БОЛЬШИЕ ГЛАЗА («Big Eyes», США, 2014)
Режиссёр: Тим Бёртон.
В ролях: Эми Адамс, Кристоф Вальц, Кристен Риттер, Джейсон Шварцман, Дэнни Хьюстон, Теренс Стэмп, Эмили Фонда, Ванесса Росс, Стефани Беннетт, Элизабетта Фантоне, Джон Полито, Дезире Зуровски, Аарон Крэйвен.
Жанр: драма.
Яркая и цветущая Америка 50-х. В Сан-Франциско зарождается то, что разрушит традиционный взгляд на искусство. Художнику Уолтеру Кину (Вальц) удалось революционизировать коммерческий подход к поп-арту с помощью своих загадочных картин, на которых изображены лица детей с большими глазами. Его необычные творения произвели настоящий фурор и буквально заполонили весь мир. Их печатают на календарях, открытках, домохозяйки щеголяют в фартуках с их изображением. Уолтер становится королем современного искусства, одним из самых известных арт-деятелей планеты. Но на пике славы художника его скромная супруга Маргарет (Адамс) вдруг утверждает, что Уолтер - мошенник, и именно она - автор знаменитых картин. Просто Уолтеру в своё время удалось уговорить Маргарет не раскрывать эту тайну только лишь с целью коммерческой выгоды - он утверждал, что лучше всего продаются картины, созданные мужчинами. Но в итоге Маргарет Кин больше не захотела лгать и оставаться в тени своего знаменитого мужа. Она решилась подать на него в суд и оспорить авторство картин, которое было им незаконно присвоено. Весь мир замер в ожидании ответа на вопрос: кто же всё-таки тот гений, чьи смелые и оригинальные картины украшают теперь каждую гостиную от Парижа до Аляски?
Фильм «Большие глаза» основан на реальной истории супругов Кин. В 1950-х в США стали очень популярны картинки с детьми, на которых они были изображены грустными с непропорционально большими глазами. Эти рисунки продавались повсюду: в супермаркетах, строительных магазинах, стоянках, заправках. Считалось, что их автор Уолтер Кин, хотя их тихо рисовала в подвале его жена Маргарет, а он только подписывал работы. У художницы были серьёзные проблемы с психикой, из-за них она сторонилась публичной жизни. Вскоре супруги развелись и возник знаменитый диспут Кинов, окончившийся судебным делом. Диспут между бывшими супругами начался после того, как вышла статья, в которой Уолтер сравнивал самого себя с Рембрандтом и Эль Греко. После этого Маргарет заявила, невзирая на опубликованные ранее фото их обоих за работой, что это она сделала все рисунки с большими глазами. Уолтер сообщил прессе, что Маргарет заявила права на все работы, потому что ошибочно думала, что он умер. В ответ на это Маргарет подала в суд. Федеральный суд Гонолулу приказал обоим написать картины перед присяжными. Маргарет также принесла на суд свои работы, сделанные в 11-летнем возрасте, также с большими глазами. Маргарет написала картину за 53 минуты, а Уолтер заявил, что он принимает медикаменты от невыносимой боли в правом плече и отказался рисовать. Уолтер безоговорочно проиграл дело и должен был выплатить Маргарет 4 миллиона долларов за моральный ущерб. Даже после скандального проигрыша Уолтер продолжал настаивать, что он был создателем всех большеглазых детей. Он был очень популярен у телерепортёров из-за его эксцентричного поведения и манеры говорить о самом себе в третьем лице.
Первоначально предполагалось, что этот фильм станет режиссёрским дебютом известных кинодраматургов Скотта Александера и Ларри Карацевски («Народ против Ларри Флинта», «Человек на Луне»), которые собирались поставить картину по собственному сценарию. К съёмкам планировалось приступить в июне 2008 года, а главные роли предназначались Кейт Хадсон и Томасу Хэйдену Черчу. Бюджет ленты должен был составить $18 миллионов. Однако что-то не сложилось, и только в начале 2012 года появилась информация, что актёрский дуэт в этом фильме образуют Риз Уизерспун и Райан Рейнольдс, а одним из продюсеров выступит Тим Бёртон, прежде снявший по сценарию Александера и Карацевски биографическую драму «Эд Вуд» (1994). И только в апреле 2013-го пришло сообщение, что за постановку возьмётся сам Тимоти Уильям Бёртон - американский кинорежиссёр, мультипликатор и писатель, мастер современного зрелищного кино, зачастую основанного на чёрном юморе и макабрических элементах, автор таких известных лент, как «Битлджус» (1988), «Бэтмен» (1989), «Эдвард Руки-ножницы» (1990), «Бэтмен Возвращается» (1992), «Эд Вуд» (1994), «Марс атакует! « (1996), «Сонная Лощина» (1999), «Планета обезьян» (2001),«Крупная рыба» (2003), «Чарли и шоколадная фабрика» (2005), «Труп невесты» (2005), «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит» (2007), «Алиса в Стране Чудес» (2010), «Мрачные тени» (2012), «Франкенвини» (2012). Актёрский тандем у Бёртона составили Эми Адамс («Июньский жук», «Зачарованная», «Сомнение», «Джули и Джулия: Готовим счастье по рецепту», «Боец», «Мастер», «Кручёный мяч», «Человек из стали», «Афера по-американски», «Она») и обладатель двух «Оскаров» Кристоф Вальц («Бесславные ублюдки», «Джанго освобождённый», «Зелёный Шершень», «Воды слонам!», «Мушкетёры», «Резня», «Теорема Зеро»). «Большие глаза» стали для Тима Бёртона первым с 1996 года игровым полнометражным фильмом, в котором не снялись Джонни Депп или Хелена Бонэм Картер. Бёртон является поклонником живописи Маргарет Кин и в его доме в настоящее время есть её работа. Финансировала ленту и прокатывает её компания братьев Вайнштейн TWC. Для Бёртона «Большие глаза» станут шагом в сторону от последних крупнобюджетных проектов: картина со стороны выглядит скромной семейной драмой.
Бёртон и его оператор француз Брюно Дельбоннель («Амели», «Долгая помолвка», «Гарри Поттер и Принц-полукровка», «Фауст», «Мрачные тени», «Внутри Льюина Дэвиса»), чтобы придать картине шарм полувековой давности, намеревались снимать «Большие глаза» на 35-мм плёнку, однако, из-за ограниченного бюджета ($10 000 000) и закрытия в 2012 году проявочной лаборатории в Ванкувере, вынуждены были согласиться на цифровую съёмку.
Съёмки проходили с июля 2013 года в Сан-Франциско, Ванкувере, Бристоле (Великобритания) и на Гавайях.
ТИМ БЁРТОН:
«До середины 1990-х я думал, что являюсь поклонником Уолтера Кина, и не знал, что все эти картины написала его жена. Когда один нью-йоркский друг рассказал об этом, мне крышу снесло, потому что я вырос в окружении этих детей, они в Бербанке повсюду висели: в гостиных, в офисах, в кабинетах дантистов. И ведь суд по поводу авторства состоялся лет за десять до того, как известие дошло до меня, а о своём авторстве Маргарет заявила намного раньше, но, видимо, дело в том, что арт-тусовка никогда не считала картины супругов Кин искусством, так что и спор между ними не превратился в полноценный арт-скандал. То есть газеты об этом писали, но дело оказалось не на первой полосе «The New York Times», а на третьей полосе «The Honolulu Times».
«Я очень хорошо помню, какое впечатление на меня произвели картины Маргарет Кин, мне они понравились не потому, что мне нравятся изображения маленьких детей, а потому, что эти портреты вызывают беспокойство, тревогу, есть в них что-то пугающее, и в то же время они были невероятно популярны. Тут даже слово «понравились» не подходит, они цепляли мое внимание. Даже когда был ещё мальчишкой и видел эти картины в гостиных, я думал: «Зачем вы повесили картину с плачущим ребенком? Это же странно». И тут же возникает второй вопрос - вопрос популярности: «Если бы это было плохо, это бы не могло нравиться такому количеству людей»… Многое зависит от нашего восприятия вещей, и это меня всегда завораживало. Это как с маленькими шумными детьми - кто-то их любит, а кто-то просто ненавидит. У меня нет ответа на тот вопрос про хорошее/плохое - мне интересно показать людям нечто, что может поляризовать оценки: белое и чёрное, свет и тьма, «я это люблю» и «я это ненавижу».
«Я сам раньше был очень замкнутым и отчуждённым. Когда я работал мультипликатором, многие даже думали, что я не умею разговаривать… Поэтому в какой-то степени я идентифицирую себя с Маргарет. К сожалению, я понимаю некоторые аспекты поведения Уолтера - персонажа в стиле мюзикла «Джекилл и Хайд», со своими взлётами и падениями. Но, если говорить об общем настроении и стилистике фильма - сценаристы Скотт Александер и Ларри Карацевски придерживаются мнения, что правда зачастую бывает страшнее вымысла. Эта история сама по себе была настолько странной и невероятной, что мы решили показать её как она есть, без какого-либо приукрашивания… Честно говоря, когда я читал сценарий «Больших глаз», я там сразу же уловил именно то ощущение, которое я всегда пытаюсь передать при помощи своих картин - то сочетание света и тьмы, комедии и трагедии, эти ужасные дисфункциональные взаимоотношения».
«Я мог бы быть самым уравновешенным человеком на свете, каковым не являюсь, но предположим, что мог бы быть, и даже тогда чувство аутсайдерства не покинуло бы меня. Откуда бы вы ни пришли, ваше прошлое, среда, в которой вы сформировались, это как ДНК, вы всегда будете узнавать это в себе, всегда будете чувствовать, нравится вам это или нет. Когда я снял несколько фильмов, думал, что наступит катарсис и мне удастся изгнать этих демонов, а оказалось, что так это не работает. Но я не жалуюсь, я в порядке, мне эти демоны даже нравятся, а кино - это просто дорогостоящая разновидность психотерапии».
«Это была первая по-настоящему независимая вещь, которую я сделал… Иногда самые удивительные вещи получаются тогда, когда ты испытываешь острый недостаток в ресурсах. Это заставлять тебя не терять энергию и по-настоящему наслаждаться происходящим. Крупный производственный процесс, как правило, протекает очень долго и медленно, и в нём тебе бывает сложно уловить какой-то важный момент. Но в подобных небольших проектах ты просто обязан работать быстро и постоянно двигаться дальше».
«Бог в помощь тем людям, которые будут пытаться продать этот фильм, поскольку он не вписывается ни в одну из категорий. Он представляет из себя смесь всего. Но именно это мне в нём и нравится».
КРИСТОФ ВАЛЬЦ:
«Единственное, что я всегда делаю и собираюсь делать в процессе так называемой подготовки к съёмкам, так это внимательно читаю сценарий. Сценарий, сценарий, сценарий и ничего, кроме него - вот моё кредо… Я думаю, Эми встретилась с Маргарет не потому, что хотела узнать, как и кого ей играть. Мы актёры, а не пародисты. Эми поехала к ней скорее, чтобы продемонстрировать своё уважение. Такой, знаете, жест. Очень благородный поступок с её стороны. Я ею восхищаюсь. Я бы вот точно никогда не захотел встретиться с Уолтером, даже если бы он был жив…Я актёр. И не в моей обязанности создавать точную копию человека, которого я играю. Ну, увиделись бы мы с Уолтером. И после этой встречи я постоянно сравнивал бы его с самим собой в его образе. Что в этом хорошего? Сценарист - важнейшая единица любого фильма. И мы, актёры, должны уважать его работу и следовать сценарию. Мы не пишем автобиографию и не занимаемся научными исследованиями, а просто рассказываем про жизнь реальных людей, но с художественной точки зрения».
«Я всегда говорю, что режиссура - это даже не стиль, а особый способ общения с публикой. У всех одарённых людей, включая Тима, свой уникальный подход к общению и подаче информации. Мне было безумно интересно узнать его и попытаться понять. Ведь работать с кем-то - это лучший и, пожалуй, единственный способ узнать человека по-настоящему… Что касается Тима, то он очень практичный режиссёр. Амбициозен и настроен на достижение поставленных перед самим собой задач во что бы то ни стало, будь то новые дубли или эксперименты с визуальными эффектами».
«Маргарет Кин мне подарила одну из своих картин. Мы пошли с ней, Тимом и Эми в одну из её галерей в Калифорнии. Уже после съёмок. И она мне сказала: «Кристоф, выбирай любую». Я выбрал картину с лицом, у которого очень много глаз, больших глаз, её фирменных. Смотришь во все эти глаза, и тебе становится как-то не по себе. А Маргарет улыбнулась и говорит: «Я знала, что ты выберешь именно эту». Удивительная, конечно, женщина. В свои годы - а ей уже около девяноста лет - всё помнит и иногда даже ещё рисует».
ПРЕССА:
«Большие глаза», несмотря на то, что рассказывают они о женщине-художнике… это фильм Тима Бёртона о себе, о своём пути и о своём месте в жизни. И пусть на глыбу это высказывание не тянет, взглянуть в «большие глаза» стоит, в них отразилось многое… Тим Бёртон страшно одинок, бесконечно талантлив, трудно понимаем, но необыкновенно хорош в своём деле. Как и картины Маргарет Кин, его ленты отлично продаются, в них с удовольствием всматриваются, их обсуждают, но понять всю глубину, прочувствовать весь внутренний пыл автора могут не все. Куда проще считать автора фриком. Проще и выгоднее… Как байопик «Большие глаза» заметно превосходит «Эда Вуда», здесь есть развитее характеров, есть перелом, есть конфликт и его тяжёлое преодоление. Как погружение в эпоху «Большие глаза» необыкновенно красив и притягателен, в картинку хочется войти вслед за героями. Даже тематически «Большие глаза» как никогда актуальны, битва творца и продавца не утихает во все времена, а сегодня баталии особенно горячи. Что же в фильме не так? А «не так» в фильме всего одна вещь - раскрывшись с необычной стороны, Бёртон показал себя иным, непривычным человеком, неожиданным для зрителей, его преданных поклонников. Это не плохо, но это настораживает, вызывает странный спазм… Мы бы предпочли обманываться прежними выдумками Бертона и дальше» (Евгений Ухов, Film.ru).
«Большие глаза» - первый со времен «Эда Вуда» фильм Тима Бёртона, снятый в реалистическом антураже. Но специфический «визионерский» почерк режиссёра ощутим и здесь. Как и большинству других бёртоновских фильмов, новой работе присущи необычайно яркие цвета и сюрреалистическая атмосфера (особенно это касается сильнейшей сцены в супермаркете, где художнице в каждом посетителе мерещатся гипертрофированные персонажи её картин). Мало того, постановщик элементарно талантливее, чем Маргарет Кин, поэтому её полотна у него в кадре выглядят намного привлекательнее, чем в реальности… Лента даёт ответ на вопрос, как получилось так, что пиарщики в современном мире оказались намного важнее и авторитетнее, нежели художники… На этом построен весь шоу-бизнес, вся массовая культура, которой совершенно нет дела до подлинного авторства и мук творца. В своём новом фильме Тим Бёртон показывает, как мы дошли до жизни такой» (Денис Ступников, «Новый взгляд»).
«Большие авторы, как Бёртон, если берутся за малобюджетные фильмы, то обычно для того, чтобы выразить нечто очень важное, глубинное, средствами, которые не по вкусу голливудским студиям. «Большие глаза» - фильм, от которого ожидали уровня «Эда Вуда». Может быть, даже откровения ещё большего размаха. Но Бёртон ограничился схематичной притчей о том, что продавец для современного рынка важнее художника и в сознании людей он и воспринимается как автор. Да, это фильм Бёртона, обязательный к просмотру, потому что это Бёртон. Просто хотелось чего-то ещё» (Сергей Сычёв, «Фильм Про»).