ЭМИ («Amy», Великобритания-США, 2015)
Режиссёр: Азиф Кападиа.
Жанр: документальный фильм.
Фильм подробно останавливается на первых шагах певицы в мире музыки, показывает её в кругу близких и друзей, рассматривает все ключевые моменты в жизни Эми Уайнхаус вплоть до событий 23 июля 2011 года. Это не история о том, как получить любовь миллионов и профессиональных успех. Картина рассказывает об обычной девушке, которая писала стихи и пела, чтобы усмирить демонов в своей душе…
Эми Джейд Уайнхаус - британская певица и автор песен, известная своим контральто-вокалом и эксцентричным исполнением смеси музыкальных жанров, включая R&B, соул и джаз, признанная критиками одной из ведущих британских исполнительниц 2000-х годов. Её первый альбом «Frank» (2003) был номинирован на «Mercury Prize». Второй (и последний) альбом «Back to Black» (2006) принёс ей 6 номинаций на премию «Грэмми» и победу в 5 из них, после чего она была занесена в Книгу рекордов Гиннесса, как первая и единственная британская певица, выигравшая пять наград «Грэмми». В августе 2011 года альбом «Back to Black» признан самым успешным альбомом XXI века в Великобритании. Уайнхаус внесла значительный вклад в популяризацию соул-музыки, а также британской музыки. Её запоминающийся стиль в одежде сделал её музой для модельеров, таких как Карл Лагерфельд. Уайнхаус, страдавшая от алкогольной и наркотической зависимости, долгое время находилась в центре публичных скандалов и судебных разбирательств. Эми скончалась 23 июля 2011 года, на тот момент ей было всего 27 лет. По заключению судмедэксперта, в организме певицы было обнаружено превышение допустимой нормы алкоголя в пять раз, что конечно и стало причиной смерти.
Документальный фильм «Эми» проливает свет на мир, в котором жила Эми Уайнхаус, через автобиографические тексты её песен, видео из личных архивов семьи и друзей, а также интервью близких людей и коллег. На протяжении долгого времени велись поиски и сбор уникального материала для картины. В фильме прозвучат неизвестные ранее треки и появятся кадры с плёнок, на которых юная Эми в окружении друзей исполняет свои первые песни. Авторы фильма собрали около сотни аудиоинтервью в ближнем кругу певицы. В результате многолетней и кропотливой работы история Уайнхаус получилось очень личной и непохожей на версии мировых таблоидов, которые в 2011 году долго не утихали после её смерти.
«Эми» - фильм Азифа Кападиа, британского режиссёра индийского происхождения, фильмы которого неоднократно получали кинонаграды. Его короткометражка «Овцекрад» (1997) была лауреатом конкурса студенческих фильмов на Каннском МКФ. Его первый полнометражный игровой фильм «Воин» (2001) получил две премии БАФТА (премию имени Александра Корды за самый выдающийся британский фильм года и премию имени Карла Формана самому многообещающему новичку). Премьера эпического триллера «Нереальный север» (2007) состоялась на Венецианском МКФ. Самым известным фильмом Кападиа является документальная картина «Сенна» (2010) - история жизни бразильского чемпиона-автогонщика, Айртона Сенны. «Сенна» был удостоен премии БАФТА в категории «Лучший документальный фильм» и приза зрительских симпатий в категории «Документальный фильм» (программа «Мировое кино») на фестивале «Сандэнс», а также стал самым кассовым британским документальным фильмом всех времен (?3.3 миллиона, $5.2 миллиона). Асиф Кападиа говорит, что «Эми» - не просто фильм о жизни известной певицы, лента точно передает дух нашего времени, рассказывает о мире, в котором мы живём, очень эмоционально раскрывая современные реалии нашего бытия.
Мировая премьера «Эми» состоялась на Каннском МКФ 2015 года.
Рейтинг кинокритиков, основанный на рецензиях, публикуемых на англоязычном сайте rottentomatoes.com - 97 % (!).
ПРЕССА:
«Кино получилось увлекательное. Состоит оно из с любовью подобранных и по большей части очень трогательных кадров… Больше всего среди материалов, которые добыл режиссёр Асиф Кападиа, впечатляют не скандальные фотографии стеклянных трубочек и пластиковых карточек и даже не разговоры с мужем в рехабе в тот год, когда всё окончательно шло под откос (за этот период главным свидетельством с большим отрывом можно считать съёмку концерта в Белграде, которую и так видели миллионы: музыканты готовы играть, публика беснуется, Уайнхаус ходит по сцене с круглыми глазами, не поёт и не понимает, где она и что вообще происходит). Главными в фильме в итоге становятся ранние снимки и записи, на которых ещё совсем молодая лондонская еврейская девочка с удивительной естественностью постоянно перескакивает от смущения к нападению и рассказывает, что очень любит музыку, но не знает, как справится, если когда-нибудь придётся стать популярной. «Я, - говорит она, - наверное, сойду с ума. Я не выдержу» (Наиля Гольман, «Афиша. Воздух»).
«Какие песни она бы написала, если бы осталась в живых? Сколько музыкального счастья она бы подарила людям, если бы дотянула хотя бы до «роковых 37»? Этого мы никогда не узнаем. Но, по крайней мере, у нас есть замечательная музыка, которую Эми Уайнхаус успела создать. А ещё у нас есть отличный фильм Асифа Кападии, который за два экранных часа прослеживает всю взрослую жизнь певицы и пробуждает к ней не зависть и не презрение, а понимание и сочувствие. Конечно, это в первую очередь кино для тех, кто любит песни Эми Уайнхаус и кто хочет узнать, «из какого сора» эти песни росли. Но «Эми» - это также история о наркотической зависимости, о людской подлости и чёрствости, о бессилии друзей, о предательстве родных, о цинизме шоу-бизнеса… И потому увлечь оно может даже зрителей, которые терпеть не могут поп-музыку. Ведь во взлёте и падении Эми есть что-то шекспировское - а кто может устоять перед захватывающей драмой? Тем более если это подлинная история» (Борис Иванов, film.ru).
«Фильм Асифа Кападиа «Эми» - вещь неглубокая, не оставляющая зрителю никакого собственного воздуха и вполне конъюнктурно повторяющая общеизвестную версию о невероятно талантливой девочке, попавшей в капкан славы, денег, жадности близких, не сумевшей освободиться и в результате погибшей. C другой стороны, сказав такое, надо вроде бы продолжать в том смысле, что смотреть этот фильм не стоит - но на такую рекомендацию как-то не хватает духа. Потому что не смотреть этот фильм - значит лишить себя почти двух часов Эми: её скрипучего голоса, её ужимок, её бьющей сквозь экран стремительно набирающей обороты несчастности. «Это была классическая еврейская девочка из Северного Лондона - очень манерная, очень застенчивая», - вспоминает в начале фильма восемнадцатилетнюю Эми глава студии «Island Records» Ник Гэтфилд. Эта манерность и эта застенчивость остаются с ней до конца - превратившись в надрыв и изломанность. В принципе фильм Кападиа как раз и посвящён истории этой трансформации - из пухлощёкой девочки, свернувшейся калачиком на заднем сиденье автомобиля и прячущейся под одеялом от дружеской видеокамеры (промотур её первого альбома «Frank» 2003 года), в измождённое существо, бессмысленно и беспомощно уставившееся в десятки телеобъективов (скандальный белградский концерт 2011 года, когда Эми вышла на сцену пьяная настолько, что не могла вспомнить ни названия города, где она находится, ни имен музыкантов, ни слов собственных песен)» (Анна Наринская, «Коммерсантъ Weekend»).
«Рассуждая о славе ещё до пика популярности, Эми заверяла, что стать знаменитой ей не грозит, она пишет музыку другого уровня, - и хорошо, потому что иначе сошла бы с ума или повесилась. Фильм Азифа Кападиа «Эми» получился о грузе этой свершившейся славы и о стечении обстоятельств, которые не только не воспрепятствовали безумию, но добавили к нему отвратительный антураж… Начинаясь ранним хоум-видео со дня рождения подруги Эми, фильм следует за жизнью Уайнхаус и показывает, как всё частное вытесняется и заменяется публичным. Мы смотрим на Эми глазами всё время разных людей. Через объективы камер сначала близких: её подруг, бойфрендов, мужа. Затем - чужих: журналистов, телевидения, публики. В каждой новой записи она не похожа на себя предыдущую. Утолщаются чёрные стрелки, сужается чуть пухлое лицо, уменьшается масса тела, увеличивается шевелюра, кожа покрывается татуировками - Эми Уайнхаус превращается в дорогой бренд. Мы наблюдаем за процессом её становления и разрушения, которые накладываются друг на друга и сливаются в одно… И если первая часть фильма непосредственно о певице, то вторая - даже больше о публике, о СМИ, о тех бойцах, которые добивали тогда, когда с этой задачей не справлялось всё остальное» (Анна Меликова, «Сеанс»).