ИСЧЕЗНОВЕНИЕ ЭЛЕАНОР РИГБИ
(«The Disappearance of Eleanor Rigby: Them», США, 2014)
Режиссёр: Нед Бенсон.
В ролях: Джессика Честейн, Джеймс Макэвой, Виола Дэвис, Билл Хэйдер, Киаран Хайндс, Изабель Юппер, Уильям Херт, Арчи Панджаби, Нина Арианда, Джесс Вейкслер, Никки М. Джеймс.
Жанр: драма.
Это история семейных взаимоотношений, рассказанная с двух точек зрения - владельца ресторана Конора (Макэвой) и его жены Элеанор (Честейн). Они создали свой собственный мир, наполненный любовью. Жизнь для них словно лёгкая, интересная и красивая игра. Но драматические события меняют всё, их идеальный мир рушится… Элеанор возвращается домой к родителям (Херт и Юппер) и, следуя совету отца, решает закончить образование. Она поступает в класс профессора Лиллиан Фридман (Дэвис). С ней Элеанор проведёт много времени за разговорами, благодаря которым во многом поймет, куда двигаться дальше. Конор перебирается жить к отцу, богатому ресторатору (Хайндс), но его собственный бар на грани разорения, несмотря на все старания лучшего друга Конора и одновременно блестящего повара Стюарта (Хэйдер). У Конора взрывной характер - может быть поэтому его брак с Элеанор дал трещину? Но постепенно зритель понимает, что на самом деле стало причиной их разлада…
Название фильма «Исчезновение Элеанор Ригби» отсылает к знаменитой песне «Битлз» «Элеанор Ригби», которая рассказывает историю смерти и одиночества. Хотя «битловская» «Элеанор Ригби» в фильме не звучит, его сюжет и атмосфера насквозь пронизаны этой прекрасной и печальной песней.
«Исчезновение Элеанор Ригби» - довольно уникальный проект, поскольку он вызвал появление на свет сразу трёх фильмов - с одним названием, но разными подзаголовками - «Он», «Она» и «Они». Все три картины поставил по собственному сценарию Нед Бенсон и это его дебют в полнометражном кино. Съёмки проходили летом 2012 года в Нью-Йорке. Премьеры фильмов с подзаголовками «Он» и «Она» (одна история с точки зрения мужчины, и с точки зрения женщины) состоялись на Торонтском МКФ в 2013 году. Несмотря на положительные отзывы, Нед Бенсон решил объединить две ленты в одну, за месяц смонтировал третью версию фильма, которую и презентовал на Каннском МКФ 2014 года в программе «Особый взгляд». Добавились некоторые сцены, использовались другие дубли, картина, по мнению режиссёра, приобрела совершенно иной ритм. При этом Бенсон утверждает, что продюсеры не давили на него и не требовали специально создать укороченную версию двух предшествующих лент.
Главные роли в проекте исполнили шотландец Джеймс Макэвой («Хроники Нарнии: Лев, Колдунья и волшебный шкаф», «Последний король Шотландии», «Джейн Остин», «Искупление», «Особо опасен», «Последнее воскресение», «Люди Икс: Первый класс», «Транс», «Грязь», «Добро пожаловать в капкан», «Люди Икс: Дни минувшего будущего») и американка Джессика Честейн («Древо жизни», «Прислуга», «Расплата», «Укрытие», «Кориолан», «Самый пьяный округ в мире», «Цель номер один», «Мама», «Интерстеллар»). В образе Элеанор Ригби режиссёр Нед Бенсон видел только Джессику Честейн и приготовился к долгим уговорам актрисы, но, к его изумлению, Честейн так загорелась идеей сыграть в фильме, что отказалась ради Ригби от роли в «Железном человеке-3».
НЕД БЕНСОН:
«Если бы у меня не получилось найти третью версию, то я бы не стал продолжать. Я снял два разных фильма, чтобы показать зрителю одну историю с двух сторон. Очень здорово, что у аудитории появится шанс увидеть её в ином виде».
ПРЕССА:
«Потрясающее перевоплощение влюблённой, сияющей и флиртующей пары в убитых жизнью и практически сломленных одиночек. Честейн и Макэвой как будто созданы для этой истории, они изумительно смотрятся в кадре, между ними настоящая «химия», что бывает меж очень талантливыми актёрами… На стене в комнате Элеанор висит постер фильма Клода Лелуша «Мужчина и женщина», так вот, в чём-то «Исчезновение Элеанор Ригби» ответ нестареющей классике. Потому что несмотря на всё происходящее, это прежде всего фильм о любви. О том, как иногда хрупка грань между счастьем и всепоглощающим горем. И я уже говорила, что Джессика Честейн - лучшая актриса Голливуда своего поколения?» (Татьяна Шорохова, «КиноПоиск»).
«Элеанор Ригби» вообще лишена центра как такового - это тягучее, вязкое кино, построенное сплошь на полутонах и недоговорённостях. Оно шагает медленно, раскручивается неторопливо… Впрочем, «раскручивается» - это тоже обман зрения: здесь всё работает с одной-единственной целью - максимально сосредоточить внимание на героях, потерянных, запутавшихся в себе взрослых детях, вынужденных внезапно повзрослеть… «Элеанор Ригби» - конечно же, слишком скромное кино для того, чтобы быть по-настоящему великим. Оно слишком похоже на своих героев, что хорошо и плохо одновременно,— ему тоже не хватает уверенности, конкретности, внутренней опоры, но не откажешь в чувственности, романтичности и трогательности. И при этом от него - как от трагически подведённых глаз Джессики Честейн - невозможно оторваться» (Анна Сотникова, «Коммерсантъ Weekend»).
«Джеймс Макэвой и Джессика Честейн, безусловно, входят в число талантливейших артистов своего поколения, и любоваться ими можно бесконечно, тем более что надоесть или примелькаться их лица не успевают - слишком уж плотно нашпигована лента событиями, а диапазон эмоций, которые переживают герои, а с ними и актёры, необычайно велик. Кроме того что оба невероятно красивы в этом фильме, между Честейн и Макэвоем чувствуется настоящая искра, та самая «химия», которая непременно требуется там, где авторы желают получить сочувствие зрителя. Сочувствие «Исчезновение» получает с лёгкостью, но вместе с этим сочувствием зрителя не оставляет и чувство недосказанности, намеренно впрыснутое в, казалось бы, очевидную любовную историю. Автор сразу предлагает нам погрузиться в пучину кораблекрушения, ничего не рассказав о том, обо что разбилась любовная лодка. Лишь ближе к финалу ответ на все догадки становится очевиден, только к самому концу мысли и чувства героев упорядочиваются в голове зрителя, но это лишь одна сторона рассказа. По большому счёту режиссёра, кажется, не беспокоит, что случилось, как случилось, чем закончится разрыв. Куда интереснее ему наблюдать за тем, как через свою боль и разрыв проходят герои» (Евгений Ухов, Film.ru).