в предлагаемых обстоятельствах. Из тонкой провокации участниц возникло лукавое эссе о неприкаянности молодых и стремлении сохранить индивидуальность в обезличенном мире. 13 октября, 18.10 РАЙСКИХ ДЕРЕВЬЕВ ВКУШАЕМ ПЛОДЫ
(«Ovoce stromu rajskych jime», 1969, 99 минут)
В ролях: Итка Новакова, Карел Новак, Ян Шмид.
Жанр: драма. Сюжет фильма, родившийся в творческом тандеме с художницей и сценаристкой Эстер Крумбаховой, - вольное переложение библейского мифа о первородном грехе. Авторы используют сложную систему цветов-знаков, смешивают высокое и низкое: христианскую аллегорию - с сюжетом бульварного детектива, католический псалом - с какофонией, где крики галок, вопли котов и потусторонний шепоток образуют странное звуковое единство.
Хитилова сняла сюрреалистический детектив, насыщенный эротическими символами. Она рассказывает историю любовного треугольника, в которой явь переплетается с галлюцинациями, а страх преследования деформирует реальность. Настоящее визуальное пиршество с многослойными аллюзиями, фильм поднимает один из основных лейтмотивов творчества Хитиловой - стремление к познанию правды. Фильм участвовал в программе Каннского МКФ в 1969 году. |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|