КОБЕЙН: ЧЁРТОВ МОНТАЖ
(«Kurt Cobain: Montage of Heck», США, 2015)
Режиссёр: Бретт Морген.
Жанр: документальный фильм.
Взгляд на жизнь, творчество и мысли Курта Кобейна, кумира целого поколения и одной из ярчайших фигур конца XX века.
Это первый «официальный» документальный фильм о трагической судьбе фронтмена и гитариста рок-группы «Nirvana» Курта Кобейна (1967-1994). Из десятка существующих кинокартин о жизни и творчестве лидера «Nirvana» до сих пор не было ни одного фильма, созданию которого способствовала бы семья умершей звезды. Авторы ленты «Кобейн: Чёртов монтаж», заручившись поддержкой вдовы музыканта Кортни Лав и его дочери Фрэнсис Бин, сумели получить доступ к личным архивам Кобейна. Фрэнсис, в свою очередь, согласилась выступить в роли исполнительного продюсера картины. Фильм «Montage Of Heck», названный в честь 30-минутного микстейпа Кобейна 1988 года, состоит из концертных записей «Nirvana», интервью, рисунков и домашних видеозаписей самого Курта, нескольких ранее не издававшихся видео и анимационных вставок.
Постановщиком «Чёртова монтажа» стал режиссёр, сценарист и продюсер Бретт Морген. Его дебютная работа – документальный фильм «На канатах» - впервые была показана на фестивале «Сандэнс» в 1999 году и получила специальный приз жюри. Фильм также получил номинацию на премию «Оскар». Второй фильм режиссёра - «Парень остаётся в картине» (2002) является адаптацией одноимённых мемуаров Роберта Эванса. Премьера фильма состоялась на фестивале «Сандэнс», лента также участвовала в конкурсной программе Каннского МКФ. Восторженно встреченный критиками фильм «Ураган» (2012), снятый Моргеном к 50-летию группы «Rolling Stones», был показан практически во всех странах и получил четыре номинации на премию «Эмми», в том числе и за лучший документальный фильм. Работа над новым фильмом Моргена «Курт Кобейн: Чертов монтаж» продолжалась в течении 8 лет, и Морген выступил не только в качестве режиссёра, но и сценариста, продюсера и режиссёра монтажа.
Морген отказался от большого количества «говорящих голов» и чаще всех остальных в фильме говорит сам Кобейн. Помимо него фигурируют мать Венди, отец Дон, мачеха Дженни, сестра Ким, друг (и по совместительству басист «Nirvana») Крис Новоселик (ударник Дейв Грол финальный монтаж не прошёл, хоть и давал интервью), бывшая девушка Трейси и жена Кортни Лав. Сам Морген говорит, что ему хотелось снять фильм с теми людьми, кто пришёл бы на похороны Кобейна, а себя он видит в роли простого сторожа.
Существует ещё несколько картин, посвященных жизни и смерти гениального лидера «Nirvana». Первый фильм вышел спустя всего четыре года после гибели Кобейна и потому был посвящен в основном обстоятельствам и попытке расследования причин его смерти. Автор - британец Ник Брумфилд - склонен винить в произошедшем исключительно супругу Курта Кортни Лав. В 2006 году режиссёр Гас Ван Сент снял игровую картину «Последние дни» про рок-музыканта по имени Блейк. Сюжет напоминал биографию Курта Кобейна, а в героях можно было узнать реальных людей из его окружения. В том же 2006 году в США вышел документальный фильм «Курт Кобейн: Рассказ о сыне». В него включены ранее не издававшиеся фрагменты аудиозаписей интервью Кобейна, сделанных авторитетнейшим музыкальным журналистом 90-х Майком Азеррадом, и виды городов, с которыми была связана жизнь Кобейна - Абердина, Сиэтла и Олимпии. В 2007 году появился сделанный по заказу BBC фильм «Последние 48 часов Курта Кобейна», подробно реконструирующий вынесенный в заглавие период жизни лидера «Nirvana». В 2012 году увидел свет немецкий документальный фильм «Слишком молод, чтобы умереть», в котором подробно показаны не только города, в которых жил Курт, но и репетиционные помещения. Лучшим спикером в этой картине с большим отрывом стал дедушка музыканта Лиланд Кобейн. Кроме того, в картине можно полюбоваться на живописных пропойц, в которых превратились музыканты, с которыми главный гений американской музыки 90-х начинал свой творческий путь.
Выходу в январе 2015 года в прокат фильма «Курт Кобейн: Чёртов монтаж» предшествовал настоящий ажиотаж, разжечь который помогли грамотные маркетологи. Примерно за год до премьеры картины Фрэнсис Бин Кобейн (якобы обидевшись на глупую реплику Ланы Дель Рей) громко заявляет о себе в прессе, тут же фотограф Джесси Фроман выпускает фотокнигу «Курт Кобейн: Последняя фотосессия», затем в СМИ начинают один за другим вбрасываться душераздирающие тизеры и интервью с создателями картины. Результат - полный аншлаг на премьере фильма на фестивале «Сандэнс» и шквал восторженных рецензий в прессе. К выпуску фильма издательство «Insight Editions» опубликовало «бонусную» книгу под названием «Kurt Cobain: Montage Of Heck», в основу которой легли рисованные иллюстрации, редкие архивные снимки и прочие «сокровищ из личного архива музыканта». В феврале-2015 «Чёртов монтаж» был с успехом показан на МКФ в Берлине.
БРЕТТ МОРГЕН:
«Я нашёл более 200 часов неизданной музыки, массу художественных проектов, в том числе картин и скульптур, большое количество домашних видео, а также более 4000 страниц сочинений, которые помогли мне воссоздать образ совершенно иного Кобейна, противоречащий нашему устоявшемуся представлению о музыканте».
ПРЕССА:
«Документалист Бретт Морген не изобретает велосипед, выстраивает из архивных материалов и интервью, взятых специально для фильма, честный тайм-лайн: вот Курт родился, вот учился, вот стал музыкантом, вот женился. Казалось бы, золотой стандарт. Но «Кобейн» и похож, и не похож на сонм других музыкантских кинобиографий. Морген творит свою хронику как кинематографист, знакомый с историей рок-фильмов, - и одним из косвенных источников вдохновения оказывается «Pink Floyd The Wall» Алана Паркера: в пространство «Чёртова монтажа» смело инкорпорирована анимация, оживляющая и подростковые метания Курта, и сюрреалистические узоры его картин… «Кобейна» интересно смотреть - в буквальном смысле: он выдерживает испытание большим экраном, выглядит как настоящее кино, тогда как большинство музыкального дока ничего не теряет и на тачскрине айпода… «Кобейн»… может захватить и того, кто слыхом не слыхивал про грандж и «Nirvana» (предположим, что такой extra terrestrial чудом окажется в зале). Это интимный кинороман про живого человека - и в таком ракурсе обязательные биографические пункты «родился-учился-женился» и уникальны, и универсальны одновременно. История мятущегося подростка, переплавившего страх и смятение в гениальные песни, трансформировавшего будни в рок-н-ролл. Роман про молодого отца, обожавшего дочь и чертовски напуганного возможностью лишиться ребенка: Курт и Кортни находились под пристальным вниманием органов опеки после статьи в «Vanity Fair», где говорилось, что Лав не переставала принимать наркотики во время беременности. И чистый док - интервью с друзьями и близкими - тоже работает на интимность: чёрт, как забавно, а мать Курта, Уэнди Элизабет, оказывается, так похожа на Кортни Лав. И Крис Новоселич до сих пор смешной пацан из Абердина. Время летит? Или останавливается? Собственно, вот вечный безответный вопрос, которым меланхолически задаешься после хорошей кинобиографии. Эта - одна из самых лучших» (Вадим Рутковский, «Сноб»).
«Хотя это не первый документальный фильм об одном из главных молодежных героев 90-х, но уж точно самый любопытный. С одной стороны, никаких сенсационных подробностей из жизни кумира его поклонники не узнают, но с другой - невероятная откровенность повествования, построенного на редких документальных свидетельствах, вызывает эффект «полного погружения» в голову Кобейна, что временами ошеломляет… В фильме Кобейн предстаёт человеком, обречённым на самоубийство. Вечный трудный подросток, ненавидящий мир, страдающий от ежедневных невыносимых болей в желудке - в какой-то момент он просто устал страдать. Вместе с тем фильм не производит гнетущего впечатления - в нём хватает трогательных, сентиментальных нот - на домашних видеозаписях, сделанных Кортни и друзьями пары, Кобейн много шутит, играет с ребёнком - годовалой дочкой Фрэнсис, и вообще, предстает человеком лёгким и ироничным… Кобейн стремился создать нормальную семью, которой сам никогда не имел, и образ Курта-семьянина в фильме органично соседствует с образом Курта-социопата и наркомана и даже не противоречит ему» (Антон Секисов, «Российская газета»).
«Чёртов монтаж» - название одного из миксов Кобейна, кассета №58 из 108 найденных в его архиве. В нём он экспериментировал с изменением скорости у песен… Фильм не уступает по динамике той самой кассете: здесь иногда сразу и не понять, что происходит. Впрочем, сам режиссёр Морген говорит, что хотел создать ощущение аттракциона имени Курта Кобейна, американские горки про «Nirvana», и это ему удалось… Весь «Монтаж», по сути, это фильм о том, что делает с человеком слава и действительно ли он желает этого. Так до конца неясно, где Кобейн говорил о своём отношении к популярности с иронией, а где - всерьёз» (Артём Макарский, «Афиша. Воздух»).
«Если смотреть внимательно, можно сделать вывод, что музыка «Нирваны» - следствие не столько личной травмы фронтмена (развелись родители, родственники отфутболивали от одних ворот к другим), сколько внутренней политики эпохи Рейгана - консервативной, нормативной, пронизанной пропагандой патриотизма и меркантилизмом. Стабильность, как мы знаем из «Груза 200», скрывает потенциальную энергию распада - также позднесоветский застой закончился утробным воем Егора Летова; Кобейн, страдавший заболеванием желудка, пел оттуда же - из утробы, из источника боли. «Монтаж» невозможно не сравнивать с картиной «Здорово и вечно», не только из-за родился-учился-взлетел и частной хроники, сколько из-за совпадения времени и одинаковой интенсивности утробного воя; в центре обоих картин - художники с зацементированной намертво репутацией true» (Мария Кувшинова, «Сеанс»).
«Многие музыкальные документальные фильмы, чего уж там, не проникнуты особой любовью к музыке, а львиная доля документальных байопиков смотрится как просчитанный способ нажиться на поклонниках той или иной популярной личности. «Кобейн: Чёртов монтаж» Бретта Моргена не страдает такими недостатками. Напротив, режиссёр добивается успеха, играя на обоих полях. Получив массу видео- и аудиоматериалов, рисунков и дневниковых записей от родителей музыканта и его вдовы, он смог добиться прекрасного баланса между фактами и настроением… Ко всему прочему, это очень трогательное и деликатное кино без интонационной пошлости… Получается, что про «Нирвану» Морген не расскажет ничего нового, да, наверное, это и не нужно - всё, что хотелось узнать, мы уже не побоялись спросить в журналах и интернете. Зато такого интимного взгляд на Курта Кобейна - талантливого музыканта и человека со слишком тонкой кожей - мы ещё точно не видели» (Дмитрий Карпюк, Кино-Театр.ру).
«С момента гибели музыканта в 1994-м году его чёрно-белый портрет с подписью «I Hate Myself And Want To Die» превратился в один из самых узнаваемых и дорогостоящих товарных знаков в музыкальной индустрии. Морген же стал чуть ли не первым, кто попытался разрушить этот устоявшийся образ депрессивного джанки и представил миру жизнерадостного Кобейна с отличным чувством юмора и многосторонними талантами, который, несмотря на все свои болячки и пагубные пристрастия, старался не терять оптимизма и быть хорошим отцом для своего ребёнка. За это, безусловно, режиссёру стоит сказать спасибо» (Вероника Комарова, «Rolling Stone»).
«Морген в интервью говорит о том, что хотел создать на экране не существующий (но, кажется, уже вполне возможный) аттракцион «Курт Кобейн» в «Диснейленде». И если «Монтаж» не аттракцион, то точно фильм-музей, с экспозицией, чинно организованной в хронологическом порядке. Вот детские рисунки, вот дневники, вот воссоздана мемориальная квартира. Логика туризма, перенесённая в кинематограф - это не хорошо и не плохо: просто ещё один способ бытования визуального продукта в XXI веке. Глупо побывать в Ницце и не зайти в музей Шагала, каким бы он ни был. Глупо не зайти в музей Курта Кобейна, тем более, когда музей сам приходит к тебе» (Мария Кувшинова, «Сеанс»).