ЗВЁЗДНАЯ КАРТА
(«Maps to the Stars», США-Канада-Франция-Германия, 2014)
Режиссёр: Дэвид Кроненберг.
В ролях: Джулианна Мур, Миа Васиковска, Джон Кьюсак, Оливия Уильямс, Эван Бёрд, Сара Гадон, Роберт Паттинсон, Нив Уилсон, Доун Гринхалг, Кьяра Гласко, Кэрри Фишер.
Жанр: драма.
Доктор Стэффорд Вайс (Кьюсак) - психотерапевт и автор бестселлеров о самосовершенствовании. Одна из его клиенток, известная в прошлом актриса Гавана Сегранд (Мур), мечтает сняться в фильме, сделавшем её мать, Кларис (Гадон), кинозвездой в 1960-е годы. К тому же Гаване во снах является призрак Кларис. Жена доктора Вайса Кристина (Уильямс) управляет карьерой их 13-летнего сына Бенджи (Бёрд) – телезвезды, выздоравливающей от наркотической зависимости после прохождения курса лечения в реабилитационном центре. В то же время, дочь Стэффорда и Кристины Агата (Васиковска), освобождается из психиатрической больницы, где находилась за поджог. После освобождения девушка заводит дружбу с парнем по имени Джером Фонтана (Паттинсон). Джером сам мечтает стать голливудским актёром, он пишет собственный сценарий и, чтобы свести концы с концами, работает водителем лимузина… Столица кинематографа обещает счастье на плёнке и плакатах тем, кто стремится добраться до звёзд. Но почему же говорят, что Голливуд - город пороков и неврозов, кровосмешения и ревности? Город снов и мечтаний пробуждает призраки и обещает разгул страстей и запах крови…
Американский писатель-романист, актёр, сценарист, режиссёр и продюсер Брюс Вагнер в молодости, пытаясь стать актёром и сценаристом, работал водителем лимузина в Лос-Анджелесе. Тогда он близко познакомился к теми, кого поцеловала слава. Его сценарий к «Звёздной карте» родился из опыта тех прошлых лет.
Постановщик «Звёздной карты» Дэвид Кроненберг - канадский кинорежиссёр и сценарист, один из крупнейших представителей североамериканского независимого кино. Родился 15 марта 1943 года в Торонто, в прогрессивной еврейской семье, его мать была музыкантом, а отец писателем. Настоящая фамилия деда Кроненберга по отцовской линии - Форман. Приехав в США, он взял фамилию самого богатого человека в своем родном литовском местечке. Во время обучения в местном университете Дэвид Кроненберг снял два экспериментальных фильма: «Стерео» (1969) и «Преступления будущего» (1970). Его первый коммерческий фильм «Мерзость» был снят в 1975 году. Широкое внимание привлёк к режиссёру вышедший в 1982 году «Видеодром» - один из стилеобразующих фильмов десятилетия. До начала 2000-х годов Кроненберг специализировался на жанре «боди-хоррор» (буквально, «ужас тела», источник ужаса - необъяснимые мутации человеческого тела). Многие из его картин («Мертвая зона», «Муха», «Связанные насмерть», «Обед нагишом», «М. Баттерфляй», «Автокатастрофа») поднимают проблему зыбкости грани между тем, что принято считать нормальным, а что - ненормальным. После фантастического триллера «Экзистенция» (1999, «Серебряный медведь» Берлинского МКФ), вышедшего на экраны за несколько месяцев до «Матрицы» и поднимающего сходную философскую проблематику, внимание режиссёра стало смещаться от ненормальностей телесных к ненормальностям общественным. В фильмах 2000-х годов («Паук», «Оправданная жестокость», «Порок на экспорт», «Опасный метод», «Космополис»), которые получили высокую оценку критиков, Кроненберг в нуаровых красках рисует беспросветно мрачный мир, где царит коренящееся в самой человеческой природе насилие. Кроненберг считается одним из лучших не только канадских, но и мировых режиссёров, он награжден Орденом Почетного легиона, на Каннском МКФ его чествовали за вклад в развитие кинематографа. Около десяти лет ушло у Дэвида Кроненберга на то, чтобы довести до ума сценарий «Звёздной карты», найти для картины финансирование (15 миллионов долларов), а также силы для её постановки. Сколь это ни удивительно, но «Звёздная карта» - первый фильм Кроненберга, хотя бы частично снятый в США. Ранее режиссёр всегда предпочитал работать либо в родной Канаде, либо в Великобритании.
«Звёздная карта» - уже вторая совместная работа Дэвида Кроненберга и Роберта Паттинсона (они уже встречались на съёмочной площадке фильма «Космополис» в 2012 году). А канадская актриса Сара Гадон снялась у Кроненберга уже в третий раз.
Почти сразу после анонсирования «Звёздная карта» была включена во многие списки самых ожидаемых фильмов.
Премьера «Звёздной карты» состоялась в рамках основного конкурса 67-го Каннского МКФ, по итогам которого Джулианна Мур была удостоена приза за лучшую женскую роль. По словам актрисы, проработать и сформировать её персонаж помогло стихотворение Поля Элюара «Свобода», которое цитируется в фильме. На вопрос, как ей работалось с Дэвидом Кроненбергом, актриса ответила, что тот не любит репетиции, снимает очень быстро и довольно часто за один дубль. По окончанию съёмок некоторых сцен, ей приходилось упрашивать режиссёра сделать ещё дубль, но Кроненберг отказывался!
ДЭВИД КРОНЕНБЕРГ:
«Известно, что Брюс Вагнер - успешный писатель, опубликовавший десять романов, большая часть из которых развивается в Голливуде или в Лос-Анжелесе. Мы познакомились, когда он опубликовал свой первый роман в 1991 году, текст он прислал мне лично. Я нашёл эту книгу фантастической, и с тех пор мы не теряли друг друга из виду. Уже давно я решил экранизировать роман, и, о чём знали всего несколько людей, мы также работали вместе над телевизионным сериалом под названием «Файрволл». В основном это был сериал о противостояние «Microsoft» и «Apple», Стива Джобса и Билла Гейтса, но слишком много ограничений, налагаемых крупными студиями, вовлечёнными в этот проект, в конечном итоге, убили всё на корню. Всегда одна и та же история: изменения и расходы убивают людей. А это мог бы быть замечательный сериал… Затем, когда Брюс написал сценарий к «Звёздной карте», он заставил меня прочесть его и я подумал, что это замечательный и идеальный проект для большого экрана. Мы работали над ним, изменяли кое-что, и вскоре заинтересовали Джулианну Мур. Разработка фильма длилась почти десять лет: это третий фильм, после «Связанных насмерть» и «Опасного метода», над которым я работал так долго».
«Это, можно сказать, сатира на Голливуд. Это очень типичный для Брюса Вагнера сценарий. И это, как бы, сущность самого Брюса. И хотя это сатира, это также очень мощно, эмоционально, проницательно и смешно».
«Брюсу Вагнеру очень понравились мои решения: будучи режиссёром, он знает, как важны подобные решения для автора. Несмотря на то, что каждый день он присутствовал на моей съёмочной площадке, он никогда не оспаривал мои решения. И кстати, это впервые, когда я позволил писателю так тесно работать со мной на съёмочной площадке».
«На самом деле считать, что фильм только про Голливуд - значит его немилосердно заузить. Конечно, эта история беспощадна по отношению к переживаемому нами моменту - к его культуре, поп-культуре, технологиям, ко всему, чем я, признаться, восхищаюсь. Но это подход Брюса Вагнера. Он ничего не боится. Сила его сценария была столь непреодолима, что стало ясно: я должен снять этот фильм. Мне было особенно интересно напряжение, которое он умеет создать между сатирой и очень высокой степенью реалистичности. Это семейная драма, хоть и не совсем обычная. Семья-то голливудская, и она уже откусила от яблока соблазна, она заражена жаждой славы и публичности, а стало быть, не вполне нормальная семья. Она в сценарии гиперболизирована так, что мне даже хотелось это слегка притушить. Насчет призраков... Я в них, разумеется, не верю. Но возможность того, что тебя преследуют видения прошлого, для меня реальна. Мои родители ушли много лет назад, и я могу сказать: да, они меня преследуют. Конечно, это не призраки, населяющие мир, - они живут только в моей памяти. Поэтому и психологически и эмоционально я понимаю героев, одержимых призраками».
«Фараоны всегда хотели стать смертными богами, отделяя физическую реальность от своей сути. Когда Бенджи встречается с продюсерами, у вас складывается впечатление, что они хотели бы, чтобы он и вовсе не существовал из-за его проблем. Они предпочитают звезду-Бенджи, а не проблемного подростка-Бенджи. Также в этом случае свою роль отыграл и религиозный феномен: (вечное) изображение воспринимается отдельно от (смертного) тела. Тело умирает, но изображение нет: Джеймс Дин умер физически, но его изображения всё ещё живы. То же самое касается Элвиса и его музыки, например».
«Я снял несколько пугающих фильмов, но на этот раз эта жестокость преобладает скорее на реалистичном психологическом уровне. У меня сложилось впечатление, что в этом мире жестокость является чем-то врождённым в человеческой душе. Амбиции, жестокость и лицемерие - часть нашего ДНК: люди демонстрируют благородство, доброту и нежность, но как только дело доходит до амбиций, просыпается их жестокая и брутальная сторона».
ПРЕССА:
«Звёздная карта» - возможно, лучший фильм саркастичного и радикального канадца Дэвида Кроненберга, снятый им в XXI веке. Перед нами злая сатира на Голливуд, решённая в жанре готического киноромана… Джулианна Мур - невероятно отважная и немыслимо талантливая, чуть ли не в лучшей своей роли, где есть всё - комедия и отчаяние, истерика и сантимент» (Антон Долин, «Вести FM»).
«О «тяжёлой актёрской долюшке» снято такое количество фильмов самого разного уровня таланта, что ещё одна картина «в тему» вполне могла бы пройти незамеченной, даже внушительным количеством задействованных в фильме звёзд сейчас удивишь не каждого зрителя. Однако у «Звёздной карты» есть небьющийся козырь - режиссёр Дэвид Кроненберг, переживающий какую уже по счёту молодость? Третью? Четвёртую? Как бы то ни было, после «Опасного метода» и «Космополиса» на Кроненберга снова направлены пристальные взгляды критиков и зрителей. А он и рад. И он соответствует. «Звёздная карта» - это далеко не «Муха», но и от её героев временами передёргивает. «Звёздная карта» - не «Автокатастрофа», но разрушение личности передаёт не менее ярко. «Звёздная карта» - не «Порок на экспорт», но жестокости и какой-то незримой вселенской справедливости в ней не меньше. Новым фильмом Кроненберг, как ни банально это звучит, не только подводит определённую черту под своей работой в кино, он высокопарно выносит приговор тому, во что превратился кинематограф вообще - в машину, радостно принимающую новые души, жестоко перемалывающую жизни, как опилки, и выплевывающую ходячие трупы, лишённые человеческого облика» (Евгений Ухов, Film.ru).
«Канадский режиссёр любит абсурдные кровавые расправы, но ещё охотнее он показывает странности человека - алчность, жестокость и истеричность. Эта любовь заметна и в последней его картине про нелицеприятную изнанку Голливуда. Фильмы Кроненберга часто называют постмодернистскими, то есть относят к течению, режиссёры которого любят снимать «чёрные комедии», цитировать фильмы своих коллег и рассказывать истории без логичных «начала, кульминации и конца»… Что наша жизнь? - «Абсурд и пародия», учит Кроненберг» (Татьяна Розенштайн, «РБК Стиль»).
«Сценарист фильма Брюс Вагнер за свои 60 лет так и не сумел выбиться из шоферов в голливудские первачи и, как большинство аутсайдеров, крайне озлоблен на «фабрику грёз». Мстительная интонация - главная в фильме, напоминающем усилия Годзиллы, которая трудолюбиво разрушает всё возведённое людьми. Для Вагнера это психологически объяснимо, за что мстит человечеству Кроненберг? Он типичное дитя кинобизнеса - делает то, что продаётся. «А вот садомазохизм в действии, а вот модный тренд: возводим на пьедестал идолов в перьях и блёстках, а потом сладострастно их обливаем жёлто-коричневой жижей! Актуальное кино, налетай!» Эстетам нравится» (Валерий Кичин, «Российская газета»).
«Неожиданно удивил Дэвид Кроненберг - его «Звёздная карта» заставляет вспомнить о временах, когда канадский маэстро ещё давал прикурить почтенной публике. И пусть новый фильм - скорее воспоминание о тех далёких временах, когда режиссёр взрывал людям мозг как в прямом, так и в переносном смысле слова, черты фирменного стиля певца мутаций и трансгрессии в новой картине обнаруживаются без труда… Принципиально не являющийся частью голливудской системы, Кроненберг впервые снимает в Америке, не оставляя от «фабрики грёз» камня на камне… Не хватает только финального кадра охваченного пламенем Сансет Бульвара или Родео Драйв. Но его легко можно домыслить» (Стас Тыркин, «Комсомольская правда»).
«Звёздная карта» - не просто очередная сатира на Голливуд. И даже не философское эссе про падение нравов. По духу это больше похоже на «Элитное общество» Софии Копполы, только глубже, радикальнее (хоть и лиричнее) и по-мужски прямее. Это тоже кино про золотых детишек, которые подражают взрослым до болезненного копирования их судьбы. В которой нет ничего, кроме кошмара, кровосмешения и галлюцинаций… Лучшая на этой звёздной карте - Джулианна Мур в роли увядающей актрисы в ожидании большой роли. Учитывая общий градус безумия на экране и прекрасную форму Мур, которая уже лет десять не подвергается никаким внешним изменениям, сцены с ней напоминают лучшие моменты из «Ночей в стиле буги» (Никита Карцев, «The Hollywood Reporter»).
«Первый вопрос, который возникает на выходе, после двух часов стремительного обмена колкостями, опасными признаниями и смертоносными ударами: «А в чём, собственно, смысл?». Смысла, вывода, глубины здесь нет, и не надо. «Звёздная карта» начинается как аттракцион, а заканчивается как всхлип - после такого кино каждое животное грустит. Это фильм-стихотворение Кроненберга. Так же, как «Выживут только любовники» были стихотворением Джармуша, а «Корпорация Святые моторы» - стихотворением Леоса Каракса. Как и они, Кроненберг остро чувствует и передаёт готический дух современной технократической цивилизации; как и они, в финале он совершает (или пытается совершить) чудо превращения мрака в свет» (Мария Кувшинова, «Сеанс»).