ЗВЕЗДА (Россия, 2014)
Режиссёр: Анна Меликян.
В главных ролях: Тинатин Далакишвили, Северия Янушаускайте, Павел Табаков, Андрей Смоляков, Юозас Будрайтис, Александр Шейн, Гоша Куценко, Филипп Янковский, Елена Серветник, Арунас Сторпирстис, Сергей Каплунов.
Жанр: драма.
Высокомерная светская дама, испытавшая настоящее чувство и истинную привязанность лишь на грани смерти. Её пятнадцатилетний приёмный сын, уставший от притворства и страдающий от непонимания окружающих. Мечтающая стать звездой начинающая юная актриса, которую природа обделила талантами, но с лихвой наградила любовью к жизни. Их жизни сталкиваются и причудливо переплетаются, затягиваясь в тугой узел. Это история о неисповедимости любви и судьбы, и об уязвимости нашего существования…
«Звезда» - третий полнометражный фильм российского кинорежиссёра, сценариста и продюсера Анны Меликян. Анна родилась 8 февраля 1976 года в Баку, выросла в Ереване, в возрасте 17 лет переехала в Москву. Меликян - выпускница ВГИКа и ученица Сергея Соловьева, получила известность благодаря короткометражным фильмам «До востребования», «Контрабас», «Andante» и «Полетели». Её первым полнометражным фильмом стал «Марс», премьера которого состоялась в 2004 году на Берлинском МКФ. Второй полнометражный фильм «Русалка» в 2008 году был удостоен приза ФИПРЕССИ на Берлинском МКФ, приза за лучшую режиссуру на кинофестивале «Сандэнс», а также выдвигался от России на премию «Оскар». Американский журнал «Variety» включил Меликян в десятку самых перспективных режиссёров мира. Анна создала кинокомпанию «Магнум», которая занимается производством фильмов и телесериалов, а также поиском и продвижением новых талантов.
Полтора года Анна Меликян искала актрис на главные роли в картине. Тинатин Далакишвили режиссёр увидела в романтической комедии «Любовь с акцентом» Резо Гигинеишвили, а Северию Янушаускайте – в литовской драме «Анархия в Жирмунае». Янушаускайте специально для «Звезды» выучила русский язык. Для Павла Табакова (сын знаменитых актёров Олега Табакова и Марины Зудиной) роль в «Звезде» стала дебютной в кино. Во время съёмок картины новоиспечённому актёру было 17 лет.
«Звезда» примечательна операторской работой лауреата Венецианского МКФ и фестиваля «Кинотавр», обладателя премий «Ника» и «Белый слон» Алишера Хамидходжаева («4», «Все умрут, а я останусь», «Бумажный солдат», «Сказка про темноту», «Жить»).
Этот проект стал дебютом в качестве кинокомпозитора литовской певицы Алины Орловой. Также в «Звезде» есть музыка очень талантливой Ани Друбич. Ещё есть треки, написанные Игорем Вдовиным, с которым Меликян сотрудничала ещё на «Русалке». Есть песня Регины Спектор. И есть, по словам режиссёра, «большое музыкальное открытие для меня» - балалаечник-виртуоз Алексей Архиповский. Авторы картины использовали его трек, он очень важен для фильма.
Фестиваль «Кинотавр-2014» отметил «Звезду» двумя призами - Анне Меликян за лучшую режиссуру и Северии Янушаускайте за лучшую женскую роль.
АННА МЕЛИКЯН:
«Странные девочки - это же мой конёк, это все знают… Это другие странные девочки. Были одни, стали другие. Другие истории. Я изменилась, жизнь изменилась. Конечно, меняется всё. Несмотря на то, что я делаю, как мне кажется, очень зрительское кино, я его считаю авторским, потому что оно идёт из меня».
«Героини существуют в Москве, к сожалению. Я каждый сценарий пишу так, что мне хочется моря, лета, чтобы люди в бикини и в купальниках, а в итоге опять Москва, зима, холодно. Пока рождаются такие истории, наверное, потому, что всё про себя, про своих друзей, про своё окружение, про здесь и сейчас. Не вымышленное нечто, не фантазия. Возможно, с этим и связано, что все мои истории - они такие московские. Не переносятся они в другой город. И эта история тоже очень московская».
«Мы поменяли пять кастинг-директоров, и шёл этот кастинг несчастный, будь он неладен, полтора года. Искали. Приходили замечательные, известные и неизвестные актрисы, кто-то хорошо проходил, кто-то плохо, когда сидит в тебе это сомнение: «Ну, можно взять, но нет стопроцентной уверенности». Ты же ещё должен влюбиться в человека. Ты же понимаешь, что ты с этим лицом будешь два года жить, и столько всего в тебе должно взыграть… И когда приходят компромиссные варианты, ты ноешь, ноешь и не даёшь отмашку. А потом вдруг ты видишь лицо на экране. Я была на Московском фестивале, на премьере фильма Резо Гигинеишвили «Любовь с акцентом», и там всё время в эпизодах мелькала какая-то рыжая девочка в оранжевом или красном платье. Каждый раз, когда она появлялась на экране, у меня перехватывало дыхание. В прямом смысле. Какой-то поток света на меня шёл с экрана. Это хорошая картина, но помню я лицо Тины, это то, что я запомнила из этого фильма. И, сидя в зале, я написала СМСку кастинг-директору, что героиня есть, и уже через пару дней полетела в Грузию, поскольку она из Грузии, и вопрос был решён. Я поняла, что так долго ныла не потому, что вся такая неуверенная в себе. Когда оно приходит, я решения принимаю мгновенно. Но почему-то не приходило, и это сомнение не давало мне возможности сказать: «О! Оно». Но случилось, и я надеюсь, что все это тоже оценят, потому что она, конечно, такой… лучик».
ПРЕССА:
«Анна Меликян в ландшафте российского кинематографа, не знающего середины (либо неуклюжие «блокбастеры», либо декадентский артхаус за три копейки), всегда выглядела нездешней птицей. Её предыдущие работы были более-менее попыткой говорить со зрителем на языке американского инди… Если обозначить картины Меликян каким-нибудь ёмким определением, то самым подходящим будет современная городская сказка (пусть оккупировавшее это определение фэнтези подвинется). «Звезда» - тоже сказка, только теперь в качестве основного референса тут отчетливо маячит мыльная опера с её смертельными диагнозами, отбившимися от рук детьми «золотого миллиарда» и душераздирающими поворотами сюжета, которому простительны некоторые натяжки и нестыковки. «Звезда» смело идёт брататься с «Высокими каблуками» и «Кикой» Альмодовара. И - вот что по-настоящему отрадно - не выглядит на их фоне бедной родственницей» (Александр Нечаев, «Вечерняя Москва»).
«В принципе, всё это могло бы потянуть на солидную «мыльную оперу», но Меликян на пару с блестящим оператором Алишером Хамидходжаевым прилежно размывает границы сериального жанра, превращая его в бурлеск, фильм-хамелеон, меняющий эмоциональные регистры в каждой сцене: нарочито глупый фарс - социальная драма - высокая трагедия - лёгкая комедия. Тема «Звезды» - погоня за славой и охота за счастьем, которые, как выясняется, друг с другом не совместимы» (Антон Долин, «Афиша. Воздух»).
«Как всегда, история немного сказочная, как всегда - про желание и невозможность любить, но с присущей Анне авторской интонацией. Лёгкой, самоироничной и серьёзной одновременно» (Елена Ардабацкая, «Московский комсомолец»).
«В каком-то странном смысле Меликян напоминает Педро Альмодовара, который тоже обыгрывает трэшевую мелодраматичность теленовелл и слёзовыжималок, с их роковыми разрывами, смертельными болезнями и несчастными влюблённостями, но, разумеется, превращает их в ни на что не похожее, своё кино. Обаяние картины во многом обусловлено Тиной Далакишвили - грузинская актриса, ранее известная в основном по «Любви с акцентом», после «Звезды» точно станет не меньшей, а то и большей звездой, чем Мария Шалаева» (Денис Корсаков, «Комсомольская правда»).
«Собственно, награду за лучшую женскую роль получила именно Янушаускайте, ранее известная по лесби-драме «Анархия в Жирмунае». В «Звезде» литовская актриса выдаёт игру голливудского уровня, превращаясь из светской дамы в леопардовом манто в несчастную женщину без ничего со всеми вытекающими. За такие роли принято давать «Оскары» и любить актрис вроде Дженнифер Лоуренс, Шарлиз Терон и Джулианны Мур» (Максим Сухагузов, «Афиша. Воздух»).
«Фильм непременно удивит финальным поворотом, ощутимо ударит по нервам и даже может вызвать вполне искренние слёзы, ведь вся история посвящена не внешней напускной красоте, стремлению к достатку или успеху. Простым, даже несколько наигранным прямолинейным способом Меликян транслирует в мир своё представление о способе жизни, рассказывает о том, как важно прожить каждый день с пользой для себя, сколь необходима иногда минимальная поддержка близких и как вера в себя сдвигает горы. И, безусловно, «Звезда» - это любовь. Странная, не всегда очевидная, болезненная, но живая и творящая историю… В этом вся Меликян - её образы и узнаваемы, и совершенно невероятны, её истории просты, но витиевато разукрашены, её фильмы смешны и грустны одновременно. «Звезда» не выступает с поучениями и не пытается изменить зрителя, она даже не раскрывает какие-то новые горизонты. Но это то кино, после которого хочется жить, хочется мечтать» (Евгений Ухов, Film.ru).