ДРУГАЯ БОВАРИ
(«Gemma Bovery», Франция, 2014)
Режиссёр: Анн Фонтен.
В ролях: Фабрис Лукини, Джемма Артертон, Джейсон Флеминг, Изабель Канделье, Кейси Моттет Кляйн, Мел Райдо, Нильс Шнайдер, Эдит Скоб, Эльза Зильберштейн, Филипп Юшан, Пип Торренс.
Жанр: драмеди.
Лето. Франция. Запах круассанов по утрам. Воздух пропитан чувственностью… Во французскую глубинку переезжает английская супружеская пара. Весьма общительный местный пекарь (Лукини) знакомится с новыми соседями и с удивлением узнаёт, что вновь прибывшую очаровательную девушку зовут Джемма Бовери (Артертон) - она практически тёзка знаменитой героини Флобера, скучающей вдали от большого города легкомысленной барышни, пустившейся в любовные приключения и нахватавшей долгов, приведших её к фатальному исходу. По прошествии некоторого времени Мартену начинает казаться, что его соседка повторяет ошибки своей литературной «близняшки», и пекарь старательно пытается отвести злой рок от женщины. Однако сама очаровательная Джемма не читала классику...
Современный оригинальный взгляд на классическую историю страсти «Мадам Бовари» в экранизации графического романа Пози Симмондс «Gemma Bovery», опубликованного в 1999 году издательством «Кейп» и встреченного «на ура» даже самыми суровыми критиками. Пози Симмондс – британская писательница и книжный иллюстратор, широко известна благодаря своим карикатурам, которые еженедельно публиковались в газете «Гардиан» (1977-1987). Были выпущены сборники «Дневник госпожи Вебер», «Настоящая любовь», «Поузи выбирает», «Поузи без купюр», «Не ворчать!». Симмондс была признана «Карикатуристом года» в 1980 и 1981 годах, а в 1998 году она получила Национальную премию в области иллюстраций. Симмондс - автор графического романа «Tamara Drewe» (основанного на романе Томаса Харди «Вдали от обезумевшей толпы»), который был экранизирован Стивеном Фрирзом («Неотразимая Тамара», 2010).
Постановку «Другой Бовари» осуществила французская актриса, режиссёр и сценарист Анн Фонтен. Она родилась в Люксембурге в 1959 году. В кино дебютировала в 1980 году как актриса, затем перешла к работе над постановками. Лучшие режиссёрские работы: «Сухая чистка» (1997), «Натали» (2003, Фонтен участвовала в написании сценария для англоязычной адаптации этого фильма - «Хлои» Атома Эгояна), «Девушка из Монако» (2008), «Коко до Шанель» (2009), «Тайное влечение» (2013).
Главные роли в «Другой Бовари» исполнили француз Фабрис Лукини («Возвращение Казановы», «Всё об этом», «Откровенное признание», «Мольер», «Париж», «Отчаянная домохозяйка», «Астерикс и Обеликс в Британии», «В доме) и британская актриса Джемма Артертон («Квант милосердия», «Рок-н-рольщик», «Рок-волна», «Исчезновение Элис Крид», «Битва титанов», «Принц Персии: Пески времени», «Охотники на ведьм», «Византия», «Va-банк»). Лукини уже снимался у Анн Фонтен – в «Девушке из Монако», а Артертон уже исполняла главную роль в экранизации романа Пози Симмондс – в «Неотразимой Тамаре»).
Анн Фонтен планировала отправить Фабриса Лукини на месячные курсы пекарей, но актёр сумел убедить режиссёра, что для того, чтобы печь в кадре хлеб, ему достаточно будет драматической школы.
АНН ФОНТЕН:
«Я была знакома с творчеством Пози Симмондс по «Неотразимой Тамаре», и меня, конечно, заинтересовал её роман с очевидной игрой слов в названии - Эмма Бовари, героиня классического романа Гюстава Флобера «Мадам Бовари», и Джемма Бовери - героиня дня сегодняшнего. Я начала читать и не разочаровалась: сразу почувствовала комический потенциал и человеческую глубину героев романа. Особое удовольствие доставил стиль автора, её беспощадный юмор и ирония. И конечно, сама интрига - встреча пекаря и молодой англичанки, которая перевернула с ног на голову жизнь главного героя, убежденного, что он уже слишком стар для сексуальной и эмоциональной жизни».
«В сценарии есть некоторая вольность в интерпретации: у Пози Симмондс рассказчик (пекарь Жубер) косвенно участвует в происходящем, а в фильме он выступает более ярко и значительно… Мы хотели, чтобы пекарь Жубер был в этой истории на первом плане, чтобы зритель видел интригу его глазами. Этим фильм отличается от книги, в которой есть несколько точек наблюдения. Но в фильме это создало бы путаницу. Главная героиня Джемма в целом соответствует персонажу книги, сочетая в себе черты «Мадам Бовари» и живущей в наши дни англичанки, неуверенной и непостоянной, не знающей, как выстроить свою эмоциональную жизнь, и при этом притягивающей мужчин одним взглядом. Но если в романе она порой кажется отталкивающей, мы постарались сделать её очаровательной и благородной: конечно, она манипулирует мужчинами, но, скорее, делает это бессознательно. Так что в фильме она не такая расчётливая и, как и Мадам Бовари, чего-то ждёт от любви».
«Наблюдая за происходящем в доме напротив, Жубер выстраивает нечто, пугающее его самого, развивает отношения, от которых сам же страдает. И хотя в прошлом он, вероятно, испытывал сильные любовные переживания, работа в пекарне и упорядоченная семейная жизнь сделала его существование размеренным. И вдруг появляется Джемма и нарушает это равновесие, буквально кружит ему голову! Он обнаруживает свою сверхчувствительность, и, как это часто бывает, платоническая любовь приносит неразрешимое страдание, поскольку никак не воплощается в реальности».
«Ирония в том, что Джемма невольно идёт по стопам Эммы... И именно такие отношения - между вымыслом, судьбой и реальностью - завораживают меня и создают эффект неожиданности. В этом, как мне кажется, и заключается отличие фильма от классических романтических комедий».
«Я встречалась со множеством английских актрис. Для меня важно было, чтобы по-французски англичанка Джемма звучала сексуально. И лишь когда я встретилась с Джеммой Артертон и она прочитала текст на французском, я поняла, что передо мной настоящая атомная бомба - такую чувственность она излучает… Поэтому пробы даже не понадобились».
ДЖЕММА АРТЕРТОН:
«Должна признаться, когда я только получила сценарий, не была уверена, что хочу участвовать в проекте, поскольку я уже снялась в «Неотразимой Тамаре» - ещё одной экранизации романа Пози Симмондс. Стиль был похожим, но главная героиня была совсем другой, и в ней было что-то особенно притягательное: дело в том, что я узнавала себя в Джемме больше, чем в Тамаре. Кроме того, действие происходит во Франции, и меня привлекла перспектива учить французский. Не говоря уже о том, что Анн Фонтен - очень чуткий режиссёр, и мне действительно хотелось сняться у неё».
«Поскольку мне нужно было выучить французский язык, я переехала в Париж за несколько месяцев до начала съёмок. Волновалась, потому что совершенно не знала язык! Но я смогла погрузиться в местную культуру. Джемма, моя героиня, тоже должна была влиться в незнакомую культуру и чувствовала себя чужой. Потом я поехала на несколько недель в Бретань, чтобы ещё поработать над французским. Я ходила с французами на вечеринки и концерты, что тоже стало для меня подготовкой. Я не хотела, чтобы язык отнимал слишком много энергии на съёмочной площадке в ущерб актёрской работе. Это была, пожалуй, самая длинная за мою жизнь подготовка к фильму: я начала готовиться в январе, а съёмки стартовали в конце августа».
«Фильм несколько отходит от книги, так как основное действие в ней происходит в Лондоне. Интересно ещё, что в романе Джемма гораздо более агрессивная, озлобленная и, честно говоря, не очень приятная. Но в кино никто не захочет смотреть на такого персонажа! К тому же мне хотелось идентифицировать себя с главной героиней».
(о работе с Фабрисом Лукини) «Это было очень странно и немного напоминало сам фильм. Самое комичное, что сначала я не говорила по-французски, а он рассказывал кучу смешных историй. Но у меня это не вызывало никаких эмоций, потому что я понятия не имела, о чём он говорил! Все хохотали, кроме меня! К этому наши отношения и сводились. Но с приближением конца съёмок мне всё больше нравилось работать с ним, и мы с большим удовольствием болтали».
ПРЕССА:
«В какой-то степени «Другая Бовари» - это и пародия на оригинальное бессмертное литературное произведение, и осовремененный ремейк, и даже некоторая форма продолжения. Безусловным требованием к просмотру является хотя бы поверхностное знание содержания книги Флобера – хронология саморазрушения героини, имена ее мужчин, описание ключевых сцен. Без этого минимума фильм не просто теряет львиную долю своего юмора, но и полностью утрачивает смысл. Однако, зная все перипетии событий в Руане и окрестностях, от картины Анн Фонтен можно получить удовольствие… Безусловно, картина не сработала бы, не будь в ней запоминающихся актеров, и Джемма Артертон с Фабрисом Лукини являются главным сокровищем ленты. Первая, со своей непосредственностью и нестандартной природной красотой, легко сводит с ума… Второй добавляет истории сумбура вперемешку с душевностью и теплотой» (Евгений Ухов, film.ru).