КРАСНАЯ АРМИЯ
(«Red Army», США, 2014)
Режиссёр: Гейб Польски.
Жанр: документальный фильм.
Фильм о Советском Союзе и его самой успешной в истории спорта команде - сборной СССР по хоккею. Основу картины составляет откровенное интервью с Вячеславом Фетисовым, капитаном советской сборной в 1980-е годы и одним из лучших игроков мирового хоккея. Картина повествует о тренировках, о тренерах, о жизни в СССР, об особенностях советского спорта и, конечно, о победах и поражениях. Помимо Фетисова интервью для фильма дали другие участники знаменитой чудо-пятёрки: Сергей Макаров, Игорь Ларионов, Владимир Крутов и Алексей Касатонов, а также Владислав Третьяк, гуру тренерского цеха НХЛ Скотти Боумен, бывший чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов, тележурналист Владимир Познер и Татьяна Тарасова, блестящий тренер по фигурному катанию и дочь легендарного хоккейного тренера Анатолия Тарасова.
Снял «Красную армию» молодой американский кинорежиссёр, сын советских эммигрантов Гэйб Польски. На коньки он встал в шесть лет, в Йельском университете был членом студенческой хоккейной команды. Позже вместе с братом Аланом поставил и спродюсировал фильм «Жизнь в мотеле», получивший два приза Римского МКФ 2012 года. Он был также сопродюсером нескольких картин, среди которых «Плохой лейтенант» Вернера Херцога. Кстати, немецкий классик Вернер Херцог, выступил в качестве сопродюсера «Красной армии». Среди запущенных Гэйбом Польски проектов - «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова.
Премьера «Красной армии» состоялась на МКФ в Канне, где картина оказалась во внеконкурсной афише Специальных показов. С первых минут появления в полностью заполненном зале автора фильма и его главного героя стало ясно, что Фетисов и во Франции - Фетисов. Легендарный хоккеист с супругой и дочерью был встречен приветственными воплями и шквалом долгих аплодисментов.
ГЭЙБ ПОЛЬСКИ:
«Я старался добиться интервью с российскими легендами хоккея, в том числе со Славой Фетисовым. Он долго не отвечал на звонки, отказывался встретиться, а когда наконец согласился, сказал, что у него будет всего 15 минут. Но то ли мне удалось избежать клише в нашем разговоре, то ли сыграло роль то, что я действительно был подготовлен, в материале, но мы проговорили часов пять, и очень эмоционально».
«Мой хоккейный опыт доказал мне, что тренировки в США больше сосредоточены на победе, чем на развитии каждого члена команды. Тренеры опекают только выдающихся игроков - тех, кто забивали больше голов. Но когда мне исполнилось 13, я перешёл в команду, которой руководил тренер из Советского Союза. Как большинство американских ребят, всё, что я знал о советском хоккее, - это исторический проигрыш американцам на Олимпиаде 1980 года. Методы нашего тренера и его философия были безжалостны и необычны: нас заставляли ходить на руках и делать кульбиты на льду, мы катались, посадив на закорки товарища по команде. А главная разница была в том, что тренер поощрял творческую инициативу и учил нас ощущать себя командой. Большинство чикагских команд не принимали его всерьёз. Но именно он заставил меня полностью переменить свои взгляды на спорт. Я стал изучать старые киносъёмки советского хоккея, и то, что я увидел, открыло мне глаза. Советский хоккей оказался на удивление креативен и импровизационен. Хоккеисты двигались подобно единому организму, и это более походило на вид искусства, чем на спортивную игру. Мне захотелось так играть! В Йельском университете я изучал политику и историю, и там я понял, насколько необычную роль играл спорт в СССР. Команда ЦСКА служила инструментом пропаганды, который должен был доказать преимущества советской системы. Государственные вливания в команду были огромными. Жесткость требований, предъявляемых к игрокам, отражали общий стиль системы. Было ясно, что государственная идеология отразилась и в стиле игры ЦСКА. Личность ценилась дёшево: выдающиеся игроки получали не больше учителя. Нужно прежде всего служить своей команде и своей стране, любые проявления своей индивидуальности, любые вопросы к руководству запрещались. Сегодня у руководства России те, кто были преданными фанами ЦСКА, и даже те, кто в нём играли. Понять историю команды и её эры - значит многое понять о тех, кто принимает решения в сегодняшней России. Наш фильм о том, как деспотичная система создала одну из величайших команд в истории. Этот успех дался ценой огромных личностных жертв. Я хотел своим фильмом воздать должное советским усилиям и чествовать искусство, созданное столь уникальным периодом человеческой истории».
ПРЕССА:
«Картина Гэйба Польски сделана умно и честно, в её интонациях чувствуется явная симпатия к хоккейному феномену, чудом явившемуся из недр советской системы и возможному только при такой системе с её жестко диктаторскими принципами и упором на коллективизм. Внимание автора сосредоточено на знаменитой «красной пятёрке»: Фетисов - Касатонов - Крутов - Ларионов - Макаров. На особых, совершенно братских отношениях внутри команды, которые и стали основой её уникального единства. Отсюда, по версии Гэйба Польски, креативный подход к игре, возможный только в таком бескорыстно спаянном коллективе, команде одной, но пламенной идеи - своего рода антиподе индивидуалистическому сознанию и системе высокооплачиваемых звёзд, принятой на Западе… Как считает сам Гэйб Польски, это картина - не только о хоккее, но, в сущности, и об особенностях русской души» (Валерий Кичин, «Российская газета»).
«Красная армия» начинается как сатирическая комедия о «холодной войне», потом превращается в политический триллер, а завершается в духе типичного бади-муви, где ключевыми buddy, то есть приятелями, оказываются Фетисов с Касатоновым, по законам жанра трансформирующиеся из лучших друзей чуть ли не во врагов - и обратно. Это динамичный, лопающийся от деталей, мнений и подмигиваний байопик в обёртке неигрового кино, сдобренный почти несмолкающим саундтреком (гитарная музыка, издевательский клезмер, торжественная классика и ещё более торжественные советские марши). Получилась своего рода «Легенда №17», но американская и документальная, не сваливающаяся в критику социалистического строя или просоветский пафос, рассказывающая о диковинном и уже вымершем организме, где трудно убрать знак равенства между виртуозным советским хоккеем и социалистическим строем, хотя двигателем команды всегда были не партийные разнарядки, а личности… Героический ореол Фетисова Польски демонстрирует без лишнего преклонения, задавая простые, иногда глуповатые вопросы, чтобы на лице Героя проступили эмоции человека (а 56-летний экс-хоккеист за словом в карман не лезет и не стесняется в выражениях). Ближе к финалу «Красная армия» превращается в основанную на реальных событиях сагу, вроде «Игры престолов» или «Звёздных войн», - стремительную, сложную, многослойную, в которой всё тесно переплетено, а интонация рассказчика проникнута и симпатией, и иронией. Так, не увлекаясь реабилитацией или обличением, наблюдательному человеку со стороны удаётся показать, чем можно гордиться, а чему учиться» (Алексей Филиппов, kino-teatr.ru).
«Ответом на вопрос «зачем?» будет не то, что Гейб Польски через своих родителей-иммигрантов чувствует связь с нашей страной. И не то, что он много лет профессионально играл в хоккей, а его тренером долгое время был советский иммигрант. Скорее всего, решающую роль тут сыграло сотрудничество с Вернером Херцогом, у которого Польски работал несколько лет назад в съёмочной группе… Херцог известен тем, что в своих фильмах, игровых и неигровых, он в каждом персонаже умеет показать иррациональность, хаос, странность… Предположим, что Гейб Польски заразился от Херцога это провокационной идеей, так как фильм «Красная армия», где Херцог, кстати, выступил в качестве исполнительного продюсера, весь наполнен узнаваемым ощущением лёгкого и весёлого безумия. У нас так подобное кино не снимают. Слишком много известных людей, среди которых Фетисов, Третьяк, Познер и многие другие спикеры, о которых принято говорить только с пиететом. У молодого и озорного Польски пиетета нет, у него есть интерес к феноменам советского хоккея и русской души. Поэтому он задаёт своим спикерам неудобные вопросы, оставляет «испорченные» дубли подготовки к интервью, звонков мобильных телефонов, оговорок… Результат этого озорства и провокации - один из интереснейших фильмов, которые когда-либо были сделаны о хоккее. В зале, где проходила официальная премьера фильма в Каннах (туда пришёл и Фетисов с женой), в начале сеанса публика признавалась, что ничего не смыслит в хоккее. Тьерри Фремо даже устроил голосование через поднятие рук, чтобы доказать это. Но на два часа фильма все зрители превратились в хоккейных фанатов и вместе с автором фильма пытались понять, просматривая бесконечные хронику и интервью с уже пожилыми хоккеистами, тренерами, журналистами, историками - что это было за чудо: творчество на льду, рождающееся в худших муках тоталитарного режима» (Кирилл Шамсутдинов, «Фильм Про»).
«Сын эмигрантов из СССР Гейб Польски снял идеальный документальный фильм о советском хоккее. Главный приём Польски позаимствовал у своего продюсера Вернера Херцога: идиотский вопрос из-за кадра, который ставит героя в тупик и позволяет на крупном плане снимать движение его мысли, столкновение нахлынувших воспоминаний и чувств… «Тебе повезло, что я у тебя есть», - говорит Фетисов режиссёру. «Вам тоже повезло, что у вас есть я», - парирует Польски, и он прав: не каждому достаётся внимательный, остроумный, лишённый фальшивой сентиментальности биограф, который снимает человека, а показывает Историю… Польски оперирует стандартным набором документалиста - хроникой, интервью, музыкой, но делает это абсолютно виртуозно: саундтрек в фильме не смолкает, ни на минуту, но не раздражает, а задаёт ритм; архивные кадры отобраны и смонтированы так, что даже очевидцы событий почувствуют себя первооткрывателями на далёкой планете. Клюшки, шрифты, красные майки, спортивные костюмы, сосредоточенные лица спортсменов - советский хоккей в этом фильме представлен как эстетический феномен, одна из высших точек развития советской цивилизации… Вне зависимости от эстетических, политических и спортивных пристрастий, «Красная армия» побеждает всех» (Мария Кувшинова, «Сеанс»).
«Красная армия» американского режиссёра Гейба Польски - кино о победе советского хоккея и поражении советской системы. Мастерски снятый документальный фильм о противостоянии, падении железного занавеса, взаимной враждебности и хоккеистах-виртуозах - пленниках холодной войны… Сегодня наши хоккеисты отлично играют в НХЛ и с переменным успехом за национальную сборную. Но когда перед глазами появляются архивные кадры - хоккей, больше похожий на балет, кружащая по льду пятёрка, с ума сводящая противника кажущейся иррациональностью комбинаций, - оказывается, что этой сделанной американским режиссёром неподобострастной картине удалось кое-что очень важное. Во время, когда патриотизм стал прибежищем для слишком большого количества негодяев, напомнить, что нам ещё осталось кое-что крутое и не подлое, чем можно гордиться» (Лёля Смолина, «GQ»).