ПРЕЖДЕ, ЧЕМ Я УСНУ
(«Before I Go to Sleep», Великобритания, 2014)
Режиссёр: Роуэн Жоффе.
В ролях: Николь Кидман, Колин Ферт, Марк Стронг, Энн-Мари Дафф, Дин-Чарльз Чепмен, Адам Леви, Чарли Гарднер, Рози Макферсон, Джинг Луси, Льюэлла Гидеон.
Жанр: детективный триллер.
47-летняя писательница Кристина Лукас (Кидман) после ужасных событий, приключившихся с ней в молодости (примерно лет 20 назад), не способна сохранять память больше, чем на один день. Просыпаясь каждое утро, она убеждена в том, что не замужем и что перед ней открыт весь мир. Однако в течение дня она узнаёт, что живёт с мужем Беном (Ферт), и что главные решения в жизни она уже приняла. Доктор Нэш (Стронг), который помогает Кристине восстановить память, предлагает ей вести дневник, чтобы она постепенно складывала воедино своё прошлое. Кристина искренне надеется на полное излечение и поэтому беспрекословно следует совету своего врача, но однажды она с ужасом осознаёт, что в её жизни творится такое, о чём лучше забыть навсегда…
Лента основана на одноименном романе британского писателя Стивена Дж. Уотсона. Уотсон родился в 1971 году в Стоурбридже. Он изучал физику в университете Бирмингема, а затем переехал в Лондон, где работал в клиниках, занимающихся слабослышащими детьми. Литературной деятельностью занимался вечерами и в выходные. В 2009 году Уотсон поступил на курс художественного письма в «Faber Academy» в Лондоне. Результатом этого обучения стал роман «Прежде, чем я усну», написанный в 2011 году, сюжет для которого Уотсон нашёл в газете. Права на публикацию были проданы в 37 различных стран мира, и книга стала международным бестселлером.
1 мая 2011 года сам Ридли Скотт купил права на роман Уотсона, стал одним из продюсеров кинопроекта и нанял Роуэна Жоффе в качестве сценариста и режиссёра. Британец Роуэн Жоффе (сын знаменитого англо-французского режиссёра, сценариста и продюсера Ролана Жоффе), известен в первую очередь по сценариям фильмов «28 недель спустя» и «Американец», а также как режиссёр и сценарист фильма «Брайтонский леденец».
Три основные роли в фильме сыграли: австралийская и американская актриса Николь Кидман («Мёртвый штиль», «Готова на всё», «Бэтмен навсегда», «Умереть во имя», «С широко закрытыми глазами», «Мулен Руж!», «Другие», «Часы», «Догвилль», «Холодная гора», «Рождение», «Газетчик», «Принцесса Монако»), британский актёр Колин Ферт («Вальмон», «Английский пациент», «Влюблённый Шекспир», «Дневник Бриджит Джонс», «Девушка с жемчужной серёжкой», «Реальная любовь», «Бриджит Джонс: грани разумного», «Где скрывается правда», «Моя ужасная няня», «Мамма миа!», «Лёгкое поведение», «Дориан Грей», «Одинокий мужчина», «Король говорит!», «Шпион, выйди вон!», «Возмездие», «Магия лунного света») и британский актёр итальянского происхождения Марк Стронг («Звёздная пыль», «Рок-н-рольщик», «Совокупность лжи», «Шерлок Холмс», «Пипец», «Робин Гуд», «Однажды в Ирландии», «Шпион, выйди вон!», «Цель номер один», «Добро пожаловать в капкан»). Николь Кидман, получив роль в этом фильме, выразила желание вновь поработать с Колином Фертом, с которым ранее снималась в драме «Возмездие» (2013), и вскоре Ферт получил роль в фильме. А Ферт и Стронг до этого снимались вместе в триллере «Шпион, выйди вон!».
Съёмки фильма проходили с февраля 2013 года в Лондоне на студии «Twickenham Studios», в загородном доме, в стенах Института психиатрии, на безликих улицах, и только один эпизод был снят в узнаваемом месте - Гринвич Парке. Этот фильм стал последним, снятым на киноплёнку «Fuji 35mm», производство которой прекращено.
СТИВЕН ДЖ. УОТСОН:
«Однажды в газете я наткнулся на некролог человеку по имени Генри Молесон. Он страдал тяжёлой формой амнезии, болезнь стала результатом операции, которая была призвана излечить его от эпилепсии. В возрасте 26 лет врачи удалили ему часть мозга, которая, по их мнению, была ответственна за приступы эпилепсии. Эти же самые участки мозга отвечали за формирование новых воспоминаний. Без памяти Генри прожил до 86 лет».
РОУЭН ЖОФФЕ:
«Мне нравится, что зритель до конца не уверен, в том, что он видит на экране. Может быть, это история женщины, которая после мозговой травмы неверно интерпретирует происходящие с ней события и считает себя жертвой заговора. А может быть, это триллер, где героиня, страдающая амнезией, становится жертвой окружающих её людей и должна выяснить, кто и почему использует её, иначе ей грозит гибель».
КОЛИН ФЕРТ:
«Игра Николь невероятно естественна! Рядом с ней я имел право выдавать только высший класс, я просто не мог врать своей игрой, я не мог лениться. Если бы я попытался схалтурить, и был бы неубедительным, то мгновенно потерял бы связь с героиней».