11.11.2014
ПО ЛЕЗВИЮ БРИТВЫ, ИЛИ КАК МЫ ДЕЛАЕМ РЕПЕРТУАР В социальных сетях, по электронной почте или в самом кинотеатре нашим сотрудникам часто задаются вопросы о том, будет ли у нас показан фильм «икс», «игрек» или «зет», а если не будет, то - «почему?» и «как же так?!». По нашим ощущениям количество подобных вопросов достигло «критической массы», и мы решили рассказать нашим зрителям «как делать репертуар» и какие сложности при этом возникают. Так что добро пожаловать в кинопрокатное закулисье… Итак, откуда же берутся фильмы на экране «Орлёнка»? Существуют дистрибьюторские фирмы – владельцы прав на кинотеатральный прокат фильмов на территории России. Они и определяют когда та или иная картина стартует в российском прокате. Суммой всех дистрибьюторских решений является график будущих релизов. Любой зритель может ознакомиться с ним, например, на КиноПоиске в разделе «Премьеры». Мы в «Орлёнке» изучаем этот график, делаем свой выбор, затем ведём переговоры с дистрибьюторами и заключаем на определённых условиях договора на прокат тех или иных кинолент. Вроде бы всё просто. Но… Обратите внимание на слово «выбор». Дело в том, что количество выходящих в прокат картин значительно превышает, так сказать, демонстрационные возможности единственного зала «Орлёнка». И поэтому при выборе мы должны следовать каким-то прокатным принципам. Каким же? Напомним, что «Орлёнок» является муниципальным бюджетным учреждением культуры, а также входит в сеть европейских кинотеатров «EURIMAGES/EUROPA CINEMAS». И этот статус накладывает на кинотеатр определённые обязательства. Во-первых, «Орлёнок» специализируется на показе кино для детей и юношества (в том числе по системе образовательных и воспитательных абонементов), поэтому как минимум половину ежедневных сеансов занимает это репертуарное направление. Во-вторых, членство в «EURIMAGES/EUROPA CINEMAS» обязывает нас показывать оговоренное количество европейских (в т. ч. российских) лент. В-третьих, будучи учреждением культуры, наш кинотеатр является местом показа разнообразных фестивальных программ (в «соавторстве» с различными культурными центрами и организациями) и артхаусных фильмов в рамках проекта «Настоящее кино». Следующий принцип нашего репертуарного выбора – посещаемость. Нам нужен зритель. Как можно больше. И на детском, и на артхаусном, и на жанровом, и на любом другом кино. Не только потому, что «Орлёнок» при всей своей социокультурной миссии всё-таки предприятие коммерческое, но и потому, что кинопрокат без зрителя вообще теряет всяческий смысл – по определению. Естественный вопрос – а как понять, на что пойдёт зритель? А понимать тут важно вот что. Годы и годы определённой репертуарной политики сформировали в «Орлёнке» свою аудиторию. Которая, образно говоря, скорее отправится на братьев Коэнов, чем на брата и сестру Вачовски, идущих вторым экраном (почему вторым – об этом чуть ниже). К тому же есть такая штука, как статистика и опыт: на что хорошо ходили раньше, на то, как правило, пойдут и в будущем. На фильм такого-то режиссёра, на экранизацию книжного бестселлера, на обладателя такого-то приза и так далее. Вот, например, статистика упрямо показывает - в «Орлёнке» хорошо посещаются жанровые ленты романтической направленности, а брутальный экшн – намного хуже. Конечно, всё не так просто, стопроцентных прогнозов зрительской активности не существует, но не использовать статистические наработки и собственный опыт – глупо. А теперь о стандартных проблемах и сложностях, возникающих при формировании репертуара «Орлёнка». Первый момент. Вы наверняка заметили, что некоторые фильмы идут у нас так называемым «вторым экраном» (то есть не со старта, а через неделю или две). Почему? Потому что большинство дистрибьюторов (особенно когда дело касается блокбастеров) ставят жёсткие условия - максимум сеансов их фильма на стартовой неделе и ещё недели две-три-четыре его проката. То есть одна картина чуть ли не на месяц забирает себе львиную долю репертуара, напомним, однозального кинотеатра «Орлёнок». А это значит – прощайте многие-многие другие ленты, в том числе «статусные» для нашей площадки. Для «Орлёнка» это неприемлемо. А вот условия проката вторым экраном намного мягче, поэтому наш выбор очевиден. Второй момент. Как сказано выше, при переговорах практически все дистрибьюторы всегда хотят одного для своих фильмов: как можно больше дней в прокате, больше сеансов, очень часто – выше цены на билеты. Но надо помнить, что таких фирм множество. И все они хотят большего. А наши кинотеатральные пространство и время, увы, ограничены законами физики. Поэтому переговоры с дистрибьюторами – процесс, чаще всего, сложный, чреватый отказом от каких-то картин из-за неприемлемых для кинотеатра условий показа. Третий момент. Почти у любого фильма есть поклонники. При этом человеку свойственно считать свои интересы самыми важными и значимыми. И вот каждую неделю в прокат выходит энное количество фильмов, а про наши время и пространство вы, надеюсь, всё уже уяснили. Так что всем вместе этим фильмам в «Орлёнке» не бывать. И тогда - налицо конфликт разных зрительских аудиторий. И всегда кто-то будет недоволен. Хорошо, если что-то удаётся показывать вторым, а то и третьим экраном. Но тут многое зависит от плотности и насыщенности графика релизов «нашими» фильмами. Месяц на месяц не приходится – то пусто, то густо. А показывать картины спустя месяц-другой после выхода в прокат чаще всего бессмысленно – их время уходит вместе с их же рекламной кампанией, зато приходят видео, торренты, ТВ и просто другие ленты, поток которых неиссякаем. Резюме. Выбор – это когда что-то неизбежно оказывается за бортом. Желания дистрибьюторов не всегда совпадают с возможностями «Орлёнка». Любой зритель должен понимать, что в порыве посмотреть такой-то фильм, он не одинок, а всегда имеет в конкурентах другого зрителя, жаждущего увидеть нечто с иным названием. Процесс, определяющий, какой фильм окажется на экране, - это почти всегда нелёгкий поиск решения, какой-то компромисс, ну, и в итоге то, что вынесено в начало заголовка этой статьи. |