Ещё один годЕЩЁ ОДИН ГОД
(Россия, 2014)
Режиссёр: Оксана Бычкова.
В главных ролях: Алексей Филимонов, Надежда Лумпова, Евгений Сытый, Ольга Аксёнова.
Жанр: драма.

Егор и Женя снимают маленькую квартиру в спальном районе, им по 25 лет, и они трогательно любят друг друга. Женя недавно устроилась в модное интернет-издание и пребывает в эйфории от новой работы. Егор, парень без амбиций: промышляет по ночам бомбилой, днём отсыпается. Он ревнует Женю к журналистской тусовке. День ото дня «сцены из супружеской жизни» становятся всё жестче…

Фильм снят по заказу Госфильмофонда РФ, озаботившегося созданием ремейков на те картины, права на которые принадлежат государству. «Ещё один год» представляет собой свободный ремейк картины 1979 года «С любимыми не расставайтесь», режиссера Павла Арсенова. К тому же в основе и той, и другой картины – пьеса Александра Володина. но основательно переписан. Впрочем, сценарий фильма «Ещё один год» написан Натальей Мещаниновой (режиссёр фильма «Комбинат «Надежда») и Любовью Мульменко (сценарист фильмов «Комбинат «Надежда» и «Как меня зовут») с учетом современных реалий и является вполне самостоятельным произведением.

Режиссёр Оксана Бычкова родилась в Донецке 18 июня 1972 года, но росла на Сахалине. Сразу после школы поступила и в 1995 году окончила отделение журналистики в Ростовском государственном университете. Работала журналистом на радио. В 2000 году, став москвичкой, Бычкова поступила на Высшие курсы сценаристов и режиссёров (мастерская Петра Тодоровского). Первой полнометражной работой стал фильм по собственному сценарию «Питер FM» (2006). Фильм получил приз «Серебряная ладья» за лучший дебют на кинофестивале «Окно в Европу» и был номинирован на премию «Ника» в категории «Открытие года».
В 2008 году вышел второй фильм Бычковой «Плюс один», который на кинофестивале «Кинотавр» получил приз за лучшую мужскую роль (Джетро Скиннер), а также приз «Золотая ладья» в рамках конкурса «Выборгский счет» (зрительское голосование) на кинофестивале «Окно в Европу».

В главных ролях снялись Алексей Филимонов («Кислород», телесериал «Жизнь и приключения Мишки Япончика», «Жить») и дебютантка в большом кино Надежда Лумпова.

Мировая премьера «Ещё одного года» состоялась 28 января 2014 года на МКФ в Роттердаме, фильм был отмечен там призом «The Big Screen Award» с такой формулировкой зрительского жюри: «В то время как голландские СМИ заполнены негативными новостями из России, фильм «Ещё один год» погружает нас в повседневную жизнь молодых людей, которые формируют будущее страны, и берёт нас за душу. Это больше, чем просто любовная история, она показывает, как глобализация сталкивается с традицией в современной России и как их можно примирить. Совершенный, прекрасно разыгранный, скромный, тонкий и совершенно убедительный». Картина также получила звание лучшего фильма на киносмотре «Провинциальная Россия» в городе Ейске и взяла приз Федерации киноклубов России на Московском МКФ.


ЛЮБОВЬ МУЛЬМЕНКО, сценарист:
«С Бычковой было так: мне позвонила Наташа и сказала, что Бычкова пишет сценарий, «давай ей поможем». Мы пришли к Оксане домой, и она говорит: «Такие условия. Надо про пару, которая на наших глазах разводится. Им, наверное, лет по двадцать пять». Поводом для появления этого фильма стало обладание правами на экранизацию Володина, продюсеры пришли к Бычковой с предложением сделать кино «по мотивам». Но Бычковой важно было снять авторский фильм, а не ремейк. Продюсеры дали свободу Оксане, а Оксана - нам. Она сразу сказала: «Делайте, что хотите, делайте без оглядки на текст». Мы опирались не на пьесу, а на собственный опыт. Мы все дожили до двадцатипятилетнего возраста и даже дальше, у нас у всех были романы или гражданские браки, которые заканчивались. В первый вечер мы просто рассказывали друг другу истории про любовь. Вспоминали разное трогательное, страшно веселились. За пару таких встреч придумали, кто наши герои, кто они по профессии. Я предложила отправить героиню работать в редакцию, потому что я про редакцию хорошо понимала. У нас, конечно, в Перми была совершенно другая… Вообще, я эксплуатировала свой опыт сильно. Я как раз только что переехала в Москву, рассталась с мужчиной. Мне кажется, самое прекрасное, что есть в фильме - это маленькие интимные шутки, которые совершенно реальны. Сцена, в которой герои говорят про имбирь - док, это было со мной».

ОКСАНА БЫЧКОВА:
«Я хочу делать то, что я чувствую. В России такая странная ситуация с кино. Я шесть лет ждала, чтобы снять этот фильм, хотя оба моих первых фильма были довольно успешны коммерчески».
«Это была не моя идея, это была идея продюсеров фильма, от них поступило предложение. Даже это скорее была не постановка по пьесе, а ремейк фильма Арсенова «С любимыми не расставайтесь»… Пьеса Володина - шестнадцать страниц. Сделать из неё полный метр - очень сложная задача. При этом мы отказались от калейдоскопа разводящихся пар, как у Арсенова. Важно быть с героями в каждом эпизоде, не отвлекаясь».
«Нам важно было сделать эту картину актуальной и современной, про сегодняшнее время, а пьеса, всё-таки, очень сильно отражает то время, когда она писалась, семидесятые годы. Если бы мы переносили всё это в кино нынешнее, это было бы неправдой, получилось бы очень фальшиво. Нам было важно сделать всё очень настоящим, живым и полудокументальным, чтобы нынешний зритель, из десятых годов, смотря это кино, проводил параллели с собой, чтобы это было близко и понятно каждому человеку».
«У Володина конфликт происходит из-за того, что девушка вовремя не позвонила и вечером не пришла домой. В эру мобильных телефонов невозможно поверить, будто из-за этого супруги разведутся. Поэтому пришлось выстраивать новый социальный контекст. Но глобально люди не поменялись. Есть вечные темы, которые не зависят ни от времени, ни от географии. В Роттердаме зрители на обсуждении говорили, что кино будто бы снято про них. А мне казалось, это совершенно московская история. Про молодых людей, приехавших учиться и оставшихся здесь жить».
«Так получилось, что сроки были сжатые, мы за три недели написали сценарий, точнее, они написали, а я просто участвовала в обсуждениях. Они - это Наташа Мещанинова и Люба Мульменко. Я никогда не видела, чтобы так быстро писался сценарий. Всё сошлось, потому что эти две прекрасных девушки были самыми подходящими авторами для такой вещи. Они очень хорошо чувствуют и время, и язык этого времени, и могут делать очень точные личные вещи, передавать их в том самом полудокументальном режиме, который нам был необходим. Задача стояла именно такая, сделать кино в таком стиле».
«Так сложилось, что сценарий появился позже кастинга. 10 декабря мы начали, к середине января мне надо было уже утверждать. Мы приглашали пары, парня и девушку, рассмотрели всех ребят в Москве от 20 до 30 лет, были просто роскошные пробы, у нас есть очень хорошие актёры молодые. Играли не текст, а импровизацию совсем не из сценария. Они проигрывали это от себя. Были совершенно невероятные истории, например, очень хорошие ребята из театра разыгрывали сценку, как она приходит домой в четыре утра, а он не спал и ждал всё время. В какой-то момент такой крик поднялся у них, что из соседних кабинетов прибежали люди, хотели полицию вызывать. Было смешно, конечно. Этюдным методом можно было смотреть, как человек живёт. У Нади Лумповой были самые лучшие пробы. Продюсеры мои, конечно, представляли себе какую-то другую, известную красивую артистку, но пробы победили, потому что она действительно играла лучше всех… У Нади первая роль, и я никогда такого не видела. У меня три фильма, не такой большой опыт, но всё же. Обычно актёры набирают силы, привыкают к площадке первое время, всё это сложно. Даже опытным людям. Первую неделю весь материал в мусор. Все режиссёры знают, что лучше переснять потом, если есть время, или поставить ненужную сцену в начало. У Нади этого не было. Я просто обалдела, когда человек с первого дня встроился».
«Мы специально снимали в клубе «Солянка» и в чебуречной, чтобы показать, что им там комфортно, но между этими мирами нет противостояния. Каждому своё. Наши герои просто разрушают свои отношения, они два разных психологических типа, но не противостоят друг другу социально».
«Мужчине нужна какая-то уверенность в себе… У него в социальном плане всё сложно, и он законсервировался в этом состоянии. Идти устраиваться на работу, когда есть образование, горный институт, которое ни к чему не пришить, все эти жуткие собеседования, он не может. От этой неуверенности появляются моменты ревности и всё остальное. То есть он не может встроиться в социальную среду. Очень многие мои знакомые такие. Причём женщины ещё гораздо более подвижны, они могут встраиваться, наступать на горло собственной песне, идти продавать сауны и бассейны, чтобы было что есть в семье, а мужчинам сложнее».
«Я показывала фильм одному другу, он очень точно сформулировал: это распад, после которого, когда уже всё разрушено, остается только любовь, которую не к чему приложить в финале. Всё это было для двух людей. Осталась любовь в чистом виде, без дома, без отношений, без союза».


ПРЕССА:

«В фильме Бычковой, снятом по мотивам пьесы Александра Володина «С любимыми не расставайтесь», ещё больше заметны генетические связи с советским оттепельным кино. Однако фактуры и типажи другие - современные, - да и конфликт, осложняющий жизнь молодой пары, тоже адаптирован к сегодняшнему дню. Муж с образованием не может найти достойной работы и вынужден промышлять по ночам бомбилой, женщина, устроившись дизайнером в редакцию, стремится утвердиться в более престижном социальном слое креаклов. Получается вполне мейнстримовская социальная мелодрама, которую темпераментно разыгрывают Надежда Лумпова и Алексей Филимонов. Свежие лица и профессионализм артистов новой генерации - тоже признаки оживления в российском кино. Ну и, наконец, явная феминизация режиссуры: похоже, женщины скоро будут реально доминировать в этой, ещё недавно мужской профессии» (Андрей Плахов, «Коммерсантъ»).

«Условно говоря, перед нами хипстерская версия советской классики, и здесь на экране по большей части тоже физиономии свежие, незамыленные. Это пример нестыдного ромкома с человеческим лицом и с приятными глазу пейзажами Москвы - не самого кинематографичного города. Несмотря на девайсы и модные прически, история эта интересна тем, что от советского прошлого не укроешься даже в клубе «Солянка». Оно и там нагонит и напомнит о том, что все отношения цикличны и конечны. Хотя фильм Бычковой сделан в технике «синема веритэ», он старается производить впечатление лёгкой грусти и не доводить до точки кипения» (Илья Миллер, «The Hollywood Reporter»).

«Своеобразную детскость, непринужденность и эмоциональность героев можно было бы списать на тандем актёров, молодых Алексея Филимонова и Надежду Лумпову, но в них-то как раз проглядывает настоящая актёрская правда, они подлинные дети своего века, не слишком серьёзные, увлечённые, живущие в бешеном ритме современной Москвы. Можно поверить даже в их отношения, Надежда так и вовсе великолепна в драматических эпизодах, но вот увлечение режиссёра второстепенными деталями постоянно всю актёрскую честность выдавливает на периферию. Камера куда больше уделяет времени пейзажам, застывшим позам, затянутым планам и праздным диалогам, чем красивому, нежному, сильному чувству главных героев. Фильму катастрофически не хватает эмоций, тяжёлого переживания утраты друг друга, такого, которые очаровали зрителей, например, «Исчезновения Элеанор Ригби», где герои тоже пытались заполнить вакуум, образовавшийся после расставания… И всё-таки не хотелось бы быть к новой картине Оксаны Бычковой слишком строгими. Она сохранила свой фирменный юмор, картинка её фильма по-прежнему динамична и цепляет оригинальными решениями. В конце концов, её герои на мгновения, на доли секунд показывают что-то подлинно светлое» (Евгений Ухов, Film.ru).

«Социальное в этом фильме подчинено психологическому, лирическому сюжету, хотя все детали, диалоги и коллизии очень точны и почти документальны. Но эта документальность не приводит к созданию среды, мира, большого социального пространства, в котором происходит действие. Хипстеры и обыватели одинаково условно обозначены, хотя в некоторых сценах снимались не профессиональные актёры, а реальные персонажи московских тусовок, но выглядят они недостаточно убедительно, так, будто их мир, интересы и разговоры придуманы. Зато всё, что касается личных отношений двух героев, сделано очень точно, убедительно и объёмно. Тут есть жизнь, есть почва, есть реальность… Интимный и тихий фильм Оксаны Бычковой заставляет вспомнить о времени затаившейся человечности, о 1980-х годах и о том, что в основе любых больших коллизий всегда заложены самые простые, частные отношения, то есть на самом деле - просто любовь» (Алёна Солнцева, «Огонёк»).

«Бычковой очень повезло с актёром, превосходным Алексеем Филимоновым, которому даже пресловутой бровью двигать не нужно, чтоб создать образ - достаточно один раз тихо взглянуть в камеру. Филимонов в конечном счёте и держит этот фильм, который, конечно, выйдет в широкий прокат и будет пользоваться определённым успехом, но к которому злые критики, начитавшиеся Володина и насмотревшиеся Арсенова, непременно применят определение «размазня», а особенно злые даже усилят его эпитетом «беспомощная» (Денис Корсаков, «Комсомольская правда»).

«Картина Оксаны Бычковой, которой она подарила много накопившейся за время молчания фирменной мягкости и пионерской смешинки, - олицетворяет европейскую часть нашей необъятной родины. Здесь хрустящий снег создан для того, чтобы в нём валяться, а зима в целом - для того, чтобы дарить красивые варежки. Совсем молодые, не инфантильные даже (в конце концов, современный инфантилизм это всего лишь трусливая маскировка), а именно маленькие влюблённые елозят и хохочут всё время, даже когда разводятся. И классическая история Володина про то, как он попутал, а она дождалась, выглядит не как подвиг любви, а как обыкновенное, но и единственно возможное стечение обстоятельств: эти двое не могут не любить друг друга. Не рассориться они не могут, но и не помириться - тоже невозможно. Можно сказать, что все расставленные по сценарию социальные и психологические рычажки про хипстерских начальников и подружек с советской завивкой уплощают историю, делают выбор героев слишком простым, слишком очевидным. Но с другой стороны, так и бывает: вокруг некоторых неизбывно весёлых и морально устойчивых натур всё так неизбежно и складывается. Пляшешь до упада, бомбишь до рассвета, выносишь старый матрас, без колебаний поставив жирную точку в отношениях, без колебаний же забираешь рулём резко влево, зачеркивая целый год, прожитый порознь. Просто такой характер, лёгкий. И Москва в фонариках тут поворачивается именно этой своей стороной: быстрых перемен, шумных компаний, вечной как бы нехватки денег, но при этом относительной устроенности, магазинных и галерейных шатаний, едва заметной ненастоящности... Хотя мы привыкли воспринимать «московский текст» как антиутопию, здесь Москва предстает городом тепла и уюта, прыгучести и непосредственности, и понятное дело, сильнее это воспринимаешь в контексте чего-то совсем другого, огромного и холодного» (Ольга Касьянова, «Сеанс»).

«Ещё один год» - редкий для России пример того самого «кино с человеческим лицом», которое на самом деле немыслимо без авторской воли, авторского взгляда, авторской интонации. О таких фильмах, зрительских и синефильских одновременно, одни у нас мечтают (редкие настоящие продюсеры), другие (зрители постарше) о них ностальгируют, пересматривая лучшие образцы советского лирического кино. А третьи (зрители помоложе) находят им достойную замену в виде молодого и свободного европейского или американского кино, с которым у интеллигентного, абсолютно современного фильма Бычковой тоже много общего» (Евгений Гусятинский, «Русский репортер»).



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта