Всего три дня - с 26 по 28 февраля - в «Орлёнке» будет демонстрироваться очередная программа короткометражных фильмов фестиваля «Future Shorts» - «BLACK COMEDY SHORTS». Есть вещи, над которыми смеяться грешно? Для авторов этой программы никаких запретных тем нет; смешно - всё, и чем отчаяннее шутка, чем чернее юмор, тем лучше. Что нас ждёт? Экологическая зимняя сказка о борьбе последних представителей флоры за жизнь, антипатриотическая рождественская комедия, почти детектив про ленивых пограничников и бесхозный труп, почти камеди клаб про недалеких похитителей, самый странный вестерн, душераздирающая семейная комедия по отдалённым мотивам «Мальчика-с-пальчик» и кровавый анекдот по отдалённым мотивам «Вождя краснокожих». Не бойтесь смеяться!
Программа «Black Comedy Shorts» (хронометраж - 83 минуты, 16+):
Границы в современном Евросоюзе почти незаметны, но иной раз жизненно необходимы. Не всем, конечно, а тем, кто их защищает. Когда до конца смены считанные минуты, и скоро начнется важный спортивный матч, совсем не кстати обнаружить на подконтрольной территории удавленника. Но как хорошо, что всего в нескольких метрах уже чужая земля, где служат менее расторопные офицеры, на которых так легко переложить часть своей головной боли...
В маленьком фильме с типичным для чёрной комедии зачином лихо уживаются сразу несколько горячих мотивов. Это и сатирический взгляд на особенности национальных погранслужб - немцы и австрийцы, даром, что говорят на одном языке, не прочь проехаться насчёт «вредных» привычек друг друга. Это и мистика с участием таинственной лесной старухи. Это и buddy movie, фирменное кино про чуваков, связанных узами службы, неотделимыми от уз дружбы.
Пособие для начинающих похитителей. На примере двух незадачливых бандитов эта мультипликационная миниатюра напоминает: прежде, чем идти на дело, нужно обдумать все детали. Включая такую, казалось бы, мелочь, как письмо с требованием выкупа...
У российского зрителя этот очаровательный багатель может вызвать ностальгические воспоминания о любимых пародийных мультфильмах советской эпохи - «Ограблении по...», «Приключения капитана Врунгеля» или «Раз ковбое, два ковбое»: в них действовали такие же смачные злоумышленники-неудачники.
РОЖДЕСТВО ПО-НЕМЕЦКИ («Der Kleine Nazi», Германия, 2010)
Режиссёр: Петра Люсхов.
Рождество - это свечи, индейка и песня «О, ёлочка», самый светлый праздник в году, когда за столом собирается вся семья, и стар, и млад. Эта добропорядочная немецкая династия готова распахнуть объятия и для гостя - израильтянина, с которым старшая дочь познакомилась в «лагере мира». И всё бы прошло по-рождественски тихо, если бы младший сын не наткнулся в шкафу на «скелеты» - ёлочные игрушки эпохи НСДАП, а бабушка не захотела бы встретить «наше рождество», как в детстве...
Германия так тщательно вытравила весь тоталитарный яд - в отличие от большинства других стран с тёмным прошлым - что может позволить себе смеяться даже над фантомами нацистского времени. Здоровый смех здоровой нации - отличный антидот от любых ура-патриотических заморочек.
Мёртвая заснеженная пустошь на месте вырубленного леса - место, где из последних сил борются с холодом и ветром несчастные палочки, веточки и пенёчки, чудом уцелевшие крошки. Безжалостная судьба превращает этих милых созданий в чудовищ - ведь выжить в мороз можно только у костра, и даже лучшим из них не остаётся ничего иного, кроме как пустить товарища на дрова...
Залихватский мультфильм нестандартно разрабатывает экологическую тему, а попутно выворачивает наизнанку теорию Дарвина: в реальной борьбе за существование не обязательно побеждает сильнейший. А душа любого живого существа - тёмный лес.
МРАЧНЫЙ КОНТРАКТ
(«A l’amiable», Франция, 2014)
Режиссёр: Реми Кайуэла.
Гийом и Каролина разводятся - с кем не бывает. Эти ещё молодые супруги ухитряются вести себя достойно - даже раздел имущества у них без скандалов и споров, одним словом, полюбовно. Пока дело не доходит до ребёнка - тут-то вся сдержанность родителей летит к чертям. Никто из них не хочет брать воспитание мальчика на себя и более того - о, страшная догадка - что, если именно в ангелоподобном пятилетнем сынишке причина того, что брак не задался?..
Эта чёрная комедия покушается на святая святых - институт семьи, и проводит это покушение блистательно. В арсенале авторов - богатая культурная традиция, включающая сказку Шарля Перро про Мальчика-с-пальчик. Гийом с Каролиной тоже читали её и решили применить полученные знания на практике. Но жизнь оказалась ещё интереснее…
ПЕННИ УЖАСНАЯ
(«Penny Dreadful», США, 2013)
Режиссёр: Шэйн Аткинсон.
Нет ничего проще, чем похитить восьмилетнюю школьницу. «Ты Пенни?» - «Я». Отлично. Хвать девчонку, в машину и наутёк. А дальше сиди себе да жди, когда папаша привезёт чемодан с деньгами. Так думала небольшая и сплоченная компания бандитов. Так всё и шло - но только до определённой поры, пока в руки малышке Пенни не попал пистолет, а папа не отказался узнать в ребёнке свою наследницу...
Оригинальное название этого фильма, с триумфом показанного на дюжине фестивалей и собравшего богатую коллекцию наград, - Penny Dreadful, такое же, как у популярного сериала с Евой Грин (в русском переводе - «Страшные сказки»). Это, конечно, тоже сказка, только очень смешная, конгениальная новелле О’Генри «Вождь краснокожих». На девчоночий лад.
КУСОЧЕК ЗА КУСОЧКОМ
(«Piece, Peace», Южная Корея, 2013)
Режиссёр: Пак Джэин.
В причудливом кондоминиуме, напоминающем водонапорную башню, живут забавные антропоморфные существа - связаны ли они родством, или просто соседи по фантастической коммуналке, мы не узнаем. Да это и не важно. Кто бы они ни были, им осталась недолго: маленькая жилица, похожая на симпатичную мышку, проявляет чудеса бытовой изобретательности и завидное хладнокровие, чтобы выжить конкурентов из их напоминающих куски торта комнат и стать единственной владелицей башни. Но аппетит надо контролировать...
Герои этого мультипликационного гиньоля, участвовавшего в престижном международном конкурсе американского фестиваля «Сандэнс», много и охотно едят (часто себе во вред) - привет шедевру европейского кино «Большая жратва». Это тоже эффектная социальная сатира на общество потребления, но ещё и посвящение соблазну, хищническому инстинкту - захватить целый мир и слопать его, как жирный кусок пищи. Звучит как весёлое предостережение: смотрите, не подавитесь.
СТРЕЛОК («The Gunfighter», США, 2014)
Режиссёр: Эрик Киссак.
Дикий дикий Запад, одинокий стрелок, словно сошедший с классических экранных полотен Джона Уэйна и Клинта Иствуда, распахивает деревянные врата салуна. Здесь всё, как должно быть в классическом вестерне - карты, деньги, стволы, виски, проститутки и настороженные взгляды завсегдатаев. Чужак, кажется, настроен миролюбиво, да и местные сегодня добрые - но кровавой перестрелки не избежать. Потому что в дело вмешивается самый необычный участник, которого только можно представить - закадровый голос рассказчика. И в этом фильме его слышат не только зрители...
Хит лос-анджелесского кинофестиваля сделан человеком, который знает о природе смеха если не всё, то очень, очень многое: Эрик Киссак монтировал два десятка разнузданных голливудских комедий, включая скандальные опусы с Сашей Бароном Коэном «Бруно» и «Диктатор» и свежайших «Несносных боссов-2». Но «Стрелок» не просто наглая пародия на вестерн, но ещё и умная, едва ли не философская постмодернистская комедия - о причудливых отношениях автора и героев.