ДВЕ ЖЕНЩИНЫ
(Россия-Франция-Латвия, 2014)
Режиссёр: Вера Глаголева.
В ролях: Анна Астраханцева, Александр Балуев, Рэйф Файнс, Сильви Тестю, Анна Леванова, Никита Волков, Лариса Малеванная, Сергей Юшкевич, Василий Мищенко, Бернд Мосс, Роман Дробот, Анна Нахапетова.
Жанр: драма.
Вторая половина ХIХ века. Действие фильма разворачивается в течение нескольких дней в богатой усадьбе помещика Аркадия Сергеевича Ислаева (Балуев) и его жены Натальи Петровны. Рядом с героиней давно влюблённый в неё друг семьи Михаил Ракитин, её юная воспитанница Верочка и домашний учитель сыны Ислаевых Алексей Беляев, недавний студент и разночинец. Его приезд в имение семьи Ислаевых взбудоражил сонное деревенское благополучие обитателей летней усадьбы. Две женщины - Наталья Петровна и Верочка запутались в захватившем их любовном круговороте, в центре которого оказался Беляев. Любовное томление наполняет дом и сад, порождая страсть, ревность и соперничество. Герои стоят на пороге любви, но никто не осмеливается сделать первый шаг…
В основе фильма - пьеса русского классика Ивана Сергеевича Тургенева «Месяц в деревне». Эта пьеса никогда ранее не экранизировалась в России. Существовал спектакль Анатолия Эфроса, поставленный в 1977 году в Театре на Малой Бронной и перенесённый на телеэкраны в 1983 году. Эфрос, до этого снявший Веру Глаголеву в своём фильме «В четверг и больше никогда», пригласил начинающую актрису в свой спектакль на роль Верочки. Тогда она отказалась в силу ряда причин, но очень жалеет об этом.
Постановщик «Двух женщин» (а также один из продюсеров) Вера Глаголева родилась в Москве. В юности занималась стрельбой из лука, стала мастером спорта. После окончания школы случайно зашла на «Мосфильм», где её заметил один из членов съёмочной группы фильма «На край света» (его снимал Родион Нахапетов). Вскоре Вера Глаголева вышла замуж за Нахапетова и снялась ещё в нескольких лентах мужа: «Враги», «Не стреляйте в белых лебедей», «О тебе». Популярность к Глаголевой пришла в 1985 году после мелодрамы Виталия Мельникова «Выйти замуж за капитана», где она сыграла эмансипированную и женственную журналистку Лену. Другие заметные фильмы с её участием: «В четверг и больше никогда», «Торпедоносцы», «Сошедшие с небес», «Бедная Саша», телесериал «Зал ожидания», «Женщин обижать не рекомендуется», В 1990 году Глаголева решила попробовать себя в качестве режиссёра. Ее дебютом стала психологическая мелодрама «Сломанный свет». В дальнейшем поставила картины «Заказ» (2005), «Чёртово колесо» (2006), «Одна война» (2009), «Случайные знакомые» (2012).
«Две женщины» - большой международный проект, копродукция России, Франции и Латвии, при участии Великобритании. Ключевая роль мажоритарного продюсера принадлежит Наталье Ивановой, главе компании «Хорошо Продакшн». Сопродюсеры: Лоран Данелю (Франция), Антра Цилинска (Латвия), Вера Глаголева. Финансовая поддержка: Министерство культуры, Фонд кино и Европейский Фонд кино «Eurimage».
Центральную женскую роль в фильме исполняет актриса Анна Астраханцева («Сад» Сергея Овчарова по Чехову и множество ролей в телесериалах). Роль Натальи Петровны – жемчужина русской драматургии. Эту героиню в разное время играли самые лучшие и знаменитые актрисы - Мария Савина и Ольга Книппер-Чехова, Алла Назимова и Софья Гиацинтова, Ингрид Бергман и Хелен Миррен, Дельфин Сейриг и Ольга Яковлева.
В картине снялся популярный российский актёр Александр Балуев. Это один из самых востребованных актёров среднего поколения. В его арсенале более 80 ролей абсолютно разных характеров. Артист - своего рода талисман в творчестве режиссёра Веры Глаголевой. Они дружат на протяжении многих лет, не раз снимались вместе (телесериал «Маросейка, 12», «Наследницы» и «Наследницы-2»), поэтому в режиссёрских работах Глаголевой для него всегда отведено особое место («Заказ», «Одна война»).
Знаменитый британский актёр Рэйф Файнс («Список Шиндлера», «Странные дни», «Английский пациент», «Вкус солнечного света», «Конец романа», «Паук», «Красный дракон», «Преданный садовник», фильмы про Гарри Поттера, «Чтец», «Кориолан», «007: Координаты «Скайфолл», «Гранд-отель «Будапешт») сыграл героя, о котором сам Иван Тургенев сказал: «Ракитин - это я». Два года назад на фестивале «Зеркало» Файнс встретил Веру Глаголеву и Наталью Иванову, и получил от них приглашение сыграть в «Двух женщинах». Рэйф согласился. И не просто согласился, а, по свидетельству Веры Глаголевой, «Дал нам письмо-подтверждение. Это письмо Рэйфа было для нас как охранная грамота, нам он очень помогло. Хотя и Фонд кино, и Министерство культуры отказывало в финансировании два раза. Но когда мы звонили Рэйфу, он всегда успокаивал нас, говорил по-русски: «Всё будет хорошо!» И всё действительно стало хорошо». Рэйф Файнс ранее уже принимал участие в экранизации русской классики. Он исполнил главную роль в британско-американской версии «Онегина» (1999). А до этого Файнс исполнял главную роль в пьесе А. П. Чехова «Иванов» в Лондонском театре «Алмейда» и играл Аркадия Кирсанова в театральной версии романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» в лондонском Королевском национальном театре. Актёр искренне влюблен в русскую культуру и видит в ней для себя ещё немало интересных литературных персонажей.
В «Двух женщинах» партнёрами знаменитых и опытных актёров стали молодые дебютанты - Никита Волков и Анна Леванова.
Съёмки «Двух женщин» проходили в Смоленской области, в музее-усадьбе М. И. Глинки в селе Новоспасском, где доподлинно восстановлены интерьеры и внешний вид усадьбы в стиле русского классицизма середины XIX века. Господский дом даже немного достроили - террасу расширили, по старым традициям сплели новую мебель. В усадьбе Глинки всегда были оранжереи, но эти постройки не сохранились, и специально для фильма была построена новая оранжерея, уникальная по своей архитектуре и дизайну. Весь реквизит - подлинный, был собран из частных коллекций и антикварных салонов. Французский Дом «Guerlain» специально для съёмок фильма прислал точную копию флакона парфюма «Imperial» середины XIX века. Для главной героини были изготовлены изысканные украшения в эпохальном стиле. Для оформления интерьеров и пошива костюмов, использовались натуральные ткани из коллекций старинных английских фабрик. Через цветовую палитру и изобразительные детали костюмы передают не только психологическое состояние героев, но и «акварельность» авторского текста, литературного стиля, присущего произведениям Тургенева. Киногерои - обитатели дворянского гнезда, облачённые в изящные наряды, будто бы сошли с полотен Борисова-Мусатова или этюдов Сомова. Таков был изначальный замысел режиссёра Веры Глаголевой и художника по костюмам Елены Лукьяновой. Они сразу договорились - никакого чёрного! Охристые и коричневые тона - для крестьян, светлые нежные оттенки - для дворян.
Картина «Две женщины» была фильмом закрытия ХХII кинофестиваля «Окно в Европу» в августе 2014 года, а 5 сентября была представлена публике на открытии X Казанского международного фестиваля мусульманского кино. У картины неплохой призовой «расклад»: Гран-при, специальный приз имени Михаила Глинки композитору Сергею Баневичу и специальный приз продюсеру Наталье Ивановой на VII Всероссийском кинофестивале «Золотой феникс» в Смоленске; Гран-при имени Валерия Приемыхова и приз за лучшую операторскую работу Гинтсу Берзиньшу на фестивале «Амурская осень»; приз имени Юла Бриннера Анне Левановой на кинофестивале «Меридианы Тихого»; Гран-при, приз за лучшую режиссуру и приз за лучшую женскую роль Анне Астраханцевой и Анне Левановой на II международном фестивале «Угра»; приз Вере Глаголевой «За вклад в развитие и продвижение русской культуры и искусства» и приз зрительских симпатий на фестивале Российского кино в Монако; приз Вере Глаголевой «За вклад в развитие российского кинематографа и пропаганду русской культуры за рубежом» на фестивале Российского кино в Ницце. Картина удостоилась приглашения в г. Баден-Баден (Германия) в апреле 2015 года на Культурно-деловой Форум «Дни России в Европе».
НАТАЛЬЯ ИВАНОВА, продюсер:
«Мы хотим этим фильмом поделиться общими с Тургеневым взглядами на жизнь. Рано или поздно каждый из нас задумывается над смыслом жизни, над тем, для чего живём, что такое честь, порядочность, настоящая любовь, страдания и т. д. Как раз об этом нам и говорит Тургенев. Это вечные вопросы, который каждый задаёт себе. И либо получает ответы, либо нет. Мы хотим показать не только то, что происходит сегодня, мы покажем безвозвратно потерянную страну. Но это шлейф нашей родины. Пусть мир это увидит».
ВЕРА ГЛАГОЛЕВА:
«Эта пьеса ставилась и снималась уже столько раз на стольких языках, что очевидно: она интернациональна. Мне хочется, чтобы в героях нашего фильма сегодняшние зрители узнавали самих себя - хотя бы и в одеждах девятнадцатого века. Да, жизненные критерии поменялись, но нравственные проблемы остались те же».
«Хочется настоящей красоты чувств и переживаний. Тургенев - это Россия, которую мы безрассудно потеряли. Ушли имения, неспешная жизнь, русский покой, внимание к оттенкам отношений. Это как дымка прошлого».
«Мы живём в мире свободном от нравственных принципов, где есть много советчиков: глянцевые журналы, социальные сети, ТВ. Они готовы дать нам очередной рецепт поведения на все случаи жизни, подменяя тем самым важные для человеческого бытия такие понятия, как порядочность, совесть, благородство, о которых так хочется всем напомнить».
«Я думаю, мы справились. В нашем сценарии очень точно описаны действие и характеры. Сокращения есть, но уже работать с таким материалом - это огромная честь. Придаёшь значение каждой мелочи: взгляду, повороту головы. Это самое интересное - когда с актёрами можешь, как в театре, искать нюансы, которые в современном кино давно уже не существенны. Пришел актёр, сказал текст, вышел… А здесь всё очень наполнено и настроением, и атмосферой, и отношениями людей. Для режиссёра это просто красота, когда ты можешь с актёрами очень подробно каждую мелочь обсудить».
«Сюжет этого фильма с первого до последнего кадра будет пропитан атмосферой барской жизни типичной дворянской семьи и её Главной женщины - Натальи Петровны - олицетворения русской красавицы конца XIX века. На фоне этого внешнего благополучия зрителей ждёт напряжённый сюжет, куда постепенно будут вовлечены все обитатели этого дома. Страсть, любовь, ревность и предательство - вот лишь некоторые движущие силы, которые как снежный ком с молниеносной быстротой готовы смести на своём пути все преграды морали и нравственности».
«Важная, если не главная драматургическая составляющая, отводится Михаилу Ракитину - другу семьи Ислаевых и близкого сердечного друга главной героини. Именно ему отводится роль камертона нравственности и порядочности, который в самый сложный для Натальи Петровны и её семьи момент принимает единственно правильное решение».
«Когда мы ещё только задумывались над проектом, над тем, кто может сыграть тургеневских героев, представили себе идеальную картину и записали на листочке бумаги: «мечта». А чуть ниже: «Рэйф Файнс». «Английский пациент» - моё любимое кино, Файнс там гений. И он - абсолютный Ракитин. Мы с продюсером Натальей Ивановой съездили в Лондон на его спектакль «Буря». И первый реальный момент возник там. Я поняла, что это возможно. Файнс - актёр высочайшего уровня, у него всемирная слава, но он очень контактный во всём, что касается интересной для него работы. Он играет и экспериментирует ювелирно тонко. Рэйф - идеальный Ракитин… В принципе мы могли начать снимать год назад, несмотря на финансовые проблемы. Но Файнс сказал, что делает кино про Диккенса и был бы рад, если бы его подождали. И мы пообещали подождать. И дождались. Он приехал в мае, начал учить русский язык…»
«Музыка в фильме будет иметь две составляющие. Первая - это музыкальные предпочтения русского дворянства - французские романсы русского композитора французского происхождения А. Дюбюка. На них будут построены бытовые эпизоды семьи Ислаевых. Вторая - оригинальная авторская музыка известного композитора из Санкт-Петербурга Сергея Баневича, которая позволит раскрыть внутренний мир главных героев фильма».
«Две женщины» - это ещё одна попытка с помощью классиков литературы разгадать секрет души и характера русского человека, как это прежде делали многие известные кинематографисты: С. Бондарчук, Н. Михалков, М. Швейцер, А. Михалков-Кончаловский».
«Наше кино, конечно, авторское. Элитарное. Оно делается для людей с культурным багажом, которые страдают от отсутствия классики на экране. Для тех, кто не потерял способности слышать сердцем, кто не боится любить. Красота обязательно спасёт мир, она пробьётся сквозь сегодняшний день!»
АЛЕКСАНДР БАЛУЕВ:
«Для меня, да, наверное, и для всех, кто принимает участие в этом фильме, прежде всего важно сознание того, что этих людей и целый пласт той давней жизни унесло трагической историей нашей страны. Таких людей больше нет, ушли те отношения, образ жизни, весь её уклад. Эта роль - попытка реанимировать прошлое. У меня есть желание, чтобы такие люди были, хочется увидеть их сегодня».
АННА АСТРАХАНЦЕВА:
«Я всю жизнь мечтала об этой роли. В студенческие годы я выходила на сцену Верочкой и всегда надеялась, что когда-нибудь сыграю Наталью Петровну. Счастье, что актёрские мечты иногда сбываются. Для меня необыкновенная мистика ещё и в том, что моим партнёром оказался великий Рэйф Файнс».
РЭЙФ ФАЙНС:
«Я сначала провёл два месяца в Москве, во время которых учил свою роль на русском языке. Это было непросто. Оказавшись в усадьбе, я понял, что счастлив быть здесь. Невольно вспоминаю своё детство. Ребёнком я долгое время жил в деревне. После Москвы тишина и спокойствие деревни очень радуют. И, как мне кажется, за усадьбой Глинки хорошо ухаживали всё это время. Лето, когда всё покрывается зеленью, заставляет нас думать о том, насколько плодовиты леса, поля, обо всём об этом мы можем прочесть у Тургенева в его «Записках охотника». Он очень тонко описывал природу. Вот это в первую очередь привлекло моё внимание: описания природы в его произведениях перекликаются с местными пейзажами».
«Мне нравятся костюмы, интерьеры, а главное - лица ушедшей эпохи. Я хотел бы жить в том времени. Я каждый день думаю о Тургеневе. Я ездил в Спасское-Лутовиново и это, наверное, было самым вдохновляющим путешествием. Там я смог представить себе жизнь писателя, это очень помогло составить впечатление о его личности. Есть много писателей, которых я для себя считаю важными. Тургенев в своей пьесе «Месяц в деревне» предвосхитил чеховский реалистичный театр. Он тонко и с подробным вниманием и пониманием описывает внутреннюю жизнь своих персонажей. Меня всегда привлекал тургеневский Ракитин. Однажды мне предложили сыграть его на английском языке, но у меня не было тогда возможности за это взяться. Ракитин - очень образованный человек, мне кажется у него много качеств, которые были и у самого Тургенева. Он внимательный, чувствительный, он переполнен внутри глубокими эмоциями. Я сначала провёл два месяца в Москве, во время которых учил свою роль на русском языке. Это было непросто. Оказавшись в усадьбе, я понял, что счастлив быть здесь».
НИКИТА ВОЛКОВ:
«Новость о том, что я прошёл кастинг, меня сразила. Некоторое время я вообще себя не помнил. Ещё бы - это же мой большой дебют! Я просто «прилип» к Рэйфу Файнсу. Это удивительно и потрясающе: каждый день иметь возможность с ним взаимодействовать, разговаривать, он даже на расстоянии учит меня очень многому. Я ищу нужные движения, жесты, нюансы, пытаюсь экспериментировать, чтобы верно нащупать тонкую нить сложных взаимоотношений. Это очень интересно!»