Пионеры-героиПИОНЕРЫ-ГЕРОИ
(Россия, 2015)
Режиссёр: Наталья Кудряшова.
В ролях: Дарья Мороз, Алексей Митин, Наталья Кудряшова, Юрий Кузнецов, Александр Усердин, Светлана Письмеченко, Ёла Санько, Серафима Выборнова, Никита Яковлев, Варвара Шаблакова, Тамара Миронова, Александр Яцко, Александр Обласов, Владимир Капустин, Жанна Демихова.
Жанр: драма.

Ольга, Катя и Андрей давно приехали в Москву, они дружат со школы. Они вполне успешны. Ольга - актриса, Катя работает в крупном PR-агентстве, Андрей - политический аналитик. Они покупают машины, берут ипотеки, строят дачи. Живут как все. Но это не приносит им ни счастья, ни удовлетворения. Ощущение, «что всё вроде нормально, но что-то не так» - лейтмотив жизни сегодняшних тридцатилетних. Их детство пришлось на советскую пору - когда дети мечтали о подвигах, верили в шпионов и светлое будущее, и никто не ожидал, что мечту о подвиге заменит мечта о стабильности. Люди больше не мечтают о великом. Они просто живут…

Режиссёром, сценаристом и исполнителем одной из главных ролей в «Пионерах-героях» является Наталья Кудряшова. Она родилась в 1978 году в Нижнем Новгороде. В 2000 году окончила Нижегородское театральное училище (курс Р. Я. Левите, Л. С. Белов и Ю. Д. Фильшина). С 2000 по 2001 год - актриса Нижегородского академического театра драмы. В 2001?2002 годах ? актриса театра «Театральный особняк», а с 2002-го - актриса театра «Школа драматического искусства». В 2006 году окончила лабораторию Анатолия Васильева, успешно снялась в кино - у Веры Глаголевой в фильме «Одна война» (2009), сняла короткометражку «Утро Лизы» (2012).

Две другие главные роли исполнили очень известная Дарья Мороз («Фортуна», «Дикарка», «Точка», «Живи и помни», «Дом Солнца», «Дирижёр», «Дурак», «А зори здесь тихие…») и малоизвестный Алексей Митин.

Съёмки фильма прошли в Москве и в Великом Новгороде в 2014 году.

Фильм «Пионеры-герои» был впервые показан в конкурсной программе «Панорама» Берлинского МКФ 2015 года. Также картина вошла в конкурсную программу «Кинотавра-2015».


СЕРГЕЙ СЕЛЬЯНОВ, продюсер:
«С моей точки зрения, это кино о кризисе среднего возраста, только сегодняшним тридцатипятилетним не повезло - их детство пришлось на советскую пору, а жить приходится сейчас. Тогда всё было розовым, а сейчас красок слишком много, и они не справляются».

НАТАЛЬЯ КУДРЯШОВА:
«Я много думала о своём поколении - поколении «30 плюс». Это наиболее деятельные люди, которые пишут историю страны. У меня очень много знакомых, у которых всё очень хорошо складывается: они востребованы, они берут отпуска, покупают квартиры и машины, строят дачи. При этом в пространстве, где мы все живём, существует ощущение перманентной звенящей пустоты и безыдейности и куча каких-то подмен, компромиссов и лжи. Совершенно неясно, что с этим делать. Нам, людям, выросшим в советское время, с детства прививали стремление к чему-то большому и настоящему. Мы все - немного идеалисты, воспитанные на прекрасных рассказах о пионерах-героях, о подвигах, о мечте. Сейчас же совсем другое время, в котором мы можем неплохо устроиться, но чувствовать себя настоящими живыми людьми стало довольно тяжело. Из этих мыслей и родилась идея сценария… Что касается написания сценария, то в этом, прежде всего, помог накопленный личный опыт, ощущения души. Это мои размышления о времени и месте, в котором я живу. Также большое влияние оказало общение с друзьями, у которых в головах творится нечто похожее, такие же мысли».
«С самого начала я думала о Сельянове и хотела с ним работать - он один из немногих, кто дает снимать дебютантам. Вначале я написала сценарий и хотела его пристроить в хорошие руки, но рук хороших не оказалось - и я пошла учиться на Высшие режиссёрские курсы, чтобы самой снять этот фильм. Училась я у Владимира Хотиненко и других учителей. Потом была учебная поездка к Тонино Гуэрра на 10 дней… Тонино говорил вещи, которые меня очень вдохновили, например, о том, что хватит делать всякие модные фишечки, нужно делать то, во что твёрдо веришь. Я вернулась и стала отправлять свой сценарий разным продюсерам, но всё это было как-то мутно и безрезультатно. А Сельянову я почему-то отправлять боялась, всё время откладывала - видимо, потому что именно с ним хотела снять этот фильм. Я безумно благодарна ему за то, что поверил в меня и предоставил полную творческую свободу. Все ошибки, которые есть в картине, - это мои ошибки. Сельянов дал мне пройти свой путь - и это колоссальный опыт».
«То, что для меня это было дебютной работой - в этом я находила силы и вдохновение. Такое бывает в жизни только раз, и я очень хотела снять это кино. Это мечта, которая осуществилась. Меня также очень вдохновляли дети, которые снимались на проекте - с ними нам колоссально повезло. Я очень боялась работать с детьми, так как раньше у меня этого опыта не было. Говорила о своих страхах продюсеру картины Сергею Сельянову, но он меня успокоил, сказал: «Если дети будут «правильные», то с ними будет всё получаться легко». Так что мы нашли просто чудесных юных актёров, и взаимодействие с ними меня окрыляло… Сначала мы отсмотрели огромное количество детей-актёров в Москве, окучили все театральные студии и киношных детей. Но беда в том, что они все уже испорчены навыком, а нам нужна была естественность, а не наигрыш. В итоге, мы приняли решение искать детей в соцсетях, и многих нашли через «Фейсбук». Ещё у нас новгородские школьники снимались. Мы приехали в Новгород снимать эпизоды советского детства и начали искать детей в местных школах. В результате набрали наш замечательный класс. Я долго переживала, что современным ребятам будет непонятно, кто такие пионеры, что это за история вообще. Но оказалось, что если речь идёт о детстве, о мечте, о юношеском максимализме, это близко абсолютно всем, а остальные детали, вроде «пионерского галстука», они уже каким-то чутьём понимали».
«С Дашей Мороз была интересная история, я хотела Дашу давно на эту роль, когда написала сценарий, но очень сомневалась, что найду похожего ребёнка... Чтобы утвердить актрису, я должна была понимать, что это пара - ребёнок и взрослая. И тогда Роза Хайруллина рассказала, что есть такая Варя, дочка актрисы Иры Саликовой, умная и талантливая, я попросила выслать мне видео, увидела Варю и поняла, что это вылитая Даша, и что эта пара у меня сложилась. Потом мы нашли Серафиму, которая играла маленькую Олю, потом Никиту...»
«Мы окучили много городов на предмет школ без пластика, без евроремонта, без обоев, без плитки на полу. А в Новгороде сохранились школы с советским паркетом, который они поддерживают каким-то образом в хорошем состоянии, там даже остались классы с удивительными партами, которые они каждый год лакируют, и у них есть пионерские комнаты, которые они очень наивно и трогательно хранят, все эти знамена... Они водят туда детей, и дети что-то знают про это. Понимают, что их родители были как-то к этому причастны. У детей же очень сильная интуиция… Это детское наитие я старалась не перекрывать никаким навыком, не разучивала с ними интонации, не объясняла по полчаса, что такое пионерский галстук. Это такой странный для меня опыт, когда мало слов, но много какого-то внутреннего контакта с детьми. Но он абсолютно сработал - на сто процентов».
«Когда я начинала этот проект, то многие объекты нашла для фильма самостоятельно. Затем к работе подключилась художник Ася Давыдова, и я говорила ей, что мне хочется видеть в кадре аскетизм и пустоту. Я совершенно не хотела бытописать «совок», как это делают в сериалах. Как любой художник, Ася хотела привнести разнообразные детали в интерьер, но я настаивала, что мы должны воспроизвести время таким, каким оно запомнилось в детстве, а не таким, каким мы рисуем его сейчас… В своём детстве я не помню мусора и какого-то излишества. То, что в кадре будет присутствовать минимализм - это было осознанным решением. Всё, что Ася хотела повесить на стены - всякие рамочки, как любят художники - всё это беспощадно изымалось».
«С оператором Русланом Герасименковым мы знакомы с «Одной войны» Веры Глаголевой, он снимал ту картину, а я там снималась. И мы решили попробовать: у него потрясающий свет, он очень хорошо работает со светом, не могу сказать, что мы с ним не спорили на площадке, но это не были крупные споры. Мы для себя решили изначально, что будем детство снимать по-одному, а современную жизнь по-другому. Вначале мы хотели стилизации под советское кино, типа «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», где нижние ракурсы героические, но потом подумали, что с точки зрения операторского искусства «Гостья из будущего» и «Приключения Электроника» сняты очень просто - но в этой простоте и какой-то наивности и есть особая стилистика 80-х годов. А в современной жизни мы планировали много ручной камеры».
«Моя история - не про ностальгию по советскому детству, поскольку мы не хотим туда вернуться. Это история про то, что нас воспитывали когда-то на рассказах о героях и подвигах, нам прививали стремление к чему-то большему, чем стяжание материальных благ. Нас растили бескомпромиссными людьми, эдакими максималистами, растили нас на образах титанов - это были не только пионеры-герои, это были и Джордано Бруно, и Жанна Д'Арк, - а потом мы оказались в таком времени, которое вынуждает нас быть, как Лёша Герман говорит в своём прекрасном фильме, карликами… Я эту историю рассказала на советском материале, потому что просто знаю детство советское. Но историю идеализма и максимализма можно рассказать и на любом другом материале. Например, когда человек с духовным религиозным воспитанием оказывается в бездуховной среде. Это универсальные вещи, на мой взгляд».
«Пионеры-герои» - вне советской конъюнктуры, которая присутствует сегодня. И вопросы о современной политической ситуации в России совершенно не связаны с тем, как и зачем мы сделали эту картину».
«Я всячески старалась избежать излишнего пафоса, драматизма на разрыв аорты, который мне не близок совершенно. Я пыталась мягко обозначить что-то. Сейчас мне кажется, что некоторые вещи можно было сделать ещё прозрачнее. Но я счастлива, что удалось передать хоть какие-то микроны правды (не киношного реализма, а человеческой правды), за которую я очень ратую. Я боялась, что картина может получиться очень субъективной, но вижу, что у зрителей она тоже находит отклик. Значит, это правильно - выражать свои ощущения, а не просчитывать заранее ходы, способные привлечь внимание зрителя. Я думаю, что нужно передавать какую-то свою внутреннюю правду. Я не знаю, почему именно ко мне пришли эти «Пионеры-герои». Я не могу сказать, что жила все 30 с хвостиком лет своей жизни с мыслями, какое же у меня было клёвое советское детство. Осознание этого пришло внезапно, из накопленного опыта пустоты, который есть, наверное, у каждого человека, живущего в нынешнем пространстве. Конечно, мы можем вполне неплохо жить, но этот опыт пустоты накапливается и чем-то выстреливает. В моем случае - фильмом «Пионеры-герои».
«У нас было 7 показов в Берлине, и залы были переполнены. Удивительно, но на просмотрах было очень много молодых людей 20+. Видимо, то, что мы говорим об общечеловеческих ценностях, даёт дополнительный стимул к просмотру «Пионеров», и фильм оказывается интересен не только тем, кто помнит советское время. Желание быть героем - оно очень понятно всем».


ПРЕССА:

«С одной стороны, прошлое, реконструированное режиссёром и актрисой Натальей Кудряшовой, совершенно гротескное, если разобрать каждый эпизод. А с другой - оно преисполнено такой подлинной чувственности и такого настоящего погружения - истового нерва. Там нет вранья. Кажется, это первый случай действительно осмысления экзистенции очень разных трёх товарищей в настоящем времени. Которых ничего не объединяет, кроме этого прошлого. Но это прошлое - не какая-то абстракция, не виньетка, примочка, прикол. Это прочувствованная основа. Когда, ещё не посмотрев фильм, читаешь пресс-релиз «Пионеров-героев», то кажется, что это такая знакомая, по известным правилам разыгранная тема. Потом вспоминаешь и понимаешь, что не было фильмов, в которых сочеталась бы позднесоветская эпоха детства с эпохой настоящего. Почему же казалось, что тема эта уже истрачена, использована? Потому что она очевидная. Что может быть прекраснее и интереснее - для художника, не для современника, - чем изучить ситуацию слома эпох» (Зара Абдуллаева, Алексей Медведев, «Искусство кино»).

«На удивление зрелая дебютная полнометражная работа, построенная из ярких образов. Визуально завораживающая фантазия на тему исчезнувших идеалов и новых, искусственно созданных миров постсоветской жизни» («Berliner Zeitung»).

«Несмотря на то, что для Кудряшовой эта работа дебютная, ей удалось добиться впечатляющей плавности и убедительности повествования, оставаясь при этом лаконичной. Все шесть актёров, исполнивших роли трёх главных героев, играли замечательно, особенно очаровательная Юленька, чья невинная и безусловная вера в Красное знамя полна безмолвного опустошения… В фильме нет высмеивания неутомимой махины пропаганды. Она рассматривается с ностальгической нежностью, и единственное, что ей ставится в укор, это размеры несбыточной мечты, которую она возбудила в детских умах» («Exberliner»).

«Это фильм, при просмотре которого ровесникам Кудряшовой, 1978-го г. р., неоднократно станет не по себе - из-за болезненного узнавания обстоятельств, о которых хотелось (и вполне удалось) забыть… Были уже и «Громозека» Владимира Котта, и «Сумасшедшая помощь» Бориса Хлебникова, в которых бывшие советские подростки копошились на руинах сгинувшей цивилизации. Был «Первый отряд», подвергавший миф о пионерах-героях изобретательной перекодировке, был и «Груз 200», приподнявший одеяло над телом этой цивилизации, разлагающимся заживо. Вряд ли работа Кудряшовой может претендовать на внимание, сравнимое с интересом к 11-му фильму Алексея Балабанова, но их (помимо продюсера Сергея Сельянова) объединяет общий импульс - нарушение табу не ради одного только нарушения, а из-за невозможности промолчать. Так или иначе, ни один из перечисленных и уже существующих фильмов на близкие темы никогда не говорил о психосексуальной травме ребёнка, выросшего среди исполинских, давящих позднесоветских монументов, в ситуации постоянного сверлящего напоминания о ровесниках-пионерах, принявших (и принимающих в длящемся религиозно-идеологическом континууме) мученическую смерть… Советская реальность в «исторических» эпизодах «Пионеров-героев» аккуратно воссоздана на уровне деталей, а на уровне атмосферы обострена до гротеска» (Мария Кувшинова, «Сеанс»).

«Фильм «Пионеры?герои» хорошо снят, ещё лучше смонтирован и драматургически выстроен. За сцены безнадёги в бюро политтехнологов и жанровые сцены советского прошлого автору, режиссёру, сценаристу и актрисе Наталье Кудряшевой, следует поставить пятёрку с плюсом» (Анастасия Буцко, «Deutsche Welle»).



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта