СтрингерСТРИНГЕР
(«Nightcrawler», США, 2014)
Режиссёр: Дэн Гилрой.
В ролях: Джейк Джилленхол, Рене Руссо, Риз Ахмед, Билл Пэкстон, Энн Кьюсак, Кевин Рам, Кэтлин Йорк, Эрик Ланж, Майкл Пападжон, Марко Родригес, Джеймс Хуанг, Кент Шокнек, Пэт Харви, Шэрон Тэй.
Жанр: остросюжетная драма.

Лу Блум – молодой амбициозный парень. Он верит в «американскую мечту», хочет преуспеть и пытается найти работу. Однажды Лу видит, как любительская съёмочная группа снимает автомобильную аварию. После этого он меняет ворованный велосипед на видеокамеру и снимает последствия угона автомобиля, чтобы продать местной телевизионной компании. Директор новостей Нина покупает запись и убеждает его продолжить работу. Лу нанимает себе в помощники Рика и энергично принимается за работу. Но Город Ангелов не так-то просто покорить. В погоне за славой граница между добром и злом стирается и вскоре становится ясно, что ради по-настоящему стоящего материала Блум не остановится ни перед чем…

Стрингеры (от англ. stringer - одно из значений тетива, струна) - независимые (внештатные) репортёры, журналисты-фрилансеры, также известные как «nightcrawlers» (так называют червей, которые днём живут в земле, а по ночам выползают на поверхность подышать). Они охотятся за экстремальными событиями - пожарами, автокатастрофами, стихийными бедствиями, убийствами, терактами, надеясь продать это теленовостям.

«Стрингер» - малобюджетный ($8 500 000) режиссёрский дебют Дэна Гилроя по собственному сценарию. Он сел в режиссёрское кресло после того, как несколько его сценариев (среди которых «Конвоиры», «Деньги на двоих», «Живая сталь», «Эволюция Борна») были воплощены другими постановщиками. Дэн Гилрой вырос в артистической и творческой семье. Его отец - обладатель Пулитцеровской премии и премии «Тони» Фрэнк Д. Гилрой. Для работы над «Стрингером» Дэн привлек в качестве продюсера своего брата Тони Гилроя, известного сценариста и кинорежиссёра, написавшего сценарии для серии фильмов о Джейсоне Борне и номинированного на премию «Оскар» за режиссуру и сценарий фильма «Майкл Клейтон». Помогал Дэну и его второй брат, монтажёр Джон Гилрой («Чудо», «Майкл Клейтон», «Солт», «Воин»).

Джейк Джиленхолл присоединился к проекту не только как исполнитель главной роли, но и как продюсер. Американский актёр Джейкоб Бенджамин Джилленхол (1980 г. р.) начал сниматься в 11 лет, так как вся его семья была занята в киноиндустрии. Джейк - сын режиссёра Стивена Джилленхола и сценаристки Наоми Фонер, а также младший брат актрисы Мэгги Джилленхол. Первый успех Джейка – главная роль в культовом фильме «Донни Дарко» (2001). Далее последовали драма «Миля лунного света» (2002), блокбастер «Послезавтра» (2005) и военная драма «Морпехи» (2005). В том же 2005 году он исполнил роль бисексуального ковбоя в высоко оценённом кинокритиками фильме «Горбатая гора» и был номинирован на «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана, а также выиграл премию BAFTA в той же номинации. Другие заметные фильмы с участием Джилленхола: «Зодиак», «Версия», «Принц Персии: Пески времени», «Исходный код», «Патруль», «Враг», «Пленницы», «Левша», выходящий совсем скоро «Эверест». Чтобы вжиться в роль, Джейк Джилленхол перед началом съёмок сбросил почти 15 кг, чтобы быть похожим на поджарого пса (изначально картину планировалось назвать «Койот») и провёл несколько ночей в компании настоящих «стрингеров». Двое из них даже получили камео в фильме Гилроя.

Дэн Гилрой написал роль Нины («Ветеран почти тридцатилетних кровавых сражений в мире теленовостей. Ей около 50, в ней сохранилась  несгибаемая красота, Нина сама начинала перед камерой, а теперь пройдя извилистый путь, стала хозяйкой этого борделя») для Рене Руссо («Смертельное оружие-3 и -4, «На линии огня», «Достать коротышку», «Жестяной кубок», «Афера Томаса Крауна», «Деньги на двоих», фильмы про Тора из вселенной «Marvel»), своей жены, «потому что я знал, что это в ней есть. У Рене есть потрясающая способность показывать внешнюю силу и внутреннюю чувствительность, что было основополагающим для персонажа». Интересно, что Рене уже играла «телеакулу-начальника» - в фильме «Шоу начинается».

На роль Рика авторы фильма просмотрели, наверное, 60 или 70 человек, но как только увидели кассету Риза Ахмеда, сразу поверили, что нашли то, что надо. Этот британский актёр пакистанского происхождения смог внести в роль интонации отчаявшегося найти работу бездомного. Дэн Гилрой: «Риз ошеломил нас всех на первом прослушивании и порвал нас всех на втором. Джейк был там, он провёл с Ризом много читок перед тем, как мы его отобрали». Чтобы тщательнее исследовать свой персонаж, Ахмед провёл какое-то время с бомжами Лос-Анджелеса.

Оператор «Стингера» Роберт Элсвит – кинематографист с именем. В 1996 году вышел фильм Пола Томаса Андерсона «Роковая восьмёрка», ставший первой совместной работой Элсвита и этого режиссёра. Это сотрудничество продолжается до сих пор («Ночи в стиле буги», «Магнолия», «Любовь, сбивающая с ног», «Нефть», «Врождённый порок»). Роберт сделал два фильма с отцом Джейка Джилленхола – Стивеном, два фильма с Кёртисом Хэнсоном («Рука, качающая колыбель», «Дикая река») и три с Тони Гилроем («Майкл Клейтон», «Ничего личного», «Эволюция Борна»). Элсвит несколько раз работал с Джорджем Клуни как с актёром («Сириана», «Майкл Клейтон», «Безумный спецназ») и показал всё своё мастерство в режиссёрской работе Клуни - чёрно-белом фильме «Доброй ночи и удачи». За эту картину Элсвит получил свою первую номинацию на премию «Оскар». А лауреатом премии Академии кинематографических искусств и наук он стал за фильм «Нефть». Интересно, что кроме всего прочего Роберту неплохо удаются блокбастеры про супершпионов: «Завтра не умрёт никогда», «Солт», «Ничего личного», «Эволюция Борна», «Миссия невыполнима: Протокол Фантом» и «Миссия невыполнима: Племя изгоев». В «Стрингере» Элсвит использовал широкоугольную камеру и насыщенную цветовую палитру чтобы создать образ города, как острова в дикой среде, где каждый человек словно посторонний.Кстати, почти всего «Стрингера» сняли на улицах Лос-Анджелеса между полночью и 6 утра, это потребовало определённой собранности от группы.

Неистовое стремление найти свежие новости определяет сам ритм повествования в «Стрингере». Поэтому второй режиссёр Майк Смит подобрал команду водителей мирового класса, чтобы создать атмосферу вечной гонки.

«Стрингер» был показан на престижном МКФ в Торонто, вышел в прокат 31 октября 2014 года и был удостоен крайне высоких оценок кинопрессы. На сайте «Rotten Tomatoes» фильм имеет рейтинг 95 % на основе 183 рецензий со средним баллом 8,2 из 10. По итогам 2014 года картина была номинирована на «Золотой глобус» (лучшая мужская роль в драме - Джилленхол), премию Британской академии (лучший оригинальный сценарий, лучшая мужская роль - Джилленхол, лучшая женская роль второго плана - Руссо, лучший монтаж) и премию «Оскар» (лучший сценарий). К тому же Джейк Джилленхол получил премию Гильдии актёров за лучшую мужскую роль года.


ДЭН ГИЛРОЙ:
«Как сценарист на площадке, я видел много режиссёрской работы. Однажды ты доходишь до момента, когда чувствуешь, что и сам готов сделать это».
«У Лос-Анджелеса есть эта первобытная страсть и энергия… в нём есть та стихийная мощь, дикий дух, особенно заметный в ночное время. Это очень сильная красота… 20 миль сверкающих огней в пустынной ночи».
«Лу живёт в мире растущего экономического неравенства. Закрытые двери… Лу - это тот, кто не подстраивается под окружающих, он предпочитает прогнуть мир вокруг себя. Для меня это шанс создать героя, который даёт возможность обществу увидеть себя в зеркале».
«Корпоративные манускрипты мультинациональных компаний - библия для Лу, он ими одержим. Он постоянно наблюдает, впитывая всё как губка, и он учится. Всё это связано с человеческой натурой, также как и его постоянные поиски выхода. Мы чувствуем симпатию к его поискам работы и отношений. Всё это, вместе с его одиночеством, делает Лу человеком».
«Настоящий ужас - это не Лу, а сам мир, который создал и вознаградил его».
«Это идея - продавать страх, чтобы поддержать интерес к телеканалу. Местные каналы охотятся на зрителей, прививая тем постоянное чувство опасности».
«Мы всегда стараемся оставаться нейтральными. Никогда не упираем на моральное осуждение. Фильм, как мы надеемся, расскажет разные истории разным людям. Для зрителей цель - увидеть в фильме часть себя в Лу и мир, через который он проходит».
«Это всегда было моим намерением - дать Джейку возможность погрузиться в интенсивное исследование человеческого характера. Он так необыкновенно талантлив, что я не хотел каким-то образом душить его творческие инстинкты».

ДЖЕЙК ДЖИЛЛЕНХОЛ:
(о своём герое) «Он ищет и забирает везде, где только можно. Он голоден всё время и разрушит что угодно стоящее на его пути. Он добивается своего любой ценой… Он - такая странная комбинация первобытного и современного общества вместе в одном человеке».
«Я верю, что ночные съёмки раскрывают подсознание. Я начал думать меньше, позволил моим эмоциям дойти до предела. Я верю в то, что все твои чувства и всё, что происходит во время съёмок объединяются и выходят на поверхность, глубоко закладываются в каждый кадр, который вы видите на экране».


ПРЕССА:

«Для Джейка Джилленхола эта роль новая вершина в карьере. Созданный им портрет одержимого социопата, скрупулёзно добивающегося поставленных задач бесподобен. Благодаря шаблонной манере речи, которую его персонаж перенимает с интернет ресурсов, он словно создаёт приятную для общества личность, но эта синтетическая личина разительно контрастирует с теневой, истинной стороной его личности, из чего образ антигероя становится объёмным и харизматичным… Удался «Стрингер» и стилистически. Атмосфера лос-анджелесского нео-нуара с долгими планами ночного города, скрывающим тёмную сторону своей жизни, «теневым» протагонистом, конечно, сразу напоминает и «Таксиста», и «Драйв». Неплох и саундтрек Джеймса Ховарда, сочетающий элементы эмбиента, более эмоционально насыщенной оркестровой музыки и гитарных секций. К тематическим «родственникам» фильма можно причислить и «Туз в рукаве» Билли Уайлдера, на фоне которого «Стрингер» однако не выглядит «бедным»… В целом ленту смело можно признать сильным, продуманным, многослойным и во многом недооценённым дебютом Дэна Гилроя, лишённой комплекса «первого фильма» плотной и компактной историей, успешно препарирующей как СМИ, так и доведённую до абсолюта идею «американской мечты» (Константин Игнатущенко, «Новый взгляд»).

«Смесь нео-нуара и современной сатиры… Джейк Джиленхолл здесь совершенно безумен и потрясающ» («Hollywood Reporter»).

«Увы, с первых кадров картине словно не хватает смелости. Возможно, это связано с тем, что сценарист и режиссер Дэн Гилрой желал достичь максимальной реалистичности происходящего в кадре, но на деле почти каждая сцена получилась недотянутой и недоверченной. Танцевать здесь нужно от печки главного героя, и он - главная проблема фильма. Двигающийся рывками от флажка к флажку Луи проходит несколько стадий… Эти ступени очевидны и предсказуемы, но, к сожалению, переход по ним вызывает вопросы - события в жизни Луи происходят отнюдь не такие умопомрачительные, чтобы столь радикально меняться. Если же это черта характера героя, то, увы, режиссёру стоило бы поближе познакомить зрителя со своим ведущим персонажем, иначе следить за его изменениями становится неинтересно… Смелости распотрошить американские «лайфньюсы» режиссёру не хватило, оценки морального аспекта он постарался избежать, варианта выхода не предложил - весь «Стрингер» превратился в поход на гору, которую Гилрою преодолеть не дано» (Евгений Ухов, film.ru).

«Стрингер» Дэна Гилроя не только незаурядный триллер, но и язвительная сатира на тему состояния современных СМИ. Как любая талантливая сатира, этот фильм - и яд, и лекарство от отравления, и диагноз: лишь особо наивный зритель решит, будто поставлен он исключительно Америке… В этом фильме можно увидеть описание одного патологического случая, и это будет вполне корректно. Но впечатляет он прежде всего как глобальная метафора. Безусловно, «жёлтая» журналистика, которая наживается на страданиях и крови, - явление стародавнее, но Гилрой показывает, как сегодня, в эпоху конкуренции ТВ и вездесущего, не знающего об этике интернета, падают последние бастионы - нет, не совести, а тривиального здравого смысла… Опять гипертрофированный реализм оборачивается чистой воды сюром, возникает парадоксальная конструкция в духе Пелевина: не насилие в обществе рождает адекватное медийное отражение, а наркотическая подсаженность аудитории на зрелище непрекращающихся катастроф требует поддержания надлежащего уровня катастрофичности в реальности» (Антон Долин, «Афиша. Воздух»).

«Джиленхолл похож на мутанта из фильмов Кроненберга на половине трансформации, он - главное в этом циничном взгляде на Лос-Анджелес, город потерянных душ» («Variety»)

«Широко распахнутые, совиные глаза (чтобы всё видеть), пеленгатор полицейской волны (чтобы слышать), алый «Ford Mustang» (чтобы первым приехать) - в наборе инструментов Лу нет ничего лишнего. Ровно по такому же принципу укомплектован и весь фильм. Честно отрабатывая заданную программу, авторы ни разу не опускаются до фарса (явно напрашивающаяся сцена, в которой герой сам кого-нибудь прикончит перед объективом, так и не появится), но и за рамки ожидаемого тоже не выходят. Спасает положение - а иначе в фильме про стрингера и быть не могло - отснятый материал. Концепт одержимого репортёра, ловящего в ночном эфире сигналы полицейских раций, предельно кинематографичен. Погони, убийства и даже сам Джилленхол (ну кто ещё умеет так таращить глаза) появляются сами собой, а при умелом обращении и вовсе становятся тем самым хитом, за которым гоняется герой. Подводит разве что контекст. Громоздкие камеры, аморальные телеведущие - в конце 2014 года всё это неизбежно выглядит анахронизмом» (Линар Феткулов, «GQ»).

«По-злобному смешной фильм… Пока что лучшая работа Джиленхолла» («TimeOut»).



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта