ВДАЛИ ОТ ОБЕЗУМЕВШЕЙ ТОЛПЫ
(«Far from the Madding Crowd», Великобритания-США, 2015)
Режиссёр: Томас Винтерберг.
В ролях: Кэри Маллиган, Маттиас Шонартс, Майкл Шин, Том Старридж, Джуно Темпл, Роуэн Хедли, Коннор Уэбб, Пенни-Джейн Свифт, Тилли Восберг, Марк Уингетт, Дориан Лок, Сэм Филлипс, Брэдли Холл, Хилтон Макрэй.
Жанр: драма.
Очаровательная, сильная и независимая Батшеба Эвердин (Маллиган) наследует от дядюшки крупную ферму. Девушка активно берётся за управление, а в это время у неё появляются сразу три ухажера: заводчик овец Габриэль Оак (Шонартс), состоятельный холостяк Уильям Блодвуд (Шин) и беспечный молодой сержант Фрэнк Трой (Старридж). Ведомая страстью и разумом, постигая нюансы взаимоотношений и каверзы любви, Батшеба Эвердин, как истинная женщина, гибкая и упорная, преодолевает все трудности и приходит к единственно правильному решению…
Фильм снят по мотивам одноимённого романа классика английской литературы Томаса Харди (1840-1928). «Вдали от обезумевшей толпы» (1874) был впервые опубликован с продолжением в лондонском журнале «Корнхилл», а позднее вышел отдельной книгой. Именно благодаря этому, пятому по счёту роману, к Харди и пришёл первый настоящий успех.
Новый фильм - уже четвёртая экранизация романа «Вдали от обезумевшей толпы». Первая подтвержденная историками кино экранизация этого классического произведения Томаса Харди была предпринята сто лет назад, в 1915 году, в эпоху немого кино. А самая известная (и предпоследняя) киноадаптация романа вышла на экраны в 1967 году. Её осуществил выдающийся британский режиссёр Джон Шлезингер, а в главных ролях зрители увидели целое актёрское созвездие - Джули Кристи, Питера Финча, Алана Бейтса и Терренса Стэмпа. Впрочем, были и «неканонические» экранизации. Например, ещё в 1909 году была снята комедия-короткометражка, несохранившаяся сегодня, но с названием, повторяющим название книги Харди. А в 2010 году Стивен Фрирз поставил картину «Неотразимая Тамара», в основу которой был положен комикс Поузи Симмондс. Комикс же, в свою очередь, был вдохновлён как раз-таки викторианской классикой - романом «Вдали от обезумевшей толпы».
Сценарист Дэвид Николлс начал работать над проектом «Вдали от обезумевшей толпы» ещё в 2008 году. Адаптировать для кино литературные произведения Николлсу доводилось неоднократно. В 2008 году, основываясь на романе того же Харди, он написал «Тесс из рода Д'Эбервиллей» для BBC. В 2011 году - преобразил в сценарий для датчанки Лоне Шерфиг собственный роман «Один день». А в 2012 году его сценарий по Диккенсу стал фундаментом «Больших надежд» Майка Ньюэлла.
Постановкой новой версии «Вдали от обезумевшей толпы» занимался датский режиссёр Томас Винтерберг. Он родился 19 мая 1969 года в Копенгагене. В девятнадцать лет поступил в Датскую национальную киношколу, которую с успехом закончил в 1993 году. Его дипломный проект - короткометражный фильм «Последний раунд» получил награду продюсеров и приз жюри на международном студенческом кинофестивале в Мюнхене, а также первый приз на фестивале в Тель-Авиве. Вскоре Томас стал соавтором (вместе с Ларсом фон Триером) манифеста «Догма-95», а чуть позднее режиссёром первого фильма, снятого по правилам «Догмы», - картины «Торжество» (1998), получившей на МКФ в Канне Спецприз жюри. Другие известные картины Винтерберга: «Всё о любви» (2002), «Дорогая Венди» (2004), «Субмарино» (2010). Его фильм 2012 года «Охота» с Мадсом Миккельсеном (приз за лучшую мужскую роль на МКФ в Канне-2012) завоевал премию Европейской киноакадемии за лучший сценарий и был номинирован на премии «Золотой глобус» и «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм».
Главную роль в фильме Винтерберга исполнила Кэри Маллиган (1985 г. р.) - британская актриса театра, кино и телевидения, номинантка на соискание премий «Оскар», «Золотой глобус» и обладательница премии BAFTA за лучшую роль в мелодраме «Воспитание чувств», принёсшую ей мировую известность. После этого громкого успеха Маллиган начала сниматься в Голливуде: «Джонни Д.», «Братья», «Уолл Стрит: Деньги не спят», «Не отпускай меня». В 2012 году за роль второго плана в триллере «Драйв» Кэри была номинирована на премию BAFTA. После этого Маллиган появилась в откровенной драме Стива Маккуина «Стыд» в компании Майкла Фассбендера, снялась в экранизации романа «Великий Гэтсби» с Леонардо Ди Каприо, и поработала с братьями Коэн в фильме «Внутри Льюина Дэвиса».
Съёмки «Вдали от обезумевшей толпы» начались 16 сентября 2013 года. Они проходили в Дорсете (в Шерборне, Маппертоне и Биминстере), а также в Оксфордшире, Бакингемшире и Лондоне.
Ещё до своего выхода картина обещала стать настоящим подарком для поклонников костюмированных драм, и, если верить критикам, она оправдала все ожидания - 85 % положительных рецензий на rottentomatoes.com.
ДЭВИД НИКОЛЛС, сценарист:
«Я проглотил роман «Вдали от обезумевшей толпы», когда мне было 17 лет. Целый фонтан эмоций Харди выливает на читателя. Своего рода литературный экстрим, викторианское безумство переживаний. Нам с Томасом Винтербергом, чтобы оставаться в рамках реалистического повествования, нужно было придерживать коней. Мы стремились пригасить преувеличенный мелодраматизм первоисточника. Обрубили отдельные, самые безумные линии сюжета, скажем, историю тайного возвращения замаскировавшегося и совершенного неузнаваемого Троя. С Томасом нередко спорили, но никогда не хлопали дверьми. У него хорошие инстинкты на правду».
ТОМАС ВИНТЕРБЕРГ:
«Неважно, сколько попыток предшествовало, классику можно экранизировать каждому поколению кинематографистов и находить в ней что-то новое и интересное для себя».
«Я из Дании и вовсе не являюсь экспертом по британскому кино. Признаюсь: я посмотрел двадцать минут фильма Шлезингера и решил дальше не смотреть. Это же мои кумиры - сам Шлезингер, оператор Николас Роуг. Мне стало страшно за свой проект, и я решил не рисковать. Будем считать мою работу историей интимных отношений двух Томасов - Харди и Винтерберга».
«Для нас центральная фигура драмы - Батшеба. Вокруг неё всё вызревает, все силовые линии скрещиваются. А из её ухажеров, без обиды для других, главный для нас - Габриэль. Нам важно разобраться, какое значение в то время для женщины имел институт брака. У Батшебы сложные отношения с мужчинами, которые её окружают, она делает ужасные ошибки, в общем, всё как в романе и всё как в жизни».
«На съёмках нужно быть уверенным в себе. Начинаешь комплексовать, сомневаться - пиши пропало. В Кэри я был уверен с самого начала. На читке сценария она дошла только до десятой страницы, когда я сказал: «Всё, отлично!». Она идеальная исполнительница роли Батшебы».
КЭРИ МАЛЛИГАН:
«Я очень люблю Батшебу и не осуждаю её завихрения. Со стороны кажется, что история моей героини романтична и возвышенна. Но мне пришлось на съёмках хлебнуть самой что ни на есть прозы деревенской жизни. В одном из эпизодов я вместе с крестьянами мою овец, причём стою по колено в их, извините, какашках. Не самое приятное ощущение, скажу я вам! Но мне очень помогло, что во мне половина валлийской крови, и детство я провела на ферме. Когда мне было семь лет, я научилась доить корову. Правда, до этого фильма не подворачивалась возможность вспомнить, как это делается. Я умею обращаться с лошадьми, люблю ездить верхом. А вот петь меня заставил Томас».
ПРЕССА:
«Хотя многими считается образцовой экранизация романа с Джули Кристи, картина Винтерберга превосходит её за счёт технического аспекта и тонкой игры исполнителей главных ролей. При этом лента совсем не старомодна и прекрасно знает, как развлечь зрителя, поднимая серьёзные вопросы наподобие классового и полового неравенства. Можно воспринимать её как отдушину в период, когда весь мир увлечён «Мстителями» (Сюзан Кроу, «Examiner»).
«Классическое произведение Томаса Харди впервые было экранизировано ещё в 1915 году, а самой известной адаптацией остается картина Джона Шлезингера. Но стоит признать, что версия Винтерберга самая лучшая. Особенно же прекрасна Кэри Маллиган, которой удаётся с тонкостью и точностью передать непростой внутренний мир героини» (Крис Нашавати, «Entertainment Weekly»).
«Быть может, эта картина и не дотягивает до «Комнаты с видом» Джеймса Айвори или «Эпохи невинности» Мартина Скорсезе, но она всё равно является одной из самых лучших исторических мелодрам последних лет как на большом экране, так и на телевизионном. Отдельно стоит отметить операторскую работу Шарлотты Брюус Кристенсен, которая прекрасно передаёт время, атмосферу и пейзажи, созданные Харди» (Рэнди Майерс, «San Jose Mercury News»).