А зори здесь тихие...А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ...
(Россия, 2015)
Режиссёр: Ренат Давлетьяров.
В ролях: Пётр Фёдоров (Старшина Васков), Анастасия Микульчина (Рита Осянина), Евгения Малахова (Женя Комелькова), Агния Кузнецова (Соня Гурвич), Софья Лебедева (Лиза Бричкина), Кристина Асмус (Галя Четвертак), Екатерина Вилкова (Сержант Кирьянова), Анатолий Белый (Майор), Дарья Мороз (Мария), Виктор Проскурин (Макарыч), Максим Дрозд, Алексей Барабаш, Ольга Ломоносова, Илья Алексеев, Валерий Гришко, Штефан Велке, Бенджамин Шпилер.
Жанр: военная драма.

Май 1942 года. В самый разгар Великой Отечественной войны вдалеке от линии фронта, у забытого богом разъезда, фашисты выбрасывают десант с целью пробраться на Кировскую железную дорогу и Беломорско-Балтийский канал. Это не обычные солдаты-пехотинцы, это опытные, тренированные диверсанты, элита войск СС. А против них - старшина Васков и пятеро девчонок-зенитчиц. Казалось бы, бой местного значения, но на кону - стратегически важная транспортная артерия, соединяющая значимые центры страны. Смогут ли старшина и его хрупкие новобранцы предотвратить вражескую диверсию, и какой ценой?

Новая экранизация повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…», опубликованной в 1969 году. Предыдущая киноверсия этого произведения – фильм Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие…», считающийся классикой советского военного кино. Новую картину её продюсеры Ренат Давлетьяров и Влад Ряшин (телесериалы «Дело гастронома №1», «Жизнь и приключения Мишки Япончика», «Анна Герман», «Шулер») не считают ремейком ленты 40-летней давности, а утверждают, что это именно новая экранизация повести Васильева.

Это уже пятая режиссёрская работа Рената Давлетьярова, известного продюсера («От 180 и выше», трилогия «Любовь-морковь», «Юленька», «Невидимки», «Беглецы»), который дебютировал в качестве режиссёра в 2011 году комедией «Моя безумная семья». Следующей его постановкой стал триллер «Стальная бабочка» (2012), а затем последовали ещё в 2014 году законченные, но пока не вышедшие в прокат картины - «Однажды» и «Чистое искусство». С более-менее постоянной съёмочной группой Давлетьяров работает уже шестой год. Вот и сценарист «А зори здесь тихие…» Юрий Коротков («Затерянный в Сибири», «Американка», «Ехали два шофера», «Попса», «9 рота», «Стиляги», «Пять невест») сотрудничал с Ренатом на всех его постановках, кроме «Чистого искусства», на котором, кстати, работал второй сценарист «А зори здесь тихие…» Артём Виткин. Для оператора Семёна Яковлева («Упражнения в прекрасном», «Со мною вот что происходит», «Игра в правду») «А зори здесь тихие...» - уже четвёртый совместный проект с Ренатом Давлетьяровым (он не участвовал в съёмках «Моей безумной семьи»).

Командует отрядом пятерых зенитчиц старшина Васков в исполнении Петра Федорова («Обитаемый остров», «Россия 88», «Гоп-стоп», Беглецы, «Территория»), для которого боевые действия Великой Отечественной войны не в новинку (вспомним «Сталинград», где у актёра одна из главных ролей). Пётр Федоров был единственным, кого режиссер видел в главной роли, а вот исполнительниц женских ролей нашли в результате сложного и долгого кастинга.

Среди пяти главных героинь картины дебютантка всего одна - недавняя выпускница школы-студии МХАТ Софья Лебедева, имевшая, правда, небольшой опыт работы в телесериалах. У Евгении Малаховой опыт работы в кино также не очень большой. Она больше известна как бывшая солистка группы «Рефлекс», но сейчас обучается на актёрском факультете ВГИКа и снялась всё у того же Давлетьярова в «Чистом искусстве». Анастасия Микульчина (сериалы «Сонька Золотая Ручка», «Сонька: Продолжение легенды», «Григорий Р.», драма «В ожидании моря»), несмотря на некоторый опыт работы в кино, также может стать настоящим открытием для отечественного кинематографа. Две другие актрисы более известны. Это Кристина Асмус, знакомая широкому зрителю по комедийному сериалу «Интерны», сериалу «Синдром дракона» и комедиям «Zолушка», «Настоящая любовь», «Дублёр», «Что творят мужчины!», «Лёгок на помине», и Агния Кузнецова, известная зрителям по ролям в картинах Валерии Гай Германики («Все умрут, а я останусь», «Краткий курс счастливой жизни», «Да и да»), Алексея Балабанова («Груз 200», «Морфий») и участию в телесериале «Мосгаз».

Готовились девушки к съемкам заблаговременно и упорно. Некоторым из них даже пришлось изменить внешность ради участия в проекте. Евгения Малахова, например, перед началом производственного процесса сменила цвет волос и отрастила косу. Ещё ей было необходимо избавиться от впалых щек, а для этого пришлось набрать вес. Анастасия Микульчина, наоборот, рассталась с длинными локонами. В итоге на экране зрители увидят актрису с соответствующим той эпохе каре. Кроме занятий по специально разработанной программе с тренером, актрисы каждое утро принимали контрастный душ. Дело в том, что съёмки проходили в Карелии и предполагали «купание» в холодной воде. Для Софьи Лебедевой самым трудным моментом была сцена, когда её героиня тонет в болоте. И на то есть причины: однажды актриса чуть было не утонула в реальной жизни, поэтому она страшно боялась съёмок именно этого момента.

На экране зрители увидят в общей сложности 16 немцев. К их подбору режиссёр отнёсся очень тщательно. В частности, ему было важно, чтобы в съёмках приняли участие настоящие немцы, дабы авторов фильма не упрекали в том, что среди немцев одни славянские лица, а их речь звучит неестественно. Так актёрский ансамбль пополнился новыми именами - к российским актёрам присоединились Бенджамин Шпилер и Штефан Велке. К тому же, по словам режиссёра, «линию немецкого отряда мы очень сильно расширили. Она начинается гораздо раньше, чем в повести. Мы видим, как немцы высаживаются, как идут до роковой встречи с отрядом Васкова. Мне показалось, что относительно мирные дни должны быть показаны с параллельным действием, так как оно создаёт дополнительное напряжение. Девушки ещё парятся в бане, занимаются рутинными делами, а немцы уже идут».

Съёмки фильма начались в Подмосковье, затем команда переместилась в Карелию, и съёмки продолжились недалеко от Кондопоги в окрестностях населенного пункта Гирвас. Отсняв несколько сцен в горах, группа переместилась в лес вблизи деревни Падун Медвежьегорского района. В самом конце последовал московский блок съёмок, где снимались фрагменты из прошлого главных героинь.

Часть действия «А зори здесь тихие…» происходит в деревне. Поскольку аутентичную деревню 1942 года найти было невозможно, было принято решение её построить. На это ушло почти два месяца, под руководством художника-постановщика Артёма Кузьмина в общей сложности трудилось около 40 человек. Из Тверской области в Медвежьегорский район привозили разобранные дома и заново собирали их. Так рядом с деревней Падун у речки появилось несколько построек: казарма, баня и дом.

Гордостью съёмочной группы является задействованная в фильме пара зениток. Ещё во время подготовки к проекту Давлетьяров подчеркивал, что необходима аутентичность даже в самых мельчайших деталях. В частности, он хотел, чтобы на съёмках были задействованы зенитки именно военного времени. Но все они давно уже были демилитаризованы: ствол расточен, все механизмы заварены. Реквизитор картины посетил и Музей Отечественной войны на Поклонной горе, и Военно-артиллерийский Музей в Санкт-Петербурге, но даже в музеях нужных зениток не было. И только в Петрозаводске нашли часть, где просто чудесным образом оказались как раз две зенитки того времени - АЗП-39, 1939 года выпуска. А ведь даже в фильме Ростоцкого снимались зенитки 1947 года выпуска.


РЕНАТ ДАВЛЕТЬЯРОВ:
«Многие воспримут неоднозначно наше желание воплотить на экране повесть Васильева, так как это было уже сделано в 1972 году Станиславом Ростоцким, и его фильм стал легендой советского кино… У меня нет прав на фильм Ростоцкого, соответственно, ни о каком ремейке не может идти и речи, да и нет у меня такой задачи. Но сколько бы я ни говорил, что это экранизация повести Васильева и что мы приобрели на неё права, в головах у представителей киносообщества засело ошибочное мнение, что это ремейк».
«Я вовсе не утверждаю, что фильм Ростоцкого плохой. У меня совершенно иная мотивация. Просто лента «А зори здесь тихие» 1972 года ушла на телевизионные каналы, и нет никакой возможности увидеть ее на большом экране. Я же предпринимаю попытку придать новую жизнь материалу в кинотеатре и для тех людей, которые никогда не видели картины и не знакомы с повестью… Меня поразило, что многие актрисы, которые приходили на пробы, с удивлением для себя узнавали, что есть такая повесть и даже фильм. Наша сверхзадача - привлечь к этому произведению новых зрителей, пробудить интерес у молодого поколения».
«Я покадрово знаю фильм Ростоцкого, и очень трепетно отношусь к нему, я смотрел его много раз. Признаюсь, на уровне сценария меня мучили «фантомные боли» и отголоски фильма Ростоцкого. Но после того, как стали появляться актёры и съёмочные локации, я освободился от этой ленты окончательно, и наш фильм зажил своей собственной жизнью, отдельно от картины Ростоцкого».
«Не стоит забывать, что картина Ростоцкого снималась 43 года назад. Достаточный срок, чтобы попытаться воплотить на экране своё видение повести Васильева. Я сам вырос на фильме Ростоцкого, и мне жаль, что современная молодежь не очень знакома с этой настоящей сильной историей. С нашей точки зрения, это будет новое прочтение, но речь не о маргинализации сюжета, никаких экзотических трактовок событий не будет. Хотелось бы снять искреннюю человеческую историю, но избежать лишнего пафоса и лакировки. А вообще это счастье - работать с такой великой драматургией».
«На мой взгляд, не всё так однозначно с главными героинями, как кажется на первый взгляд. Если почитать очень внимательно повесть Васильева, то окажется, что для одних девчонок Родина была матерью, а для других - мачехой. Вспомним судьбы Четвертак или Бричкиной… Но когда приходит беда, они забывают старые обиды и становятся на защиту своей страны как родной матери… И это важно, что у них были разные характеры и судьбы. Мы же снимаем кино не для того, чтобы показать новыми средствами перестрелку или бомбёжку, а чтобы поразмыслить над судьбами этих девушек».

ПЁТР ФЁДОРОВ:
«Классическая литература о войне очень сильно отличается от современной на эту же тему. В советское время в кино не всегда было принято буквально приближаться к некоторым вещам, и дело было не только в режиме. В том поколении воспоминания о войне были ещё очень живы, потому что тогда люди писали об очень больном, близком для них. А книга Васильева во многих местах даже жёсткая. Наше время даёт возможность подойти очень близко к его тексту. Нам было очень важно вернуться к её простому незатейливому языку. Да, мы прикасаемся к истории, которая всем известна, и каждый знает, чем всё закончится. А потому в новых руках она обретает новые краски, новое звучание. Но уверяю вас, большинство молодых людей, которые ходят в кино сегодня, не то, что фильм Ростоцкого не видели, а даже не знают, кто такой Борис Васильев. Мы хотим познакомить их с этим великим материалом».
«В целом не могу не признаться, что это огромное удовольствие - гонять барышень по болотам и лесам».

АГНИЯ КУЗНЕЦОВА:
«Было сложно - мы носили военную форму, сбили себе все коленки о камни, ранили руки, стреляли из винтовок. Часто наше состояние в фильме - усталость, напряжение, переживания - не игра, а настоящие чувства».
«В сценах на болоте было очень тяжело, но нужно было идти. Эти съёмки были самые сложные. Но я люблю препятствия, особенно когда всё по-настоящему».
«Во время съёмок Ренат Давлетьяров требовал от всех нас снижения темпа жизни - мы же играем 40-е годы, когда люди не разговаривали так быстро, так активно не жестикулировали, всё было гораздо медленнее и мягче. Поэтому важно было не допустить современности и резкости во взгляде, мимике, интонациях, говоре».
«То, что новую экранизацию будут сравнивать с фильмом Станислава Ростоцкого, меня совсем не смущает. Наш фильм более динамичный, более яркий, отличий очень много. Кто хочет, пусть сравнивает. Но это совсем другое кино».

КРИСТИНА АСМУС:
«Сегодня современному поколению сложно объективно рассуждать о том, что такое подвиг... Ценности стремительно и губительно меняются… Мы постарались снять честное кино о судьбах тех, кто отдал свою жизнь в жёсткой схватке с фашизмом. Eсли наш фильм сможет хотя бы заставить задуматься о ничтожности проблем в сравнении с хрупкостью человеческой жизни и том, как велик наш народ, то мы всё делали не зря... Готовясь к роли, я знакомилась с письмами фронтовиков.  Каждое читала больше часа, хотя некоторые состояли всего из нескольких строчек. Ком стоял в горле... они пронизаны такой болью и отвагой, отчаянной и бесстрашной любовью к своей стране и всем людям. С такой горячностью народ писал о вере в светлое будущее детей и внуков, что наш прямой долг помнить и чтить их героизм».

СОФЬЯ ЛЕБЕДЕВА:
«Нам хочется, чтобы как можно больше молодых людей посмотрели наш фильм и научились понимать и уважать подвиг наших героев и многих других людей того времени. Именно молодежи нужно рассказывать, что такое война с человеческой точки зрения. Особенно Великая Отечественная, которая не так далеко от нас. Ещё остались люди, которые были свидетелями, хотя их всё меньше...»

ЕВГЕНИЯ МАЛАХОВА:
«Война не щадила никого, она не обошла ни одну семью. И женщины тоже не могли отсиживаться в тени, они шли воевать за Родину. Поэтому наших персонажей, как и тысячи других подобных, можно сразу назвать героями. Современному поколению нужно обязательно показывать фильмы о той войне, чтобы мы не забывали. Недавно бабушка дала мне книгу про моего деда Афанасия Малахова, у которого во время Великой Отечественной войны расстреляли семью. Я много раз слышала эту историю, но читаю и понимаю, что не зря вспоминаю её ещё раз: там настолько ярко и четко всё описано, что я не могу не чувствовать боль своего деда. Поэтому и новую экранизацию «А зори здесь тихие...» нужно смотреть обязательно. Чтобы помнить...»

АНАСТАСИЯ МИКУЛЬЧИНА:
«Эта история меня восхищает тем, что простая женщина смогла взять автомат и пойти защищать Родину. Меня это очень вдохновляет, возможно потому, что в моей жизни не хватает чего-то такого, ради чего я была бы способна воевать. В каком-то смысле у меня возникает чувство зависти по отношению к своей героине, когда обычный человек без оглядки бросается в бой. Любовь к своей стране и отчаянное желание жить способны заставить человека творить чудеса. В последнее время мы все закормлены кинематографом, где полно насилия и крови, мы уже не реагируем на ранения в кадре, считаем, что все такие супергерои, на которых любая болячка моментально заживает. Надеюсь, что фильм, который мы сейчас снимаем, заставит задуматься, насколько хрупка человеческая жизнь, насколько её легко потерять и как тяжело её защищать».
«Хочется немного встряхнуть молодых людей: весь мир открыт перед вами, у вас столько возможностей! Вы можете сделать всё, что угодно, всё, о чём мечтаете! Посмотрите на людей, которым было тяжело, у которых был реальный враг. И даже в тех нечеловеческих условиях они умудрялись жить, любить, творить. Именно поэтому мы рассказываем о той войне! Поймите, какой бесценный дар у вас есть - жизнь, мир, природа и время действовать!»



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта