УБРАТЬ ИЗ ДРУЗЕЙ
(«Unfriended», США, 2014)
Режиссёр: Леван Габриадзе.
В ролях: Шелли Хенниг, Мозес Джейкоб Сторм, Рени Олстэд, Уильям Пельтц, Джейкоб Высоцки, Кортни Хэлверсон, Хезер Соссамэн, Мэттью Борер, Кэл Барнс, Мики Ривер.
Жанр: триллер.
Обычный вечер после школы. К скайпу влюблённых Блэра и Митч подключаются друзья - Адам, Джес, Кен и Вэл… и кто-то седьмой с ником Billy227. Все уверены, что это компьютерный глюк, пока неизвестный не начинает им писать. Он хочет знать, кто выложил в Сеть скандальное видео с их одноклассницей Лорой Барнс, из-за которого девушка покончила с собой. И он готов выяснить это любой ценой. Друзьям кажется, что можно просто выйти из чата, но это только кажется…
Главным продюсером «Убрать из друзей» стал Тимур Бекмамбетов, который признался, что много лет мечтал снять фильм, действие которого происходит только на мониторе компьютера, но «никто не верил, что можно 80 минут с волнением наблюдать за тем, что происходит на экране». В конечном счёте, Тимур не выдержал и с коллегами сделал «фильм, который открыл следующую страницу в киноискусстве «screen capture», разработав новый уникальный киноязык. Сопродюсером Бекмамбетова с американской стороны выступил Джейсон Блум, один из создателей культовой хоррор-франшизы «Паранормальное явление» и фильмов «Астрал» и «Синистер».
В режиссёрском кресле картины «Убрать из друзей» оказался Леван Габриадзе - знаменитый «скрипач» из «Кин-дза-дза!». Он родился в 1969 году в Тбилиси в семье кинодраматурга и художника Реваза (Резо) Габриадзе и музыканта Елены Джапаридзе. Детство провел на съёмочных площадках и за кулисами Театра марионеток Резо Габриадзе. С 12 лет начал работать ассистентом и актёром в этом театре. В 17 лет был приглашён на одну из главных ролей в фильм «Кин-дза-дза!». По окончании съёмок поступил в Театральный институт им. Шота Руставели, в котором за годы учёбы занимался сценографией и актёрским мастерством. Затем служил в Советской армии, в войсках противовоздушной обороны в звании рядового, должность - пожарный. В 1990 году поступил в Лос-Анджелесе в Калифорнийский университет на факультет дизайна и анимации. По окончании университета открыл дизайн-студию «Дижитал Джипсис» в Лос-Анджелесе. В течение 6 лет занимался созданием графического дизайна и анимационной графики. В 2000 году переезжает в Москву, где становится соучредителем и рекламным режиссёром кинокомпании «Базелевс», которая на сегодняшний день является одним из ведущих в России производителей рекламы и кино. B 2010 году снял свой первый полнометражный фильм «Выкрутасы», получивший приз зрительских симпатий «Золотая тайга» на фестивале «Дух Огня» в Ханты-Мансийске. Как режиссёр также снял новеллы для фильмов «Ёлки-2» (2011) и «Ёлки-3» (2013).
Фильм «Убрать из друзей» снят в инновационном жанре «screen capture movie» («screen capture» - видеозапись происходящего на экране компьютера): действие фильма полностью разворачивается на экране компьютера главной героини, которая общается со своими друзьями в «Skype» и на «Facebook». Фильм делали всего 16 дней, 6 из которых пришлись непосредственно на съёмки. Съёмочная площадка расположилась в одном доме. Актёры уселись перед мониторами в разных комнатах, создали «Skype»-конференцию и принялись проговаривать сценарий от начала и до конца, шныряя по сайтам - от «Wikipedia» до «Facebook». Самое поразительное, что Габриадзе не делил фильм на сцены. Режиссёр снимал всё одним длинным дублем, съёмочная группа и актёры несколько десятков раз прогоняли 83-минутный фильм от начала и до конца. Потом из этих изнурительных почти полуторачасовых прогонов компоновалась кинотеатральная версия.
Рабочее название фильма было «Offline». 20 июля 2014 года в канадском Монреале на МКФ жанрового кино «Fantasia» состоялась мировая премьера картины (уже под названием «Cybernatural»). В Монреале фильм удостоился специального упоминания жюри за техническое и концептуальное решение и приза зрительских симпатий «За самый инновационный фильм». Хоррор вызвал такой зрительский ажиотаж, что организаторам фестиваля пришлось устраивать дополнительный показ, а в североамериканской прессе прокатилась волна положительных рецензий. 1 апреля 2015 года фильм вышел в широкий прокат под названием «Unfriended».
Трейлер фильма «Убрать из друзей», появившись в начале 2015-го, за три дня собрал более 2 миллионов просмотров на YouTube и 7 миллионов просмотров в Facebook. Он также стал самым обсуждаемым трейлером за всю историю Twitter, оставив позади все многомиллионные голливудские блокбастеры. В среду 14 января в Twitter была опубликована 261 941 публикация с хештегом #Unfriended. Предыдущий рекорд принадлежал трейлеру фильма «50 оттенков серого», спровоцировавшему 240.697 твитов. Можно предположить, что такую реакцию вызвал как революционный формат «Убрать из друзей», так и поднятая в фильме тема - подростковый суицид, вызванный травлей в интернете. После просмотра трейлера некоторые пользователи грозились удалить со своих компьютеров Skype, в рамках которого нагнетается интрига трейлера.
«Убрать из друзей» при бюджете 1 миллион долларов собрал более 45 миллионов. Фильм получил в основнoм положительные отзывы критиков. На сайте «Rotten Tomatoes» он имеет рейтинг 61% на основе 109 рецензий со средним баллом 5,9 из 10.
ЛЕВАН ГАБРИАДЗЕ:
«Легенда гласит, что Тимур как-то разговаривал с продюсером по скайпу, в какой-то момент она «пошерила» ему свой экран и потом забыла об этом. И хотя Тимуру казалось, что она целиком занята разговором с ним, он увидел, что на самом деле она параллельно обсуждала какой-то рецепт с бабушкой, делала ещё пятнадцать дел - это очень хорошо иллюстрирует мысль о том, что, общаясь с человеком, мы чего-то не понимаем по его поведению - а вот на экране можно прочитать очень много».
«Когда мы встречаемся с Тимуром, разговор всегда идёт про новые сюжеты, так родился и этот. Периодически возникал разговор о том, что нужно снять всё целиком на десктопе. Он обосновывал это просто: мы перенесли туда свою жизнь, а значит, и драму. На драме - то есть на отношениях людей - построено кино, и значит, надо перенести действие туда, где эти отношения разворачиваются. А потом, пару лет назад я захожу к Тимуру на студию в Лос-Анджелесе, а он мне говорит: помнишь идею с десктопом? Мы написали сценарий. Сценариста звали Нельсон Гривс, он в итоге стал и продюсером, был мотором всего производства - жутко энергичный и талантливый человек. У нас была очень маленькая команда, и бюджет на первый монтаж почти мизерный - 120 тысяч. Начали с того, что Тимур с Нельсоном определили жанр: стало понятно, что лучше всего идею с десктопом решить как хоррор, потому что по этой теме очень много невысказанных страхов».
«Для многих сегодня, монитор ноутбука - и рабочий инструмент, и коммуникационное окно. Получается, оно же - маленькое окно в нашу душу. Разумеется, если туда заглянуть, там обнаружится куча секретов… Мы живём в мире, где все данные копятся и лежат в одном не очень надёжном месте».
«Саму тему подростковых взаимоотношений и насилия мы изучали через прессу и специальную литературу. Буллинг в Америке это огромная проблема, очень обсуждаемая, поэтому всё было на поверхности - и нам нетрудно было погрузиться в неё. А что до создания атмосферы - у нас очень молодой сценарист, вместе с молодыми актёрами он подобрали верную речевую манеру, все эти словечки и так далее».
«В одном доме задекорировали все комнаты, в которых сидели герои, сами сели посередине и репетировали с ними. Так прошёл примерно месяц. Репетиции были особенно важны, потому что это история про одноклассников, а если незнакомых людей вместе собрать, им так сразу одноклассников сыграть сложно: они должны общаться на полутонах, на ходу шутки друг друга схватывать. Другой уровень близости - можно даже некоторые предложения до конца не договаривать. Ещё одна проблема - то, что в написанном виде диалоги всегда воспринимаются именно как написанные. В живой речи больше ошибок, неточностей, а пока пишешь, как правило, всё формулируешь, но это тоже должно было выглядеть естественно. Поэтому после месяца репетиций мы сценарий у актёров забрали и заставили их разыгрывать по памяти действие как пьесу, все 85 минут хронометража. Актёры уже не помнили точных фраз, но помнили смысл и стали его под себя подгонять - сочинять отдельные реплики. В конце дня фильм был готов. Один съёмочный день ушёл. Вечером пошли в гости к Тимуру, сели, посмотрели, записали комментарии. И так дальше - садились, смотрели, дорабатывали. Снимать одним дублем было принципиально для истории, которую нельзя было рассказать как обычное монтажное кино, где ты одну сцену с актёром снял, он пошёл, поспал, покурил, потом вернулся, и с ним следующий план подсняли. В таком режиме нескольким актёрам трудно было бы не прерываться и держать драйв так, как он идёт в жизни. Под конец дубля они все физически уставали кричать, волноваться и плакать - но так и нужно. Если бы всё это действительно произошло, они бы уж точно устали».
«Меня интересовала эта разница между тем, как мы говорим и как печатаем, как составляем реплику, думая, что никто не видит её стадий, а видит только пометку «печатает…». И ещё меня очень интересовало, как всё это происходит одновременно - когда несколько бесед идут параллельно, на совершенно разных платформах, как главная героиня постоянно решает задачу этого эмоционального мультитаскинга на нескольких фронтах: одно говорит, другое пишет, третье делает. Обычно ты смотришь на актёра - и по его лицу должен угадать: так этот персонаж почувствовал, так - подумал, а тут - наврал. Здесь всё по-другому! Вдумайтесь: в десктоп-фильме мы видим всю механику этих процессов, разворачивающуюся непосредственно перед нами. Видим героя изнутри без всякого закадрового голоса».
ТИМУР БЕКМАМБЕТОВ:
«Фильм про подростков - да, и подросткам он интереснее. Но смех, который иногда звучит в зале, это смех от узнавания своего компьютерного поведения - и он общий, не возрастной».
«Киноязык, на которым мы говорим, уникален тем, что мы видим не внешнюю сторону жизни, а внутреннюю жизнь человека - это увлекает, не даёт скучать. Подсматривая в экран человека, ты подсматриваешь, что он реально думает и чувствует в эту данную секунду. Сейчас Интернет на стадии текстов, так что мы будем работать через тексты - так что сейчас это даже похоже на немое кино».
«Вообще по идее такой фильм, как «Убрать из друзей», должен был родиться в голове у двадцатипятилетнего, а не у меня. Компьютер - это в первую очередь их жизнь. Но очень трудно - даже после успеха в прокате - убедить молодых экспериментировать, а не делать то, чему их научили, и то, что все сто раз видели».
«Для нас сначала это была просто лабораторная работа. Собирались выложить на ютьюб - и ладно».
«Пока мы проводим большую часть жизни в Сети, такое кино будет. Это наша реальность, наши радости, страдания - они связаны с виртуальным миром. К сожалению или счастью - каждый сам решит. Что касается нас как компании, у нас сейчас три проекта в производстве, использующих эту форму. Комедия «Liked» по мотивам Сирано де Бержерака. В России будет фильм, напоминающий «Волшебника в стране Оз» о виртуальной реальности, и ещё «80 лет в Интернете» - комедия про то, как старики пользуются Сетью. И ещё в проекте два фильма-альманаха из короткометражек разных режиссёров - один англоязычный, один русский. В общем, наша цель - вовлечь как можно больше людей в использование этого киноязыка».
ПРЕССА:
«Триллеры, в которых беседы по видеосвязи были плотно интегрированы в сюжет, для мирового кино уже не в новинку - в «Паранормальном явлении-4» на скайпе было завязано несколько жутковатых сцен, в первой части хоррора «ЗЛО» одна из новелл была полностью построена на серии скайп-звонков, и это не говоря о триллере «Открытые окна» с Элайджей Вудом и Сашей Грэй. Тем не менее режиссёр «Убрать из друзей» Леван Габриадзе и продюсер картины Тимур Бекмамбетов в один голос заявляют, что их фильм революционен. Подобное звучит самонадеянно, однако в данном случае, как ни странно, авторы картины имеют на эти громкие заявления полное право. Одной лишь видеосвязью «Убрать из друзей» не исчерпывается, действие целиком происходит на экране макбука Блэр – по ходу фильма девушка переключается со скайпа на почту, «Фейсбук» и аудиоплеер, и этих простых программ и сервисов оказывается более чем достаточно, чтобы элегантно раскрыть то, что происходит с героиней… В такой действительно революционной обёртке, честно говоря, можно было «продать» даже полную ерунду, но у «Убрать из друзей» ещё и вполне крепкий сценарий - ни в коем случае не революционный, но уверенный, логичный и неглупый… Фильм замечательно скрещивает классические законы ужастиков со страхами нашего времени, когда один комментарий в соцсети или опубликованная история посещений браузера может серьёзно испортить жизнь» (Борис Хохлов, film.ru).
«Этот фильм - при всей своей технологичности и жанровости - про вещь важную и задевающую практически всех. И жанр тут, кстати, выглядит совершенно уместно. Этот фильм ужасов - он про страх. Про наш страх и непонимание того, где именно интернет, виртуальность смыкаются с телесным существованием. Как нечто «сказанное» или «сделанное» в интернете может повлиять на нашу обычную, жизненную жизнь. Насколько угроза в интернете далека от настоящего преступления? Насколько флирт в интернете близок к настоящей супружеской измене? Могут ли прячущиеся в Сети фантомы ворваться в ту жизнь, которую мы считаем настоящей. И главное, что наши собственные интернет-действия - все эти зафренды-отфренды, все эти раздражённые комментарии, все эти селфи и чекины, все эти как будто бы тайные, подзамочные записи в блогах - могут сделать с реальными живыми нами?» (Анна Наринская, «Коммерсантъ Weekend»).
«Убрать из друзей» достигает довольно сильного эффекта вовлечения за счёт новизны и одновременно узнаваемости языка… Главные герои тут - не гадкие калифорнийские недоросли, а знакомые звуки скайпа, фейсбука и вотсаппа, ставшие столь важной частью нашей коммуникативной системы, что их сложно воспринимать как иллюзию. Хотя на этом фоне старая сюжетная схема и традиционно плоские персонажи откровенно раздражают, в «Убрать из друзей» всё же есть психологизм - причём, как оказалось, именно ради него проект и был затеян. Знакомые любому юзеру лингвистические перипетии, когда пытаешься сформулировать обращение, пишешь, стираешь и заново пишешь, а мышка дрожит под пальцами и двигается от одной иконки к другой - это своего рода новая попытка перенести в кино средства внутреннего психологизма. Мы видим то, что происходит с человеческой мыслью до оформления в подаваемую вовне речь. Тогда, до нажимания кнопки «отправить», происходят метания совести, сомнения в доверии близким людям, моральный выбор и так далее. Именно это вызывает наибольший зрительский интерес - возможность подглядеть что-то, что в визуальном повествовании обычно скрыто или подано опосредованно (что ни говори, а внутренние монологи за кадром - это надувательство). Другие попытки построить фильм на съёмке компьютерного экрана, вроде прошлогодних «Открытых окон» с Сашей Грэй, не доходили до идеи «шерить» экран и подглядывать через телефон или компьютер за полусознательными реакциями героев, и, возможно, поэтому не собрали кассу, в сорок три раза превышающую бюджет. И только кажется, что формат «screen capture» был выбран, чтобы взбодрить жанр хоррора. Сами создатели считают, что это жанр хоррора лишь средство начать изучение нового киноязыка» (Ольга Касьянова, «Сеанс»).