МОСКВА НИКОГДА НЕ СПИТ
(«Moscow Never Sleeps», Россия-Ирландия, 2015)
Режиссёр: Джонни О’Райлли.
В ролях: Алексей Серебряков, Юрий Стоянов, Евгения Брик, Михаил Ефремов, Олег Долин, Любовь Аксенова, Виктор Вержбицкий, Алёна Бабенко, Яна Попова, Соня Реснянская, Анна Гуляренко, Елена Сафонова.
Жанр: драма.
В день, когда Москва празднует очередной день рождения, каждый из героев фильма должен будет сделать свой жизненный выбор. Их судьбы пересекутся и изменятся навсегда… Предприниматель должен отстоять свой бизнес, которому угрожают влиятельные госчиновники; начинающая певица разрывается между любовью и деньгами; знаменитый актёр, которого похищают среди белого дня, наконец-то сможет побыть самим собой; молодой человек ищет возможность соединить долг и собственные желания; на долю ненавидящих друг друга сводных сестёр выпадает одна очень опасная ночь… Под взрывы праздничного салюта раскроется безудержная энергия одного из крупнейших мегаполисов Европы…
Ирландский режиссёр и сценарист Джонни О’Райлли в Россию впервые попал в 1993-м, с 2006-го живёт в Москве почти постоянно. «Москва никогда не спит» стала его вторым русскоязычным проектом. Первым был триллер «Прячься!», вышедший в российский прокат в 2010 году. О’Райлли одновременно выступил как режиссёр, сценарист и продюсер фильма «Москва никогда не спит».
Создатели картины «Москва никогда не спит» позиционируют её, как русскоязычный художественный фильм, нацеленный на международный кинопрокат. Это первый российский фильм, со-продюсером которого выступила компания AI FILM. Владелец AI FILM - Лен Блаватник, а возглавляет её легендарный голливудский продюсер Лоуренс Бендер. Ко всему прочему «Москва никогда не спит» - первый фильм с превалирующим российским участием, который получил поддержку Европейского международного кинофонда «Eurimages». В финансировании проекта в том числе приняли участие Ирландский кинофонд «Irish Film Board» и ряд частных российских инвесторов.
Оператором «Москвы…» стал Фёдор Лясс («Мёртвые дочери», «Короткое замыкание», сериал «Школа», «Духless», «Я буду рядом», сериал «Оттепель», громкие премьеры этого года - «Родина», «Хардкор», «Про любовь»), а композитором фильма - Роман Литвинов, известный как MUJUICE - музыкант нового поколения российской сцены электроники и современных композиций. Каждый новый альбом MUJUICE - событие современной музыки как в России, так и за рубежом. Вскоре планируется выпуск его нового альбома с саундтреком фильма «Москва никогда не спит».
Постпродакшн фильма «Москва никогда не спит» полностью прошёл на легендарной ирландской студии «Windmill Lane Pictures», где «U2» записали все свои альбомы. На этой же студии произведены фильмы «Нокаут» Стивена Содерберга, «Пять минут рая», «Братья».
Российская премьера фильма «Москва никогда не спит» прошла на Московском МКФ в рамках «Специальных показов». А на недавно закончившемся фестивале «Окно в Европу» в Выборге фильм получил специальный приз жюри в программе «Игровое кино. Копродукция». Ожидается, что мировая премьера картины пройдет на МКФ в Торонто в сентябре 2015 года.
ДЖОННИ О'РАЙЛЛИ
«В Москву я влюбился почти сразу, когда ещё был студентом МГУ. Я то уезжал, то возвращался, а потом как-то приехал со сценарием и... просто… остался. Москва всё время меняется… Нынешнее новое поколение - уже другие люди, с новым отношением к жизни, другими смыслами. Мне интересны уникальные основы, характеры, то, о чём мало знают на Западе... Главная разница между съёмками кино в России и в какой-то другой стране - это культурные различия во всех областях жизни. В Москве происходит великое множество событий, люди открыты для новых идей, изобретений, и если вы говорите на одном языке и у вас есть доступ к этой культуре, её пониманию - это отличное место, чтобы начинать кампанию».
«За двадцать лет жизни попеременно в Москве и на Западе я остро ощутил, как мало мир знает о России. Задача картины «Москва никогда не спит» - попытаться это изменить, пролив свет на скрытый от посторонних быт русских людей и странный, упорядоченный хаос их жизней. Я надеялся поймать дух современной Москвы и создать иное представление о России на Западе. Моя Москва - город любви и праздника, и, в то же время, город противоречий: чувство принадлежности к обществу ослаблено, но всех и каждого роднят узы общей истории. Москвичи очень зависят друг от друга - во многом из-за присущей только им человечности и объединяющего их сострадания. Я стремился передать атмосферу города в портретах ряда персонажей, каждый из которых живёт в современной Москве. Структуру картины составляет переплетение нескольких сюжетных линий - в лучших традициях фильмов «Столкновение» и «Магнолия». Истории развиваются параллельно, и линии большинства персонажей пересекаются. Цель такого подхода - вовлечь зрителя в жизни нескольких персонажей, создавая при этом ощущение единства времени и пространства, в которых происходит действие. Я думаю, именно благодаря такой структуре Москва становится центральным персонажем фильма, неотделимым от его сути, и надолго запомнится зрителю».
ПРЕССА:
«Мы давно не видели Москву, увиденную столь трезвым, понимающим и любящим взглядом… Как признается режиссёр, ему хотелось показать «скрытый от посторонних быт русских людей и странный, упорядоченный хаос их жизней». Сторонний дружеский взгляд вообще чрезвычайно важен. Причём не только для мира, по убеждению режиссёра, крайне мало знающего о России, но и для нас, в России живущих, - он позволяет увидеть многое из того, что мы, привыкнув, не замечаем. Оценить то, что мы, привыкнув, не ценим. Ужаснуться тому чрезвычайному, что мы, привыкнув, сделали обыденностью… Даже «чернуха», ставшая фирменным блюдом большинства наших артхаусных фильмов, здесь не имеет привкуса мазохизма как национального спорта, ибо она - отражение пороков, присущих людям всего мира… Москва и Россия здесь предстают не экзотической территорией, где обитают загадочно жестокие славянские души, - они равноправно включены в общечеловеческий социум, и ничто, ей присущее, не чуждо большому и многоликому миру… Как везде, здесь беда граничит с праздником, и одно удивительным образом оттеняет другое: расцвет и угасание, гордость и унижение, импульсивность и расчёт. Камера оператора Федора Лясса часто взмывает над циклопическим городом, проплывает над его площадями, любуется прихотливой геометрией его улиц, неостановимым потоком машин, стеклянными гроздьями небоскрёбов и парковыми ансамблями вокруг старинных дворцов... Это город раздёрганных судеб и общей истории, бедовой, трагической и великой» (Валерий Кичин, «Российская газета»).