Форс-мажорФОРС-МАЖОР
(«Turist», Швеция, 2014)
Режиссёр: Рубен Эстлунд.
В ролях: Йоханнес Кюнке, Лиза Ловен Консли, Винсент Веттерген, Клара Веттерген, Брэйди Корбет, Кристофер Хивью, Малин Даль.
Жанр: драма.

Супруги Томас и Эбба с детьми приезжают в Альпы на недельный отдых. Великолепные пейзажи и отличная погода обещают лучший отпуск в их жизни, но буквально на второй день отдыха во время ланча на открытой террасе они становятся свидетелями схода снежной лавины. Томас поддаётся минутному страху и в панике убегает, оставляя жену и детей один на один со стихией. На самом деле никакой опасности не было и через несколько секунд глава семьи как ни в чём не бывало возвращается обратно. Но в сердце Эббы поступок Томаса засел занозой: можно ли говорить о каком-то доверии, если человек, которому ты посвящаешь свою жизнь, готов легко тебя бросить в трудную минуту? С маленького сомнения в прежде дружной семье начинается разлад…

Шведский кинорежиссёр и сценарист Рубен Эстлунд родился 13 апреля 1974 года на острове Стюрсё в Гётеборгской коммуне. После окончания школы отправился странствовать по Европе, несколько лет работал инструктором на горнолыжных курортах Франции и Швейцарии. Тогда же увлекся любительской видеосьёмкой. В 2001 году окончил киношколу в Гётеборге. Известен благодаря полнометражным фильмам «Гитара-монголоид» (2004), «Добровольно-принудительно» (2008), «Игра» (2011), а его фильм «Происшествие в банке» выиграл «Золотого медведя» за лучший короткометражный фильм на Берлинском МКФ и гран-при на кинофестивале в Тампере в 2011 году. По высшему разряду международная карьера Эстлунда началась с драмы «Игра», показанной в Каннах. Картина вызвала бурную реакцию и, как полагают многие, спровоцировала дебаты о растущих расистских настроениях в шведском обществе. Автора «Игры» стали сравнивать с Михаэлем Ханеке и Ульрихом Зайдлем. Как писали критики: «Эстлунд пытается говорить на темы, которые табуированы в сознании современного представителя белого среднего класса».

На добавление некоторых сцен в сценарий фильма «Форс-мажор» Эстлунда вдохновили видеоролики, увиденные им на YouTube. Так в сценарии появилась лавина, послужившая толчком к началу истории, а 12-летний аккордеонист, играющий Вивальди, был взят прямо из найденного видеоролика. Кстати, по иронии создателей картины зимние снежные пейзажи Альп в «Форс-мажоре» сопровождаются фрагментами скрипичного концерта Антонио Вивальди «Времена года. Лето».

Сьёмки «Форс-мажора» проходили во Французских Альпах. Натурные сьёмки продолжались по 8 часов в день при минусовой температуре. Актеры и члены съёмочной группы надевали на себя по два свитера и сверху ещё утепленные куртки. Горная дорога в последней сцене фильма с автобусом - это шоссе Стельвио на севере Италии, одно из самых красивых в мире.

«Форс-мажор» был показан на Каннском МКФ 2014 года в рамках программы «Особый взгляд» и получил приз жюри. Фильм был удостоен крайне высоких оценок мировой кинопрессы. На сайте «Rotten Tomatoes» картина получила рейтинг 93 % на основе 110 рецензий со средним баллом 8 из 10. На сайте «Metacritic» фильм на основе 35 рецензий критиков имеет рейтинг 87 из 100, что соответствует статусу «всеобщее признание». «Форс-мажор»получил премию «Золотой жук» (главная национальная кинонаграда Швеции) за лучший фильм и был выбран в качестве шведской заявки на премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Фильм также номинировался на премию «Золотой глобус» за лучший фильм на иностранном языке и на премии Европейской киноакадемии («Лучший фильм» и «Лучший режиссёр»).


РУБЕН ЭСТЛУНД:
«Я ставил перед собой три цели, работая над фильмом. Внушить людям страх перед горами, увеличить количество разводов и снять самую потрясающую снежную лавину в истории. Насчет первых двух не знаю, но третье у меня точно получилось».
«Я люблю снимать сцены одним дублем. И чтобы потом ничего не монтировать, резать, склеивать. Это убивает дух истории. У меня за час экранного времени только 21 склейка! В большинстве фильмов их на тот же отрезок времени до тысячи».
«Главный герой - отец семейства. Согласно традиции, он должен оберегать и защищать свою семью, но в этой истории всё не так. У нас в фильме представлена новая модель семьи. Это свободные отношения, это беспомощный папа и это мама, у которой каждую ночь новый любовник».
«Я считаю, что традиционные семейные ценности переживают кризис. Тот мир, в котором рос и воспитывался я и моя бывшая жена, он уже имеет мало общего с современным миром. Лавина в фильме - это не просто природный катаклизм, спровоцировавший нервный срыв у давно утратившего контроль над происходящем главы семейства. Это ещё и легко считываемая метафора личностных кризисов, которые переживают все участники этой драмы».


ПРЕССА:

«Режиссёр пользуется неловкими, раздражающими ситуациями как инструментом, с помощью которого он делает надрезы, препарируя вроде бы идеальный брак неприятных, раздражающих людей. Гной, который начинает оттуда сочиться, можно называть по-разному - кризисом маскулинности, буржуазным лицемерием или как угодно ещё, но идея Эстлунда проста и понятна: современная семья - колосс на глиняных ногах, который способен повалиться от лёгкого ветерка, в прямом смысле. Или, наоборот, может стоять вечно, только с закрытыми глазами. «Форс-мажор» - в высшей степени скандинавское кино, со всеми достоинствами и недостатками, подразумеваемыми этим штампом. Хирургической безжалостности шведа соответствует его неизменная манера съёмок: 90 процентов фильма снято камерой, закреплённой на штативе (оставшиеся 10 мы плывём, глядя на затылки полюбившихся героев). До миллиметра отмеренные статичные кадры, минимум музыки - в основном короткие фрагменты Вивальди, которыми Эстлунд иронично по-триеровски отстраняется от своего фильма. Персонажам не за чем спрятаться, они наги и беззащитны, как в тюрьме… Режиссёр - уже не всевидящее око Бога, а камера наблюдения, наделившая себя моральным авторитетом. Спорная и не слишком обаятельная, но безусловно эффектная позиция» (Станислав Зельвенский, «Афиша. Воздух»).

«Главная претензия к «Форс-мажору» состоит в том, что это предельно неизобретательный фильм, построенный на стереотипах: мол, сюжет хорош, но герои банальны и не блещут глубиной, а постановка - откровениями. Определённая доля правды в этом есть: «Форс-мажор» - холодное кино, поставленное в зоне раздражающего комфорта, с кристально чистой операторской работой и такой же режиссурой, то есть фильм, из которого хирургическими методами извлечено всё лишнее. Герои подолгу молчат или вовсе не присутствуют в кадре, уступая место по-скандинавски выхолощенным интерьерам и заснеженным вершинам - но это тот случай, когда молчание говорит о них больше, чем любая пустая болтовня. Каждая деталь работает на одну идею и рано или поздно сводится к общему знаменателю, одни события цепляются за другие, чтобы на сюжетном уровне спровоцировать эффект искусственного схода лавины. Всё это можно смело обвинять в безжизненности, если не учитывать один момент: цель оправдывает средства. Эстлундовская манера режиссировать при помощи линейки и циркуля делает «Форс-мажор» фильмом Бергмана, снятым по законам, строгим как правила «Догмы-95». Предчувствие апокалипсиса зреет на фоне идиллического заснеженного пейзажа, пока рассказ, начавшийся с, казалось бы, ничем не примечательного эпизода (ну убежал человек, ну струсил признаться, и что с того?), вырастает до масштабов этической головоломки, превращается в глубокий разговор о гендерных стереотипах, о столкновении идеалов с реальностью и об итоговой безысходности» (Анна Сотникова, «Коммерсантъ Weekend»).

«Форс-мажор» является четвёртой и, пожалуй, самой успешной на данный момент работой режиссёра Рубена Эстлунда, в которой он вновь исследует человеческую натуру на прочность, но на этот раз в столкновении не с социальным давлением, а со страхом перед природой, что шведу удаётся сделать в хлёсткой, циничной манере, балансируя между драмой и комедией и вызывая порой у аудитории смех в самых неожиданных эпизодах… Работа оператора в «Форс-мажоре» также заметна. Долгие, в чём-то энигматичные статичные кадры безукоризненно работают на создание ощущения стерильности и искусственности интерьеров, так и курорта в целом, которым постепенно погружающиеся в хаос персонажи начинают противопоставляться… Режиссёр, препарируя психологию семьи, застигнутой подлым инстинктом врасплох и страдающей от последствий этого, ставит своей задачей «увеличить число разводов», он, конечно, шутит, но удивляться, если ему всё-таки удастся добиться этого, не стоит» (Константин Игнатущенко, «Новый взгляд»).

«Здесь чувствуется, конечно, школа Ингмара Бергмана. После его смерти шведское кино редко достигает международного признания: по большей части оно провинциально, в нём нет харизматичных культурных героев, как в других небольших европейских странах: Ларс фон Триер - в Дании, Аки Каурисмяки - в Финляндии, Михаэль Ханеке - в Австрии. Рубен Эстлунд ближе других приблизился к этой роли. Его фильмы провокативны и вызывают острую реакцию. Как художник, он отличается отстранённым холодным стилем с элементами абсурда и болезненного юмора. В чём-то эта манера напоминает упомянутого Ханеке (но не столь трагичного), в чём-то - соотечественника режиссёра Роя Андерссона (но не столь абсурдистского)… Используя бергмановскую традицию столкновения мужского эгоизма и женских фрустраций, режиссёр развивает её в ироническом аспекте, а сопровождающая всё действие игривая музыка Вивальди, исполненная на аккордеоне, доводит жестокую иронию до уровня убийственного сарказма» (Андрей Плахов, «Коммерсантъ»).

«Лавинообразная драма «Форс-мажор» шведского режиссёра Рубена Эстлунда - это попытка пристального взгляда в глаза современной семьи, чьи зрачки можно разглядеть лишь в отражении айфона (эдакий синоним комфорта и ритма жизни). Это нордическая и ироничная критика всего - от борьбы полов и поколений до общества потребления и жизни лучше обычной. Где наши инстинкты, кто мы без девайсов, что делать, что делать. В отличие от соседа-датчанина Николаса Виндинга Рефна, который старательно возвеличивает маскулинность в самодостаточный памятник охотничьему инстинкту, Эстлунд эту самую маскулинность препарирует - как мог бы Бунюэль, если бы тот монтировал фильмы с секундомером в руках (а пейзажи под Вивальди в «Форс Мажоре» смонтированы словно по нотам), или Ханеке, будь у него чувство юмора (помимо мизантропической иронии)» (Алексей Филиппов, kino-teatr.ru).

«С желчной эстлундовской точки зрения благополучные цивилизованные европейцы выглядят биороботами, растерявшими способность к здоровым инстинктивным порывам: «И сами мы довольно неискренние, и зубные щётки у нас электрические». Кроме этих назойливо лезущих в кадр зубных щёток символом бездушной и бесчеловечной цивилизации становится несчастный айфон, который один из персонажей фильма в экстремальной ситуации бросается спасать первым делом, позабыв о жене и детях. А энергичная музыка Вивальди, которая механически пилит на саундтреке на фоне заснеженных гор, дополнительно подчеркивает полную отмороженность персонажей, которые только внешне представляются живыми и теплокровными, способными на эмоциональный отклик, а по сути мало отличаются от своих электрических гаджетов, совершенно бесполезных и беспомощных при малейшей отключке от удобного и безопасного источника питания» (Лидия Маслова, «Коммерсантъ»).

«Соединив пейзажи, достойные фотографий для календаря, с истерическими сценами то мужа, то жены; мятежные в своей тихости планы с неподдельным юмором; триллер - с бездной человеческих душ, Эстлунд вступил на трудную территорию артмейнстрима, от которого не тошнит. Вполне себе результат. Но, придумав финал «Форс-мажора», он разорвал границы столь угодной для публики территории. Удержавшись от спойлера, только скажу: финал обещает неожиданные возможности этого режиссёра и его непредсказуемое место в текущем кинопроцессе» (Зара Абдуллаева, «Искусство кино»).



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта