ВЫЧИСЛИТЕЛЬ
(Россия, 2014)
Режиссёр: Дмитрий Грачев.
В главных ролях: Евгений Миронов, Анна Чиповская, Винни Джонс, Иван Верховых, Владас Багдонас, Алексей Колубков, Никита Панфилов, Линда Нигматулина, Пётр Сковцов, Ирене Мускара, Кирилл Казаков.
Жанр: фантастический экшн-триллер.
Десять заключённых, приговорённых к пожизненной ссылке в самое опасное место на планете Хлябь, Саргассово болото, направляются к мифическим Счастливым островам - месту, где по легенде никому ничто не угрожает, но о существовании которого ходят только слухи. Среди изгнанников и Эрвин Канн (Миронов) - опальный советник президента, предвидевший когда-то будущее целой страны. Теперь он пытается просчитать безопасный путь до Счастливых островов. Тем временем заключённые делятся на две группы. Эрвин отправляется в путь вместе с юной спутницей Кристи (Чиповская), держась подальше от обитающих на планете фантастических чудовищ и группы матёрого преступника Юста Ван Борга (Джонс). На пути к Счастливым островам много препятствий. Цена этому походу - свобода и счастье. Если оно, конечно есть…
В основу ленты положен сюжет одноимённой книги отечественного писателя-фантаста Александра Громова. Александр Николаевич Громов родился 17 августа 1959 года. Бывший инженер-радиотехник, астроном-любитель. Начал писать в 1986 году, впервые опубликовался в начале 1990-х. Лауреат премий «Звёздный мост» (2001, 2002, 2004, 2005, 2006), «Аэлита» (2006), «Странник» (2001). Работает в жанре традиционной научной и социальной фантастики.
За последние пять лет российские фильмы собрали в прокате около 25 миллиардов рублей. Почти десять из них - касса отечественных комедий. На втором и третьем местах - драмы и мультфильмы. Российская фантастика занимает в этом списке четвёртое место благодаря всего нескольким фильмам, таким, как, например, «Чёрная молния» или «Мы из будущего». С 2008 года на экраны страны вышло всего 13 фантастических картин от российских студий... против семидесяти комедий! Боязнь конкурировать с Голливудом, высокая стоимость и серьёзные энергозатраты заставляют наших режиссёров обращаться к самым простым в производстве жанрам, а нашему зрителю достаётся скудное российское киноменю и американское - с выбором на любой вкус. В этом плане, команда «Вычислителя» с экранизацией фантастической повести Александра Громова, конечно, идёт на риск. Но одновременно и предвосхищает назревающий запрос от зрителя, который уже устал от похожих лиц в бесконечном потоке российских комедий. Продюсерами проекта выступили Дмитрий Медников (канал «Россия»), Алексей Куренков («Единая Медиа Группа»), Дмитрий Рудовский и Фёдор Бондарчук («Art Pictures»).
Инициатором проекта и постановщиком «Вычислителя» стал Дмитрий Грачев, до этого момента режиссёр совсем других по тональности фильмов: комедий «Невеста любой ценой» (2009), «Свадьба по обмену» (2010), новеллы «Виолончелист» в альманахе «С Новым годом, мамы!» (2012).
Главные роли в «Вычислителе» исполнили: художественный руководитель Государственного театра наций Евгений Миронов («Любовь», «Анкор, ещё анкор!», «Лимита», «Мусульманин», «Ревизор», «Дневник его жены», «В августе 44-го…», «Побег», «Космос как предчувствие», «Охота на пиранью», телесериалы «Идиот», «В круге первом», «Апостол», «Достоевский», «Пепел»), прославившаяся ролью в телесериале «Оттепель» Анна Чиповская («1812: Уланская баллада», «Ёлки-2», «Шпион», «Ёлки-3») и бывший футболист сборной Уэльса Винни Джонс, ставший после завершения спортивной карьеры актёром («Карты, деньги и два ствола», «Большой куш», «Угнать за 60 секунд», «Пароль «Рыба-меч», «Костолом», «Она - мужчина», «Люди Икс: Последняя битва», телесериал «Элементарно»). Поскольку сегодня в тренде естественность, а не грим, Евгений Миронов за месяц съёмок похудел аж на четыре килограмма. Покрасневшие глаза, выступающие скулы - именно так должны выглядеть заключенные, отправленные в ссылку.
«Вычислитель» был снят за месяц. Натурные съёмки проводились в Исландии. Безжизненные, тёмно-серые пейзажи туманного острова совсем недавно заинтересовали режиссёров со всего мира. Здесь Ридли Скотт вытачивал своего «Прометея», Джозеф Косински - недавний «Обливион», Кристофер Нолан - «Бэтмен: Начало», Александр Сокуров - «Фауста». Здесь снимали фрагменты «Игры престолов», бондовских боевиков, последний «Стартрек», а совсем недавно Даррен Аронофски приезжал сюда на съёмки драмы «Ной». По словам Дмитрия Грачёва, погода в Исландии может кардинально измениться за 15 минут. Съёмочная группа сталкивалась на площадке и с горизонтальными дождями, и с камнепадами. После исландских съёмок несколько интерьерных сцен были досняты в московских павильонах.
«Вычислитель» не только драматический триллер, но также и боевик. В съёмочной группе за экшн-сцены отвечали супервайзер по спецэффектам Никита Аргунов, который работал на проектах «Монгол» и «Книга мастеров», и Андрей Николаев, постановщик трюков компании «StuntFX» (в её фильмографии - «Джунгли», «Кандагар», «Бой с тенью-2: Реванш» и «Охота на пиранью»). Создатели «Вычислителя» сообщили, что в фильме - более 500 кадров со спецэффектами.
ДМИТРИЙ ГРАЧЁВ:
«Об этом сценарии я узнал давно, ещё в 2008 году… Потом я прочёл книгу Александра Громова, по которой и был написан сценарий фильма… Я очень хотел снять этот проект, но то денег не было, то нужно было снимать другие проекты, нарабатывать опыт и всё-такое, потом кризис вообще поставил точку на производстве чего-то масштабного. Поэтому я долгое время вынашивал эту идею. Но работая на ВГТРК, получилось убедить продюсеров канала «Россия» обратить внимание на этот проект. И Дмитрий Медников, продюсер «России», дал согласие. Начали работать, адаптировать книгу заново. Как только появились первые эскизы, я привлёк Фёдора Бондарчука как продюсера, поскольку у нас сложились прекрасные отношения после фильма «Свадьба по обмену», в котором он играл как актёр. А ещё мы вместе работали на проекте «Сталинград», где я был режиссёром секонд юнит. Там мы с ним сдружились, и я показал эскизы и первые наработки по проекту и сказал, что будет вот такой фильм… Хотя на тот момент я ещё не понимал, будем ли мы снимать или нет. Но я как-то заразил его проектом, а он лёгок на подъём, - в итоге он вошёл в проект. Потом были мучительные переговоры, мы переписывали несколько раз сценарий. Сначала думали, что это будет четырёхсерийный сериал для канала «Россия» и кино, потом поняли, что такой объём очень дорого снимать, и решили сделать просто кино плюс телевизионную версию, но и это тоже оказалось дорого. Остановились на том, что снимем просто кино. В итоге продюсеры согласились, за что я им очень благодарен. Они верили в этот проект и, чтобы мы не придумывали, всегда нас поддерживали».
«Это скорее социальная фантастика. Думаю, что кино будет интересно широкому кругу зрителей. В нём есть элемент развлечения, для одной категории зрителей будут и чудовища, и инопланетные болота, и космические корабли. Для другой - мощная социальная история, такая антиутопия с множеством социальных проблем, поднятых на поверхность и волнующих наше общество. Даже конфликт власти и общества».
«Вообще, когда увидит фильм автор сценария Александр Громов, он не поверит в то, что это экранизация его книги, потому что сценарий очень сильно изменился с момента, когда мы приобрели права на книгу, и Александр написал нам сценарий. Сценарий переписывался очень много раз под картинку, под идею, вообще под этот мир. Базово - кино про борьбу человека и системы с очень интересной моралью, которую зритель узнает в конце. Сейчас в мире происходит много революций, и мы на фоне другой планеты начали размышлять на эту тему. Что такое система? Что такое власть? Естественно как любой фантастический фильм мы довели до максимума эту социальную матрицу».
«Это кино не про то, как 10 заключённых идут по болоту. Это фильм о любви, происходящей на другой планете, это репортаж из жизни вот этих людей в короткий период времени. Кино сделано в документальной манере, но не так как в фильме «Ведьма из Блэр», или «Монстро», а с более богатым изобразительным рядом. Но, тем не менее, мне хотелось, чтобы было всё более правдоподобным. Камера находится всегда близко к актёрам, хорошо видны их эмоции. И я рад, что такие прекрасные актёры как Евгений Миронов, Анна Чиповская, Винсент Джонс, Никита Панфилов, Кирилл Казаков, Владас Багдонас, согласились помочь мне реализовать этот замысел. Всем актёрам низкий поклон».
«Полгода мы проводили пробы. Ужас какой-то. Были очень многие хорошие актёры. Но по разным причинам не могли никого утвердить. И вот Дмитрий Медников с Фёдором Бондарчуком предложили связаться Мироновым. Я, конечно, очень хотел, чтобы главную роль исполнил он, но был не уверен, что он заинтересуется подобным проектом. Выслали ему сценарий «наобум». Просто запечатали в конверт и адресовали ему в театр. Через два дня звонок. Назначили встречу. Долго обсуждали фильм. Я спокойно рассказал ему, как я его вижу. У меня к тому времени сложилась чёткая картина, я представлял фильм с точностью до кадра. И в какой-то момент я понял, что если не Миронов, то мы уже закроем проект, не будем снимать. К счастью, Женя согласился. Они вместе с Анной Чиповской внесли огромный вклад в развитие сценария. На читках они приводили такие аргументы о том, почему так нельзя поступать их персонажам, что мне пришлось ещё дополнительно прописать их любовные отношения, новые сюжетные повороты. Второе чудо (а их на проекте было очень много и вообще чудо, что мы сняли этот фильм в этих условиях) произошло с Винни Джонсом. Нужен был актёр, который мог бы сыграть жёсткого, грубого, сильного человека, способного вселить страх. Мы были в отчаянии, так как не могли найти актёра на эту роль, а он главный антагонист в картине. И уже оставалось недели две до съёмок, как мой второй режиссёр Лев Нечаев предложил позвонить Микки Рурку. Я говорю: «О, класс!», а сам думаю - ну всё парень сошёл с ума. А он в ответ: «Подожди, есть ещё Винни Джонс». Я вообще не предполагал привлекать голливудского актёра, но Лев как-то связал его со мной. Через три дня состоялся по скайпу наш разговор с Винни Джонсом. Я объяснил ему, в чём заключается его роль, сказал, что он будет играть плохого парня. На что он ответил: «Да, это очень оригинально! Давненько я не играл плохих парней!» И, тем не менее, он приехал в Исландию».
«Это не совсем коммерческое кино. Это не маркетинговый продукт, это ФИЛЬМ. Я хочу, чтобы посетители кинотеатра знали, что, прежде всего это фильм, который создавался с душой, а делали его люди, горящие этой работой и приложившие максимум усилий, чтобы создать действительно хорошую историю».
«Лично для меня эта картина очень значима. Это большая ценность и представляет очень выверенный шаг. Мне много предлагают проектов, похожих на те, что я уже делал. Но я очень хотел снять фильм в другом жанре и показать, что не нужно ставить клише на человека, что все мы разноплановые и можем проявлять себя очень по-разному. На этом проекте я действительно почувствовал себя режиссёром, а не просто человеком, который говорит «Камера, мотор!». Я почувствовал, что такое работа с большим актёром… И то, что у нашего фильма нет ничего похожего на другие, это точно!»
АННА ЧИПОВСКАЯ:
(о съёмках в Исландии) «Нам тут всё очень помогает. Легче играть, что тебе холодно, когда тебе по-настоящему холодно».
ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ:
(о съёмках в Исландии) «Я всё не мог привыкнуть к местности. У меня немеет всё, ощущение, что это нарисовано, такого не бывает. Скажу честно, я в своей жизни такой красоты никогда раньше не видел».
«Я реагирую так же, как реагирует мой герой. У меня другие способы - не сила, а расчёт. У Винни и у его героя это как раз сила. Увидел, как ведут себя настоящие американские герои, и понял, что мой герой возьмёт другим».
ВИННИ ДЖОНС:
«Евгений - очень хороший артист, большой профессионал. С ним приятно работать. Режиссёр доверяет нам одинаково, знает, что мы сделаем в кадре всё, на что способны».