БАТАЛЬОНЪ (Россия, 2015)
Режиссёр: Дмитрий Месхиев.
В ролях: Мария Аронова, Мария Кожевникова, Ирина Рахманова, Марат Башаров, Янина Малинчик, Евгений Дятлов, Алёна Кучкова, Валерия Шкирандо, Николай Аузин, Владимир Зайцев.
Жанр: военно-историческая драма.
Весна 1917 года. В России Государь уже отрёкся от престола, а в окопах под Сморгонью, где уже какой год длится противостояние с немцами, большевики ведут свою пропаганду. Они призывают всех к миру. Российское офицерство фактически нечего не решает без одобрения солдатского комитета… Тогда в Петрограде по приказу Временного правительства с целью поднять боевой дух находящейся на пороге разложения российской армии создаётся женский батальон под командованием Марии Бочкарёвой. В ряды батальона вошли как простые крестьянки, так и девушки из дворянских родов…
Автором идеи, генеральным продюсером и одним из сценаристов картины с бюджетом $10 000 000 выступил Игорь Угольников, ответственный за создание ещё одной военной ленты - «Брестская крепость». Своей задачей Угольников сделал максимально достоверное представление события столетней давности зрителю, который практически ничего не знает об этой войне, а также выявление исторической связи между Первой и Второй мировыми войнами.
Режиссёром-постановщиком «Батальона» стал Дмитрий Месхиев. Он родился 31 октября 1963 года в Ленинграде, в семье известного советского кинооператора Дмитрия Месхиева-старшего. В 1988 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская М. Хуциева). Поставил фильмы: «Гамбринус» (спецприз жюри за режиссуру на КФ «Дебют-90» в Москве и спецприз жюри на КФ молодого кино в Валенсии), «Циники» (приз зрительских симпатий на КФ «Вторая премьера-91» в Москве), «Над тёмной водой» (Серебряный приз за режиссуру на МКФ в Таормине-93), новелла «Экзерсис № 5» в альманахе «Прибытие поезда» (приз российской кинопрессы за лучший фильм 1995 года, приз ФИПРЕССИ на «Кинотавре-96», номинация на премию «Ника» в категории «Лучшая режиссёрская работа»), «Американка» (на 2-м Всероссийском детском фестивале визуальных искусств в «Орлёнке» в 1998 году картина названа «Самым откровенным и спорным фильмом»), «Бомба», «Женская собственность» (приз прессы на КФ «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге), «Механическая сюита» (приз за лучшую режиссуру на КФ «Виват кино России!», номинация на премию «Ника» за «Лучшую режиссёрскую работу»), «Дневник камикадзе», «Линии судьбы» (многосерийный телефильм), «Свои» (Гран-при «Золотой Георгий» и «Серебряный Георгий» за лучшую режиссёрскую работу Московского МКФ; приз «Выборгский счёт» фестиваля «Окно в Европу»; 4 приза Национальной премии кинокритики и кинопрессы «Золотой Овен», в том числе приз за лучший фильм; 5 премий «Ника» за 2004 год, в том числе за лучший игровой фильм), «Принцесса и нищий» (многосерийный телефильм), «Семь кабинок», «Человек у окна» (Главный приз XI российского фестиваля кинокомедии «Улыбнись, Россия!»).
Главные роли в фильме «Батальонъ» исполнили Мария Аронова (телесериалы «Клубничка», «Остановка по требованию», «Солдаты», «Охотники за бриллиантами», премия «Ника» за лучшую женскую роль второго плана в картине «Артистка» Станислава Говорухина), Мария Кожевникова (телесериал «Универ», «Тёмный мир», «Свадьба по обмену», «Сокровища О. К.»), Ирина Рахманова («Ехали два шофёра», телесериал «Виола Тараканова», «9 рота», «Питер FM») и Марат Башаров («Сибирский цирюльник», «Свадьба», «Граница. Таёжный роман», «72 метра», «Дикари», «Консервы»).
Съёмочный период «Батальона» был разделен на два блока – осенний 2013 года, проходивший три месяца в Псковской области, и весенний 2014 года - в Санкт-Петербурге. Было вырыто порядка полутора километров линий окопов русской и немецкой армий, а также воссозданы техника, оружие и костюмы той эпохи. Помимо стрелкового и артиллерийского вооружения, а также военного транспорта, в картине были задействованы так называемые «газомёты», которые были сконструированы специально для съёмок. Ведь одной из важных особенностей тактики ведения сухопутного боя во время Первой мировой войны были газовые атаки. В фильме также много другой техники столетней давности - автомобили, динамомашины, граммофоны, печатные машинки, телеграфные аппараты, звукозаписывающие устройства, машинки для стрижки волос и т. д. Некоторые созданные для фильма вещи в дальнейшем даже планируется отдать в музеи. В массовых сценах фильма было задействовано более 500 человек, из них почти 200 - это девушки, чьи героини входят в батальон. Одной из уникальных особенностей картины стала стрижка наголо актрис, исполняющих роли солдат. Ведь прообразы героинь - реальные девушки, воевавшие в батальоне Бочкарёвой, были вынуждены остричь свои волосы по правилам военной гигиены. Несмотря на то, что съёмки растянулись на долгие месяцы и порой превращались в настоящий кошмар, некоторые участницы массовки прошли путь от самого первого дня съёмок до заключительных этапов. Если в Пскове снимали войну, то в Санкт-Петербурге - мир. Например, на территории Михайловского замка. Именно здесь квартировался настоящий отряд Бочкарёвой, и именно здесь ставилась сцена присяги перед отправкой на фронт, которая восстанавливалась по редким сохранившимся фотографиям. Создателям удалось получить разрешение на съёмку и в других исторических местах Петербурга, в том числе на Дворцовой площади, где посреди дня маршировал отряд бравых девушек.
ИГОРЬ УГОЛЬНИКОВ:
«Снимать кино о Второй мировой войне мы уже научились, это нетрудно. Имеются и навыки, и реквизит. И, главное, зрительское восприятие, которое было сформировано десятилетиями фильмов о советском солдате. А тут нам пришлось не только создать абсолютно с нуля вооружение и костюмы, но и основательно изучить характеры людей этого времени. В «Брестской крепости» были допущены только три несущественные ошибки, которые заметили лишь военные профессионалы. Здесь мы также надеемся достичь максимальной достоверности».
ДМИТРИЙ МЕСХИЕВ:
«Первая мировая война для нас крайне важна. Она считается забытой войной, а ведь наши предки, наши прадеды в количестве нескольких миллионов человек погибли на этой войне, они были защитниками Отечества, а о них совершенно забыли, как и о всей войне».
«У нас был целый батальон женщин. Все они согласились побриться ради ролей налысо и стоически участвовали в трюках, а некоторые после стали профессиональными каскадёрами. А ведь в Пскове мы снимали в тяжёлых условиях. Актрисы тонули в грязи и в противогазах носились со штыками, а несколько раз у нас буквально разрывало декорации от дождей, и приходилось прибегать к помощи МЧС. Теперь с уверенностью могу сказать: наша женщина может выдержать то, что не выдержит ни одна другая во всём мире».
«Вообще, это ода русской женщине. Могу сказать, что моё отношение к её возможностям и силе за эту картину изменилось коренным образом. Банальную фразу о том, что мужики значительно слабее женщин, я теперь считаю не банальной, а абсолютно правильной. То, что выдерживали у нас женщины на съёмочной площадке, даже массовка, это нечто. Но это всё видно будет в кино».
«Батальонъ» – это большое кино. В кадре, в 80 процентах случаев, участвует от 150 человек и более».
ИГОРЬ УГОЛЬНИКОВ:
«Я думаю, что и для Марии Кожевниковой, и для Марии Ароновой это не просто роли - это поворотная точка в их и актёрской, и человеческой судьбе».
МАРИЯ КОЖЕВНИКОВА:
«Драться на съёмках фильма приходилось по-настоящему: если режиссёр не слышал сильного удара, требовал повторить дубль. Не смотря на то, что мы практически жили в окопах, история, в которую мы погрузили себя, сделала меня колоссально счастливой».
МАРИЯ АРОНОВА:
«Моя основная задача - сделать героиню человечной. Надо было найти в ней женственность, показать её нерастраченные материнские чувства. Всё, что произошло с героиней, трагично. Она была бита своими мужчинами, господь не дал детей. 300 девочек разных сословий - это и есть, наверное, её дети».
«У нас была полоса препятствий, которую даже здоровому мужику сложно будет преодолеть. А наши девочки не боялись, прыгали как заводные».
«Мы очень надеемся, что фильм привлечёт внимание широкого зрителя. Недаром поставлена категория 12+. Для этого из общего отснятого материала было убрано много кровавых батальных сцен. Важно вызвать у зрителя ощущение патриотизма. Русский человек изголодался по общим победам. И я надеюсь, что фильм тоже войдёт в список каких-то общих национальных побед. Я думаю, это будет гимн нашим великим женщинам».
ИГОРЬ УГОЛЬНИКОВ:
«У нас уже есть идеи и насчёт приквела к этой истории. Наверное, было бы правильно начать 1914 годом и закончить 1917-м. Или не закончить, а перейти непосредственно к октябрьским событиям. Так что будьте уверены, что в ближайшее время военную тему я бросать не собираюсь».