СОЛЬ ЗЕМЛИ
(«The Salt of the Earth», Франция-Бразилия-Италия, 2014)
Режиссёры: Вим Вендерс, Джулиано Рибейро Сальгадо.
Жанр: документальный фильм.
Фильм посвящён величайшему фотографу современности Себастьяну Сальгадо. Ни одно событие не укрылось от его объектива. Взгляните на мир другими глазами! Откройте для себя завораживающую историю, проникающую прямо в сердце… Картина о жизни и творчестве легендарного бразильского фотографа снята известным немецким режиссёром Вимом Вендерсом совместно с сыном фотографа Джулиано. В фильме участвует и жена Себастьяна Сальгадо - Лейла Ваник Сальгадо.
Себастьян Сальгадо (1944 г. р.) - бразильский фотограф, один из крупнейших фотожурналистов мира. Окончил экономический факультет университета Сан-Паулу. Работал по специальности, по командировке Всемирного банка оказался в Африке, где начал фотографировать. С 1973 года занимался только фотографией, сначала как репортёр. В 1979 году был принят в агентство «Магнум Фото». В 1994 году вместе с женой создал в Париже собственное агентство «Amazonas Images». Как фотограф объехал более 100 стран. Среди многочисленных наград фотографа - премия Уильяма Юджина Смита (1982), премия города Париж (1984), премия «World Press Photo» (Нидерланды, 1985), премия Вилла Медичи (Франция, 1987), Большая национальная премия по фотографии (Франция, 1994), Художественная премия принца Астурийского (1998). Фотожурналист года (США, 1986). Посол доброй воли ЮНИСЕФ, почётный член Американской академии искусств и наук.
Название «Соль земли» является отсылкой к Библии. Евангелие от Матфея, 5:13: «Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её солёною? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить её вон на попрание людям».
Вим Вендерс (1945 г. р.) - немецкий кинорежиссёр, сценарист и продюсер, лауреат многочисленных наград и премий. С 1996 года - президент Европейской киноакадемии. Постановщик фильмов «Алиса в городах», «С течением времени» (приз ФИПРЕССИ на МКФ в Канне-1976), «Американский друг» (премия «Сезар»), «Положение вещей» («Золотой лев» Венецианского МКФ 1982 года), «Париж, Техас» («Золотая пальмовая ветвь» Каннского МКФ 1984 года), «Небо над Берлином» (приз на МКФ в Канне и премия Европейской киноакадемии за лучшую режиссуру), «Отель «Миллион долларов» (приз жюри Берлинале-2000). В рамках проекта «Настоящее кино» «Орлёнок» показывал фильмы Вендерса «Земля изобилия», «Входите без стука», «Съёмки в Палермо».
Джулиано Рибейро Сальгадо родился в 1974 году в Париже. В 1996 году снял свою первую документальную работу «Сюзанна» об использовании противопехотных мин в Анголе. Следующие работы были сняты в Афганистане, Бразилии, Эфиопии. В тоже время снимал репортажи для «Canal+» (Франция) и «TV Globo» (Бразилия). В 2003 году закончил Лондонскую киношколу. В 2009 году его фильм «Науру - плавающий остров» был выбран для ряда международных фестивалей. Сейчас работает над своей первой игровой картиной, которая будет снята в Сан-Паулу (Бразилия).
Премьера фильма «Соль земли» состоялась на Каннском МКФ 20 мая 2014 года. В Каннах Джулиано Рибейро Сальгадо и Вим Вендерс получили специальный приз Экуменического жюри и специальный приз программы «Особый взгляд». Премьера картины в России прошла на Московском МКФ 22 июня 2014 года. «Соль земли» также получила приз зрительских симпатий на МКФ в Сан-Себастьяне, выдвигалась на премию «Гойя» (Испания) как лучший европейский фильм, номинировалась на премию «Оскар» в категории «Лучший документальный полнометражный фильм», была удостоена кинопремии «Сезар» как лучший документальный фильм.
ВИМ ВЕНДЕРС:
«Я слежу за творчеством Сальгадо почти 25 лет, когда-то давно я приобрёл два снимка, которые произвели на меня сильное впечатление, задели за живое. Я повесил их в рамку, с тех пор они висят над моим столом».
«Мы встретились в парижском офисе Сальгадо, он провёл для меня небольшую экскурсию по своей студии и я обнаружил проект «Книга Бытия». Это было новое, волнующее направление в его работе, проект большого масштаба, растягивающийся на долгое время. Я был поражён его вовлечённостью в работу и его решительностью. Потом мы встретились снова и обнаружили, что оба любим футбол, потом мы начали говорить о фотографии в целом. Однажды он спросил меня - не хотел бы я составить ему и его сыну компанию в путешествии, у которого не было определённой цели. Они подумали, что им нужна ещё одна точка зрения, взгляд человека извне… Самой большой проблемой было, на самом деле, обилие материала. Джулиано уже сопровождал своего отца в нескольких путешествиях. У нас были часы документальных съёмок. Я планировал сопровождать Себастьяна по крайней мере в двух «миссиях» - на севере Сибири и в экспедиции на воздушном шаре над Намибией. Но вместо этого я сконцентрировался на его работе фотографа, и мы записали несколько интервью в Париже. Но чем больше я узнавал о его работе, тем больше у меня было вопросов. И, конечно, у меня был доступ к множеству архивных кадров».
«У меня появилась идея подхода в духе «тёмной комнаты»: Себастьян перед экраном, смотрит на фотографии и отвечает на мои вопросы. Камера была за снимками, снимая через Себастьяна через его кадры, как, если так можно выразиться, через полупрозрачное зеркало, так что автор смотрит и на свои фотографии и на зрителя. Я подумал, что это была самая близкая позиция для зрителя, который мог и слышать Себастьяна, и в тоже время видеть его работы. Мы практически вырезали все «традиционные» интервью, от них осталось совсем немного. Они оказались важными подготовительными этапами для наших сессий в «тёмной комнате». Снимки мы выбирали вместе, и чаще всего выбор обуславливался теми историями, которые мне рассказал Себастьян и которые я включил в фильм. Мы так провели многие часы… В нашей «тёмной комнате» мы прошли через все шедевры Себастьяна, более или менее в хронологическом порядке за неделю. Для него и для нас, стоящих за камерой, это было очень сложно, потому что некоторые из его поездок сильно выводили его из душевного равновесия, а некоторые были просто пугающими. Для Себастьяна обращение к снимкам было всё равно что возвращения туда, и для нас эти внутренние путешествия «в сердце тьмы» также становились ошеломляющими».
«Возвращаясь к вопросу о том, что его фотографии слишком красивы или слишком эстетизированы, я хочу сказать, что я полностью не согласен. Когда ты снимаешь бедность и страдания, то нужно придать определённое достоинство предмету съёмки, избежать вуайеризма, подглядывания. Это нелегко. Этого можно достигнуть только при условии, что у вас налажены хорошие отношения с теми, кто находится перед объективом, что вы действительно хорошо понимаете условия их жизни и саму ситуацию. Немногим фотографам это удаётся. Большинство их них приезжает на место, отщелкивает пару фотографий и уезжает. Себастьян так не работает. Он проводит время со своими героями, чтобы понять их ситуацию, он живёт с ними, чувствует с ними, делит с ними радости и горе, насколько это возможно. Он чувствует их. Он делает свою работу для людей, даёт им голос. Фотографии, снятые на ходу или имитирующие «документальный» стиль не могут передать те же самые вещи… Я думаю, что Себастьян придал достоинства всем своим героям. Его снимки рассказывают не о нём самом, а о всех этих людях!»
«Отношения отца и сына были частью замысла с самого начала. Они могли обернуться западнёй для фильма, я и думал, что оба Сальгадо, отец и сын, были правы, пригласив меня, чтоб избежать этого. И в итоге, это стало одной из самых трогательных сторон фильма».
«С самого начала, мы считали непреложным для сюжета тот факт, что у Сальгадо есть иная жизнь, помимо фотографии: они преданы экологии. И я сразу знал, что мне нужно рассказать две истории одновременно. И можно сказать, что бразильская программа восстановления лесов и чудесные результаты, которых добилась семья, это практически счастливый финал для Себастьяна, после всех его страданий, депрессии, в которую он погрузился после Руанды, после всех невыносимых моментов, которые ему довелось пережить. Он не только посвятил свою последнюю монументальную работу «Книга Бытия» природе, но он также говорит, что именно природа позволила ему не потерять веру в человечество».
ДЖУЛИАНО РИБЕЙРО САЛЬГАДО:
«О Себастьяне уже были фильмы, также как и о других фотографах. Но мне казалось, что фильм о фотографе имеет свои границы: человек готовится снять фото и история кончается, когда фото снято. Кроме того, что он снимает и второе, и третье и так далее. По моему мнению, это был неверный подход. Фильм должен вырастать из истории Себастьяна: из его опыта, который разделяют несколько людей, из того, что вот уже 40 лет он не вылезает из экстремальных ситуаций, что он стал свидетелем того, как человечество сталкивается с ужасными событиями. Это должно быть снято через его историю, его воспоминания, и тогда мы сможем задать вопросы: что меняет человека? Что изменило Себастьяна Сальгадо? Я знал ответ. Я видел его, живущим с индийцами и папуасами. Он видит людей и не судит их. Он ставит себя на тот же уровень, без сомнений, потому что он сам вышел из крошечной деревни из отдалённой части Бразилии, отрезанной от всего мира. Я думаю, что люди, которых он фотографирует, чувствуют его доброжелательность. Я думаю о том, что происходит между ними и Себастьяном до и после того, как он снимает, и о том, как такой обмен может обогатить нас. Да, даже нас, в нашем привилегированном и безразличном обществе. Это и был фильм. Но чтобы он принял форму, нам нужен был кто-то помимо меня, менее вовлеченный, могущий свободно разговаривать с Себастьяном, выделяющий то, что могло бы стать сердцем фильма… Вим Вендерс был идеальной кандидатурой. Он уже знал работы Сальгадо, они уже встречались несколько раз, и к тому моменту, Вим уже вынашивал идею о создании фильма о Сальгадо. Мы много раз виделись, много говорили, и было естественно, что мы решили делать кино вместе. Он не только понял замысел, но немедленно подключился. Было чудесно видеть, как он уважительно относится к частному характеру проекта, но добавляет какие-то важные элементы, приносящие его собственную чувствительность, его талант… Вим Вендерс стал тем, кто объединял две истории - одна о человеке, который устал от запечатлённых им страданий, кто сам носит шрамы от того, что он видел и пережил, и кто сказал: «После нескольких лет работы в лагерях для беженцев я видел столько смертей, что, мне кажется, я умираю сам». Я думал, что Вим и мой отец сядут за столиком и просто поговорят. Но нет. Работа с таким большим художником как Вендерс всё меняет, и его идея конфликта Себастьяна с собственными воспоминаниями более изобретательна. В конце этих очень плодотворных съёмок мы заперлись в монтажной на полтора года. Это позволило нам избежать сложных повествовательных конструкций и сделать историю более простой и прямой».
ПРЕССА:
«Соль земли» вроде бы довольно простая вещь: Вим Вендерс рассказывает о карьере всемирно известного фотографа Себастьяна Сальгадо, показывая лучшие его работы во весь экран. Однако писать об этом сложно. Хотя бы потому, что «Соль земли» - самый визуальный фильм года и даже с выключенным звуком производит колоссальное впечатление. Непонятно, что (и зачем) к этому добавить… Портреты героев Сальгадо настолько индивидуальны, что хочется задержать на них взгляд, увидеть и понять больше: то, что было бы невозможным в обычном кино, осуществляется благодаря стоп-кадру. Эти снимки - чёрно-белый и немой театр бесконечной эмпатии. Ни о какой эксплуатации героев, конечно, здесь не может быть и речи. Если кого-то Сальгадо и использует в своих целях, то только зрителя, вырывая его из уютного кокона двойного отстранения («я в зале и смотрю фильм про фотографа, который смотрит на чужие страдания»), буквально вынуждая к состраданию, восхищению, ужасу, восторгу и другим первобытно мощным переживаниям. К подобному искусству прямого действия современные критика и философия относятся с понятным подозрением, но природа дарования Сальгадо такова, что не терпит хладнокровия или нейтральности. Сегодня, когда репортаж всё чаще превращается в орудие идеологической манипуляции - и Россия демонстрирует это ярче, чем многие страны мира, - урок Сальгадо кажется особенно внушительным. Его единственное послание - призыв к неравнодушию. Всё прочее пусть останется пропагандистам, телевизионщикам и игровому кино» (Антон Долин, «Афиша. Воздух»).
«Соль земли» получила приз каннской программы «Особый взгляд» и «Сезара» как лучший документальный фильм года. Как не завопить: это вовсе не Вендерс достоин наград, а Сальгадо, Сальгадо, Сальгадо! Да и то: попав во вселенную Вендерса, горький мудрец Сальгадо становится каким-то банальным. Не угадать, кто из них автор благоглупостей, из которых слова о людях как «соли земли» - не самая вопиющая… И вдруг, когда внутренний зрительский голос уже не оставил от фильма камня на камне, «Соль земли» обретает подлинный смысл. И сила этого смысла такова, что все несомненные благоглупости обретают изначальный, ещё не опошленный смысл. Дело в том, что, оказывается, Сальгадо уже давно не социальный фотохудожник-свидетель. Его траектория идеально описывается словами поэта Владимира Соколова: «Я устал от двадцатого века, // От его окровавленных рек. // И не надо мне прав человека, // Я давно уже не человек. // Я давно уже ангел, наверно». Сальгадо - давно уже ангел: Вендерс же так любит снимать кино про ангелов. Устав от окровавленных рек Конго, он вернулся на отцовскую ферму в штате Минас-Жерайс, пришедшую в запустение. Не в силах вернуть жизни тем, кто умирал на его глазах и глазах его фотокамеры, он совершил чудо возвращения жизни загубленным лесам… И снимает теперь Сальгадо только животных» (Михаил Трофименков, «Коммерсантъ Weekend»).
«Документальный фильм «Соль земли» способен сдвинуть зрительские рамки восприятия окружающего мира. Посмотреть его следовало бы каждому - это прививка современному человеку от слепоты сердца. Мы, жители благоустроенного и отлаженного мира, в большинстве своём уверены, что наша планета - это цивилизованное место, где семь миллиардов человек живут примерно в таких же условиях, как мы сами: у всех есть крыша над головой, всем доступны всё умножающиеся блага цивилизации. Разве не так мы представляем себе жизнь на планете Земля?.. Себастьян Сальгадо, будто сошедший с фламандских полотен, знакомит нас не только с миром Босха, но и с такой повседневностью, что представляется нам хроникой других измерений, настолько плохо мы знаем то, в окружении чего живём. Иногда это сказка - как в случае с затерянными в буйстве джунглей деревнями, намного чаще - это ад на земле… Жизненный путь Себастьяна Сальгадо учит нас тому, что дела должны быть больше человека, его имени и тщеславия. А значит, ещё не всё потеряно, и в нашем пластмассовом мире есть о ком снимать кино, которое способно воспитать в человеке Человека» (Юлия Авакова , Екатерина Савченко, «Российская газета»).
«В своё время Сьюзен Зонтаг в своей книге «Смотрим на чужие страдания» посвятила немало внимания творчеству Сальгадо, утверждая, что он эстетизирует насилие и тем самым служит плохую службу идеям, которым он сам предан. Время показало неправоту знаменитой американки, а «Соль земли», не ставя этой задачи, вскрыла причину этой неправоты. Сальгадо соединил свою личную жизнь с работой так, как никогда не мог бы рациональный Вендерс, скорее это напоминает опыт его соотечественника Вернера Херцога. Через контакт с Сальгадо Вендерс открывает в себе своего внутреннего Херцога и обретает ту художественную дистанцию, которая ничего общего не имеет с эстетизацией - скорее с высоким трагическим романтизмом. В снимках Сальгадо и в фильме Вендерса человеческие грехи многократно умножают трагизм существования всего живого, и взгляд умирающего ребёнка рифмуется с другим - обречённого морского котика» (Андрей Плахов, «Коммерсантъ»).
«Соль земли» нужно показывать всем политикам прежде, чем они будут принимать какие-либо глобальные решения. И всем руководителям крупных корпораций. Да что уж там, вообще всем жителям Земли. Крупнейший фотожурналист мира Себастьян Сальгадо, который объездил со своей камерой самые страшные - и прекрасные - уголки нашей планеты, вместе с режиссёрами шаг за шагом вновь проходит свой творческий путь. От тех дней, когда он впервые взялся за фотоаппарат и начал снимать всё подряд - от свадеб и ню до портретов своей жены - до момента, кода он понял, что его взгляд на планету может что-то изменить… От фоторепортажей из горячих точек Себастьян после долгого перерыва и переосмысления своей цели перешёл к фотографиям дикой природы, а от рассказов об ужасах планеты - к её спасению. Так что на счёт одного из величайших фотожурналистов мира можно смело записать не только серьёзнейшую пропагандистскую деятельность, но и возрождение экосистемы на сотню гектаров Земли. «Соль земли» - это тоже своего рода попытка Вендерса перейти от мысли к действию. Поделиться тем, что его тронуло до глубины души с миром и, может, пробудить в ком-нибудь острое желание если не бросить всё и поехать в Африку или тушить пожары, так хотя бы посадить дерево» (Александра Гордиенко, «The Hollywood Reporter»).