ИРРАЦИОНАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК
(«Irrational Man», США, 2015)
Режиссёр: Вуди Аллен.
В ролях: Хоакин Феникс, Эмма Стоун, Паркер Поузи, Джейми Блэкли, Бетси Эйдем, Итан Филлипс, Мередит Хагнер , Джо Степлтон, Нэнси Кэрролл, Бригитт Ланди-Пейн.
Жанр: драма.
Профессор философии Эйб Лукас опустошён: он не видит в своей жизни ни радости, ни смысла. На лето Эйб приезжает преподавать в небольшой колледж, где у него завязываются отношения с двумя очень разными женщинами. Рита, его новая коллега, воображает, что именно он вызволит её из несчастливого брака. А Джилл, его лучшая студентка, становится ему ближайшим другом. Но девушку неодолимо притягивают мятущаяся творческая натура Эйба и его загадочное прошлое, и она всё больше отдаляется от своего бойфренда Роя… Всё меняет невольно подслушанный Эйбом и Джилл разговор, после которого Эйб, стряхнув с себя равнодушие и отчаяние, решает действовать. Абсолютно иррационально…
«Иррациональный человек» - 46-й фильм в фильмографии всем хорошо известного американского режиссёра и сценариста Вуди Аллена. По признанию маэстро, снимать фильмы для него - жизненная необходимость: «Для меня снимать фильмы - значит уходить на время от безжалостной жестокости жизни и мыслей о неминуемой смерти. Жизнь всех нас убивает, разве нет? Изматывает душу, уничтожает наше тело. И мы все, независимо от того, чем занимались, кем были и как жили, оказываемся в своё время в одинаковой, но очень малоприятной позиции. И ни одна философская теория или учение не способны это изменить. Всё, что делаешь, создаёшь, когда-нибудь исчезнет. Но мы именно поэтому должны при жизни ценить, холить и лелеять всё, что у нас есть. И единственный способ выжить - это, по моему глубочайшему убеждению, отвлекать себя от реальности. Я себя отвлекаю с помощью работы над фильмом. Сидеть, например, на пляже целыми днями - я даже не могу такое себе представить. Что, сидеть и думать: «О, я обязательно умру! Мои близкие тоже умрут! Какой кошмар»? Но сначала я постарею, стану дряхлым - не скоро, конечно, в весьма далёком будущем. В общем, чтобы отвлечься от этих мыслей, нужно быть занятым. Занимать себя. Работать».
Главную роль в «Иррациональном человеке» сыграл Хоакин Феникс (1974 г. р.) - американский актёр, известность которому принесли фильмы «Гладиатор» (номинация на «Оскар») и «Ярды». За роль Джонни Кэша в фильме «Переступить черту» Хоакин Феникс получил премию «Золотой глобус» и вторую номинацию на премию «Оскар». Также снимался в фильмах «Знаки», «Таинственный лес», «Хозяева ночи». В 2012 году Феникс за исполнение роли Фредди Куэлла в ленте «Мастер» Пола Томаса Андерсона был удостоен множества наград и номинаций, среди которых кубок Вольпи за лучшую мужскую роль на Венецианском МКФ и третья в карьере номинация на «Оскар». В 2013 году Феникс исполнил главную роль в фильме Спайка Джонза «Она», а в 2014 году вновь снялся у Пола Томаса Андерсона в картине «Врождённый порок». Для съёмок в «Иррациональном человеке» Феникс ради пущей реалистичности отрастил изрядный живот.
Основной партнёршей Феникса стала американская актриса Эмма Стоун (1988 г. р.). Она известна по фильмам «Добро пожаловать в Зомбилэнд», «Отличница лёгкого поведения» (номинация на премию «Золотой глобус» за лучшую женскую роль в комедии или мюзикле), «Эта - дурацкая - любовь», «Прислуга», «Новый Человек-паук» (сыграла роль Гвен Стейси, девушки Человека-паука), «Охотники на гангстеров». Эмма уже снималась у Аллена в фильме «Магия лунного света» (2014). В начале этого года за роль дочери главного героя в драмеди «Бёрдмэн» Стоун была отмечена рядом наград, в том числе номинацией на премию «Оскар», и высокими оценками в мировой кинопрессе.
Мировая премьера «Иррационального человека» состоялась 16 мая 2015 года в рамках внеконкурсной программы Каннского МКФ. 79-летний Вуди Аллен лично представил картину в Каннах. Итого это уже 11-й фильм Аллена, показанный на Каннском МКФ.
ВУДИ АЛЛЕН:
«Вы же за этим приходите в кино, вы хотите увидеть людей, переживающих кризис, принимающих отчаянные решения. Мужья обманывают жён, жёны изменяют мужьям, люди убивают друг друга - это всё мы видим и в греческих трагедиях, и у Шекспира, и сейчас. Моральный конфликт являются движущей силой любой книги, пьесы или фильма».
«Я всегда считал, что главная моя задача как режиссёра - найти тех актёров, которым ничего не нужно объяснять. Никаких репетиций и долгих обсуждений. Я беру актёров именно потому, что уверен - они в этом не нуждаются. Так что успех моих картин зависит исключительно от них. В этом и заключается, на мой взгляд, главный режиссёрский трюк - нанять соответствующих актёров. И позволить им идти своим путём. Не мешать им. Не отвлекать. Не вмешиваться в их игру. Только всё испортишь».
«Эмма Стоун прекрасно сыграла в «Магии лунного света». И когда я написал сценарий «Иррационального человека», то подумал, что кто ещё, как не Эмма, может и должна сыграть умную красивую студентку колледжа? Первый раз я ее случайно увидел. Занимался у себя дома на тренажёре, на беговой дорожке и старался себя отвлечь - смотрел телевизор. Шёл фильм с Эммой. И я решил, что именно эта актриса мне нужна. Но, честно говоря, хотя я и был после работы с ней в предыдущем фильме уверен, что Эмма хорошо сыграет, в итоге она сыграла ещё лучше, чем я ожидал. Глубже, интереснее. Замечательно».
«В реальной жизни гораздо больше нюансов, которые не всегда соответствуют философским учениям. К тому же философы отчасти фанатики. А фанатики, как известно, гораздо легче переживают жизненные трудности. Это доказано всей историей человечества. Им даже в концлагере проще благодаря непогрешимой вере выживать».
ПРЕССА:
«Если вы один из тех людей, которые ждали триумфального возвращения классического Вуди Аллена и негодовали по поводу его последних работ, то вот, получите. Без регистрации и смс. Woody is back! Центральный персонаж, как всегда, философ-неврастеник с кучей умных мыслей по поводу устройства мира и бесконечным обаянием. Короче говоря, Хоакин отлично сыграл ещё одну вариацию Вуди Аллена, который в силу своих лет уже не может исполнять главные роли в собственных фильмах. Бесконечной харизме Эммы Стоун мы вообще когда-нибудь посвятим песню. Уже становится сложным представить новые работы Аллена без его свежеиспечённой музы. Фильм богат на остроумные диалоги, в этот раз обошлось без заготовленных мест под шутки, но не рассмеётся на сеансе, пожалуй, только глухой или мёртвый. Далее сюжет принимает хичкоковский оборот, комедия потихоньку превращается в триллер, юмор чернеет, как репутация Линдси Лохан, в ход идёт Достоевский, которого так любит цитировать режиссёр, и в итоге мы получаем совершенно неожиданный финал. Правда, ничего кардинально нового от Вуди ждать не стоит, так как свойственные для Аллена размышления на тему экзистенциализма проходят уже не первый круг переработки. Но в то же время грех жаловаться, потому что конечный результат (нечто среднее между «Энни Холл» и «Матч-пойнтом») не может не порадовать зрителя. По идее, останутся довольны все: фанаты Вуди, случайно попавшие в кинозал обыватели и даже зануды-эстеты» (Катерина Карслиди, «Cinemaholics»).
«Солнце всходит и заходит, люди совершают ошибки, Вуди Аллен снимает об этом фильмы, а Каннский фестиваль показывает их один за другим - этот цикл, кажется, нарушить не сможет ничто, кроме самой судьбы. Очередным исследованием её причудливых троп оказался «Иррациональный человек», новая трагикомедия Аллена, показанная вне конкурса. Как большинство поздних картин выдающегося режиссёра, это краткий дайджест его любимых лейтмотивов, разыгранных под лёгкий джазовый аккомпанемент коллективом прекрасных артистов… Лёгкий коктейль из узнаваемых ингредиентов включает в себя пикантные элементы Канта, Кьеркегора и Сартра: недаром название так похоже на заголовок философского трактата. Не обошлось без обожествляемого Алленом Достоевского, новым парафразом чьего «Преступления и наказания» отчасти является фильм… Ничего нового Аллен сказать не хочет и не может. Свои выводы о состоянии человечества он сделал давным-давно и продолжает пессимистически-иронические проповеди, не отступая от канона, как хороший, любимый прихожанами сельский священник» (Антон Долин, «Афиша. Воздух»).
«Вроде бы всё на месте, актёры работают прекрасно, но когда смотришь, невольно думаешь, как Вуди Аллен раньше умел делать кино» (Мойра Макдональд, «Seattle Times»).
«Кто-то скажет, посмотрев: ну, это не тот Аллен, каким он был в 1970-1980-е. И не Аллен недавних 2000-х, когда он обрёл второе дыхание, переехав снимать в Европу и сделав «Матч-пойнт», «Сенсацию», «Вики Кристину Барселону», «Полночь в Париже». Да, не тот! Хотя бы потому, что в «Иррациональном человеке» не играет сам Аллен, а смешных диалогов меньше, чем обычно (хотя персонажи всё равно поданы иронично). Но это фирменный Аллен, потому что после ухода из кино, а затем и после смерти Бергмана, творческим родственником которого Аллен был и остаётся (как и родственником Чехова), это единственный в мире режиссёр, постоянная тема которого - мысль, рефлексия. И не чья-либо, а людей иррациональных. Интеллигентов, выражаясь по-русски… Один из смыслов фильма: мы бессильны перед неопределённостью, которой заведует некто свыше. Назовём это «некто» судьбой. Философия и вправду не имеет отношения к жизни. Мы планируем так, а жизнь действует этак. Нельзя быть человеком рациональным. Иррациональность побеждает рациональное… В общем, новый фильм Вуди про то, что интеллигенты должны оставаться иррациональными, психованными, вечно обеспокоенными. Только иррациональность их и спасает» (Юрий Гладильщиков, «Forbes»).
«В свои без малого 80 Вуди Аллен по-прежнему любознателен, пытлив и изыскан. Любовная история профессора философии и студентки, разыгранная Хоакином Фениксом (казалось бы, меньше, чем он, на философа не похож никто в американском кино) и красоткой Эммой Стоун, как всегда у Аллена, дышит Достоевским, Раскольниковым и его «Тварь я дрожащая или право имею?» Но если в «Матч-пойнт» автор с неизбывной грустью отвечал на этот вопрос положительно, теперь его больше интересует тема неизбежности наказания. Как всегда - легко, смешно, остроумно Вуди Аллен элегантно расставляет главных героев по местам - кто какого заслуживает. Точнее - он их давно расставил, а теперь любуется, как старый коллекционер солдатиками, передвигает, играет» (Екатерина Барабаш, kino-teatr.ru).