БАРАШЕК ШОН («Shaun the Sheep Movie», Великобритания-Франция, 2015)
Режиссёры: Марк Бертон, Ричард Старзак.
Жанр: анимационная комедия.
Когда маленькая отара овец, живущая на скотном дворе британского фермера, устает всё делать по расписанию и решает устроить себе выходной, хитрый барашек Шон придумывает, как усыпить хозяина и отвлечь пса Битцера, распоряжающегося на ферме. К несчастью, план Шона приводит к тому, что фермер оказывается в больнице ближайшего большого города с потерей памяти. Мучимый угрызениями совести Шон отправляется выручать хозяина, и всё стадо барашков следует за ним. Замаскировавшись под людей, они едут в город, однако выполнение задуманного оказывается под угрозой, поскольку след беглых животных берет мистер Трампер - ловец бездомных зверей, который так серьёзно и жёстко выполняет свою работу, будто охотится на опасных преступников…
«Барашек Шон» - полнометражная киноверсия одноимённого анимационного сериала об удивительных и весёлых приключениях барашка Шона, сообразительного, смекалистого, неутомимого, хитрого, хулиганистого, обаятельного, бесстрашного, и, конечно, самого умного в стаде. И сериал, и фильм - производства «Aardman Animations» - мультипликационной студии в Бристоле (Великобритания), известной в первую очередь фильмами Ника Парка из серий об Уоллесе и Громите (короткометражки «Пикник на Луне», «Неправильные штаны», «Стрижка «под ноль», «Дело о хлебе и смерти» и полнометражный мультфильм «Уоллес и Громит: Проклятие кролика-оборотня») и мультфильмом «Побег из курятника». Барашек Шон появился на свет в 1995 году. Его придумал известный британский «пластилиновый» аниматор Ник Парк для своего третьего короткометражного мультфильма об Уоллесе и Громите, который назывался «Стрижка «под ноль». В нём собака-робот похищала стада овец. Одному барашку удалось убежать, и он забрёл в дом к Уоллесу и Громиту. Там его случайно остригли в новом изобретении - автоматической машине для стрижки овец. После этого его назвали Шоном (англ. имя Shaun омофонично с shorn - «остриженный»). Хотя картина Парка полюбилась зрителям и удостоилась «Оскара» в категории «Лучший короткометражный мультфильм», студия «Aardman Animations» лишь 12 лет спустя превратила Шона из второстепенного в главного героя и наделила его собственным телевизионным сериалом под названием «Барашек Шон». Премьера первых серий состоялась в Великобритании в марте 2007 года. Из-за особенностей производственного цикла шоу с 2007 года было выпущено лишь 4 сезона 7-минутных серий, всего 130 эпизодов. Этот сериал никак не связан с Уоллесом и Громитом. Также «Aardman» создала три сезона сериала «Время Тимми», рассказывающего о самом маленьком ягнёнке в фермерском стаде (Тимми - двоюродный брат Шона). И вот в этом году студия (с финансовой помощью французской компании «Studio Canal») порадовала поклонников Шона, Тимми, Битцера и других жителей пластилиновой фермы полнометражной картиной обо всех этих персонажах.
Режиссёрами нового фильма стали Марк Бертон (сценарист анимационных фильмов «Побег из курятника», «Мадагаскар», «Уоллес и Громит: Проклятие кролика-оборотня», «Пришельцы на чердаке», «Гномео и Джульетта») и Ричард Старзак (это в прошлом Ричард Голешовски, один из старейших сотрудников студии «Aardman» и сорежиссёр сериала «Барашек Шон», недавно сменивший свою труднопроизносимую фамилию на одну из фамилий его польских предков).
Как и в сериале, в новом «Барашке Шоне» никто не произносит ни одного внятного слова. Мультфильм начисто лишен разборчивой речи и закадрового текста. Животные весьма выразительно блеют, гавкают, мычат, хрюкают и жестикулируют. Когда Фермер что-то говорит, это звучит как тарабарщина. В сущности, это полтора часа весёлой пантомимы и невнятных, но понятных по контексту реплик. По мнению «Aardman», это наилучший способ создания мультфильмов для зрителей всего мира.
Одной из главных художественных проблем, которые пришлось решать создателям фильма, было отсутствие у многих его персонажей бровей. Ведь обычно именно брови в анимации передают большинство эмоций героев. Из-за этого аниматорам пришлось большее, чем обычно, внимание уделять «языку тела» персонажей. Всего над фильмом работали 20 аниматоров и 30 изготовителей макетов, моделей и фигурок, появлявшихся на экране.