ИСХОД: ЦАРИ И БОГИ
(«Exodus: Gods and Kings», США-Великобритания, 2014)
Режиссёр: Ридли Скотт.
В ролях: Кристиан Бэйл, Джоэл Эдгертон, Аарон Пол, Бен Кингсли, Сигурни Уивер, Джон Туртурро, Мария Вальверде, Голшифте Фарахани, Индира Варма, Бен Мендельсон, Хиам Аббасс.
Жанр: эпическая драма.
Ветхозаветная история о великом пророке Моисее. Моисей появился на свет в те времена, когда фараон приказал убивать всех новорождённых мальчиков еврейского происхождения. Чтобы спасти его, мать положила малыша в корзину из тростника и отправила вниз по Нилу. Ребёнка нашла дочь фараона, которая усыновила его и растила рядом с Рамзесом - будущим фараоном. Много лет спустя, став мужчиной, Моисей (Бэйл) бежит из Египта, а затем возвращается туда по велению Господа, чтобы избавить свой народ от оков рабства. Он возглавляет Исход евреев из Древнего Египта и становится основоположником иудаизма. Бросив вызов могущественной империи, Моисей повёл за собой в поисках Земли обетованной 600 тысяч рабов, чем, конечно же, вызвал гнев у фараона Рамзеса (Эдгертон), лишившегося целой армии дешёвой рабочей силы. В результате между двумя одиозными лидерами, имевшими сильное влияние на умы и сердца людей, возникло непримиримое противостояние. Это история о двух названных братьях, которые выросли вместе, но избрали совершенно разные пути и стали в итоге заклятыми врагами…
Картина основана на библейских сюжетах и, в первую очередь, на Книге Исход и некоторых фрагментах Ветхого Завета. Первоначальный вариант сценария написали авторы драматургической основы фильмов «Нас приняли!» и «Мгновения Нью-Йорка» Билл Коллэдж и Адам Купер, а переработал его Стив Зэйллиан («Список Шиндлера», «Прямая и явная угроза», «Миссия невыполнима», «Ганнибал», «Банды Нью-Йорка», «Гангстер», «Девушка с татуировкой дракона»). В работе над сценарием также принимал участие Джеффри Кейн («Золотой глаз», «Преданный садовник»).
Первоначально проект назывался просто «Исход», но поскольку правами на это название владеет студия «MGM», выпустившая в 1960 году одноимённую ленту Отто Преминджера с Полом Ньюманом в главной роли, студии «20th Century Fox» пришлось добавить второе название «Цари и боги». Интересно, что тематически обе картины никак не связаны между собой.
«Исход: Цари и боги» - наполненное высокотехнологичными спецэффектами эпическое киноприключение от прославленного постановщика Ридли Скотта («Чужой», «Бегущий по лезвию», «Солдат Джейн», «Гладиатор», «Падение «Чёрного ястреба», «Царство небесное», «Робин Гуд», «Прометей»). Интересно, что в одном из интервью Ридли Скотт признался, что он атеист, и назвал религию «главным источником зла». Скотт решил снимать по-старинке, настояв на сооружении крупномасштабных декораций. Рассказывая о своем подходе к подбору актёров, он отметил тот факт, что географически Египет расположен на перекрёстке, разделяющем Африку, Ближний Восток и Европу, и поэтому люди, издревле населявшие это государство, были представителями разных рас, культур и верований. Исходя из этого, Скотт включил в актёрский состав иранцев, испанцев и арабов. Хотя главные роли исполнили актеры, далёкие от Востока.
В своё время Даррен Аронофски желал заполучить англичанина Кристиана Бэйла на роль Ноя в свой одноимённый фильм, но из-за конфликта с графиком актёра вынужден был заменить его на партнера Ридли Скотта по «Гладиатору» Рассела Кроу. «Исход: Цари и боги» - второй библейский фильм с участием Кристиана Бэйла, первым был «Мария, мать Иисуса», в котором актёр исполнил роль Иисуса. Готовясь к роли Моисея, Бэйл прочитал множество священных для христиан и иудеев книг, посещал воскресную школу и пересмотрел массу фильмов: от «Моисея» Роджера Янга до «Всемирной истории» Мэла Брукса. Кристиан Бэйл назвал своего героя «шизофреником и одним из самых выдающихся варваров, о которых он когда-либо читал». Неаккуратное высказывание актёра вызвало определенный переполох и горячую полемику.
Роль Рамзеса исполнил австралиец Джоэл Эдгертон («Воин», «Цель номер один», «Великий Гэтсби»). От этой роли отказались Оскар Айзек и Хавьер Бардем. Эдгертон узнал об утверждении на роль Рамзеса из поздравительных электронных писем от людей, которые первыми прочитали эту новость в Интернете. Роль Туи, матери Рамзеса, сыграла знаменитая американка Сигурни Уивер, до этого снимавшаяся у Ридли Скотта в фильме 1979 года «Чужой». В роли мужа Туи выступил американец Джон Туртурро («Бартон Финк», «Большой Лебовски», трилогия «Трансформеры»). «Исход: Цари и боги» - второй фильм о Моисее с участием Бена Кингсли, первым был «Пророк Моисей: Вождь-освободитель», в котором актёр исполнил роль Моисея.
За изображение на проекте отвечал известный польский и американский кинооператор Дариуш Вольски («Ромео истекает кровью», «Ворон», «Багровый прилив», «Тёмный город», «Мексиканец», «Пираты Карибского моря: Проклятие Чёрной жемчужины», «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца», «Пираты Карибского моря: На краю Света», «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит», «Алиса в Стране чудес», «Ромовый дневник», «Пираты Карибского моря: На странных берегах», «Прометей», «Советник»), а музыку к фильму написал испанский композитор Альберто Иглесиас, трёхкратный номинант на премию «Оскар» («Преданный садовник», «Бегущий за ветром», «Шпион, выйди вон!»). Иглесиас неоднократно сотрудничал с популярным испанским режиссёром Хулио Медемом, но наиболее примечательный союз у композитора сложился с Педро Альмодоваром.
На протяжении 16-ти недель до начала работ над «Исходом» шла активная подготовка к съёмкам. Под бдительным надзором мастера костюмированного кино Стефано Де Нардиса («Пираты Карибского моря», «Троя», «Принц Персии») в Марокко и Великобритании шились четыре тысячи костюмов. Более 200 британских компаний были вовлечены в различного рода субподряд: от производства бутафорского оружия до аренды животных для съёмок. В это же время, будто план предстоящего сражения, разрабатывалась стратегия максимально эффективной последовательности съёмки сцен. В результате фильм был снят за 74 дня. Съёмки проходили с 16 сентября 2013 года по 18 января 2014 года на Канарских островах (Фуэртевентура), в Мексике, в Андалусии (Испания) и в Великобритании – на студии в Пайнвуде, что к северу от Лондона, где расположились мастерские и павильоны с внутренним убранством египетского города.
Многих зрителей после просмотра трейлера «Исхода» не устроило, то, что Рамзес, Моисей и другие заглавные герои - белые, а темнокожие актёры задействованы лишь на втором плане и то в роли воров или рабов. Была опубликована петиция, авторы которой считали, что тем самым сэр Ридли Скотт лишь усиливает расистские предрассудки. Под этим текстом свои виртуальные подписи на момент публикации поставили свыше 16,5 тысяч человек.
РИДЛИ СКОТТ:
«Такие фильмы, как «Исход», - испытание для всех. От масштаба зависит сложность производства, но тем и интереснее. Всю мою жизнь я создавал себе трудности и сам же их преодолевал».
«Когда я встретился с Кристианом, перед нами стал вопрос - что совместно мы можем сделать. И я предложил идею, однако, не сразу, а где-то через 4-5 лет. Я предложил снять фильм о Моисее… Я и Кристиан с самого начала знали, что он - идеальный кандидат на эту роль… Кристиан - очень открытый человек, как и Рассел Кроу. Он всегда играет на партнёра, как и положено в хорошей команде. Крис готовится к роли, проводит какое-то своё исследование. Сейчас многие актёры работают над своим домашним заданием. Без этого ты просто модель в костюме, долго не продержишься. Среди актёров очень большая конкуренция в наши дни. Серьёзных артистов немного, поэтому они стараются все свои силы отдавать подготовке к роли, и это работает на пользу общей задаче. В моей картине Крис встал перед серьёзной задачей - перелопатить Ветхий Завет».
«В начале работы над «Царством небесным» я делал пробы с Орландо Блумом, Хитом Леджером и другими актёрами. Неизвестно откуда появилась запись из Австралии. На ней был парень, одетый в какой-то средневековый костюм. Он произносил: «Добрый день, я австралиец». Я, помнится, тогда сказал: «Окей, понял». Это был Джоэл, и то, что он прочитал для меня после этого, было великолепно. Мне кажется, что Джоэл был создан для театра, откуда он пришёл в кино. Проходит мгновение, внезапно исчезает австралийский акцент, а вместо него появляется нечто особенное. Он блестяще прочитал мне отрывок из того сценария, и я его запомнил. Листая сценарий «Исхода», я думал, кого бы он мог сыграть. Я знаю, что Джоэл и его брат - партнеры в бизнесе, они сами продюсируют и снимают фильмы. Самое последнее из того, что я с ним видел, - «По волчьим законам». Мне фильм очень понравился. Я предложил, что если он побреет голову, то будет утвержден на роль. И он согласился! Побрили мы ему не только голову. Фараоны в те времена были подобны богам, с гладкой кожей».
«В фильме многонациональный актёрский состав. У меня работают испанские, иракские, иранские актёры. Нет египетских актёров на главные роли? Попробуй получить под них финансирование! Этот идиот в статье написал ещё, что в фильме никто не выглядит как египтянин! Большинство испанцев или итальянцев выглядят как египтяне. Мы все что-то взяли от египтян. Я вполне мог бы быть египтянином того времени. Со времён Ветхого Завета расы перемешивались, и современное население Египта совсем не такое, какое было тысячи лет назад».
«Режиссёр подобен капитану спортивной команды, например футбольной. Он должен убедиться, что каждый футболист занимает правильную позицию во время игры. Поэтому я всегда стараюсь подобрать актёров, которые смогут хорошо взаимодействовать друг с другом. И тут уже не важно, кто в какой роли - главной или второстепенной. Я на практике понял, что если между актёрами есть взаимопонимание, то и работать над фильмом всем будет проще».
«Когда я рисую какую-то сцену, то знаю, что она оживёт, если у меня в ней будет необходимость. Волны, которые зритель увидит в фильме, будут самые настоящие. Мы нашли компанию, которая делает программное обеспечение только для изображения воды в разных её состояниях. Они сделали для нас волны. Работать сейчас со всеми этими новинками в технологиях не просто удовольствие. Они дополнительное вдохновение».
АРТУР МАКС, ведущий дизайнер фильма:
«Чтобы иметь общее представление о масштабе «Исхода», вам придется добавить к «Гладиатору» «Прометея» и ещё половину «Робин Гуда».