ПЕСНЬ МОРЯ
(«Song of the Sea», Ирландия-Дания-Бельгия-Люксембург-Франция, 2014)
Режиссёр: Томм Мур.
Жанр: анимационное фэнтези.
Действие происходит в Ирландии, на небольшом острове с маяком, где обыкновенный рыбак по имени Конор вступает в союз с прекрасной девой - шелки, которая может принимать тюлений или человеческий облик. У них рождается сын по имени Бен, который, как и отец, оказывается простым человеком. Родив в море второго ребёнка, шелки оставляет новорожденную девочку на берегу и исчезает. Девочке дают имя Сирша. С тех пор прошло шесть лет, но семья так и не оправилась от этого исчезновения. Конор часто пропадает в пивной, Бен беспрестанно злится на Сиршу, а девочка так и не научилась говорить - словами или на языке жестов. А вскоре после невероятного события начинается волшебная история Бена и Сиршы, которые вместе пускаются в фантастическое путешествие сквозь исчезающий мир древних легенд и магии, пытаясь вернуться домой…
«Песнь моря» основана на мотивах ирландской истории и мифологии, а также отчасти на детских воспоминаниях её режиссёра и соавтора сценария Томма Мура (1977 г. р.) - ирландского иллюстратора, автора комиксов и режиссёра мультфильмов. Он - соучредитель анимационной студии «Cartoon Saloon», располагающейся в Килкенни, Ирландия. Его первый полнометражный анимационный фильм «Тайна Келлс» (2009) был номинирован на премию «Оскар» в номинации «Лучший анимационный фильм».
В ирландской мифологии шелки - тюлений народ, добрые существа с карими глазами. Тюленьи шкуры позволяют им жить в море, однако они время от времени должны выныривать, чтобы глотнуть воздуха. По некоторым источникам, шелки - потомки людей, изгнанных в море за свои преступления. Вот почему их так тянет на сушу.
Как и для «Тайны Келлс», музыку для «Песни моря» написали французский композитор Брюно Куле («Микрокосмос», «Распутник», «Багровые реки», «Белфегор - призрак Лувра», «Видок», «Птицы», «Хористы», «Тайные агенты», «Второе дыхание», «Однажды в Марселе», «Коралина в Стране Кошмаров», «Океаны», «Другая Бовари») и ирландский фолк-коллектив «Kila». Несколько песен исполняют певицы Лиза Ханнеган, Нольвенн Леруа, Люси О'Коннелл.
Впервые мультфильм «Песнь моря» был представлен публике на МКФ в Торонто 6 сентября 2014 года в рамках детской программы «TIFF Kids». Картина получила 6 номинаций на премию «Энни» (включая «Лучший анимационный фильм»), была номинирована на премии «Сезар» и «Оскар» в категории «Лучший анимационный фильм».
На сайте «Rotten Tomatoes» в июле 2015 года фильм имел рейтинг 99 % (на основе 71 отзыва).
ТОММ МУР:
«Дизайн фильма стал таким во многом благодаря нашему арт-директору Эдриану Мериго. Я сосредоточился на общих чертах, дизайне персонажей, композиции, раскадровке и очень простом дизайне окружения, а Эдриан, который был ведущим художником по фонам в «Тайне Келлс», свёл всё это вместе и разработал внешний вид фильма. Мы опирались на опыт «Келлс», а также на короткометражный фильм Эдриана «Старые клыки», и, конечно же, смотрели на художников, которыми восхищались. Я показывал Эдриану пейзажи Ирландии в нескольких научно-исследовательских поездках, и у нас была идея попытаться создать атмосферное чувство сырости, взяв за основу акварель. За время разработки нам удалось соединить наши идеи и стили вместе, чтобы создать что-то уникальное для этого фильма. Всё это достигалось методом проб и ошибок. И если сравнить старые концепты 2009 года на YouTube с финальной версией фильма, можно увидеть, насколько эволюционировал наш стиль. Мы действовали очень свободно, и основная часть фильма, каждый куст и травинка, была тщательно разработана и окрашена Эдрианом и удивительной командой, которую он собрал в Килкенни и Люксембурге».
ПРЕССА:
«Одно из самых сильных впечатлений последнего киногода, «Песнь моря» сочетает в себе всё лучшее, что только можно найти в анимации - невероятный полёт фантазии в рисунке, грустный и одновременно увлекательный сюжет и атмосферу старой-старой сказки. Выдающееся произведение, напоминающее лучшие мультфильмы Хаяо Миядзаки и нашу «Алису в Зазеркалье» (Борис Хохлов, film.ru).
«Песнь моря» - это настоящее, мощное произведение искусства, которое нарисовано, чтобы вызывать эмоции и провоцировать размышления, а не для того, чтобы нажиться на детской любви к супергероям и роботам. «Плоская» графика фильма Мура куда проще, чем в голливудских анимационных блокбастерах, и она также проигрывает многим японским полнометражным лентам, но её стильность и обаяние напоминают о лучших советских мультфильмах и с лихвой компенсируют скромность бюджета. Это, бесспорно, элегантнейшее графическое произведение, которое не стоит списывать со счетов, потому что оно выглядит не так, как более популярные мультфильмы» (Борис Иванов, film.ru).