КАК МЕНЯ ЗОВУТ
(Россия, 2014)
Режиссёр: Нигина Сайфуллаева.
В главных ролях: Константин Лавроненко, Александра Бортич, Марина Васильева, Кирилл Каганович, Анна Котова.
Жанр: драма.
17-летние москвички Оля и Саша отправляются в Крым, чтобы познакомиться с Олиным отцом Сергеем. Сергей всю жизнь прожил в маленьком приморском посёлке и никогда не видел свою единственную дочь. На пороге его дома Оля пугается предстоящей встречи и просит Сашу «поменяться местами». Саша представляется Олей, то есть дочерью, а Оля выдаёт себя за её подружку. Поначалу этот розыгрыш забавляет девчонок, но они не подозревают, что невинная шутка обернётся драмой и перевернёт жизнь всех её участников…
«Как меня зовут» (изначально фильм назывался «Штормовое предупреждение») – полнометражный дебют Нигины Сайфуллаевой. Она родилась в Душанбе в 1985 году. В 2005-м окончила факультет истории искусств Российского Государственного Гуманитарного Университета, затем Институт Проблем современного искусства, а в 2010 году - Высшие курсы режиссеров и сценаристов (мастерская В. Хотиненко, П. Финна и В. Фенченко). Первый короткометражный фильм «Хочу с тобой» был участником конкурсной программы Кинотавра-2010. «Шиповник» - второй короткометражный фильм, лауреат фестиваля «Святая Анна», участник конкурсной программы «Кинотавра». Также Сайфуллаева работала в качестве режиссёра на сериалах «Деффчонки» и «Любит не любит». Муж Нигины - Михаил Местецкий, автор короткометражки «Ноги - атавизм», лидер группы «Шкловский» и сценарист фильма «Легенда № 17».
Сценарий фильма «Как меня зовут» написан Любовью Мульменко. Любовь Мульменко (1985 г. р.) - российский журналист, редактор, драматург и сценарист - окончила филологический факультет Пермского государственного университета по специальности «журналистика» (2008 год) и курсы арт-журналистики института «Pro Arte» в Санкт-Петербурге (2009 год). Живёт и работает в Москве. Автор сценариев ещё двух ярких фильмов-участников последнего «Кинотавра»: «Комбинат «Надежда» (режиссёр Наталья Мещанинова) и «Ещё один год» (режиссёр Оксана Бычкова).
И для Александры Бортич, и для Марины Васильевой картина стала актёрским дебютом в кино. Васильева - студентка МХАТа, а Бортич - бывшая официантка, не имеющая актёрского образования. Их партнёром стал один из лучших актёров российского кино Константин Лавроненко, наиболее известный по ролям в картинах кинорежиссёров Андрея Звягинцева («Возвращение», «Изгнание») и Сергея Урсуляка («Ликвидация», «Исаев»), единственный российский актёр-обладатель приза Каннского кинофестиваля за лучшую мужскую роль.
Бюджет фильма составил 1,2 миллиона долларов. Съёмки проходили в Крыму в сентябре и октябре 2013 года.
Фильм «Как меня зовут» удостоен: диплома жюри «за легкое дыхание и художественную целостность» на фестивале «Кинотавр-2014»; Гран-при кинофестиваля «Балтийские дебюты»; приза за лучший фильм на XIII Санкт-Петербургском международном фестивале дебютных и студенческих фильмов «Начало»; приза за лучшую режиссуру игрового кино на фестивале российского кино «KINO» в Женеве; главного приза на
фестивале российского кино «Спутник над Польшей» в Варшаве.
СЕРГЕЙ КОРНИХИН, продюсер:
«Мы с режиссёром Нигиной Сайфуллаевой работали над её дипломным проектом «Шиповник» и остались очень довольны друг другом. Меня тронули темы, которые рассматривает Нигина, её невероятная энергия, а также умение через точные детали помочь зрителю совершенно особым образом соприкоснуться с героями. И мы решили, что её первый полнометражный фильм мы сделаем вместе. Мы давно хотели снять такое кино - простое в постановочном плане, но одновременно очень пронзительное и глубокое. Нигина решила исследовать в своём дебютном полнометражном проекте тему женского взросления, а также связь между образом отца и образом идеального мужчины в сознании любой молодой девушки. В прошлом году мы представили наш проект на питчинге «Кинотавра», где нам предложили партнерство несколько крупных российских продюсеров. Но мы решили двигаться дальше именно с киностудией «ПРОФИТ», так как Игорь Толстунов намного раньше проявил интерес ещё к самой идее этой картины и оказался наиболее погружённым в нашу историю. К тому же, для нас весомым аргументом в пользу выбора «ПРОФИТ» стал огромный опыт этой кинокомпании в работе над фильмами самых разных жанров, включая и авторское кино, ведь для нас это первая полнометражная работа».
ИГОРЬ ТОЛСТУНОВ, продюсер:
«После работы над сложным масштабным проектом «Метро» мы решили обратиться к другому формату - авторскому кино. В этот раз мы будем говорить о человеческих взаимоотношениях не на фоне техногенных катастроф, мы не будем создавать для героев экстремальные ситуации, чтобы вытащить на свет их истинные чувства. В этой молодежной драме мы будем наблюдать, какой путь мы выбираем, чтобы понять себя, что на самом деле важно для нас и на что мы готовы пойти, чтобы почувствовать себя любимыми и нужными».
НИГИНА САЙФУЛЛАЕВА:
«История фильма «Как меня зовут» выросла из моих психологических переживаний. Я считаю, что отношения отца и дочери - это мощная тема, которая касается всех девчонок. Поэтому мне кажется это важным. Но не стоит переоценивать автобиографичность этого фильма - у меня с папой прекрасные, очень близкие отношения, но над этим пришлось поработать. И мне бы хотелось подтолкнуть к этому и других».
«Моей идеей было снять кино не про взросление девочек, а конкретно про необходимость их отношений с отцом. О важности получения опыта родственного взаимодействия с мужчиной. Ведь иначе в будущем очень сложно построить нормальные отношения с парнем, а тем более - мужем. В детстве есть какой-то период, когда ты говоришь «я выйду замуж за папу». Ты его любишь, у тебя нет никакого другого образа мужчины - только этот. Когда ты входишь в более разумный возраст, это естественным образом растворяется и приходит к адекватным отношениям «папа - дочь». И это обязательный детский опыт, который каждому необходимо прожить».
«Я долго искала соавтора, который бы мне подошёл, - и как-то открыла текст Любы, в котором мне нравилось буквально каждое слово. Потом нашла её через «Фейсбук», она тогда жила в Перми. У меня был сюжет, сценария ещё не было. Люба ответила: «Интересная история, давай попробуем». Уже в процессе работы она сказала, что ещё один сценарий сделала с Наташей Мещаниновой, а потом, когда я уже снимала, выяснилось, что они вместе пишут сценарий для Оксаны Бычковой. Оказалось, что нас - целая девичья банда. Хотя мы знакомы друг с другом не были, но вдруг объединились. Лично мне приятно быть частью этой команды».
«Штормовое предупреждение» было придумано, когда у нас ещё был только синопсис, там был шторм и ему была посвящена целая линия, мы к нему шли… В процессе фильм становился в хорошем смысле проще, я имею в виду, без таких жирных мазков типа шторма, и я этому рада. Шторм начал исчезать с каждой строчной ещё на уровне сценария и в конце концов название просто перестало подходить, надо было выбрать другое. Поскольку у нас есть эта игра с подменой, «Как меня зовут» показалось очень актуальным и подходящим. И главное, что оно не имеет такой большой претензии, потому что фильм совершенно не масштабный. То есть, он, наверное, масштабный в психологическом плане, потому что проблемный, но мне кажется, что «Штормовым предупреждением» должны называться фильмы-катастрофы. «Как меня зовут» - это хороший уровень в плане нейтральности и точности высказывания».
«Когда писали сценарий, мы не представляли, что это будет Лавроненко. Мы придумали героя, а потом начались поиски конкретного человека. Очень долго не могли найти. Сначала я пыталась искать «папу» среди неизвестных актёров, потому что думала, что так будет лучше для этого кино, которое должно быть максимально реалистичным. Не нашла. Потом Толстунов сказал: «Давай смотреть среди известных людей». Начали смотреть. В жизни я во многих мужчинах могу увидеть прекрасное, но как только начала искать «папу», случился какой-то ужас. Везде всё было не то… Лавроненко появился у нас в последний момент. Я о нём даже не думала, он казался мне холодным. Но ни один другой актёр не ответил так, как он, на наш запрос - одновременно жёсткости и ласки. Притом что он ещё очень привлекательный, а ведь папа должен быть красавцем! Лавроненко улыбался иногда, и эта улыбка казалась ценнее, чем если бы он улыбался постоянно… Мне при первой же встрече всё стало ясно. То, как он поздоровался, как попрощался, как говорил о фильме, - я сразу почувствовала, что я его и люблю, и боюсь одновременно. А ведь это ключевые для меня чувства в отношении к отцу. В общем, я нашла своего кинопапу - такого, которого смогла полюбить не только я, но и девочки. Если бы он был такой однозначной брутальной скотиной, был бы некрасивым, то ни о каких чувствах и речи быть бы не могло. Вот как у меня с папой в детстве было: я считала, что мой - самый лучший и вообще вылитый Брюс Уиллис. Хотя мой папа и красивый мужчина, но на Уиллиса уж никак не похож. Но в детстве это совсем не важно. Важна харизма, без неё никуда, а у Лавроненко она есть… А холод я, вероятно, ощущала не от актёра, а от фильма Звягинцева. Лавроненко не такой в жизни, как в кино».
«Девочек для своих фильмов нахожу в разных местах, но обычно провожу большой кастинг. Сашу Бортич я знала чуть раньше - она была у меня на другом кастинге, куда пришла случайно, тогда она ещё не училась, а работала официанткой, и произвела на меня огромное впечатление. Но тогда она ещё совершенно бестолковая была. Эта её неуёмная энергия - непонятно было, куда её девать. Я её звала всё время везде, на все свои проекты, никуда она не подходила, пока я не начала работать над «Как меня зовут». Стало ясно, что она будто создана для этой роли. А Марина Васильева, студентка МХАТа, пришла в первый день кастинга, и сразу все вопросы снялись. Мне было важно, чтобы они были не просто классными актрисами, а чтобы в жизни они были такими же, как их героини. Надеюсь, их это не оскорбит».
«Совсем по-другому вышло с Аней Котовой и Кириллом Кагановичем. В них я влюбилась заранее. Ещё до написания сценария. И персонажи писались уже конкретно под них. Тоже такой особый опыт. Страшно ведь, вдруг выписывал под них, а потом раз - а они бы не подошли. К счастью, любовь крепкая. Они идеально соответствовали самим себе».
«По большому счету, разницы между Мариной Васильевой, студенткой МХАТа, и Сашей Бортич, бывшей официанткой, фактически не было, потому что они очень молоденькие, в них обеих есть нужный уровень таланта (я так смело про них скажу, потому что они действительно им обладают). Поэтому абсолютно одинаково я с ними работала. Наверное, я могла порой увидеть в Маринкиных глазах что-то, из-за чего я ощущала, что немного по-другому с ними работают, всё-таки МХАТ это такое достойное учреждение. Но я действовала так, как обычно работаю в плане психологического погружения, максимального сближения с ними. Я изначально выбирала актрис не по принципу «вот она классная актриса, которая делает что-то иное», мне было важно, чтобы они были схожи со своим реальным «я». И даже когда я уже поняла, что это одна героиня, а это вторая, когда они встретились на совместных пробах, это был просто восторг. Их взаимодействие в жизни было абсолютно таким, каким я и планировала, чтобы оно было в кино. Это психологическое сближение, дружба… Мы очень много репетировали, потому что был опыт, когда репетиций мало, и это потом всё плохо отражается на результате. А с ними два с половиной месяца мы встречались каждый день, помимо того, что мы завтракали, обедали и ужинали, тусовались и всё такое, мы очень активно репетировали каждую сцену по много раз, потом мы это делали вместе с операторами и камерой, потом мы это делали уже на объектах. Они максимально присвоили этот материал и практически уже не играли, а жили. Понятно, что многие сцены были очень дискомфортные, и я очень благодарна девчонкам, что они так смело работали. Я думаю, это связано с доверием друг к другу. Мы подружились, я и сейчас с ними не теряю связи, стараюсь так делать. В этом смысле с Константином Лавроненко были, конечно, совершенно другие взаимодействия. Мне ничего особо и не надо было объяснять, он блестящий актёр, для которого это всё, наверное, семечки. На площадке мы какие-то вещи подмечали, какие-то сложные сцены обсуждали заранее, но в целом, конечно, он мне давал возможность сконцентрироваться на девчонках. Или, скажем, Кирилл Каганович, который играет у нас Кирюху. С ним мы тоже очень много репетировали».
«Как это - быть женщиной-режиссёром? Пожалуй, надо у группы спросить. А то тебе кажется, что как ты работаешь - так только и работают, так только и надо. А группам, которые работают с разными режиссёрами, наверное, виднее. У меня было как-то всё полюбовно, с бесконечным количеством объятий и поцелуев. Без истерик. Можно подумать, что женская площадка должна быть какой-то крикливой, сварливой, что-то такое обычно ассоциируется с женщиной. Но у меня как-то по-пацански всё было. Впрочем, конечно, профессия предполагает какую-то жёсткость в нужный момент».
«Мне кажется, что женщине легче работать с эротикой. Всё-таки здесь всё идёт от женского персонажа, женского тела. Эротический образ - это, как правило, женщина, и нам легче с этим работать. Сексуальные сцены у нас получаются менее стыдливыми и более естественными, чем у мужчин. Как-то меня не смущает, если зритель видит грудь героини: это нормально, это красиво. И актрисы чувствуют себя более спокойно, чем когда их снимают мужчины».
«В нас заложена мощнейшая самоцензура. По себе чувствую. Смотрю какой-то материал, радуюсь и думаю: «Как же такое разрешили и выпустили?» Это отвратительно, когда возникают подобные вопросы, надо в себе это уничтожать. И когда я снимала свой фильм, спрашивала себя о том же. Ведь у нас было на экране видно чуть больше, чем в итоге осталось в картине. Во время съёмок я специально целыми сутками слушала группу «Кровосток» - они заряжают смелостью и оголтелостью. Освобождают от дурацких табу. Но в итоге какие-то вещи сама потом убрала, чтобы они не привели к ограничению нашего проката. С другой стороны, они действительно не являются центром фильма».
«Меня раздражают разговоры, что «русского кино нет». Оно есть, существует много классных фильмов, и их становится всё больше. Продюсерская индустрия крепнет и помогает этим фильмам существовать. Кино всё больше и больше оформляется и превращается в хорошем смысле в индустрию. Но новые запретительные законы о мате, о прокатных удостоверениях и прочее могут похоронить всю эту индустрию и наш оптимизм в два счёта. Да, я боюсь, что эти законы могут зайти так далеко, что, например, весь секс и эротику на экране решат запретить. И тогда мне точно придётся сложно. Я как-то не вижу мир без красоты такого рода. Это такая неотъемлемая энергия жизни, без неё будто и жизни нет».
«Мой идеальный зритель, наверное, девчонки и их папы. Я понимаю, что им вместе смотреть фильм будет сложновато, все будут стесняться, но если они пойдут на него по отдельности - было бы здорово».
ПРЕССА:
«Воспетое Буниным лёгкое дыхание - дар по-настоящему редкий. Нигина Сайфуллаева, чьё имя многие запомнили уже после её ярких изобретательных короткометражек, этим даром обладает - теперь, после её полнометражного дебюта, в этом сомнений нет. «Как меня зовут» - фильм о самоидентификации, о родстве и беспамятстве, о взрослении и воспитании, в том числе, сексуальном: другой редкий дар Сайфуллаевой - умение с едва заметной иронической усмешкой, как бы легкомысленно обойтись с эротикой, которой наш кинематограф никогда толком не владел и не владеет… Любовно-родственный треугольник, в котором всё строится на тайнах и недосказанностях, затягивает зрителя, как в водоворот, переключая его симпатии и антипатии с одного персонажа на другого, открывая раз за разом самые неожиданные их свойства и приходя к логичному, но справедливому выводу: одиночество - общий недуг, и лишь капля терпимости друг к другу поможет хотя бы на время его преодолеть. Нежный, умный, мнимо простой, но хитроумно устроенный фильм «Как меня зовут» - вероятно, то самое, чего так не хватало молодому российскому кино» (Антон Долин, «Вести FМ»).
«Режиссёр Нигина Сайфуллаева - это такой наш начинающий Бертолуччи… Картина «Как меня зовут» существует на той же, напоминающей об «Ускользающей красоте» и явно близкой режиссёру территории, но сделана она ещё тоньше и увереннее. Две подружки приезжают в Алупку: у одной из них там живёт отец (Константин Лавроненко), которого она никогда не видела (привет «Возвращению», только с девочками). О сюжете знать больше ничего и не надо, потому что дальше начинается звенящая от напряжения драма прощания с детством, полная надежд, боли, ревности, беззащитности и желания какой-то любви, только черт её знает, какой, чьей, где и что это вообще такое. «Как меня зовут», помимо множества других достоинств, очень точно передает ощущение, которое помнит, каждый, кто был подростком: какого-то чёртового зуда в душе, с которым ничего не удастся сделать. Само пройдет» (Лёля Смолина, «GQ»).
«Картина не оставляет ощущения тяжести, хотя затрагивает достаточно серьёзные темы, не пытается искусственно вызывать у зрителя программируемые эмоции и чувства, хотя сама тема близка к манипулятивной, не пытается казаться чем-то большим, чем просто история двух девушек и взрослого мужчины, перед которыми проблема отцов и детей по-настоящему встала впервые в жизни и всего на несколько летних дней» (Евгений Ухов, Film.ru).
«Дебютный фильм Нигины Сайфуллаевой ценен тем, что такого кино в России просто не снимают. Это не социальная драма, не комедия, не вычурный артхаус, не «доброе» кино к какому-нибудь 8 марта. Это, в кои-то веки, картина об обычных молодых девушках, которые говорят нормальным человеческим языком, любят, страдают, ссорятся, мирятся и в этом нет ничего необычного или неправдоподобного, никакого волшебного условия, в которое себя нужно заставить поверить… История об обретении отца, взрослении, настоящих чувствах - и всё это без каких-либо условностей и допущений, с органичными молодыми актрисами и даже с лёгким налетом эротики в качестве бонуса» (Дарико Цулая, «КиноПоиск»).
«Как меня зовут» - изящная, уверенная, слегка томная, наполненная лёгким дыханием, морем, светлыми, просвечивающими на солнце волосами; написанная живым языком довольно-таки грустная история… История о, возможно, лучшем лете в жизни, об утрате невинности, о взрослении и приятии мира во всём его многообразии. Да много о чём: этот на удивление бесхитростный рассказ скрывает в себе множество подводных камней и, продолжая морскую аналогию, якорем крепко цепляет зрителя… «Как меня зовут» - редкий случай, когда картине можно смело прочить завидную фестивальную (в том числе международную) судьбу и любовь обычного зрителя. Это дебют года как минимум» (Денис Шлянцев, «InterMedia»).
«Как меня зовут» - это концентрация того, что сейчас называют «новое женское кино». Первое, что хочется сказать про полнометражный дебют режиссёра Нигины Сайфуллаевой, написанный ею в соавторстве с главным сценаристом «новой русской волны» Любовью Мульменко, - это по-настоящему женственное кино. В самом хорошем смысле - то есть полное очаровательных противоречий: по-взрослому элегантное и тонкое, но в то же время искрящееся подростковой простотой; драматургически выверенное и полное девичьих недоговоренностей, наивное и глубокое, взрывное и грустное. Это кино для того, чтобы в него влюблялись - его не надо смотреть, с ним надо идти на свидание» (Анна Сотникова, «Коммерсантъ Weekend»).
«Речь идёт о рождении той самой искренней любви без перспектив и без будущего, которая рождается исключительно внизу, а заканчивается где-то наверху - то ли в голове, то ли на небесах. Из всех прижизненных катастроф именно она лучше всего учит чувствовать. Преимущественно, конечно, страдать. И Сайфуллаева наравне с Озоном и Кешишем очень хорошо владеет этим языком. Но, вероятно, в контексте надежд на развитие отечественного кино важнее отметить даже не это очаровательное умение, а то, как режиссёр заставляет своих персонажей существовать именно здесь и сейчас, разговаривать на настоящем, пусть и сыром, русском языке» (Полина Рыжова, Газета.ru).
«Как меня зовут» - фильм очень европейский по картинке (за изображение в духе «Догмы» отвечает оператор Марк Зисельсон). Но европейский он и по содержанию. Это картина, построенная на психологических нюансах, оттенках, недоговоренностях, взглядах, которые значат иногда больше слов (как, например, у Антониони). Здесь герои незаметно меняются, а с ними меняются и симпатии зрителя. Это фильм о травме безотцовщины. Картина тонкая и воздушная, наполненная прекрасными крымскими пейзажами, морем и ветром в светлых волосах героинь, но вместе с тем жёсткая и натуралистичная. Имя Нигина Сайфуллаева стоит запомнить» (Анастасия Гладильщикова, «Профиль»).
«Все углубленные смыслы, включая инцестуальный и фрейдистский подтекст этой истории, можно при желании считать, но они растворены в атмосфере курортного лета, где люди, ловя из воздуха эротические флюиды, отдаются сиюминутным желаниям или без фанатизма сопротивляются им. Крым, далёкий и близкий, наш и не наш, тоже (особенно в свете последовавших событий) можно счесть символическим островом свободы, но можно и вполне обойтись без всякой символики, просто отдаваясь естественному течению фильма. Именно на такое восприятие настраивают фактура и исполнительская манера Александры Бортич и Марины Васильевой, играющих главные роли так, будто это молодёжная комедия или сериал. Лёгкое дыхание, за которое картину премировали в Сочи, и сопутствующие этому комплименты помещают её в разряд облегчённых, непритязательных зрелищ. Ловишь себя на подозрении, что к фильму отнеслись бы с большим пиететом, изобрази авторы более серьёзную, более амбициозную мину. И тем более ценишь, что они этого не делают» (Андрей Плахов, «Коммерсантъ»).