ТЕРРИТОРИЯ
(Россия, 2014)
Режиссёр: Александр Мельник.
В ролях: Константин Лавроненко, Григорий Добрыгин, Егор Бероев, Евгений Цыганов, Владислав Абашин, Ксения Кутепова, Ольга Красько, Петр Федоров, Константин Шелестун, Андрей Назимов, Рамис Ибрагимов, Герасим Васильев, Олег Шапков, Константин Балакирев, Тамара Обутова, Олег Соколов, Виктор Жалсанов, Дмитрий Шаракоис, Александр Коршунов, Дмитрий Муляр, Наталья Данилова, Владимир Качан, Евгений Титов, Александр Кащеев.
Жанр: приключенческая драма.
Территория - это место, где люди проверяются на прочность. Необозримые пространства, где тундра встречается с ледяными торосами Ледовитого океана. Суровый русский север, которому способны бросить вызов немногие… 1960 год. Стране необходимо золото, но Территория продолжает давать только олово. Управление Территории закрывают. Главный инженер Илья Чинков убеждён, что золото на Территории есть и берётся найти его за один полевой сезон. Он собирает команду смельчаков, готовых поставить на карту всё, включая собственные жизни…
Экранизация одноимённого романа Олега Куваева. Фильм, как и книга, основан на реальных событиях. Олег Михайлович Куваев (1934 - 1975) - советский геолог, геофизик, писатель. В конце 1960-х он уходит из геофизики и геологии и становится профессиональным писателем. Куваев - автор рассказов, очерков, повестей и 2 романов («Территория» и «Правила бегства»), сценарист и консультант ряда документальных фильмов, посвящённых жизни коренных народов Севера, он - единственный писатель, которому золотоискатели поставили бронзовый памятник, используя личные сбережения. Роман «Территория» (1969-1975) считается наивысшим успехом его творчества. Начиная с 1975 года роман выдержал более 30 изданий, в том числе в «Роман-газете» трёхмиллионным (два раза по 1,5 миллиона) тиражом. Издавался он и за рубежом: на французском, немецком, испанском, арабском, английском, японском и польском языках. Книгу переводили в республиках СССР, а в Европе роман вышел в 17 издательствах. В 1978 году роман уже был экранизирован на «Мосфильме» режиссёром Александром Суриным.
Режиссёром новой «Территории» стал Александр Мельник (1958 г. р.). В 1980 году он закончил Одесский гидрометеорогический институт по специальности инженер-гидролог. Работал на полярной станции в море Лаптевых (Тиксинское управление гидрометслужбы). Участвовал в гидрологических экспедициях в бассейнах Северного Ледовитого и Тихого океанов, был корреспондентом в редакциях газет «Советская Молдавия» и «Вечерний Кишинёв», занимал пост генерального директора издательства «Андреевский флаг» (Москва). Автор книг («Горячее опробование», «Безумное зеркало») и пьес, с 2006 года – кинорежиссёр. Его кинодебют - антиутопия «Новая Земля» (2008). «Территория» - его второй фильм.
Оператор «Территории» - Игорь Гринякин («Бумер», «Адмиралъ», «Высоцкий. Спасибо, что живой», «Дирижёр», «Около футбола»). Музыку к фильму написал финский композитор Туомас Кантелинен («Охотники за разумом», «Монгол», «Дочь якудзы», «Геракл: Начало легенды»).
Подготовительный период работы над «Территорией» проходил с июня 2010 года по май 2011 года. Съёмочный период картины состоял из 5 блоков: 15 мая-31 июля 2011 года – съёмки в заповеднике на плато Путорана на северо-западе Красноярского края; август 2011 года - Москва (съёмки в павильонах); 30 марта-20 апреля 2012 года - вновь плато Путорана; июнь-июль 2012 года - Москва (съёмки в павильонах); 28 ноября-20 декабря 2012 года - съёмки неподалеку от бухты Провидения на Чукотке.
Для транспортировки съёмочной группы и техники на плато Путорана использовался самый крупный вертолёт в мире Ми-26. Во время этих экспедиций вся съёмочная группа не имела возможности пользоваться сотовой связью и Интернетом. В наличии было всего 3 спутниковых телефона.
Во время зимней экспедиции на плато Путорана съёмочная группа жила в палаточном лагере. Температура воздуха на улице достигала минус 45 °C. Однажды в течение 9 дней из-за плохой погоды на съёмочную площадку не могли долететь даже вертолёты МЧС.
Вертолётные съёмки картины велись с использованием вертолёта «Eurocopter» и стабилизирующей системы «Super Gyron». Вертолёт «Eurocopter AS 350 B3» является самым маневренным вертолётом в мире, что позволяет добиваться максимального операторского результата. В России не существует систем для проведения стабилизированных съёмок с вертолета «Eurocopter». Поэтому оборудование было доставлено из Франции.
Евгений Цыганов летал на Чукотку всего лишь на один съёмочный день, но в итоге он совершил почти кругосветное путешествие: Москва - Нью-Йорк – Анкоридж - Ном (где три дня прожил с аляскинскими золотодобытчиками). Прилетел на съёмочную площадку маленьким американским самолётиком, отснялся и улетел тем же путём.
Всего киногруппой «Территории» было снято около 70 часов рабочего материала. Затрачено 95 000 метров плёнки. Постпродакшн фильма проводился в формате 4К. 11 февраля 2015 года состоялся предварительный показ для прессы, артистов и геологической общественности России в Кремлёвском дворце съездов. Показ проводился на 30-метровом экране в формате 4К.
АЛЕКСАНДР МЕЛЬНИК:
«Куваев написал книгу о страсти человека к своему делу, одержимости, связанной с трудом, долгом, честью, достоинством. И о людях, которые ставят работу превыше всего. В хорошем смысле слова - настоящую, большую работу».
«Большинство людей старшего поколения, которые в 1970-е годы приезжали на восток из разных частей союзного государства - Украины, Белоруссии, Таджикистана - осваивать территории, читали роман Олега Куваева «Территория» и вдохновлялись им… Наш одноимённый фильм - это память о людях, которые в то время работали на этих территориях. Благодаря им мы сейчас черпаем из недр Дальнего Востока и Арктики золото, различные минералы, нефть и газ».
«Я работал в экспедициях в разных уголках Дальнего Востока и Сибири: на Чукотке, Камчатке, Сахалине, в Приморье, Якутии, Красноярском крае, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах, Мурманской области. После того как вы побываете там хотя бы однажды, вам уже не понадобится никаких дополнительных разъяснений. Вечером у костра вы будете мечтать о вечном: над вами - звёзды, рядом - бесконечное пространство песка и воды. Книга Куваева была во мне всегда, а когда появились соратники, загоревшиеся идеей создать фильм, мы приступили к работе».
«Идея появилась ещё в 2009-м. Тогда мне казалось, что сделать это можно легко. Во-первых, я был в материале - всё-таки один из любимых романов, перечитанный много раз. Во-вторых, я по профессии инженер-гидролог, поэтому знаком и с северной природой, и со сплавами по рекам. Это были очень ошибочные размышления. Сложности начались уже с выбора натуры - когда мы остановились на Таймыре и Чукотке, стало понятно, что снимать там зимой практически невозможно. Но мы всё-таки решились. И только сейчас, когда съёмки позади, ко мне приходит осознание, что закончить фильм мы смогли благодаря невероятному стечению обстоятельств. Скажем, в бухте Провидения на Чукотке мы снимали в ноябре и декабре прошлого года. Сами можете представить, какая там погода. Сильный мороз - ещё не самое страшное. Постоянно дули чудовищные ветра, из-за которых туда практически невозможно долететь, а если долетел, то вернуться проблематично. Вся съёмочная группа там не жила, а выживала… По-человечески всем было тяжело. Я рад, что осуществил всё не по первоначальному замыслу - хотел с Таймыра сразу отправиться на Чукотку, без перерывов. Но возник перерыв, связанный с финансовыми вопросами, и он только пошёл на пользу. При всей моей любви к Северу находиться вдали от привычной обстановки непросто».
«Эту работу было очень тяжело сделать. Но около 300 человек получили уникальный опыт работы в экстремальных условиях… В первые дни один белый медведь пришёл осмотреть декорацию, но, к счастью, обошлось без жертв. А вот затем бурый съел двух оленей, которых мы снимали накануне. Отбить было невозможно: все сидели и смотрели - «хозяин» пришёл. Вокруг нашего лагеря постоянно ходили росомахи, какие-то другие звери. А однажды нам чуть не сорвали съёмки белухи, из-за которых не было видно моря - настолько их было много. Егора Бероева пришлось буквально оттаскивать от берега и отправлять в кадр - он не мог оторваться от фотографирования этого волшебного явления… Не обошлось и без травм. Каскадёр Алексей Кейслер, дублер Евгения Цыганова, прыгнул на ледник и на ровном месте сломал ноги (как герой, которого он должен был играть). Несколько часов шла спасательная операция. Почти как в фильме, мы везли его на оленях. Вездеход провалился под лёд, второй режиссёр перевернулся на льдине, всей группой не могли поставить палатку - её сносило шквалом…»
«Наша гримёрша-англичанка, например, присутствовала на ночных съёмках самых сложных сцен. Я ей говорю: «Ну всё уже, иди в тепло». А она мне: «Нет, иначе я потом не смогу с гордостью сказать, что была полностью причастна ко всему, что здесь происходит». Так и сидела… Не смогли найти подходящего специалиста здесь, оказалось проще выписать из Лондона Лиззи Лоусон. Она, кстати, известный художник по гриму, работала с Дэниелом Крейгом, Натали Портман, Робертом Паттинсоном. На третий день после приезда она устроила нам истерику. Претензии у неё были не столько ко мне, сколько ко всему русскому народу, который абсолютно слетел с катушек. Лиззи трясла компасом, висевшим у неё на груди, и кричала, что уйдёт от нас пешком прямо сейчас. Она, конечно, осталась. И начала писать книгу о том, как она работала с дикими племенами в диких условиях. В конце концов она нам сказала: «Друзья, у меня было два мужа, от которых я родила двоих детей. Третий муж обязательно будет русским, от него я рожу детей, которые выдержат любые трудности». При этом книжку её читать я, откровенно говоря, побаиваюсь».
«Жили в палатках, которые прогревались только дизелем. Воняло соляркой, дуло со всех сторон. Зимой под палатками лежал снег, было минус 45. Девять дней к нам на съёмочную площадку не мог долететь даже вертолет МЧС - из-за плохой погоды. Ели из одного котла. Но актёры быстро привыкли. Я видел, как менялись их лица, как отпадала городская шелуха, кожа становилась чище, глаза - яснее. Они тоже делали это ради общего дела - ради фильма. К концу нашей экспедиции все стали матерыми полярниками».
«Мы делали ставку на хороших актёров - на актёров, которые настоящие. Часто понятия «настоящий» и «известный» совпадают, часто нет. Актёр может быть известен, так как его поставили в какую-то линейку, раскрутили, но как актёр драматический он, может быть, ничего собой не представляет. Мы старались брать людей, способных прожить судьбу героя на экране. И всем без исключения актёрам: Константину Лавроненко, Григорию Добрыгину, Егору Бероеву, Ксении Кутеповой, Евгению Цыганову - удалось справиться с задачей».
«Главная тема, которую мы пытались в нашем фильме затронуть, - это то, что мы, обладая таким колоссальным богатством территорий, не в состоянии даже подумать о том, что могли бы жить по-настоящему счастливо. Теперь мы во всём ищем материальную выгоду. А человек счастлив, если нашёл любовь или живёт интересным делом. Когда у него есть всё, но нет чего-то главного, то ему невозможно закрепиться на том или ином месте, он всё время в поиске… Парадоксальная ситуация: очень многие люди рассказывали нам истории о том, что какой-нибудь человек переехал на материк, например дом в Геленджике построив, но «умирает» из-за того, что не хватает ему этого бескрайнего пространства. Он, привыкший всю свою жизнь вкушать свободу, возвращается обратно на Дальний Восток: ему кажется, что без океана, сопок, ветра, рыбы - всего этого многоголосия - жизнь закончилась. И это основополагающая характеристика русского народа».
«Скорее это приключенческая драма… В сюжете есть приключенческий блок про противостояние человека и природы. Это ещё и романтическая история, что где-то существует такой воздух, что человек принимает любовь без оговорок. Мы же все живём в мире оговорок и недоговоренностей, взаимного недоверия. А в тех местах мгновенно складывается иная атмосфера».
ПРЕССА:
«Территория Куваева - это пространство личной свободы. Там, в этом пространстве, человек значит ровно то, что он значит. Без протекций, пап и мам. Может ровно то, что может сам, без помощников. Это активная жизнь в расчёте только на свои силы и на свои возможности. Без посредников. Ты сам принимаешь решения. Но ты сам и отвечаешь за результат. Там данное тобой слово нельзя забрать обратно, надо сделать обещанное без пыли и шума. Там приказ выполняется точно и в срок. Силовое поле Территории - военная сталинская парадигма - результат достигается даже за гранью возможного. Но без словесной шелухи, без пропагандистских барабанов, без лжи... Это фильм для читателя «Территории». И в этом смысле он - классическая экранизация, поглавная, с вкраплениями закадрового текста. И необычно продолжительное экранное время на самом деле ещё недостаточно, поскольку это произведение требует от кинозрителя навыков и читателя, и зрителя телевизионного» (Юрий Лепский, «Российская газета»).
«Так почему же не ваше лицо обжигал морозный февральский ветер? Где были вы, чем занимались все эти годы? Довольны ли вы собой?» - этот последний абзац из «Территории» занозой застревал в сердцах читателей в 1970-1980-е, неясно тревожил, звал куда-то… Красоты плато Путорана, горные реки, сопки, белые ночи, заснеженная Чукотка... Отснятыми пейзажами можно, конечно, просто полюбоваться, помечтать об экстремальных путешествиях. И даже больше: купить тур, полетать на вертолёте, сделать на память фото на фоне ледяного водопада. И - отправиться обратно в офис, вернуться в образ эффективного менеджера. Вот только мне кажется, что после этого фильма многие зрители снова станут просыпаться по ночам от дурацких, несвоевременных мыслей. Будут выходить в тёмную кухню и, глядя в окно на нестихающую автомобильную реку, чувствовать какую-то неловкость от того, что их нет и не было на тех тракторных санях и что не их лицо обжигает морозный февральский ветер» (Елена Ищенко, «Труд»).
«Протагонисты «Территории» - люди крепкие, требовательные, готовые брать на себя большую ответственность и принимать трудные решения, «жить по мечте». Таких в нашем новом кино, если разобраться, не так уж и много… Перед нами пример качественного патриотического кино, в котором проговариваются общечеловеческие ценности, такие как жертвенность, взаимовыручка, верность, мужество. «По несчастью или к счастью» сейчас об этом говорят (и снимают) редко, вероятно (пользуюсь недавней формулировкой Артёма Рондарева) «в силу постмодернистской неприязни к пафосу» (Игорь Алгаев, Максим Шингирей, «Группа Быстрого Реагирования»).
«Экранизация изданного в 1975 году известного романа писателя-геолога Олега Куваева выгодно выделяется на общем фоне российского проката. Во-первых, это не стандартное новорусское кино – не романтическая комедия, криминальный боевик, социальная драма или фильм про войну. Во-вторых, это не полулюбительский малобюджетный эксперимент, а эпическая по отечественным меркам постановка с множеством узнаваемых актеров и с замечательными съемками бесконечных северных пустошей… В-третьих, это картина о советском времени, которая не излучает ни прекраснодушную ностальгию, ни искреннюю ненависть к социалистической системе… Как нет здесь и нарочитого размахивания красным флагом. В-четвертых, это история о людях, которые с удовольствием занимаются интересным, сложным, опасным и нужным делом, а не перекладывают бумажки в офисе или думают, как урвать миллион. Да, они имеют дело с золотом, но для большинства из них золото – нужный стране металл, а не «дачи, квартиры, машины». Наконец, в-пятых, «Территорию» можно смотреть как отчасти образовательную постановку… Главная проблема картины типична для постановок на основе произведений с обилием событий и персонажей – некорректный отбор фрагментов для экранизации… Не блещет кино и той душевностью, которую мы обычно ждем от фильма о «старом времени». Тем более когда речь идет о геологах. Казалось бы, персонажи «Территории» должны быть близкими друзьями с тесными отношениями, и в книге так оно, в общем, и есть. На экране же между героями постоянно чувствуется холодок, и он не от минусовой температуры в кадре» (Борис Иванов, film.ru).
«Режиссёр не скрывает, что хотел воскресить миф. Надеялся, вернув роман на экраны, помочь решить «нехватку кадров на Севере». Для подъема боевого духа экранизация делает многое: например, здесь, в отличие от книги, нет тревожного ожидания того, что «Северстрой» вот-вот закроют. В фильме мало говорится и о том, что в романе было кристально ясно: людям, которые уехали на Север, не только нет пути назад, но и никогда, скорее всего, не было толком места в обычной жизни. И хотя в финале Мельник весьма драматично изменил сюжет (не совсем понятно, кстати, для чего), фильм в итоге получился на порядок более жизнеутверждающим, чем книга, наполненная спокойной тоской. В свете благородной задачи вдохновить молодежь на подвиг эти изменения выглядят логично. Трудно, правда, представить, что все это впрямь сработает сегодня, когда и люди, и Север, и страна, мягко говоря, сильно изменились» (Наиля Гольман, «Афиша. Воздух»).