ЭверестЭВЕРЕСТ
(«Everest», США-Великобритания-Исландия, 2015)
Режиссёр: Бальтасар Кормакур.
В ролях: Джейсон Кларк, Джош Бролин, Робин Райт, Джейк Джилленхол, Сэм Уортингтон, Кира Найтли, Эмили Уотсон, Джон Хоукс, Майкл Келли, Элизабет Дебики, Ингвар Эггерт Сигюрдссон, Клайв Стэнден, Мартин Хендерсон, Ванесса Кирби.
Жанр: приключенческая драма.

Эверест - великая неприступная гора, покорить вершину которой мечтают многие профессиональные скалолазы. Роб Холл долгое время мечтал покорить эту неприступную гору и однажды ему представился такой шанс. Собрав группу из лучших альпинистов, он как никогда приблизился к своей заветной мечте. Все эти люди полны мужества и отваги и они не остановятся ни перед чем, пока не поднимутся на вершину Эвереста. Но даже если эта гора покорится им, смогут ли они вернуться обратно живыми и невредимыми?..

Большое голливудское кино от исландца Бальтасара Кормакура, выпускника актёрского факультета Исландской национальной академии изящных искусств. На экране Бальтасар дебютировал в 1992 году, в 1998 году попробовал свои силы в качестве продюсера, а в 2000-м снял «101 Рейкьявик» - свою первую полнометражную картину в качестве режиссёра, принёсшую ему известность и признание на международных кинофестивалях. Другие наиболее известные работы Кормакура - «Море», «Прогулка на небеса», «Трясина», «Свадьба белой ночью», «Контрабанда», «Два ствола» (две последние ленты сняты режиссёром в Голливуде).

В основе фильма лежат реальные события. Картина расскажет о двух экспедициях 1996 года, покорявших самую высокую вершину мира. В их составе были как опытные альпинисты, так и туристы, не имевшие опыта покорения восьмитысячников. Во время спуска альпинисты попали в сильнейшую бурю, погибли люди. Однако жертв могло бы быть больше, если бы не известный альпинист Анатолий Букреев, который в одиночку спас троих замерзающих человек, не побоявшись бурана и нулевой видимости. Эта история породила множество противоречивых комментариев. Практически каждый из участников трагического восхождения имел свою версию событий. Некоторые участники экспедиций впоследствии издали книги. Наиболее известные - «В разреженном воздухе» (1996) журналиста Джона Кракауэра и «Восхождение» (1997) Анатолия Букреева в соавторстве с Вестоном Де Уолтом. Картина Кормакура, тем не менее, по большей части основывается не на этих книгах, а на интервью с выжившими участниками экспедиции. Для работы над фильмом были задействованы первоклассные сценаристы - оскароносец Саймон Бофой («Мужской стриптиз», «Миллионер из трущоб», «127 часов», «Рыба моей мечты», «Голодные игры: И вспыхнет пламя») и Уильям Николсон («Первый рыцарь», «Гладиатор», «Несломленный»).

Основные съёмки картины проходили на натуре в Непале у подножья Эвереста и в итальянских Альпах, поэтому актёрам приходилось работать в тяжелейших условиях. По жестокой иронии судьбы в тот самый период, когда проходили съёмки, в Непале сошла лавина, в результате чего погибли 13 человек, и ещё трое считаются пропавшими без вести. Также группа «Эвереста» работала в итальянской студии «Чинечитта» и британской «Пайнвуд».

«Эверест» 2 сентября 2015 года стал фильмом открытия Венецианского МКФ.


БАЛЬТАСАР КОРМАКУР:
«Я не задумывал «Эверест» как историю поражения. Скорее для меня это фильм о противостоянии человека и природы. На всех, самых разных уровнях. А в таком поединке, сами понимаете, победить может только природа. В одном из раундов мы, допустим, возьмем верх, но в следующем неизбежно уступим… Однако сюжет «Эвереста» был мне близок не этим фатализмом, а простой мыслью, которая стала центральной в сценарии: человек небезупречен, ему свойственно совершать ошибки. Тем не менее каждый из нас делает выбор - иногда правильный, хоть и не всегда. Базисная ошибка человечества - попытка превратить природу в предмет торговли; коммерциализация того же Эвереста. Всё вместе, собранное воедино, - задевающая за живое человеческая история, и иной она быть не могла, ведь всё здесь чистая правда. Я не пытался как-то исказить факты и превратить свой фильм в сказку на голливудский лад. Мне хотелось соблюсти определенную интимность интонации, напоминающую о европейском или американском независимом кино, но придать моему фильму масштаб настоящего блокбастера».
«Могу с гордостью заявить, что «Эверест» ближе к реальности, чем большинство фильмов, основанных на подлинных событиях. Мы проштудировали все книги, какие только отыскали, чтобы разобраться, что же случилось на самом деле. Мы встретились со всеми свидетелями или участниками событий. Нам недостаточно было фиксировать ход происходившего, мы хотели разобраться в характерах всех, кто там был, чтобы лучше понять причины их действий. Конечно, иногда невозможно было восстановить, о чём говорили и что чувствовали на вершине Эвереста те альпинисты, которых нашли замерзшими насмерть. Но и в этом случае мы стремились к тому, чтобы восстановить ход событий, например, слушая по тысяче раз записи переговоров по рации. И всегда исходили не из эффектности тех или иных допущений, а из наиболее вероятной цепочки мыслей, слов и действий».
«В фильме я показал своё видение тех событий, я пытался дать как можно более объективную картину событий. Я не русский и не американец, я исландец, у меня нет никакого интереса в том, чтобы подменять факты. Понятно, что то, что я показал, и то, что описал Кракауэр, - две большие разницы. Недавно я разговаривал с очевидцами тех событий, они убеждали меня, что то, что я показал неправда, что я обелил Букреева. Но я ничего не делал! Я просто рассказал историю. Не думаю, что будет какая-то дискуссия на тему, что делал Букреев в фильме, а чего не делал, это лишь вопрос восприятия фактов… Я довольно основательно подготовился к фильму, прочитал книгу Букреева «Восхождение», встречался с людьми, которые знали его. И я понял, что Джон Кракауэр в своей знаменитой книге «В разреженном воздухе» напрасно его обвинял».
«Всё, что было возможно снять в горах с каскадёрами, снималось в горах. Всё, что могли сыграть актёры в горах, было отснято в горах с актёрами. Правда, часто фон снимался отдельно от сцен с актёрами, но именно снимался, а не рисовался на компьютере. Эверест воспроизведён во всех деталях, и альпинисты, которым мы показывали картину, остались под впечатлением. Ещё бы! Тысячи фотографий, трёхмерные модели, месяцы кропотливой работы - мы сделали максимум для того, чтобы наш Эверест не отличался от настоящего… Понимаете, далеко с камерами мы бы подняться не смогли. Да и студия бы нам элементарно не позволила. Но мы забрались так высоко, как смогли, и с камерами, и с актёрами, чтобы снять там хоть что-то. В принципе это то же самое, как в космосе фильм снимать».
«Я люблю экстремальные виды спорта. Конечно, я не ожидал, что будет так холодно – минус 30 все шесть недель. Я помню, я выхожу в 7 утра из палатки, ледяной ветер, ощущение, что ещё немного и я замерзну до смерти, и думаю: может, зря я взялся за этот фильм? Но в конце оказалось, что все эти усилия стоили того».

ДЖЕЙК ДЖИЛЛЕНХОЛ:
«Режиссёр хотел, чтобы мы оказались во власти стихии по-настоящему, и был неумолим. Съёмки в горах на натуре, напряжённый график, работа на износ. Это стоит увидеть».


ПРЕССА:

«По следам трагедии 1996 года было написано несколько книг и развернулась дискуссия о правомерности коммерциализации горных экспедиций. Тогда это было ещё сравнительно новое явление, и с точки зрения классического альпинизма оно «оскорбляло достоинство гор». В фильме можно услышать эхо этих дискуссий, однако авторы предпочитают не критико-аналитическую, а героизированную версию похода - как амбициозного вызова суровой стихии. Здесь можно усмотреть отдаленную связь с «горными фильмами», популярными в своё время в Германии… В исландско-голливудской интерпретации «горный фильм» поворачивается иной гранью. Человеческие отношения оказываются более прозаичными, что отчасти связано с документальной подоплёкой сюжета… От исландского менталитета остается интимный контакт с природой и некоторая маргинальная отчужденность персонажей. Этого достаточно, чтобы картина всё же приобрела знаки отличия от типового звёздного блокбастера» (Андрей Плахов, «Коммерсантъ»).

«Начинаясь как посредственный фильм, «Эверест» оставляет нас с любопытными выводами. Законы кинематографа так же пасуют перед реальностью, как человек перед горой. По большому счету здесь содержится и ответ на вопрос о том, почему человечество в ХХ веке оказалось настолько одержимо альпинизмом, особенно в кино (начиная с ранних фильмов Лени Рифеншталь). Ницшеанское ликование стояния у бездны - недаром и Заратустра любил уходить в горы - сродни мифологическому экстазу богоборчества: человек дерзает подобраться повыше к небу, раз уж в небе пусто. Кормакур - исландец, человек, близкий языческому мироощущению, - неожиданно завершает свою притчу старомодной моралью: удел человека - горизонталь, а на вертикаль ему лучше б не посягать. Недаром для жителей Гималаев Джомолунгма всегда была священной горой. В этом смысле «Эверест» продолжает историю Прометея, который за свои дерзания был прикован именно к горе, или посмевшего взлететь к солнцу Икара. А то и - проще - Вавилонской башни, которую люди строили в тщетной надежде сравняться с богами. Средний голливудский блокбастер, в котором люди творят невозможное, учит вере в себя и в конечном счёте высокомерию. «Эверест», напротив, проповедует смирение. Авторскому кино с его привычным чванством тут тоже есть чему поучиться» (Антон Долин, «Афиша. Воздух»).



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта