НОВАЯ ПОДРУЖКА
(«Une nouvelle amie», Франция, 2014)
Режиссёр: Франсуа Озон.
В ролях: Ромен Дюри, Анаис Демустье, Рафаэль Персонас, Изильд Ле Беско, Жан-Клод Болль-Редда, Аврора Клеман.
Жанр: драма.
Клэр (Демустье) много лет была тенью своей яркой подруги Лоры. Они были неразлучны с детства, делили радости и переживания отрочества, одновременно вышли замуж. Взросление, отношения, брак, ребёнок - Клэр была свидетелем всех основных этапов существования Лоры. Все было идеально, пока её любимая подруга не умерла от неизвестного заболевания, оставив грудного ребёнка и любящего мужа Давида (Дюри). Клэр не может привыкнуть к отсутствию Лоры, и тогда убитый горем вдовец предлагает ей остроумный способ выбраться из депрессии…
Лента является вольной экранизацией одноимённого рассказа британской писательницы Рут Ренделл, крупнейшего и уважаемого автора детективного жанра - с её произведениями работали Педро Альмодовар и Клод Шаброль.
Дерзкий, скандальный, провокационный... Такими яркими эпитетами характеризуют критики и зрители французского сценариста и кинорежиссера Франсуа Озона. Он родился 15 ноября 1967 года. Закончив учёбу во французской кинематографической школе «Ля Феми», Озон создал несколько короткометражных фильмов, в частности, «Маленькая смерть» (1995), «Летнее платье» (1996) и «Посмотри на море» (1997) - все три были выпущены в России единым сборником под общим названием «Нарцисс у кромки лета». Его первым полнометражным режиссёрским дебютом стала лента «Крысятник» (1998), которая была хорошо воспринята критиками и зрителями. Затем последовали «Криминальные любовники» (1999), адаптации пьесы Фасбиндера «Капли дождя на раскалённых камнях» (2000), «Под песком» (2000) с Шарлоттой Рэмплинг в главной роли, и, наконец, Озон снял фильм, который сделал его имя широко известным и за пределами Франции - «8 женщин», где сыграла плеяда таких звёзд французского кинематографа, как Катрин Денёв, Изабель Юппер, Фанни Ардан и Эммануэль Беар. Этот фильм имел коммерческий успех во многом благодаря удачному сочетанию музыкальных номеров, детективной истории убийства и сценографии в стиле голливудских фильмов 1950-х годов. В 2003 году был выпущен фильм «Бассейн», в котором вновь снялась Шарлотта Рэмплинг. «Бассейн» стал первым англоязычным фильмом режиссёра. В 2004 году Озон завершил работу над фильмом «5x2», в котором показаны пять этапов разрушения брака двух людей. 2005 год ознаменовался выходом на экраны картины «Время прощания». Потом были: «Ангел» (2007), «Рики» (2009), «Убежище» (2009), «Отчаянная домохозяйка» (2010), «В доме» (2012, премия Европейской киноакадемии за сценарий), «Молода и прекрасна» (2013, участник конкурсной программы Каннского МКФ). Озон - любимец международных кинофестивалей. Его кинематограф сравнивают с кинематографом Бунюэля, Годара, Антониони. Его кино всегда остроумно и даже сатирично, свободно и элегантно, камерно, но, в то же время, невероятно напряжённо.
Ромена Дюри открыли во время кастинга непрофессиональных актёров, а до того он увлекался музыкой - играл на барабанах в эйсид-джаз группе «Kingsize». Как актёр Дюри исполнил заметные роли в таких разножанровых лентах, как «Доберман», «Испанка», «Арсен Люпен», «Моё сердце биться перестало», «Красотки», «Париж», «Сердцеед», «Пена дней», «Китайская головоломка». Перед съемками Озон попросил Ромена скинуть несколько килограмм, так как «было важно, чтобы ему было удобно со своим телом».
Артхаусная карьера Анаис Демустье («Чёртов мобильник», «Прекрасная смоковница») началась в 2003 году в постапокалиптической драме Михаэля Ханеке «Время волков». Она играла дочь главной героини в исполнении Изабель Юппер.
Лору в фильме играет актриса, сценарист и режиссёр Изильд ле Беско. Её сестра Майвенн Ле Беско (Дива Плавалагуна из «Пятого элемента») – актриса, бывшая гражданская жена Люка Бессона, а ныне тоже успешный режиссёр.
Эпизодическую роль извращенца в кинотеатре исполнил в «Новой подружке» сам Франсуа Озон.
Мировая премьера «Новой подружки» прошла 6 сентября на престижнейшем МКФ в Торонто. А уже в октябре, за месяц до официального проката, на самой модной театральной площадке Москвы в «Гоголь-центре» прошёл российский предпремьерный показ картины, которую культовый французский режиссёр представил лично.
ФРАНСУА ОЗОН:
«Фильм - это свободная адаптация 15-ти страничного рассказа Рут Ренделл, похожего по духу на сериал «Альфред Хичкок представляет»… Я прочитал этот рассказ в то время, когда снимал короткометражку «Летнее платье», около 20-ти лет назад, и сразу же написал к нему сценарий, но в тот момент мне не удалось собрать финансирования и нужных актёров, поэтому я оставил этот проект. Но эта история осталась со мной, даже преследовала меня на протяжении всех этих лет».
«Я отталкивался от того, чтобы сделать картину максимально легкой и наименее агрессивной. Когда я снимал ее, во Франции проходили агрессивные манифестации против гомосексуальных браков… Я бы сказал, что это фильм о свободе, о свободе, прежде всего, выбирать свою жизнь».
«Наши желания часто являются ответом на желания кого-то другого, и мы питаемся ими, чтобы узнать, кто мы… Здесь же, желания героев питают друг друга из-за смерти Лоры. Смерть Лоры создает пустоту, в которой Клэр и Вирджиния находят друг друга».
«Клэр, чей стиль был довольно обычным, с помощью Давида начинает нравится наряжаться. С ним же она становится ближе к своей умершей подруге, Лоре, которая в фильме выглядит более яркой и женственной. К концу фильма Клэр принимает свою женственность… Я подумывал назвать фильм «Я - женщина», но пришёл к другому названию - зрители могли бы ассоциировать это с Давидом. А в фильме именно Клэр становится женщиной».
«Клэр - сложный персонаж, именно с её точки зритель смотрит фильм. У неё не так много диалогов, но её лицо рассказывает нам много о её собственном пути: её желания, страхи, её ложь Жилю и, в первую очередь, самой себе. Я прослушал много актрис на эту роль, но за Анаис оказалось интереснее всего наблюдать. На её лицее и в глазах всегда что-то происходит. На пробах с Роменом она очень сильно выделялась. Для фильма я попросил её изменить цвет волос. Для меня она обладала комплекцией рыжей женщины. Я хотел выделить и увеличить её веснушки. Мы с оператором, Паскалем Марти, работали над осенней гаммой. И рыжие волосы прекрасно вписывались в палитру».
АНАИС ДЕМУСТЬЕ:
«В сценарии мало сказано об этой девушке, которая в основном находится в позиции наблюдателя. На самом деле, несколько актрис отказались от этой роли, потому что они решили, что там нечего играть. А это – заблуждение… Я открыла для себя огромные возможности в невысказанных словах, в неподвижности и молчании. Персонажи, которые мало прописаны в сценарии, могут оказаться внутренне очень богатыми - они хранят множество секретов, о которых не знает ни зритель, ни другие персонажи, ни сам режиссёр».
«Богатство фильма в его способности заставить зрителя поверить в его реальность, в его очевидность, в то, что любовь реальна, она здесь, в пределах досягаемости. Нужно просто быть готовым открыться ей, прислушаться к собственным желаниям, и понять, кто ты есть на самом деле».
«Мне очень нравится, как Франсуа Озон отражает в своих фильмах одиночество женщины, её каждодневную грусть от необходимости жить с человеком, который не понимает её… Франсуа словно ребёнок, его глаза озорно горят и полны ликования. Он создал так много фильмов, что мне казалось, что он уже должен снимать на автопилоте, но нет, его восторг и энтузиазм по поводу съёмок фильма поражают, такое ощущение, будто он зависим от этого… Франсуа поддерживает железную дисциплину и всегда кричит: «Экшн!», даже если ещё никто не готов! Сначала, я чувствовала себя перегруженной и даже немного паниковала от этой скорости. Я беспокоилась, что в таком режиме съёмок я не смогу хорошо играть. Но нужно просто подключиться к энергии Франсуа, и тогда всё становится удивительным… Я никогда не работала с режиссёром, который выстраивает сцену с такой точностью и виртуозностью. Он может с лёгкостью уместить всё, что я прочитала в сценарии, всего лишь в один кадр. Когда ты играешь, создаётся невероятное чувство, что камера всегда находится в правильном месте, чтобы запечатлеть всё, что ты делаешь. Камера всегда слегка двигается, а за ней всегда Франсуа, тут же с нами в кадре».
«Работать с Дюри - настоящее удовольствие. Он действительно помогал, поддерживал и был очень внимателен ко мне - актрисе с намного меньшем опытом, чем у него. Я думаю, что он всегда мечтал сыграть такую роль, и его энтузиазм, как и у Франсуа, был заразителен. Этот фильм не был «очередным» ни для кого из них».
РОМЕН ДЮРИ:
«Актёру редко выпадает возможность воплотить такую радикальную трансформацию на экране, но эта роль подарила мне крылья… Эта роль позволила мне осознать значение тишины, прочувствовать, научиться впитывать её… В прошлом мне всегда хотелось заполнить тишину дейcтвием, и это беспомощно. Актёры, которые всегда меня поражали, знают, как молчать».
«У меня был тренер и хореограф. Мы вместе работали над моей походкой, манерами, и над тем, как мне использовать своё тело».
«Франсуа Озон делает процесс кинопроизводства динамичным, он ограждает тебя от возможности застрять на каком-либо вопросе, он постоянно двигает фильм вперёд. Его внутренняя спешка очень помогает процессу кинопроизводства. Я думаю, что это связано с тем, что он сам выставляет кадр. Как только он заканчивает одну сцену, он уже готов снимать следующую! Это очень полезно для актёров, потому что у нас нет простоев, но это также очень сложная задача для технических работников. Я первый раз работал с режиссёром, который самостоятельно выставлял кадр. Мне очень понравился этот уровень причастности. Ведь Франсуа всегда знает, какой кадр ему нужен. Он не снимает сцену со всех возможных точек, чтобы во время монтажа иметь как можно больше материала. Он делает реальный выбор сразу на съёмках, что опять же очень хорошо для актёров».
ПРЕССА:
«Российской публике в «Гоголь-центре», ставшей первыми зрителями, увидевшими «Новую подружку», фильм понравился. Недаром же, когда Франсуа Озон после просмотра поинтересовался её реакцией, зал разразился долгими аплодисментами. Режиссёр признался, что ориентировался на такие фильмы, как «Тутси» и «Некоторые любят погорячее» («В джазе только девушки»), но уточнил, что если там мужчины переодевались в женщин из-за внешних обстоятельств, то у его героя для этого были внутренние причины… Впрочем, дело здесь не столько в отработанной режиссёром популярной теме, сколько в попытке опять призвать зрителей толерантно относиться к людям со всякими отклонениями - не обязательно сексуальными, которые всё больше становятся нормой. Этот тривиальный смысл лежит на поверхности - ничего более интересного режиссёр не придумал. Разве что вот этот, если взять во внимание произнесённую героем фразу «Каждый находит свой путь, чтобы пережить утрату». Буквально это обозначает свободу выбора - в широком смысле, конечно» (Антонина Крюкова, «Трибуна»).
«Это Озон в кубе. Это кино, метко и иронично схватывающее кардинально изменившуюся эмоциональную, чувственную реальность» (Стас Тыркин, «Комсомольская правда»).
«Озон продолжает увлекаться тривиальными, как Брехт сказал бы, жанрами. Или «низкими», но только в кавычках… Отработав нетривиальным образом с жанром детектива, стилем кэмп в «8 женщинах», с кичем - в «Ангеле», французский синефил упростил теперь себе задачу. Или, возможно, повзрослел и «распоясался» в том смысле, что решился на популярное, так сказать, не только для зрителей-трансвеститов, кино без режиссёрских околичностей… В «Новой подружке» Озон внимательно и грубовато, то есть чересчур прямолинейно, рассмотрел пробуждение и реализацию гендерных перверсий, зазря смешав психологическую достоверность (именно так) исполнительской техники главной героини Клэр (Анаис Демустье), мужа её умершей ближайшей подружки, обнаружившим тяготение к женской одежде и соответствующему макияжу, с полуироническими масками более/менее фоновых персонажей. Получилось, однако невольно, нечто водевильное. Правда, без куплетов… Озон несколько удалился от своей шикарной позиции, воспетой ещё Ануем в образе Орнифля, - модного, лишь по видимости циничного парижского подёнщика, полагавшего, что «истинную услугу людям оказывали лишь те, кто забавлял их на этой земле. Вечно чтить будут не реформаторов, не пророков, а немногих легкомысленных шутников». Невесёлая нешутливая «Новая подружка» - свидетельство переломного (переходного) возраста этого очень французского режиссёра» (Зара Абдуллаева, «Искусство кино»).
«Примечательно, что в фильме все герои-мужчины отходят на второй план. Сам Давид сильно проигрывает своему обольстительному альтер эго. Симпатичный, но скучный муж Клэр выглядит простачком на фоне блистательных дам. Но истинное воплощение женственности - Лора. После её смерти герои отчаянно пытаются создать иллюзию её присутствия. Её образ вдохновляет их на смелые поступки, которые позволяют в конечном итоге открыть свою истинную сущность, хоть и весьма далекую от мещанских идеалов. После просмотра «Новой подружки» многие зрители в зале были явно озадачены и, не в силах сразу переварить гениальное творение звезды кинематографа, смущенно почёсывали затылки. Но равнодушным фильм не оставил никого. Ведь у каждого, даже у величайшего поборника нравственности, в шкафу припрятан скелет» (Александра Шаргородская, «Эхо Петербурга»).
«Женщина вообще центральный образ 105-минутной киноленты Озона. И это, пожалуй, главное, что отличает его от фильмов категории «Горбатая гора». Все действующие лица французского фильма не могут устойчиво находиться в рамках гендерного самоопределения. И хотя их движение, порой, принимает характер броуновского, в завершении всё возвращается на круги своя, когда они доходят до главной цели своих скитаний. Основная мысль фильма выражена через мысли и душевные метания главной героини, которую прекрасно сыграла Анаис Демустье. «Мэсседж» не поражает своей сенсационностью, но придаёт ей новое трактование. Chercher la femme, говорит зрителям «Новой подружки» Франсуа Озон, добавляя, что искать её стоит не только в окружающем пространстве, но и внутри себя» (Андрей Меньшенин, «Эхо Петербурга»).
«Новая подружка» - это, в сущности, образовательное кино наподобие «Филадельфии» (помните фильм, где Том Хэнкс играл умирающего от СПИДа юриста?), которое рассказывает, что бывают и такие причудливые отношения - гетеросексуальный мужчина, одевающийся женщиной, и бисексуальная женщина, которая в постели предпочитает мужчин, но находит женщин неотразимыми. Если бы Озон снял «Подружку» в 1990-х, цены бы фильму не было. По крайней мере, по меркам тех, кого тема «Подружки» задевает за живое. Сейчас же на дворе 2010-е, и западный мейнстрим - это гей-браки и экстремальное садомазо («Пятьдесят оттенков серого»). Поэтому «Подружка» не шокирует и не предлагает ничего принципиально нового и необычного. Да, отношения Клэр и Давида далеки от буржуазных идеалов. Но кого волнуют те идеалы, с которыми европейское кино расправилось ещё в 1970-х? Уж точно не зрителей Озона» (Борис Иванов, Film.ru).