ЗЕМЛЯ БУДУЩЕГО
(«Tomorrowland», США, 2015)
Режиссёр: Брэд Бёрд.
В ролях: Джордж Клуни, Бритт Робертсон, Хью Лори, Рэффи Кэссиди, Кэтрин Хан, Кигэн-Майкл Ки, Тим Макгроу, Джуди Грир, Томас Робинсон, Пирс Гэнон, Локлин Манро.
Жанр: фантастический приключенческий фильм.
Юная Кейси Ньютон (Робертсон) живёт, как ей кажется, скучной и однообразной жизнью, мечтает бросить всё и отправиться навстречу чему-то неизведанному и будоражащему воображение. Однажды при задержании в полицейском участке вместе с конфискованными вещами Кейси возвращают и обычный значок, который на деле оказывается настоящим артефактом. Прикоснувшись к нему, она неожиданно оказывается в другой реальности. Чтобы узнать правду об этом загадочном месте Кейси обращается за помощью к разочаровавшемуся в жизни изобретателю Фрэнку Уокеру (Клуни), который тоже знает о существовании параллельной реальности. Когда-то он даже бывал там – в затерявшейся во времени и пространстве «Земле будущего». Теперь Кейси и Фрэнка ждут захватывающие приключения, наполненные опасностями и открытиями, которые навсегда изменят не только их, но и весь мир…
В 1955 году Уолт Дисней расширил свой парк развлечений «Диснейлэнд», назвав новый участок «Земля будущего». В то время воображение рисовало жителям Земли крайне оптимистичное будущее. Однако постепенно представление о грядущем становилось всё более мрачным и безрадостным. Этот процесс заинтересовал сценариста и продюсера Дэймона Линделофа (более всего известен как соавтор и исполнительный продюсер телесериала «Остаться в живых» и сценарист фильмов «Ковбои против пришельцев», «Прометей», «Стартрек: Возмездие», «Война миров Z»). Когда он начинал работать над сценарием фильма «Земля будущего», он черпал вдохновение в самом словосочетании «Земля будущего». Однажды Линделоф услышал о том, что в подвале «Disney Studios» нашли необычную коробку. В ней были всевозможные модели и чертежи, фотографии и записи, так или иначе связанные со строительством «Земли будущего» и Всемирной ярмаркой 1964 года. Линделоф был воодушевлен находкой: «Я представлял, что содержимое коробки станет путеводной картой к никому доселе не известной истории. И, если так, о чём может быть эта история? Сам для себя я решил, что должно было существовать какое-то реальное место под названием «Земля будущего», а не просто парк развлечений». Эта идея стала основополагающей для сюжета рассказа «Земля будущего», который Линделоф впоследствии переработал в сценарий вместе с режиссёром Брэдом Бёрдом и исполнительным продюсером Джеффом Дженсеном. В январе 2013 года проект сменил название с «1952» на «Tomorrowland».
Режиссёром и одним из сценаристов и продюсеров проекта стал Брэд Бёрд. Он заболел анимацией в 11 лет, когда вместе с классом оказался на экскурсии по студии «Disney». Тогда уже он приступил к созданию своего первого 15-минутного мультика и завершил работу спустя два года. Брэд отослал свою короткометражку на студию, и случилось чудо: сотрудникам «Disney» его мультфильм понравился и 14-летний вундеркинд оказался под крылом Милта Кэла, одного из «девяти старцев» - классиков анимации, составлявших костяк студии ещё при Уолте. Затем Бёрд приложил руку к «Удивительным историям» Стивена Спилберга и помог разработать сериал про жёлтых человечков - «Симпсоны» по сей день не покидают телевизионный экран. Его дебютный полнометражный анимационный фильм «Стальной гигант» провалился в прокате, но из него всё равно получился отличный фильм. Это не укрылось от глаз старого знакомого Бёрда Джона Лассетера, возглавлявшего студию «Pixar». Он пригласил Брэда в свою компанию. Вскоре «Суперсемейка» (2004) Бёрда собрала в мировом прокате свыше 630 миллионов долларов. Пока эта картина начинала триумфальное шествие по миру, режиссёр в поте лица работал над историей крысёнка, мечтавшего стать поваром. Как и «Суперсемейка», «Рататуй» (2007) получил премию «Оскар» как лучшая анимация. Рецензия на «Рататуй» в журнале «Афиша» начиналась словами «Pixar», кажется, единственное в мире коммерческое предприятие, где на работу принимают только гениев». В 2011 году Брэд Берд неожиданно ушёл из анимации и выпустил игровой блокбастер «Миссия невыполнима: Протокол Фантом», который стал самым успешным фильмом в истории цикла «Миссия невыполнима». Ради проекта «Земля будущего» Бёрд отказался от съёмок седьмого эпизода «Звёздных войн».
С самого начала Брэд Бёрд и Дэймон Линделоф видели в роли изобретателя Фрэнка Уокера лишь одного актёра - Джорджа Клуни. Получив официальное приглашение, Клуни заинтересовался проектом и охотно подписал контракт. Другие главные роли в картине исполнили 25-летняя актриса Бритт Робертсон («В первый раз», «Проси меня о чём угодно», «Дальняя дорога») и звезда сериалов «Дживс и Вустер» и «Доктор Хаус» британский актёр, профессиональный пианист, сценарист, режиссёр, продюсер, писатель и певец Хью Лори.
Съёмки фильма начались на ферме близ города Пинчер Крик в канадской провинции Альберта. Продюсерам пришлось заплатить фермерам, чтобы те вырастили поле озимой пшеницы с характерным янтарным оттенком. Именно такой Брэд Бёрд видел идеальную сельскую местность. Затем съёмочная группа переехала на ферму в Эндербае рядом с озером Оканаган в провинции Британская Колумбия. Там снимались сцены на ферме Уокера и его кукурузные поля, которые также были выращены специально для съёмок фильма. Было также отобрано несколько других локаций в Испании и Канаде. Съёмки велись на аттракционе «Этот маленький мир» в парке развлечений «Disneyland» в Анахайме, штат Калифорния и на багамских пляжах. Вторая съёмочная группа работала в Париже. В общей сложности было задействовано более 90 сочетаний различных натурных и павильонных площадок. Съёмочной группе пришлось переезжать 10 раз.
Дизайн фильма разрабатывал художник-постановщик Скотт Чамблисс. Описываемый в сценарии город был наполнен новейшими технологиями. Кинематографисты понимали, что в идеале было бы неплохо найти такой город в нашем современном и далёком от совершенства мире. Поначалу казалось, что всю «Землю будущего» придётся создавать с чистого листа - занятие довольно трудоёмкое и недешёвое. Лишь в результате удивительного стечения обстоятельств было найдено куда менее затратное решение. Разработчик визуальных эффектов и сопродюсер фильма Том Пейтцман наткнулся на совершенно футуристическую локацию и показал её режиссёру Брэду Бёрду. Этой локацией стал Город Науки и Искусств в испанской Валенсии. Он был спроектирован архитектором Сантьяго Калатравой, работы которого уже неоднократно вдохновляли художника-постановщика Скотта Чамблисса. Находка порадовала и режиссёра, который всегда отдавал предпочтение реальным локациям, а не хромакею. Впрочем, далеко не все сцены, действие которых развивается в «Земле будущего», могли сниматься в Городе Науки и Искусств. В частности, нужно было придумать, как снимать сцены с монорельсовой дорогой. Площадка с огромной энергетической сферой и массивным монитором получила название «Бриджвей Плаза». На возведение декораций ушло шесть месяцев; в итоге площадка получилась размером с половину футбольного поля. Декорации были настолько масштабными, что во всём мире не нашлось павильона, в котором они могли бы уместиться. Учитывая высоту некоторых построек и кранов, на которых крепилось осветительное оборудование, требовалось и неограниченное воздушное пространство над площадкой. Кроме всего прочего, по ходу развития сюжета на одной и той же площадке должны были демонстрироваться разные эпохи существования «Земли будущего». На площадке «Бриджвей Плаза» была собрана реальная монорельсовая дорога. После того как основные элементы конструкции были готовы, монорельс остеклили и осветили. В финальной сборке футуристическое средство транспорта весило почти 16 тонн. Оставалось дело за малым – придумать, как водрузить массивный вагон на рельс, находящийся в пяти метрах над землей, остановить в заданной точке, и вернуть на землю. Больше всего проектировщиков беспокоила безопасность, ведь в вагоне находились актёры. Конструкторы предложили использовать гидравлические лебёдки, с помощью которых можно было практически моментально остановить вагон в непредвиденном случае, и гидравлические тормоза, позволявшие затормозить движение в заранее оговоренной и отмеченной точке. Двери открывались автоматически, и актёры могли покинуть салон в целости и сохранности.
По сюжету, поиски какой-либо информации, связанной с таинственным значком, приводят Кейси в Хьюстон, штат Техас. Там находится антикварный магазин «Взрыв из прошлого», который полностью выстроили в павильоне на студии. ««Взрыв из прошлого» - некая сборная солянка из всех фантастических комиксов, которые мы с Брэдом Бёрдом читали в юности, - говорит художник-постановщик Скотт Чамблисс. - Рассматривать экспонаты такого магазина можно почти всю неделю, и даже не заметить, как летит время. У декоратора Лин Макдональд ушло несколько месяцев на то, чтобы собрать товары, которые были расставлены в магазине. Коллекция включала несколько тысяч предметов, большинство были куплены или изготовлены специально для съёмок, было и некоторое количество оригиналов, включая те, которые Брэд пожертвовал из своей коллекции».
Однако самую большую ценность для кинематографистов представляла другая съёмочная площадка, ставшая своеобразным символом ключевой идеи фильма, - настоящая стартовая платформа NASA на мысе Канаверал во Флориде. «Мы провели несколько недель на стартовой платформе № 39, откуда стартовали все ракеты класса «Аполлон» и космические шаттлы, - вспоминает исполнительный продюсер Джон Уокер. - Уже то, что мы находились там, заставляло наши сердца трепетать. Я помню, как в детстве смотрел по телевизору, как ракеты устремлялись в небо. Во время нашего пребывания был запланирован старт ракеты «Марс Мэйвен». Мы видели этот запуск своими глазами с достаточного близкого расстояния, ближе, чем журналисты. Это было что-то фантастическое».
ДЭЙМОН ЛИНДЕЛОФ, сценарист и продюсер:
«Мне очень хотелось вернуть утраченный оптимизм, с которым люди когда-то смотрели в завтрашний день».
«С самого начала мы описывали Фрэнка, представляя Джорджа, и когда встал вопрос о выборе актёра на эту роль, мы подумали: «Кто может сравниться с Клуни?» Скрестив пальцы на удачу, мы стремились к тому, чтобы в характере Фрэнка были одинаково ярко выражены нотки юмора и героизма, которые Джордж передаёт просто идеально».
ДЖОРДЖ КЛУНИ:
(о своём герое) «Неисправимый брюзга, который в детстве был мечтателем и гениальным изобретателем. В юности Фрэнк оказывается в удивительном месте, самом лучшем во вселенной. Мальчик искренне полагает, что наш мир станет лучше именно благодаря этому загадочному месту. Однако со временем он понимает, что этого не произойдёт, и становится, пожалуй, самым законченным циником, какого только можно себе представить. Он уединяется на семейной ферме, намеренный провести там остаток жизни. И лишь события, описываемые в фильме, вынуждают его вернуться к своему прошлому».
ХЬЮ ЛОРИ:
«Я был поражен нездоровым фатализмом, который словно проказа поразил наш мир. В жизни нет счёта возможностям и преимуществам, но они, кажется, перестали приносить удовлетворение, нет уже былого триумфа. Брэд и Дэймон предложили необычное видение будущего, которое идёт вразрез со всеми существующими предпосылками и гипотезами. И меня это не могло не заинтересовать».
(о герое Клуни и о своём персонаже) «Фрэнк хотел нести людям радость и веселье, делать людей более жизнерадостными, вселять в них надежду. Никс, в свою очередь, заинтересован в более утилитарной природе исследований; жизнь для него - бесконечный научный конкурс. Он убежден, что люди появились на планете Земля лишь для того, чтобы аккумулировать знания».
ДЖЕРРИ ЧЕРНОВ, продюсер:
(о Бритт Робертсон) «Я ещё не встречал молодых актрис, которые бы подходили к работе с таким энтузиазмом и самоотречением. Она - настоящий боец. Она была готова безропотно прыгнуть в ледяную воду, порхала на страховочной лонже, её дёргали, растягивали, трясли, тащили, бросали наземь и вновь ставили на ноги, но Бритт, кажется, всё было мало».
БРИТТ РОБЕРТСОН:
(о своей героине) «Это довольно смышлёная девушка, которая всегда мечтала быть астронавтом. Космос - её страсть, и именно это связывает её с отцом. Всю свою жизнь Кейси готовилась к большим свершениям, собиралась изменить наш мир к лучшему. Она хочет, чтобы всех людей на планете питали надежда и вдохновение, но не знает, как этого добиться».
СКОТТ ЧАМБЛИСС, художник-постановщик:
«В самом сценарии нет упоминаний «Земли будущего», как таковой. Это означало лишь то, что большую часть подготовительного периода мы провели в разговорах с Брэдом и Дэймоном, обсуждая не только антураж «Земли будущего», но и её сущность и значение. Создание уникальной утопической цивилизации - работа не из лёгких. Но в этой сложности кроется и потенциальное наслаждение - невозможно не радоваться, создавая нечто, способное поразить воображение даже самых искушенных зрителей».