ДИКАЯ («Wild», США, 2014)
Режиссёр: Жан-Марк Валле.
В ролях: Риз Уизерспун, Лора Дерн, Томас Садоски, Михил Хаушман, Чарльз Бэйкер, Уильям Эрл Браун, Гэби Хоффманн, Кевин Ранкин, Брайан Ван Холт, Клифф Де Янг, Кин МакРей, Мо МакРей, Уилл Кадди, Ли Паркер, Ник Эверсман, Рэнди Шульман.
Жанр: драма.
Потерявшая всякую надежду на счастье молодая женщина по имени Шерил Стрэйд, чтобы избавиться от душевных страданий после недавнего развода, смерти матери и «романа» с наркотиками, решает в одиночку пройти тихоокеанскую туристическую тропу Pacific Crest Trail длиной в четыре тысячи километров (маршрут по наиболее высоким участкам хребта Сьерра-Невада и Каскадных гор)…
Шерил Стрэйд (1968 г. р.) – реальная американская писательница, мемуарист, эссеист и публицист. В середине 90-х она действительно совершила это нелёгкое пешее путешествие, чтобы избавиться от душевных страданий. Написанная годы спустя книга Стрэйд «Дикая. Опасное путешествие как способ обрести себя» была опубликована в США в 2012 году, в течение семи недель подряд возглавляла список бестселлеров «Нью-Йорк Таймс» и была переведена более чем на тридцать языков. Ещё за три месяца до выхода книги голливудская звезда Риз Уизерспун и продюсер Бруна Папандреа выкупили права на экранизацию. Шерил Стрэйд прислала копию не вышедшей книги именно Уизерспун, потому что посчитала, что если кто-то и сможет сыграть её в кино, то именно Риз. Ради «Дикой» Уизерспун отказалась от главной роли в «Больших глазах» (занявшая ее место Эми Адамс получила за этот фильм «Золотой глобус») и была вынуждена свести своё участие в «Исчезнувшей» только лишь к продюсированию.
Сценарий «Дикой» написан британским писателем Ником Хорнби. Некоторые из его произведений («Футбольная горячка», «Hi-Fi», «Мой мальчик») были экранизированы. Хорнби - автор сценария к мелодраме «Воспитание чувств» (2009), отмеченного номинациями на премии «Оскар» и BAFTA.
Поставил картину канадец Жан-Марк Валле, режиссёр «Молодой Виктории», «Кафе де Флор» и «Далласского клуба покупателей».
Исполнительница главной роли Риз Уизерспун (1976 г. р.) - американская актриса и продюсер. Прорывом для неё стала роль Элль Вудс в комедии «Блондинка в законе», принёсшая актрисе номинацию на премию «Золотой глобус». Широкое признание критиков Риз получила, сыграв Джун Картер, жену Джонни Кэша, в фильме «Переступить черту». За эту роль актриса была удостоена многочисленных наград, включая премии «Оскар», «Золотой глобус» и BAFTA за лучшую женскую роль. Её другие известные фильмы: «Шоссе», «Плезантвиль», «Жестокие игры», «Выскочка», «Стильная штучка», «Блондинка в законе-2», «Между небом и землёй», «Версия», «Воды слонам!», «Значит, война», «Мад».
Съемки фильма «Дикая» начались в октябре 2013 года и заняли 35 дней. Жан-Марк Валле старался реалистично воссоздать опыт Стрэйд, снимая в основном в хронологического порядке и используя естественное освещение. На съёмочной площадке часто появлялась сама Шерил, ныне 37-летняя успешная писательница. Она давала советы Риз, как собирать палатку или носить рюкзак. Съёмки часто начинались на рассвете и продолжались до заката. По словам режиссёра, со временем и героиня, и Риз начали чувствовать себя комфортно в дикой природе.
Премьера «Дикой» состоялась на МКФ в Теллуриде 29 августа 2014 года. На сайте «Rotten Tomatoes» фильм имел рейтинг 91% на основе 196 рецензий со средним баллом 7,6 из 10. На сайте «Metacritic» фильм получил 76 баллов из 100 на основе отзывов 46 критиков. За актёрские работы в «Дикой» номинации на «Оскар» получили Риз Уизерспун (лучшая женская роль) и Лора Дерн (лучшая женская роль второго плана). Риз Уизерспун также была номинирована на премии «Золотой глобус» и BAFTA.
ЖАН-МАРК ВАЛЛЕ:
«Это собственная история Шерил, поэтому мы старались быть правдивыми и уважительными. Есть моменты, которые перенесены из книги прямо на экран. Их выбрала сама Шерил, менять мы ничего не стали - они и так прекрасны. Ей понравился фильм, а мы от этого счастливы вдвойне».
«Да, в книге вы найдете больше моментов и интересных сцен, но, к сожалению, вместо 400 печатных страниц у нас всего лишь 105 и два часа экранного времени. Приходилось выбирать, хоть это было и нелегко».
«Риз - продюсер. Она нашла меня, а не я её. Мне не пришлось долго убеждать её сыграть эту роль. Риз знала, что для неё эта работа станет новым вызовом… Она следовала методу, отказалась от укладок и макияжа. Мы хотели увидеть Риз без прикрас, не думающую о внешнем виде, и она на это согласилась. Посмотрите на неё в фильме - это совершенно новая Риз… Я не заставлял её ни гримироваться, ни сниматься обнаженной - полностью или топлесс - в «наркотических» сценах. Однако это составляло часть истории. Название фильма – «Дикая». Не «Лёгкая», «Смешная», «Весёлая». Нет, она – «Дикая».
(О Риз Уизерспун и звезде «Даллаского клуба покупателей» Мэттью Макконахи, который скинул более 22 кг для роли больного СПИДом) «Их жизни похожи, у них обоих всё есть, и они хотят бросить себе вызов. Они хотят выйти из своей зоны комфорта, Риз сделала это, как это сделал Мэттью. Наблюдать за этим, видеть, как далеко эти актёры готовы зайти и что они готовы сделать, было поразительно».
РИЗ УИЗЕРСПУН:
«У меня давно копились истории, которые я хотела, но не могла рассказать, и меня это расстраивало. Дело не в недостатке ролей, дело в малом количестве сложных ролей для женщин вообще. Первые две книги, попавшие к нам, - это «Дикая» и «Исчезнувшая». Вы только посмотрите на этих героинь: у них свои недостатки, свои сложности, проблемы, комплексы и страхи - всё то, что есть у реальных женщин. Было очень обидно сознавать, что во всём разнообразии фильмов с многогранными героями так мало сложных женских персонажей. Если «Дикая» поможет это изменить, я буду довольна».
«Я не хочу больше видеть рюкзаки - никогда в моей жизни! Когда приехала на съёмки, не переживала из-за веса, потому что прежде в фильмах всегда использовали разные трюки - пихали бумагу, например, чтобы со стороны казалось, будто баул заполнен. Но в этот раз режиссёру такая уловка не подошла - это не выглядело правдоподобно. В итоге я должна была целыми днями таскать рюкзак, наполненный книгами. Это кошмар! Он разрывал мне плечи и ломал спину. Я очень быстро уставала, но для персонажа это было хорошо - я выглядела страшно измождённой».
«У меня в жизни был развод, я была матерью-одиночкой, мне пришлось сказать «прощай» людям, которых я любила. То, как Шерил синтезировала эти эмоции, заставило меня думать, что это моя история, история всех вокруг. Мы все поодиночке шагаем по жизни».
«Думаю, здесь исследуется немало тем, важных для людей, просматривающих фильм: речь идёт о женской сексуальности, о том, что никогда не следует тушеваться и стесняться опыта, который вы имели в жизни, ведь в результате этого опыта вы стали тем, кто вы есть».
ПРЕССА:
«Замечательное кино, прекрасно работающее и как приключенческий фильм, и как душевная драма о том, что прошлое невозможно изменить, но его можно принять… Камерная, очень интимная и глубоко трогательная история о том, как легко спустить свою жизнь в унитаз и сколько пота, крови и слёз понадобится, чтобы её затем склеить… Тем, кто ожидает от «Дикой» напряжённого «сурвайвалистского» триллера о борьбе человека с природой, лучше сразу занизить планку ожиданий - да, несколько раз Шерил попадает в весьма неприятные и сложные ситуации, но «Дикая» в первую очередь действует не на нервные окончания, а на сердце… Вообще «Дикая» - на редкость жизнелюбивое и человеколюбивое кино, которое при этом не впадает в благостную паточность - Жан-Марк Валле и его сценарист Ник Хорнби не читают нам энциклопедию человеческих сердец, а просто протирают окно в огромный, многообразный мир за окном… От игры Риз Уизерспун здесь многое зависит, и актриса теперь имеет в своем резюме роль, которую по праву можно назвать «определяющей». Это смелая, глубокая, очень тонкая, богатая нюансами работа, с которой Уизерспун справляется на твёрдую «пятёрку». Блистательный дуэт с ней составляет Лора Дерн, играющая мать Шерил… Приятно, что обеих отметили номинацией на «Оскар», хотя, конечно, «Дикая» - это больше, чем очередное «кино под Оскар», это фильм-друг, который может стать настоящим спасением и утешением для тех, кому кажется, что их жизнь летит под откос» (Борис Хохлов, film.ru).
«Риз Уизерспун в «Дикой» прыгает почти выше головы… В карьере Уизерспун это точно поворотная роль, доказывающая, что Риз ещё в состоянии преподносить нам сюрпризы. Если честно, с общей идеей показать триумф человеческого духа она справляется не очень-то здорово. Но она нашла свои методы, чтобы усилить роль. Помог ей сценарий Ника Хорнби, который в общий мрак мемуаров Стрэйд добавил изрядную порцию юмора. Всё остальное Риз выполняет безукоризненно, забравшись буквально под кожу своей героине, которая мечется в сомнениях и откровенно ненавидит себя. Так что режиссёр Жан-Марк Валле предлагает вам путешествие в те края, с которыми вы раньше не сталкивались: ни в плане героини, ни в плане живописных мест, где развивается действие» (Питер Траверс, «Rolling Stone»).
«Дикая» выглядит фильмом с излишне литературным сценарием, который Валле пытается решить в стоическом ключе «Далласского клуба покупателей», но ломается примерно на середине, начиная впадать в духоподъёмную сентиментальность… Валле, взявшись за стопроцентно оскаровский материал, демонстрирующий механику перерождения наркоманки, сломленной грузом душевных проблем, …всеми силами пытается добавить истории трансцендентальности, психологичности и красоты, рифмуя душевную боль с физической, демонстрируя красивые виды и довольно буквально объясняя происходящее любимыми песнями - в диапазоне от опять же Саймона с Гарфанкелом до Леонарда Коэна. Самыми удачными моментами оказываются короткие комические эпизоды… В остальном «Дикая» выглядит как бенефис Риз Уизерспун, схожий по задаче с ролью Джеймса Франко в «127 часах». Но если Дэнни Бойл использовал осознанный кинематографический эскапизм как упражнение на тему, чем ещё можно развлечь зрителя, то Валле развлечения довольно быстро утомляют - и Уизерспун отправляется гулять по фильму куда глаза глядят» (Анна Сотникова, «Коммерсантъ Weekend»).
«Легче всего было бы попросту махнуть рукой, оставляя разборки с фильмом поклонникам Риз Уизерспун, однако «Дикая» сложнее, чем может показаться на первый взгляд… Валле точно знает: поход Шерил - только повод, воплощённая метафора, позволяющая рассказать о поисках себя, об извечной борьбе с собой. Поэтому он так методично использует дистанционный монтаж, перебивает действие короткими кадрами, суть которых раскрывается постепенно… Вся «Дикая» скроена из бесконечных намёков на прошлое героини, она состоит из рифм и перекличек, одно перетекает в другое, несвязанные факты объединяются в предопределенность, которая заставляет героиню поступать так, а не иначе» (Максим Семенов, colta.ru).
«Фильм передает все терзания одиночества, душевное отчаяние и суть поиска ответов посредством захватывающего видеоряда. Картинка дополняется сценарием Ника Хорнби, который оказался идеальным драматургом для работы с потрясающей книгой, ставшей основой для живого сценария. Его работа с Жан-Марком Валле заставляет эмоции резонировать» (Клаудия Пюиг, «USA Today»).
«По сути «Дикая», конечно, история немного в духе «мотивирующей» литературы с уклоном в гендерное: будь сильной, помоги себе сама, найди своё предназначение и всё такое прочее. Но фильм, к счастью, не делает на этом акцент вплоть до слегка многословного финала, и «Дикая» не исчерпывается банальными уроками, которые преподносит, - здесь вполне достаточно грустных, смешных и трагических событий на три месяца пути… В любом случае лучшие моменты фильма - не короткие печальные флешбэки, старательно перемешанные в хронологическом беспорядке, а монотонное настоящее Шерил, её путь. Во-первых, это любопытно чисто технически. Во-вторых, каждое путешествие, даже такое, состоит из встреч… Валле не слишком умеет снимать природу, зато у него есть Риз Уизерспун, которая нередко тратила свою удивительную мимику на недостойные этого проекты. Здесь она, несущая сложный фильм в одиночку, как неподъёмный рюкзак, делает всё и ещё немного. Пока её персонаж освобождается как человек, она на наших глазах освобождается как актриса, находя красоту и смысл в собственных синяках» (Станислав Зельвенский, «Афиша. Воздух»).