Игра в имитациюИГРА В ИМИТАЦИЮ
(«The Imitation Game», Великобритания-США, 2014)
Режиссёр: Мортен Тильдум.
В ролях: Бенедикт Камбербэтч, Кира Найтли, Марк Стронг, Мэттью Гуд, Рори Киннер, Чарльз Дэнс, Аллен Лич, Алекс Лоутер, Мэттью Бирд, Виктория Уикс, Джеймс Норткот, Том Гудман-Хилл.
Жанр: драма.

В 1951 году британская полиция расследует кражу в доме видного математика Алана Тьюринга (Камбербэтч). Когда преступника находят, сыщики узнают, что Тьюринг гей и что преступление организовал его любовник. В соответствии с законами того времени учёного привлекают к ответственности за нарушение общественной морали. Пока Алан ждёт решения суда, он вспоминает прошлое… 1941 год. Британская разведка поручает пионеру современной информатики Алану Тьюрингу расшифровку «Энигмы» - кодовой машины Третьего рейха. В мрачные дни Второй мировой войны Тьюринг и блестящая команда математиков и лингвистов в сверхсекретном британском центре взлома шифров и кодов в Блетчли-парке создают электромеханический прообраз компьютера для расшифровки нацистских военных депеш…

«Игра в имитацию» - это основанная на реальных событиях история гениального математика Алана Тьюринга, которого прославил в годы Второй мировой войны взлом немецкого шифратора «Enigma». По самым скромным подсчетам, это спасло от смерти 14 миллионов людей. Впрочем, этот факт не принес математику особой известности. Из соображений национальной безопасности об этой истории умалчивали вплоть до 1990-х. Потом ей посвятили несколько ничем не примечательных фильмов («Нарушение кодекса», «Энигма» и документалка «Декодируя Алана Тьюринга»). А история «Игры в имитацию» началась пять лет назад, когда двое друзей - 30-летний Идо Островски и 26-летняя Нора Гроссман - остались без постоянной работы и затеяли кинопроект о Тьюринге: «Чем больше мы о нём узнавали, тем сильнее убеждались в том, что жизнь этого человека - идеальный материал для большого кино». Первый шаг на пути к «Игре в имитацию» Нора Гроссман сделала в Лондоне, где встретилась с биографом Тьюринга Эндрю Ходжесом и получила разрешение на экранизацию его увесистой книги «Алан Тьюринг: Энигма» (1992). Сопроводив её кратким синопсисом, начинающие продюсеры стали ходить по студиям в поисках финансирования, но результат оказался нулевым. Позже Гроссман случайно познакомилась с телесценаристом Грэмом Муром, который согласился превратить опус Ходжеса в сценарий картины. Он работал над текстом год, создал четыре версии, не получив за свой труд ни копейки. Но как только сценарий Мура вошёл в Чёрный список лучших не запущенных в производство голливудских сценариев 2011 года, компания «Warner Bros.» заключила с автором договор на семизначную сумму, и создание «Игры в имитацию» вышло на новую стадию - поиск режиссёра и звёзд. Главной ролью заинтересовался сам Леонардо Ди Каприо, в режиссёрское кресло метили такие тяжеловесы, как Сэм Мендес, Том Хупер и Рон Ховард. Казалось, что съёмки начнутся со дня на день, но Ди Каприо неожиданно передумал, и студия заморозила проект. Островски и Гроссман понимали, что без участия в фильме звезды класса А «Игра в имитацию» может навсегда остаться хорошим, но так и не реализованным сценарием. Всё изменилось, когда на сцену вышел богатый инвестор Тедди Шварцман - сын основателя «Blackstone Group», решивший во что бы то ни стало сделать этот проект. «Я был уверен, что присутствие в фильме рентабельной голливудской звезды принесёт только вред, и готов был полностью спонсировать эту картину, - вспоминает Шварцман сейчас. - Но я выдвинул несколько важных условий: все актёры должны быть британцами, и снимать будем в Англии».

В декабре 2012 года официально было объявлено, что работу над проектом возглавит норвежский режиссёр Мортен Тильдум (1967 г. р.), для которого создание этого фильма стало англоязычным режиссёрским дебютом. В начале своей творческой карьеры Мортен Тильдум работал на телевидении, снимал музыкальные клипы, рекламные ролики и короткометражные фильмы. Настоящим прорывом Тильдума-режиссёра стал фильм «Друг», вышедший на экраны в 2003 году и оказавшийся поворотным моментом в истории современного норвежского кино. А в 2013 году он создал самый кассовый фильм в истории Норвегии «Охотники за головами» по одноимённому роману Ю Несбе. Эта картина была номинирована на премию BAFTA за лучший фильм на иностранном языке.

Роль Тьюринга и звезды проекта исполнил Бенедикт Камбербэтч, известный по роли Шерлока Холмса в сериале BBC «Шерлок» и по актёрским работам в фильмах «Шпион, выйди вон!», «Август», «12 лет рабства», «Стартрек: Возмездие», «Пятая власть». С другой звездой «Игры в имитацию» Кирой Найтли Камбербэтч уже сталкивался на съёмках – в картине «Искупление», где Найтли играла одну из главных ролей, а Бенедикт - второстепенную.

Основные съёмки «Игры в имитацию» (бюджет $14 000 000) начались 15 сентября 2013 года в Великобритании. Места съёмок включали бывшую школу Тьюринга Шерборн и Блетчли-парк, где Тьюринг и его коллеги работали во время войны.

Алан Тьюринг – британский учёный, предвосхитивший эпоху компьютерных технологий, отец информатики и теории искусственного интеллекта, создатель одной из первых вычислительных машин, герой войны, а также «рассеянный профессор» и эксцентрик, который ходил на работу в противогазе и пристегивал кружку цепью к батарее, чтоб не украли. У себя на родине он подвергся преследованию в связи с подозрениями в нетрадиционной сексуальной ориентации и был поставлен перед выбором между тюрьмой и гормональной терапией. Он умер, предположительно, совершив самоубийство, в 1954 году в возрасте 41 года, откусив кусок яблока, пропитанного цианидом. Знаменитый логотип компании «Apple», согласно легенде, отсылает именно к этой ситуации. Заслуги Тьюринга были официально признаны только спустя полвека после смерти. В 2013 году он был посмертно помилован королевой Елизаветой II. Кстати, Мортену Тильдуму предстояло сделать выбор: следовать сценарию, который завершается суицидом героя, или попытаться найти более жизнеутверждающую концовку. После долгих раздумий он выбрал второе, и уже отснятое самоубийство в фильм не включили. «Я хотел, чтобы финал прославлял жизнь, - объясняет режиссёр. - Тем более что сцена, в которой мёртвый человек лежит на кровати в окружении полицейских, казалась мне недостаточно драматичной. Пусть зрители сами додумают, как это было».

Премьера фильма «Игра в имитацию» состоялась во время кинофестиваля в Теллуриде 29 августа 2014 года. Фильм был также показан на МКФ в Торонто, где получил главный приз (приз зрительских симпатий). После выхода в прокат картина получила в основном положительные отзывы: на сайте «Rotten Tomatoes» фильм имеет рейтинг 90 % на основе 217 рецензий, а на сайте «Metacritic» он получил 72 балла из 100 на основе рецензий 47 критиков. Национальный совет кинокритиков США и Американский институт киноискусства включили «Игру в имитацию» в топ-10 фильмов 2014 года. Картина также удостоена 9 номинаций на премию BAFTA (в т. ч. «Лучший фильм») и 8 номинация на премию «Оскар» (в т. ч. «Лучший фильм»).


БЕНЕДИКТ КАМБЕРБЭТЧ:
«Широкие массы наукой в принципе мало интересуются. Спросите на улице, кого из учёных они знают. Ответят - Эйнштейна. Возможно, кто-то припомнит Стивена Хокинга… Эйнштейн и Хокинг - это всё, что хочет знать о науке народ. Поэтому трудно ожидать, что какой-то учёный станет всемирно известной фигурой. Но в «Игре в имитацию» мы вовсе не исследуем психологию научного творчества - мы рассказываем о человеке, который во многом определил исход Второй мировой войны».
«У меня есть личная, если хотите, духовная связь с мистером Тьюрингом: если бы он не взломал те шифры, мой собственный дед - командир подводной лодки Генри Карлтон Камбербэтч - никогда бы не вернулся к своей семье. А значит, мой отец, которому было в ту пору два года, остался бы сиротой, и одному Богу известно, как бы сложилась жизнь следующих поколений. Моя в том числе… Я абсолютно убеждён, что Тьюринг должен стать более известной фигурой и что его могучим интеллектом должны гордиться не только британцы, но и всё человечество. Эта убежденность стала сильным импульсом в работе над ролью».
«Мне нужно было строить образ практически с нуля, разыскивая в воспоминаниях современников страницы, на которых упоминался Тьюринг. В одном месте было указано, что он слушал, наклоняя голову. В другом - что думал, отбрасывая волосы назад. В третьем - что ходил, чуть-чуть выдвигая плечо. Вот так, чёрточка за чёрточкой, жест за жестом, мне приходилось создавать этот образ. Я мог рассчитывать лишь на себя и режиссёра Мортена Тильдума. Но когда две племянницы Тьюринга - единственные родственницы, видевшие его при жизни, - хором заявили, что помнят дядю именно таким, я понял, что оно того стоило».

КИРА НАЙТЛИ:
«Моя героиня - Джоан Кларк, математик с кембриджским образованием, - была ближайшей помощницей, другом и даже одно время невестой Алана Тьюринга. По окончании войны обоих наградили орденом Британской империи. Впрочем, это не помогло Тьюрингу избежать трагической смерти, а Джоан – безвестности».
«На площадке Мортен всегда был главным. Умным, рациональным и уважительным распорядителем. Возможности для импровизации в этой истории не было - это всё-таки не водевиль, а историческая драма, основанная на конкретных фактах, последовательности событий и действий. Для этого фильма как раз нужен был режиссёр, который не станет грешить против документальной правды. Мортен оказался именно таким человеком».


ПРЕССА:

«Игра в имитацию» - это обеспечивающая эффект присутствия история, основанная на реальных событиях. Мощное напряжение, сильные эмоции, горячая тема. Бенедикт Камбербэтч - обладатель «Эмми» за «Шерлока» - снова изображает триумф силы ума… «Игра в имитацию» не особенно акцентирует наше внимание на социальном подтексте сюжета. Да и запутанный сценарий дебютанта Грэма Мура интригует куда сильнее, отвлекая от того, что мы смотрим, в общем-то, не слишком увлекательный по форме исторический фильм. Разумеется, создатели ленты отлично знали что делали. Автор норвежского хита «Охотники за головами» Мортен Тильдум при этом обладает достаточной энергетикой, чтобы прокачать действие саспенсом и создать очень плотный и живой фильм… Надо сказать, что уже довольно давно не было подобного фильма, построенного на интеллектуальном спарринге. Кажется, некоторое критики находят ленту безнадежно старомодной? Ну что же, по мне это, скорее, - вечнозелёное ретро» (Питер Траверс, «Rolling Stone»).

«Остроумные диалоги и замысловатый параллельный монтаж, соединяющий воедино три разных периода жизни Тьюринга… насыщают пространство фильма необходимым напряжением и разглаживают все стереотипные стилистические складки… Жизнь Тьюринга - пример противления человеческого системе. Это отчаянная попытка показать системе, что ни физическая сила, ни власть предубеждений не могут управлять миром, что нельзя отменить человеческую природу, нельзя аннулировать воспоминания и растоптать человеческую волю. Право быть таким, какой ты есть, делать то, что ты хочешь делать, отстаивается в этом фильме с первой до последней минуты, с первых же слов монолога Алана Тьюринга, которым открывается «Игра в имитацию»: «Вы будете слушать меня внимательно и не будете меня осуждать» (Мария Ермакова, «Сеанс»).

«Вам не понадобятся математические возможности уровня Тьюринга, чтобы понять, сколько энергетики может предложить зрителю «Игра в имитацию». Штудирование правил - математических, моральных, нравственных, общественных или германских - скучно, нежели загадочно или увлекательно. К счастью, всё это тянет на себе поразительная игра Камбербэтча: когда титры уже закончатся, вы всё ещё будете дешифрировать его работу» (Дэйв Калхун, «Time Out London»).

«Фильм Тильдума чрезвычайно упрощает реальные события и делает Тьюринга единственным и неповторимым суперспасителем мира, а не важной шестерёнкой в большой машине… Однако для байопика всё это не так уж страшно. Главное, чтобы был раскрыт образ великого человека, чтобы зрители ощутили себя в его присутствии и прониклись его проблемами и переживаниями. Но вот беда - Камбербэтч играет зеркальное отражение реального человека! Его герой - вариация на тему Шерлока Холмса из «Шерлока» и Шелдона из «Теории Большого взрыва». Наглый, самоуверенный, начисто лишённый такта аккуратист без чувства юмора и понимания человеческих отношений, экранный Тьюринг явно страдает высокофункциональным аутизмом, и дружить с ним могут лишь особо терпеливые люди вроде мисс Кларк в исполнении Киры Найтли. Реальный же Тьюринг был классическим «рассеянным профессором» – обаятельным, смешливым и эксцентричным неряхой (шутка ли, он не всегда носил галстук!). И люди дружили с ним не только потому, что уважали его ум… Камбербэтч сыграл не реального Тьюринга, а какого-то вымышленного учёного. И его Тьюринг заметно душевно слабее и куда менее обаятелен, чем математик был на самом деле… «Игра в имитацию» полностью оправдывает своё название. Это не байопик о Тьюринге и не триллер о военной криптографии, а игра в имитацию такого фильма. Да, «Игра» - стильное историческое кино, в ней есть пара сильных сцен, а харизму её актеров отрицать невозможно. И лента, по крайней мере, привлекает внимание к Тьюрингу, о достижениях которого многие даже не подозревают. Но великий учёный заслужил более близкий к реальности портрет» (Борис Иванов, Film.ru).

«Камбербэтч доминирует над всем, что есть в фильме. Его харизма - показательно модулируемая - и естественный набор эксцентричностей, шерлоковский талант и не отключающийся ни на секунду разум, умение одновременно показать физическую странность и привлекательность создают абсолютно достоверный портрет гения за работой» (Тодд Маккарти, «The Hollywood Reporter»).

«Чего говорить - это фильм, в котором герою, прежде чем попытаться выйти из комнаты, требуется заявление: «Я ухожу!» Гомосексуальность Тьюринга целомудренно витает за кадром, ни разу не рискуя заявить о себе вплоть до сиротливой вики-сноски перед финальными титрами; почти то же самое происходит и с математикой - тут трижды повторяют один и тот же пассаж о силе воображения, по любому поводу ахают «это гениально», но не осмеливаются подпустить зрителя к науке ближе, чем на километр… Упрекать «Игру в имитацию» в том, что она не понимает своего предмета, даже как-то неловко - не об этом же речь, в самом деле. Это ведь просто фильм о гениальном математике, вопиюще загубленном обществом, обезумевшем на фоне холодной войны, - только без математики и намёков на наличие у Тьюринга хоть какой-нибудь сексуальной ориентации. С другой стороны, Тильдум - норвежец, спрос с него невелик - его в этой истории явно не тяготят вопросы национального стыда» (Анна Сотникова, «Коммерсантъ Weekend»).

«Тьюринг в исполнении Камбербэтча наиболее интересен в моменты своей слабости; когда он безуспешно пытается достучаться до своих менее одарённых коллег и борется с военной бюрократией, просочившейся во всё. Но сам сценарий может помешать фильму сорвать джекпот на «Оскаре». Он слишком сильно придерживается формулы, слишком заточен на то, чтобы вы прошли всё от начала до конца и наверняка уловили посыл о равноправии» (Кэтрин Шоард, «The Guardian»).



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта