ХОББИТ: БИТВА ПЯТИ ВОИНСТВ («The Hobbit: The Battle of the Five Armies», США-Новая Зеландия, 2014)
Режиссёр: Питер Джексон.
В ролях: Мартин Фриман, Иэн Маккеллен, Ричард Армитедж, Орландо Блум, Кейт Бланшетт, Хьюго Уивинг, Кристофер Ли, Эванджелин Лилли, Джеймс Несбитт, Кен Стотт, Питер Хэмблтон, Марк Хэдлоу, Джед Брофи, Эйден Тернер, Дин О'Горман, Грэм Мактавиш, Джон Коллен, Стивен Хантер, Адам Браун, Уильям Кирчер, Сильвестр Маккой, Бенедикт Камбербэтч, Ли Пейс, Люк Эванс, Микаэль Персбрандт, Стивен Фрай, Ману Беннетт, Лоуренс Макор, Джон Белл, Райан Гейдж, Билли Коннолли, Грег Эллис, Иэн Холм, Брэт Маккензи.
Жанр: фэнтези.
Заключительная глава об эпических приключениях Бильбо Бэггинса, Торина Дубощита и отряда гномов. Попробовав отбить родину гномов у дракона Смауга, они невольно пробудили смертоносную силу. И теперь Смауг собирается обрушить свой пламенный гнев на беззащитных жителей Озёрного города. Ради возвращения сокровищ одержимый ими Торин жертвует дружбой и честью, и отчаянные попытки Бильбо вернуть ему разум вынуждают хоббита сделать рискованный выбор. Но главная опасность ещё впереди. Неведомый никому, кроме волшебника Гэндальфа, опаснейший враг всего Средиземья Саурон послал полчища орков и варгов на битву у Одинокой Горы. Тьма наступает. Народы гномов, эльфов и людей должны сделать выбор - объединиться или быть уничтоженными. Так Бильбо оказывается в самом центре эпической Битвы пяти воинств, сражаясь за свою жизнь и жизни своих друзей, когда будущее Средиземья висит на волоске.
Третья и заключительная часть кинотрилогии «Хоббит» режиссёра Питера Джексона, являющаяся экранизацией повести Джона Рональда Роуэла Толкина «Хоббит, или Туда и обратно» (1937). На ранней стадии развития проекта планировалось, что будет всего два фильма, а у второго появится подзаголовок «Туда и обратно». Но затем в июле 2012 года было принято решение разбить историю на три части, а этот подзаголовок отдать последнему фильму. В апреле 2014 года Питер Джексон объявил, что название третьего фильма всё же изменится, и это будет «Битва пяти воинств». Основной причиной для изменения названия стало то, что в последнем фильме в центре внимания находится именно эта битва. Джексон написал на своей странице в «Facebook», что название «Туда и обратно» подходило для второй части фильма, если бы она была последней, но, когда решили сделать три фильма, это название стало неуместным, поскольку Бильбо уже прибыл «туда» во второй части.
«Битва пяти воинств», как и предыдущие части, снималась камерами «RED Epic» с разрешением высокой чёткости, с частотой 48 кадров в секунду.
Несмотря на то, что Кейт Бланшетт появляется во всех фильмах трилогии, она провела на съёмочной площадке всего восемь дней.
После завершения съёмок несколько актёров оставили себе некоторые предметы реквизита на память. Мартин Фриман оставил себе меч Бильбо и протезные уши, Ричард Армитедж сохранил меч Оркрист, а Ли Пейс - эльфийский меч своего персонажа.
Финальную песню к фильму – «The Last Goodbye» - исполнил Билли Бойд, сыгравший роль Перегрина Тука в трилогии «Властелин Колец».
«Битва пяти воинств» считается прелюдией к кинотрилогии «Властелин колец» и последней экранной адаптацией литературных произведений Толкина. Как пояснил Питер Джексон: «Дж. Р. Р. Толкиен продал права на экранизацию «Хоббита» и «Властелина колец» в конце 60-х, но «Сильмариллион» не был даже дописан. Часть книги написал сам Толкиен, а остальное после его смерти дописал его сын. Он же и опубликовал книгу. Так что, права на экранизацию «Сильмариллиона» никогда не продавались, и владельцы не заинтересованы в обсуждении экранизации с кем-либо».
ФИЛИППА БОЙЕНС, сценарист и продюсер:
«Третья часть будет жёстче, мрачнее и масштабнее».
ПИТЕР ДЖЕКСОН:
«Тон повествования изменяется по очень понятной схеме - от довольно наивного и невинного до мрачного. К тому времени, как мы закончили работу над третьей частью, которая является самой эмоциональной и напряжённой из трёх, я думаю, именно она стала моей любимой, если честно. Это не просто слова. В ней есть нотки триллера. Когда вы досмотрите фильм до конца, вы почувствуете, что самое время продолжить повествование в «Братстве кольца». Появится ощущение, что путешествие продолжается. Я всегда держал в голове шесть фильмов. Спустя годы, когда всё закончится, мир, показанный в этих фильмах, будет существовать в серии из шести частей. Именно с этой позиции будущие поколения будут его воспринимать».
«Битва пяти воинств» - это итог того, что сделали гномы в конце прошлого фильма. Вот была эта гора, набитая золотом, и охранявший её дракон, из-за которого никто не решался приблизиться к горе. Разбудив и разозлив этого дракона, гномы запустили целую цепь событий. Кульминация, последние три минуты предыдущего фильма задают темп завязки для грядущего фильма, близкий к скорости метеора. А это очень здорово, когда не нужно никакого разогрева предысторией, когда можно сразу броситься в гущу событий и не снижать накал на протяжении всего фильма».
«На сражении держится основная сюжетная линия. И я, в принципе, не думаю о ней, как о битве. Любое сражение - самодостаточно и автономно. У нас же, развитие всех наших персонажей происходит по ходу этой битвы. Когда они ввязываются в драку, развитие повествования набирает обороты. То, что происходит в середине сражения, изменяет линии некоторых персонажей. Сидят ли они на привале или сражаются, битва всё равно является частью повествования. Весь фильм будет очень напряжённым, с элементами триллера, как я уже сказал. В битве всегда можно убить одного или двух героев, и бог знает, скольких ещё. Поэтому, возможно, несколько персонажей погибнет в третьей части. Мы можем себе позволить те эмоции, которых у нас в «Хоббите» ещё не было. Мы определённо готовы к битве в этом фильме».
«Книги Толкина - не роман в стиле фэнтези. Это легенды. А легенды живут вечно. Древнегреческие и древнеримские легенды и мифы сочинили тысячелетия назад, но книги, в которых они изложены, читаются и перечитываются из поколения в поколение. По ним постоянно снимают фильмы, и фильмы эти не приедаются. Дело ещё и в том, что у англичан нет своих легенд со времён завоевания их норманнами. Всё было утеряно ещё тысячу лет назад. Толкин в бытность свою профессором Оксфордского университета очень интересовался легендами разных народов, прекрасно знал и разбирался в греческой и римской мифологии. Зная, как формируется этот жанр, он сочинил своему народу легенды, которые они потеряли. То есть не просто дал англичанам, а потом и всему миру захватывающие романы - он вернул им часть их истории. Но есть и ещё один аспект. В романах Толкина описывается то, что актуально и сегодня. Вглядитесь внимательнее, и вы увидите, что большинство ситуаций и событий в книгах Толкина будто взято из нашей с вами жизни. Замените эльфов на обычных маленьких людей. А дракона - на жадного богатея, который нахапал золота и сидит на нём, стережёт. И не потому, что оно ему позарез нужно, а потому, что у него уже мозги так работают: это моё, никому ничего не отдам и никому не буду помогать. Легенды вечны, потому что описывают вечные интриги».
«Снимать фильм можно на любой скорости. Главное - на какой скорости его показывать. Да и нет в скорости 48 кадров в секунду ничего опасного, никто в зале в зомби не превратится. Дело в том, что скорость 24 кадра в секунду была взята за эталон ещё в 1927 году, когда кино только начинали снимать. На такой скорости работали ручные камеры. И, чтобы совмещать кадр со звуком, скорость съёмки не должна была быть больше. Но сейчас технологии настолько ушли вперёд, что снимать на скорости 24 кадра и дороже, и вообще это анахронизм. Нужно переходить к более современным методам. Люди к этому привыкнут. Помните, когда был снят самый первый фильм, в котором показывался поезд, подходящий к платформе? Так первые зрители, видя надвигающийся локомотив, в панике убегали из зала. Сейчас никто никуда не бежит, даже смотря фильм в формате 3D. Привыкли».
«За что я буду вечно благодарен профессору Толкину - так это за то, что благодаря ему у меня появились возможности воссоздать по оригинальным чертежам летательные аппараты времён Первой мировой и нанять людей, и основать фабрику по постройке самолётов Первой мировой войны, которые всегда были моим хобби. Благодаря полученному доходу мне удалось вывести своё хобби на высший уровень. А ещё мы создали в Новой Зеландии целую инфраструктуру для киносъёмок и постпродакшена. Каждый раз, входя в это здание, я говорю: «Спасибо тебе, «Властелин колец».
ИЭН МАККЕЛЛЕН:
«Я бы хотел видеть, как Гэндальф ведёт себя на отдыхе, как он наслаждается жизнью, что ест на обед, как спит, носит ли пижаму. Ещё я всё время думаю: а почему он постоянно носит эту шляпу? Наверное, он в ней держит всё необходимое. Зубную щетку. Пижамы. Книги. Много разных вещей. Это же волшебная шляпа».
РИЧАРД АРМИТЕДЖ:
«У меня было два парика, и каждый стоил, кажется, по сорок тысяч долларов. Не позволялось даже волосинку выдернуть! Их надевали и снимали специальные эксперты. То же самое касалось лица, одежды, доспехов. В итоге я себя не узнаю. И это здорово! Хотя кое-что он от меня унаследовал - в основном не внешность, а черты характера. Упрямство, например. Ещё я умею играть определённое высокомерие, величественность. В общем, я доволен тем, каким получился Торин. Хотя он совсем не похож на меня».
«Питер, как хоббит в его фильме, приглашает актёров за свой обеденный стол. Ведь все мы были из далёких краёв: половина прилетела из южного полушария, половина из северного, но каждый был вдали от дома - и только гостеприимство Питера заставило нас вновь почувствовать себя в своей тарелке. Фильм получился именно поэтому».
«Что мне нравится в Питере, это то, что он ведёт тебя в то место, в которое он хочет, чтобы ты пошёл. Как и любой великий режиссёр, он не говорит, что делать, а просто наполняет этот мир вещами, которые удивляют и захватывают вас… Говорят, что съёмка фильма сродни музыке. И «Хоббит» - точно симфония в трёх актах».
ОРЛАНДО БЛУМ:
«Мы долго обсуждали с Питером и Фрэн, есть ли смысл в появлении Леголаса в «Хоббите», какова будет арка повествования и его история? Поскольку Леголас не упоминается в книге «Хоббит», у нас была возможность вернуться и придумать, чем он занимался до того, как появился в «Братстве кольца». Они действительно всё продумали, так что, вы всё увидите в конце».
ЛЮК ЭВАНС:
«Тренироваться пришлось долго. Особенно в стрельбе из лука. Он же оказался огромный - два с лишним метра, выше меня! И натягивать его, и целиться надо особенным образом. Я упражнялся неделями. Вообще-то, я всегда предчувствовал, что буду сниматься в подобном кино: к счастью, физическая подготовка позволяла натягивать лук тридцать или даже сорок раз подряд. Спасибо моим тренировкам… И всё равно к вечеру съёмочного дня я буквально валился с ног. Без подбадриваний Питера я бы не сдюжил».
«Самая сложная сцена - когда я принимаю в своём доме гномов. Технически это нечеловечески трудно. У нас две идентичные декорации, только одна в полтора раза больше, чем другая, чтобы играющие гномов актёры казались за столом маленькими, как дети! Они там, а я рядом, в другой декорации. И нам надо синхронизироваться. А сигналы мне подаются в наушник - я слышу их реплики и пытаюсь двигаться так, как будто за пустым столом сидят малютки-гномы. И я совершенно один, даже оператора нет со мной в павильоне - только компьютер, фиксирующий мои реплики и движения. Ужас! Никакая стрельба из лука не сравнится».
ЭВАНДЖЕЛИН ЛИЛЛИ:
«Когда Питер меня спросил, хочу ли я сыграть эльфа, я согласилась не раздумывая. А потом бросилась перечитывать книгу… и себя не нашла. Пришлось спросить: «В книге меня нет, да?» Я всё равно хотела сыграть в фильме - но кого? Я же выросла на книгах Толкина и не могла понять, как это мы будем вмешиваться в его повествование со своим вымыслом. Но меня убедили, и я перестала нервничать. Теперь пути назад нет. Лучше уж я стану противоречивым персонажем, о котором все будут спорить, чем незаметно растворюсь в толпе статистов».
«Улучшить Толкина невозможно. Но надо помнить, что книга была написана в 1930-х, тогда можно было позволить себе обойтись в сюжете без женщин. Да и в жизни тоже! Такой была эпоха. Потом время сменилось, и мы видим, как в 1950-х, когда писался и публиковался уже «Властелин Колец», появляются яркие женские персонажи. А в «Сильмариллионе» и тех фрагментах, которые не вошли в книги, их ещё больше - и они ещё оригинальней и интересней. Так что в каком-то смысле мне казалось, что если бы Толкин жил сегодня и вновь взялся за «Хоббита», он написал бы кого-нибудь вроде Тауриэль. В общем, если Питер Джексон в чём-то изменил текст «Хоббита», добавив к нему новых персонажей, то духу вселенной Толкина он верен во всём».
«Я всё делала сама. Правда, не буду врать, многое за меня всё же переделывала дублёр-каскадёр. Питер потом монтировал и выбирал, какие дубли взять с участием настоящей меня, какие - с дублёршей, а какие скомбинировать при помощи компьютера. Было тяжело, но весело, я не жалею ни о чём. Я незадолго до этого родила, прошло всего три месяца, а теперь - лезь на дерево, кувыркайся, натягивай тетиву… Сначала нервничала, а Орландо Блум меня успокаивал: «Поезд не сойдет с рельсов. Это только кажется, что Джексон порождает вокруг сплошной хаос - на самом деле он знает, что делает». В результате я быстрее пришла в форму, так что спасибо Джексону. Ну и вообще, жаловаться глупо. На съёмочной площадке женщин было мало, так что со мной все носились, как с принцессой из сказки».
«Если забыть о том, что фанаты горели желанием съесть меня на обед, я считаю, что мне повезло открыть месторождение золота. Ни у кого не было в голове устоявшегося образа моей героини - как она должна выглядеть или вести себя. Так что, у меня был карт бланш. Никто не мог сказать мне, какой должна быть Тауриэль кроме Питера Джексона, Фрэн Уолш и Филиппы Бойенс. Мне было очень жаль Мартина, когда я узнала, что его взяли на роль Бильбо. Он был идеальным кандидатом, но я думала о том, как он сумеет справиться с ответственностью. Нашей главной целью была демонстрация отличий между Тауриэлью, принадлежавшей к низшей касте эльфов, и высшими эльфами, которых вы видели во «Властелине колец». И я твёрдо решила не пересматривать трилогию, потому что, если бы я сделала это, я бы бессознательно стала подражать Кейт Бланшетт. Я бы просто не смогла остановиться. Поэтому я выполнила обещание, данное себе, для того, чтобы Тауриэль стала полностью уникальной эльфийкой-воительницей из Лихолесья».
КЕЙТ БЛАНШЕТТ:
«Мне будет не хватать мысли о том, что я могу сделать это ещё раз. Мое участие в фильме ничтожно мало, но четыре недели, которые я провела на площадке, изменили правила игры для меня. Я большой и старый фанат творчества Питера, поэтому возможность вновь поработать с ним над историями, которые оказывают такое глубокое воздействие на всё вокруг не только как фильмы, но и как момент созидания, бесценна. Прийти туда же, где ты был 10 лет назад, можно, наверное, только в русском театре, но очень редко в кино. Я знаю, что этому больше не суждено повториться, и эта мысль делает меня слегка печальной и старой».
«Лично я верю, что самое значимое достижение «Хоббита» заключается в том, что он, как и многие прекрасные литературные произведения, ожил и зажил собственной жизнью».