БИТВА ЗА СЕВАСТОПОЛЬ
(Россия-Украина, 2015)
Режиссёр: Сергей Мокрицкий.
В ролях: Юлия Пересильд, Евгений Цыганов, Никита Тарасов, Олег Васильков, Джоан Блэкхэм, Виталий Линецкий, Анатолий Кот, Вилен Бабичев, Илья Прокопив, Сергей Анашкин, Александр Половец, Полина Пахомова, Сергей Бондаренко.
Жанр: военная драма.
Во время обороны Севастополя солдаты шли в бой с её именем на устах, а враги устроили на неё охоту. На поле битвы она видела смерть и страдания, но самым серьёзным испытанием стала любовь, которую у неё могла забрать война…
Фильм, в котором отражены события 1937-1957 годов, рассказывает историю легендарной женщины-снайпера Людмилы Павличенко. Людмила Михайловна Павличенко родилась 12 июля 1916 года в городе Белая Церковь Киевской губернии. В 1937 году она поступила на исторический факультет КГУ имени Т. Г. Шевченко. Студенткой занималась планерным и стрелковым видами спорта. Великая Отечественная война застала Людмилу в Одессе на дипломной практике. С первых же дней войны она добровольцем уходит на фронт. Лейтенант Павличенко сражалась в 25-й Чапаевской стрелковой дивизии. Участвовала в боях в Молдавии, в обороне Одессы и Севастополя. К июлю 1942 года на счету Павличенко было уже 309 уничтоженных германских солдат и офицеров (в том числе 36 снайперов противника). Это почти на сотню больше, чем у легендарного Василия Зайцева, героя фильма «Враг у ворот», при том, что Павличенко в строю была всего год, а Зайцев прошел всю войну. В июне 1942 года Людмила была ранена. Вскоре её отозвали с передовой и направили с делегацией в Канаду и США. В ходе поездки она была на приёме у президента Соединённых Штатов Франклина Рузвельта. Во время пребывания в США Павличенко подружилась с первой леди Америки Элеонорой Рузвельт, которая пригласила Людмилу в поездку по стране. Павличенко выступала в Вашингтоне, в Нью-Йорке, но многим запомнилось её выступление в Чикаго. «Джентльмены, - разнёсся над многотысячной толпой собравшихся звонкий голос. - Мне двадцать пять лет. На фронте я уже успела уничтожить триста девять фашистских захватчиков. Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?!» Толпа замерла на минуту, а затем взорвалась неистовым шумом одобрения… Произвела ли нужный эффект речь Людмилы или это стечение обстоятельств, но после отъезда Павличенко США дали добро на открытие второго фронта. После возвращения майор Павличенко служила инструктором в снайперской школе «Выстрел». После войны в 1945 году Людмила Михайловна окончила Киевский университет. С 1945 по 1953 год была научным сотрудником Главного штаба ВМФ. Позже вела работу в Советском комитете ветеранов войны. Умерла 27 октября 1974 года в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище.
«Битва за Севастополь» - совместный кинопроект Украины (студия «Кинороб») и России (амбициозная производственная компания «Новые люди»). Именно «Новые люди» подарили зрителям «Изображая жертву», «Класс коррекции» и «Кино про Алексеева». Проект стартовал, получив господдержку на Украине и в России.
Работа над фильмом началась в 2012 году с изучения архивных материалов посвященных Людмиле Павличенко. В качестве режиссёра был приглашён Сергей Мокрицкий, с приходом которого сценарий был изменён в сторону большего соответствия официальной биографии Павличенко. Сергей Мокрицкий родился 18 февраля 1961 года в селе Полияновка в Житомирской области. В 1991 окончил операторский факультет ВГИКа (мастерская А. Гальперина). Работал оператором на «Мосфильме» и Одесской киностудии («Всё то, о чём мы так долго мечтали», сериалы и фильм Кирилла Серебренникова «Ростов-Папа», «Дневник убийцы», «Изображая жертву», картина «Вокальные параллели» Рустама Хамдамова). С 1997-го по 2004 год был оператором постановщиком программы «Куклы» на канале НТВ. С 2007 года занялся режиссурой. Снял сериал «Спецгруппа», фильм «Четыре возраста любви» (премия за режиссуру на МКФ «Балтийские дебюты» в Светлогорске).
Главную роль в «Битве за Севастополь» сыграла Юлия Пересильд (сериалы «Есенин», «Диверсант. Конец войны», «Дело гастронома № 1» и «Палач», фильмы «Пленный», «Однажды в провинции», «Пять невест»), известная, прежде всего, работой в фильме «Край» (кинопремии «Белый слон» и «Золотой орёл» за лучшую женскую роль второго плана). К съёмкам Пересильд готовилась полгода, отказавшись от других интересных ролей в кино, ей пришлось много тренироваться, изучать строение винтовки Мосина, которую, по словам актрисы, она теперь знает «как свои пять пальцев»: «Первые двадцать минут она казалась мне неподъёмной, а потом - ничего, привыкла. Хотя могу сказать, что после курса молодого бойца у нас некоторые девочки падали в обморок. Даже чисто физически было тяжело».
Основным партнёром Пересильд по съёмочной площадке стал Евгений Цыганов («Займёмся любовью», «Прогулка», «Дети Арбата», «Космос как предчувствие», «Питер FM», «Брестская крепость», «Оттепель», «Куприн», «С чего начинается Родина»). Английская актриса Джоан Блекхем («Дневник Бриджит Джонс») сыграла роль Элеоноры Рузвельт. Для Виталия Линецкого («День рождения Буржуя», «Вечное возвращение») роль в «Битве за Севастополь» оказалась последней - он умер 16 июля 2014 года.
Во время написания сценария Сергей Мокрицкий услышал их диск «Земля» группы «Океан Эльзы». В результате одна из песен альбома - «Обними меня» - вошла в фильм, и именно под неё был специально написан эпизод.
Съёмки «Битвы за Севастополь» проходили с конца 2013-го по июнь 2014 года в Киеве, Севастополе, Одессе и Камянец-Подольском. Сцену пребывания Людмилы Павличенко в Белом доме снимали в одном из особняков в Киеве.
СЕРГЕЙ МОКРИЦКИЙ:
«Моя жена, известный российский продюсер Наталья Мокрицкая, вместе с председателем на тот момент Госкино Украины Екатериной Копыловой очень долго, несколько лет искали материал для копродукции Украины и России. И вот уже на излёте 2012 года у украинского продюсера Егора Олесова возникла идея снять проект о герое Советского Союза снайпере Людмиле Павличенко. И, конечно, изначально все планировали снять проект к 70-летнему юбилею нашей общей великой победы над фашистской Германией. Так и получилось».
«У нас мало в отечественном кинематографе фильмов, кроме киноленты «А зори здесь тихие», посвящённых женщинам на войне. А меня эта тема волновала сильно. Потому что мне кажется, что это несоответствие женского и совершенно мужского дела. Оно очень интересно лично для меня. 800 тысяч женщин воевало. Их судьбы самые разные. Потом я прочитал книгу «У войны не женское лицо». И вот поэтому всё так сошлось».
«Это биографический фильм. И, конечно, мы опирались на множество документов и старались не отклоняться от исторических фактов. Но, к сожалению, не все эпизоды жизни наших героев доподлинно известны. Так что основные пункты их биографий - чистая правда, а вот в деталях есть и художественный вымысел. Но вымысел - это ведь не ложь. Так что я могу со всей ответственностью сказать: наш фильм основан на подтверждённых фактах. Ведь главные события в жизни героев столь значимы, что мы и представить себе не могли, как можно здесь что-то выдумывать. Ну, а доля художественного вымысла есть в любом произведении».
«В этом фильме меня не интересовала тема «человек на войне», тема подвига. Главная героиня - женщина, а для женщины война противоестественна. Красивая, умная 25-летняя девушка не должна убивать мужчин. В случае Людмилы Павличенко судьба распорядилась иначе».
«Поскольку Людмила Михайловна Павличенко была человеком очень сильным, волевым, то при выборе актрисы это было главным компонентом. Я провёл много кастингов и на территории Украины, и в России. Мы в России попробовали около 10 известных актрис, а в Украине и того больше. Помимо того, что актриса должна была походить по характеру на Людмилу Павличенко, она должна была быть талантливой актрисой. И она должна была быть готова к тяжёлой физической и моральной нагрузке. Всё-таки снимается война. Надо ползать в грязи с тяжёлым ружьём и так далее… Съёмка была очень нелёгкой. И я очень счастлив, что Юля Пересильд соответствовала всем-всем параметрам. На мой взгляд, она идеально подошла к этой роли».
«Мы были очарованы характером нашего прототипа и понимали, что хоть в малой степени должны ей соответствовать. Юля сама - очень сильный, целеустремлённый человек. Пробы она проходила, когда была на шестом месяце беременности. А я даже не заметил, что она беременна. Она так себя вела, что это никак не сказывалось».
«Юля Пересильд разрешила себя закапывать в могилу три дубля - каждый из них стоит 20 сцен, которые снимаются в кафе, где она должна попивать коктейль. Представьте: лежит она под толщей земли, там холодно, страшно, ничего не слышно, во рту дыхательная трубка, в глазах - песок, в носу - грязь. Три таких дубля - настоящий подвиг!»
ЮЛИЯ ПЕРЕСИЛЬД:
«Что за женщина была такая мощная, такая античная практически скульптура, такая красавица, образованная, и при этом жёсткая. Всё вместе. В ней такая кипучая смесь. На самом деле задача снайперов - умение в хорошем смысле расслабиться и сконцентрироваться на чём-то одном. Не отвлекаться, не суетиться. 20 часов лежать не вставая, не моргая, практически через раз дышать, чтобы себя не рассекретить. Конечно, нужна выдержка».
СЕРГЕЙ МОКРИЦКИЙ:
«На каждую из ролей было много претендентов. По поводу героя Жени был один нюанс. Надо было выбирать человека, который бы соответствовал роли снайпера. Это люди особой породы, высокой концентрации, спокойные. Холерик не может быть снайпером. Просто по определению. Поэтому из всех тех актёров, которых мы пробовали - я же не сам их утверждал, а вместе с продюсерами - мы остановились на этой паре: Юлия Пересильд и Евгений Цыганов. Я всегда люблю артистов, которые снимаются в моём кино. Мне эта пара безумно нравится и я рад, что они сыграли эти роли. Надеюсь, и зритель их оценит».
ЕВГЕНИЙ ЦЫГАНОВ:
«Хорошо, чтобы это было правдоподобно, чтобы можно было сопереживать. Потому что фильмов о войне очень много, и сериалов, и клипов. О войне много снимают. Я, честно, не большой поклонник этого жанра, но здесь какая-то уникальная история».
СЕРГЕЙ МОКРИЦКИЙ:
«Российскую сторону представляет компания «Новые люди» и в этой киностудии есть такой отдел, который возглавляет Мила Розанова, наш продюсер. Она живёт в Америке и отвечает за международные связи. Проходил кастинг артистов - и в Америке, и в Британии. И мы склонились к британской актрисе Джоан Блэкхэм. Элеонора Рузвельт училась в Британии, и в ней чувствовалось британское воспитание и такой стержень. Меня потрясло, что когда Джоан приехала на съёмки в Киев, она привезла с собой аудиозаписи речей Элеоноры Рузвельт, огромную книгу с фотографиями, какими-то статьями, посвященными жизни Элеоноры. Она была абсолютно готова к роли. Вся группа влюбилась в её работоспособность, в её английский юмор, в её отдачу. Она потрясающая».
«Я очень люблю Севастополь, люблю регион, живу в Балаклаве. Служил здесь. Это для меня большой итог каких-то жизненных исканий. Эта картина не просто какая-то проходная работа. Когда ты делаешь это с душой, то дальше начинаются чудеса».
«Моя главная мысль такая. Я хотел показать женщину и войну, как две вещи для меня несовместимые. Вторая мысль - показать, что война это грязь, смерть, это вызов человеческому существованию и это неправильно. Ничего нельзя решить войной, силой. Для того, чтобы высказать эту мысль в кино у нас есть такой персонаж Борис Чопак (его играет Никита Тарасов), который любит и спасает Людмилу. Вот его позиция - это моя позиция. Людей надо спасать. У Бориса есть однополчанин лётчик Николай, который с ним спорит и говорит, что только войной можно разрешить все спорные вопросы в мире. А Борис ему отвечает: «Я понимаю, что ваши слова актуальны, но я никогда в них не верил. Ничего нельзя решить войной». И этот спор Бориса и Николая до сих пор актуален. К сожалению, эту мысль сейчас в Украине боятся высказывать. Я не видел, чтобы в средствах массовой информации это как-то звучало открыто и смело. И поэтому я, лично я, хочу показать, что такая мысль есть. Многие из моих друзей в Украине в неё верят. И в частной беседе они подтверждают, что нас, Борисов, очень много. И я очень этому рад».
ПРЕССА:
«Один из лучших современных отечественных фильмов о войне, мощное, многоплановое, качественно выполненное историческое полотно, душевностью легко превосходящее «Сталинград», а собранностью - «Батальон»… Если абстрагироваться от деталей и оставить вне кинозала скептицизм и въедчивость, то картина превратится в драматическую биографию женщины, оказавшейся в самых ужасных обстоятельствах, какие себе можно представить, - на войне. Оказывается на войне и живёт ею, любит через неё, умирает через неё, борется через неё, взрослеет через неё. Даже если бы в фильме не было фантастических по реалистичности и ощущению причастности боевых сцен, война чувствовалась бы в каждом кадре, от первых выданных на стрельбище патронов до аплодисментов западных журналистов. Помноженная на удивительную для нашего времени аполитичность, эта военная атмосфера делает картину по-настоящему душевной, объединяющей, вдохновляющей, воодушевляющей лентой, рассказывающей о Человеке на войне, а не о человеке Войны… Удивительно, что в те дни, когда между Украиной и Россией отношения превратились в конфликтные, а патриотические настроения с обеих сторон утратили подлинные ориентиры, по-настоящему объединяющая картина нашла дорогу на экраны кинотеатров. Ужасы войны прошедшей, столь многогранно, всесторонне и тщательно продемонстрированные в «Битве за Севастополь», должны остановить современные войны и конфликты. Иначе быть не должно, иначе все битвы были зря. И реальные, и экранные» (Евгений Ухов, film.ru).