ОдержимостьОДЕРЖИМОСТЬ
(«Whiplash», США, 2014)
Режиссёр: Дэмьен Шазелл.
В ролях: Майлз Теллер, Дж. К. Симмонс, Мелисса Беноист, Пол Райзер, Остин Стоуэлл, Тайлер Кимболл, Нат Лэнг, Кавита Патил, Джэйсон Блэр, Кофи Сирибо.
Жанр: драма.

Эндрю Нейман (Теллер) - студент знаменитой Нью-Йоркской консерватории - мечтает стать величайшим джазовым барабанщиком в мире. Эндрю с неистовым упорством идёт к своей цели и репетирует даже по ночам. Однажды его замечает преподаватель Теренс Флетчер (Симмонс), известный как своим талантом учителя, так и чрезвычайно жестокими методами обучения. А поскольку Флетчер возглавляет лучший джазовый ансамбль консерватории, он берёт Эндрю к себе и в одночасье меняет его судьбу. Чтобы заслужить похвалу наставника и стать лучшим из лучших, Эндрю в кровь стирает свои пальцы и проходит через чудовищные физические и эмоциональные испытания. При этом у отца Эндрю его одержимость вызывает скептицизм, а любимая девушка слишком отвлекает музыканта от дела. Находясь под мощным психологическим давлением Флетчера, в качестве мотивации постоянно рассказывающего своим подопечным историю о великом саксофонисте Чарли Паркере, Эндрю понимает, что ради достижения своей цели он должен отказаться от всего, кроме музыки и карьеры…

Совсем молодой Дэмьен Шазелл, всё детство серьёзно увлекавшийся музыкой, за совсем небольшие деньги снял свою первую работу «Гай и Мэдлин на скамейке в парке» (2009). Эта музыкальная драма вызвала положительную реакцию критиков и той небольшой аудитории, до которой фильм смог дойти. После этого Дэмьен написал сценарий «Whiplash» (переводится как «удар кнутом»), который приглянулся продюсерам, но выделить бюджет совсем молодому автору никто не решался, поэтому в 2012 году 85-страничный сценарий был включен в знаменитый «Чёрный список» невостребованных проектов. Тогда Шазелл, недолго думая, сократил сценарий до 15 страниц, а хронометраж - до 18 минут, и снял короткометражную ленту «Whiplash», которая выиграла главный приз на кинофестивале «Сандэнс». Так Дэмьен Шазелл получил билет в большое кино - проблема с деньгами решилась довольно быстро и он взялся за работу над полнометражным фильмом «Одержимость» (российское прокатное название «Whiplash»). Правда, между двумя одноимёнными фильмами уместились ещё две режиссёрские работы Шазелла – триллер про пианиста «Торжественный финал» (2012) и фильм ужасов «Последнее изгнание дьявола: Второе пришествие» (2013).

В обеих «Одержимостях» роль руководителя ансамбля сыграл американский актёр Джонатан Кимбл Симмонс (1955 г. р.), участвовавший во многих бродвейских постановках, и известный широкому зрителю, в первую очередь, ролями полицейского психиатра в сериале «Закон и порядок», неонациста Шиллингера в тюремной драме HBO «Тюрьма Оз» и Джоны Джеймсона в серии фильмов «Человек-паук» (2002, 2004, 2007). Помимо этого, Симмонс запомнился ролями в фильмах своего друга Джейсона Райтмана («Здесь курят», «Джуно», «Мне бы в небо») и участием в картинах братьев Коэнов («Игры джентльменов», «После прочтения сжечь»).

В роли студента-барабанщика «короткометражного» Джонни Симмонса (однофамильца Дж. К. Симмонса) сменил Майлз Теллер. Теллер родился в 20 февраля 1987 года. Самыми известными фильмами с его участием стали «Проект X: Дорвались» (2012), «21 и больше» (2013), «Захватывающее время» (2013), «Дивергент» (2014), «Этот неловкий момент» (2014). К тому же Майлз уже заявлен в продолжении «Дивергента» - фильме «Инсургент» (2015), а также появится в главной роли в суперблокбастере от «Marvel» - римейке «Фантастической четверки» (2015). Майлз Теллер занимается игрой на барабанах с 15 лет, причём использует необычную энергичную манеру работы с палочками. На съёмочной площадке он был настолько неистов в роли джазового ударника, что натирал кровавые мозоли на руках, в результате чего и барабанные палочки, и сами барабаны были часто забрызганы его кровью. В моменты самых затяжных импровизаций режиссёр не решался давать команду «Снято!», и поэтому Теллер продолжал стучать до полного изнеможения. Почти в 70% случаев Майлз Теллер играет в фильме на барабанах самостоятельно, а в остальных 30% его подменяет дублер Кайл, который был личным инструктором актёра в подготовительный период. Теллеру приходилось тренироваться по три дня в неделю и по четыре часа в день.

Саундтрек «Одержимости» написал Джастин Харвитц, помимо собственных композиций также использовавший записи великого Дюка Эллингтона, а в качестве заглавного трека взявший «Whiplash» Хэнка Леви. Собственно, эта композиция и дала оригинальное название картине.

Фильм был снят всего за 19 дней в Санта-Кларите, штат Калифорния. Всё производство картины в полном объеме заняло 10 недель. Зимой 2014 года полнометражная «Одержимость» вновь была представлена на «Сандэнсе», где не только удостоилась Гран-При в категории «драматический фильм», но и получила Приз зрительских симпатий. Затем были Гран-при на фестивале американского кино в Довиле, участие на Каннском МКФ в рамках «Двухнедельника режиссёров» и на МКФ в Торонто, а 20 сентября «Одержимость» вызвала овации на московском «Amfest» - традиционном смотре независимых и фестивальных американских лент.


ДЭМЬЕН ШАЗЕЛЛ:
«Когда я был школьником, я проводил часы, репетируя в звуконепроницаемом подвале, вдали от всех. Я играл на ударных до тех пор, пока мои руки не начинали кровоточить. Я мечтал стать Чарли Паркером. Меня вдохновлял мой дирижёр, сумевший в своё время превратить слабенький школьный оркестр Нью-Джерси в лучший в стране, по версии журнала «Down Beat»... Барабаны стали моей жизнью на долгие годы. Однако первое время музыка не радовала меня и не позволяла самовыражаться. У меня был страх, так как я боялся ошибиться. До сих пор я помню свои ночные кошмары, связанные с музыкой, которая, казалось бы, вся о радости и свободе. Теперь я уже удивляюсь тому, что к финалу моей карьеры барабанщика у меня были национальные награды и премии. Самым сложным для меня в те дни были отношения с моим учителем. Они были очень напряжёнными. Если роль учителя - подталкивать ученика к величию, то где границы этому? Должен ли Чарли Паркер быть освистанным прежде, чем стать тем, кем он стал? Как вы можете сделать кого-то великим? Всё это я хотел показать в своей картине... Я хотел показать напряжение, эмоции на пределе и страх, которые являются неотъемлемой частью этого процесса. Музыка - это не только радость. Это сломанные барабанные палочки, пластыри, мозоли и стёртые в кровь ладони, непрерывный стук метронома, пот и усталость…В то же время она дарит нам прекрасные моменты. Когда вы слушаете соло Чарли Паркера, вы испытываете непередаваемое блаженство. Стоили все страдания Паркера того, что мы наслаждаемся его музыкой спустя десятилетия? Я не знаю, но для меня этот вопрос выходит за рамки музыки и искусства в целом. Можно ли заслужить величие такой ценой?»


ПРЕССА:

«Что же такого особенного в «Одержимости», что её взахлёб хвалят все, кто посмотрел картину, в список лучших фильмов года заносит каждый второй, а призы ведущим актёрам гарантирует каждый третий? Пожалуй, главное - это отрицание всего того, во что мы привыкли верить, думая об искусстве вообще и о музыке в частности. Талант всегда пробьет себе дорогу? Ничего подобного, посредственности и чуть менее талантливые коллеги сожрут тебя, будь ты хоть Моцартом наших дней. Семья всегда поддержит тебя, а романтические отношения окрылят? Забудь, отец никогда не поймёт твоей страсти к фаготу или альту, а девушка будет лишь отнимать время, силы и внимание. Попадёшь в престижную школу, класс, оркестр и весь мир будет у тебя на ладони? Ага, сейчас. Ты будешь бороться за каждую минуту нахождения в элите, но это не гарантирует тебе удачу, а удача не гарантирует того, что о тебе не забудут наутро после провала. И всё-таки таланты пробиваются… Откуда же они? Они перешагивают невидимую черту собственных возможностей и взлетают… Наполненный фантастической музыкальной начинкой фильм полон такой неуёмной энергией, в нём столько настоящей страсти, одержимости в самых разных смыслах этого слова, что зрителя он пронизывает не хуже мощного оркестрового концерта. «Одержимость» пугает, но подхлёстывает, стимулирует, но и бьёт по рукам тех, кто мечтает о простом решении всех проблем. Каждая минута картины - бой, каждая нота - ступенька, каждый удар барабанной палочки - толчок крови по венам. Более живой, сложной и адреналиновой ленты в этом жанре сложно себе представить, поэтому откиньтесь на спинку кресла, расслабьтесь и приготовьтесь к музыке. Здесь будет Джаз до последней капли крови» (Евгений Ухов, Film.ru).

«Иначе как одержимостью трудно назвать навязчивое стремление дирижёра-перфекциониста достичь идеального звучания и не менее навязчивое желание юного ударника попасть в основной состав его ансамбля. Дэмьен Шазелл доводит остроту их противостояния до абсурда - мрачного, жестокого, безумного, до стертых в мясо пальцев, сжимающих треснувшие барабанные палочки, и залитых кровью барабанов. В виртуозно смонтированных музыкальных сценах кадры сменяют друг друга стремительнее, чем ноты в зубодробильных импровизациях кумира Эндрю Бадди Рича, и ты с открытым ртом переводишь взгляд с одного крупного плана на другой так резко, что в глазах начинает рябить… «Одержимость» - редкий пример картины, идеально выверенной по структуре: важность происходящего за кулисами для режиссёра эквивалентна непосредственно сценическому действу. И сюжетные крещендо и диминуэндо словно окатывают зрителя контрастным душем, достигая высшей точки напряжения в неожиданно гениальной кульминации и только на финальных титрах позволяя выдохнуть, наконец, скопившийся в лёгких воздух. Лента Шазелла - не просто очередная драма об отношениях наставника-воспитанника с традиционным выводом из разряда «ученик превзошел учителя». Скорее это ёмкая и пронзительная метафора мимолетной условности триумфа и совершенства… И если по досадной случайности «Одержимость» всё-таки окажется за бортом грядущей «оскаровской» гонки, повторяя ежегодную судьбу множества по-настоящему классных фильмов, это лишь подчеркнёт - не без горькой иронии - справедливость режиссёрского замысла. Награды и слава - ничто. Восторги зрителей - уже кое-что. Кино – всё» (Алексей Комаров, «Rolling Stone»).

«Этот мотив - упрямый ученик против деспота-учителя - звучал, разумеется, во множестве фильмов. Но никому раньше отчего-то не приходило в голову, что консерватория - идеальное место для «Офицера и джентльмена». В этом есть красивый парадокс: оркестр должен играть в унисон, при этом он состоит из амбициозных одиночек, постоянно находящихся под давлением высочайшей конкуренции… Майлз Теллер, открытие прошлогоднего «Захватывающего времени» (и, по-видимому, неплохой ударник), даже не пытается сделать своего героя привлекательным: он готов идти по головам, ревнив к чужим успехам и равнодушен к чужим чувствам, и всё это написано у него на лице. Но у Эндрю есть миссия, и не болеть за него не получается… Симмонсу в один голос прочат «Оскар» за роль второго плана, и это понятно: из его язвительных монологов и угрожающих жестов можно нарезать дюжину первоклассных роликов для церемонии. Этот фильм был бы ещё лучше, если бы Шазелл немного ослабил хватку: для рассказа про страсть в нём всё слишком правильно, запрограммированно, симметрично. Не хватает, если угодно, джаза. Как к постановщику к нему нет вопросов: за одни сцены репетиций, где он визуализирует идиому про кровь, пот и слёзы, барабанщики должны вручить ему какую-нибудь «Золотую палочку». Как к сценаристу - есть. Но, несмотря ни на что, «Одержимость» смотрится как триллер, поскольку Шазеллу неизменно удаётся транслировать на экран физическое и психологическое напряжение героя» (Станислав Зельвенский, «Афиша. Воздух»).



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта