ДВА ДНЯ, ОДНА НОЧЬ
(«Deux jours, une nuit», Бельгия, 2014)
Режиссёры: Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн.
В ролях: Марион Котийяр, Фабрицио Ронджоне, Оливье Гурме, Катрин Сале, Пили Груан, Саймон Кодри, Кристель Корниль, Батисте Сорнен, Ален Элуа, Мириам Акеддиу, Фабьен Шаша, Тимур Магомедгаджиев.
Жанр: драма.
Сандра (Котийяр) - мать двоих детей, которая возвращается на работу после борьбы с депрессией и вечером пятницы узнаёт, что работники компании, где она работает, большинством четырнадцать против двух проголосовали за её увольнение, чтобы не потерять годовые бонусы. Её коллега Жюльет (Сале) убеждает руководителя компании Дюмона провести повторное голосование, так как работники были введены в заблуждение бригадиром Жаном-Марком (Гурме). У Сандры есть суббота и воскресенье на то, чтобы переговорить с четырнадцатью голосовавшими за её увольнение и убедить их отказаться от заслуженного бонуса, тем самым сохранив ей работу. При поддержке мужа Маню (Ронджоне), борясь с застенчивостью, Сандра обзванивает или обходит дома своих коллег, которые по-разному реагируют на её просьбу…
Идея фильма восходит к записи в дневнике Люка Дарденна начала 2000-х, где описана ситуация, ставшая и завязкой фильма «Два дня, одна ночь»: увольнение сотрудницы под угрозой потери годовых бонусов другими работниками.
Братья Дарденн - дуэт бельгийских кинорежиссёров, являющихся также сценаристами и продюсерами своих фильмов. Старший из братьев - Жан-Пьер Дарденн (1951 г. р., настоящее имя - Карл Хигганс). Младший - Люк Дарденн (1954 г. р., настоящее имя - Эрик Хигганс). Братья Дарденн занимаются кинематографом с конца 1970-х, они авторы целого ряда документальных фильмов, с 1987 года работают в игровом кино. Международную известность они приобрели лишь в 1999 году, когда их фильм «Розетта» попал в основной конкурс Каннского кинофестиваля и был удостоен там главного приза - премии «Золотая пальмовая ветвь». Такую же награду получил в 2005 году их фильм «Дитя». Кроме братьев Дарденн только четверо создателей фильмов (Фрэнсис Форд Коппола - за «Разговор» и «Апокалипсис сегодня», Эмир Кустурица - за «Папу в командировке» и «Андерграунд», Сехэй Имамура - за «Легенду о Нараяме» и «Угря», Билле Аугуст - за «Пелле-завоевателя» и «Благие намерения») дважды удостаивались главного приза Каннского кинофестиваля. Но у Дарденнов вдобавок есть ещё целый ряд каннских призов: приз за лучшую мужскую роль, полученный актером Оливье Гурме за роль в фильме «Сын» (2002); приз за лучший сценарий за «Молчание Лорны» (2008); Гран-при за «Мальчика с велосипедом» (2011).
«Два дня, одна ночь» - это первый фильм знаменитых братьев Дарденн, в котором снялась реальная кинозвезда - Марион Котийяр. Французская актриса театра, телевидения и кино Марион Котийяр (1975 г. р.) снимается как во французских, так и в зарубежных фильмах. За роль в фильме «Долгая помолвка» (2004) была удостоена премии «Сезар» в номинации «Лучшая актриса второго плана». В 2008 году ей была вручена премия «Оскар» в номинации «Лучшая актриса» за фильм «Жизнь в розовом цвете», в котором Марион исполнила роль Эдит Пиаф. Котийяр стала второй актрисой в истории премии, которой удалось получить «Оскара» за роль в фильме на иностранном языке. Также за фильм «Жизнь в розовом цвете» Котийяр получила премию «Золотой глобус» в номинации «Лучшая женская роль» и премию Британской академии кино- и телеискусства BAFTA в номинации «Лучшая актриса». В 2012 году Марион вновь была удостоена «Золотого глобуса» за роль в картине «Ржавчина и кость». Котийяр снялась также в таких известных фильмах, как «Такси», «Крупная рыба», «Мария», «Хороший год», «Джонни Д.», «Последний полёт», «Девять», «Начало», «Полночь в Париже», «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды», «Роковая страсть». Ради съёмок в «Двух днях, одной ночи» Марион пришлось избавиться от своего французского акцента, ведь действие картины происходит в Бельгии.
В картине «Два дня, одна ночь» у братьев Дарденн опять снялись их постоянные актёры: Оливье Гурме («Обещание», «Розетта», «Сын», «Дитя», «Молчание Лорны», «Мальчик с велосипедом») и Фабрицио Ронджоне («Розетта», «Дитя», «Молчание Лорны», «Мальчик с велосипедом»).
Съёмки фильма «Два дня, одна ночь» проходили в бельгийской коммуне Серен (родном городе Дарденнов) в 2013 году.
Премьера «Двух дней, одной ночи» прошла 20 мая 2014 года на Каннском кинофестивале. Фильм называли одним из главных претендентов на «Золотую пальмовую ветвь» (это сделало бы Дарденнов первыми в истории трёхкратными обладателями высшей награды), а Марион Котийяр - претендентом на награду лучшей актрисе, но фильм в итоге стал первой картиной Дарденнов, которая была показана в Каннах, но осталась без наград главного жюри, получив только специальный диплом экуменического жюри. В июне фильм был показан на Сиднейском МКФ, где завоевал Главный приз.
ЛЮК ДАРДЕНН:
«В течение долгих лет мы обдумывали идею снять фильм о человеке, который был бы уволен с работы после голосования коллег. Они так же, как и их начальник, винят уволенного сотрудника в потере своих бонусов. В итоге мы придумали Сандру и Маню, пару, объединившуюся перед лицом невзгод. Тогда и появилась «Два дня, одна ночь»… Само создание текста не заняло много времени. Мы начали писать его в октябре 2012-го и закончили в марте 2013-го. Мы хотели, чтобы сюжет картины разворачивался в течение очень короткого промежутка времени, как видно из названия… До начала съёмок нам нужно было найти правильный ритм и создать атмосферу общего доверия с актёрами, для того чтобы можно были рисковать какими-то простыми вещами».
ЖАН-ПЬЕР ДАРДЕНН:
«Мы снимали репетиции где-то месяц. До этого пару месяцев мы подбирали и готовили места съёмок… Мы снимали сцены в хронологическом порядке, что важно и для нас, и для актёров. Путешествие Сандры не только физическое, но и духовное. Поэтому мы и решили придерживаться линейного порядка - это было важно и для Марион и для Фабрицио и других актёров… Для нас было важно показать человека, который выглядит слабым и не умеет себя продвигать. Поэтому его выгоняют. Наш фильм о таком «не выдвигающем» себя герое, который находит в борьбе силу и смелость».
ЛЮК ДАРДЕНН:
«Сандра не должна была выглядеть как жертва, осуждающая своих коллег, чтобы они передумали. Это не борьба между бедной девочкой и группой негодяев… Рабочие в фильме поставлены в ситуацию неумолимой конкуренции и соперничества. Это не плохие парни против хороших. В любом случае, нам не интересно смотреть на мир так».
ЖАН-ПЬЕР ДАРДЕНН:
«Фильм - это не трибунал. У всех коллег Сандры есть важные причины, чтобы сказать да или нет. Одно известно точно: этот бонус ни для кого не роскошь. Они все нуждаются в деньгах - им нужно платить ренту, платить по счетам… Сандра понимает это даже слишком хорошо, поскольку у неё самой финансовые трудности».
ЛЮК ДАРДЕНН:
«Мы познакомились с Марион, когда работали как сопродюсеры на фильме «Ржавчина и кость» Жака Одиара. Лента частично снималась в Бельгии. Мы столкнулись, когда она выходила из лифта с ребёнком на руках, и мы были просто очарованы. По пути в Льеж, мы не переставая говорили о ней: её лицо, её взгляд…
ЖАН-ПЬЕР ДАРДЕНН:
«Заполучить такую знаменитую актрису - это для нас ещё один вызов. Марион удалось полностью преобразиться для роли - она будто подобрала новое лицо и тело».
МАРИОН КОТИЙЯР:
«Работа в США открывает двери в европейские студии и помогает наладить контакт с определёнными кинематографистам. Но братья Дарденны! Я даже представить этого не могла, что они могут работать с актёрами вроде меня. Я не была уверена, что я достаточно хороша для них… Мы виделись в Бельгии на съёмках фильма Жака Одияра «Ржавчина и кость». Это была очень короткая встреча: мы столкнулись у лифта. Я была рада этой встрече, так как всегда обожала их работы. Несколько месяцев спустя мой агент позвонил мне и сказал, что Люк и Жан-Пьер хотят предложить мне роль. Я была так счастлива!»
«Сесиль де Франс работала с ними на «Мальчике с велосипедом». Она бельгийка, и её появление в их вселенной казалось менее удивительным, чем моё. Поэтому их звонок стал для меня настоящим сюрпризом, абсолютной радостью! Во время нашей первой встречи эмоции переполняли меня! Я испытала какой-то детский восторг от происходящего. Я тогда сказала: «Я так счастлива, что буду работать с вами. Я могу сделать сальто от радости». Я должна была поделиться с ними своими чувствами прежде, чем приступить к работе… Они немного рассказали о теме фильма, но по-настоящему история Сандры открылась мне, когда я прочла сценарий… Моя героиня Сандра - обычная женщина. Она понимает, почему некоторые из её коллег выбрали бонус в 1000 евро вместо того, чтобы помочь ей. Никто не знает, как бы она поступила, будь она на их месте. Но она страдает от депрессии… В одной из сцен она говорит: «Я ничто». Это чувство бесполезности живёт глубоко внутри неё, так же, как и в большинстве людей, которые не знают, как справляться со своей работой или с её отсутствием. За несколько месяцев до съёмок я изучала подобные истории и была шокирована статьями и репортажами о самоубийствах из-за неурядиц на работе. Люди предпочли покончить с собой, только бы не чувствовать эту бесполезность. Фильм каким-то образом пересекается с этими событиями».
«Мы репетировали где-то около месяца. Мы пытались прочувствовать особенности мест съёмок, энергию персонажей и ритм сцен. Братья предпочитают снимать долгими планами - поэтому репетиции были столь важны… Они были безумно требовательными. Каждая деталь значила очень много, и они просили повторять сцену снова и снова. Это цена интенсивности и искренности их фильмов. Даже если бы они попросили сделать 250 дублей одной сцены, я бы сделала. Я никогда не встречалась с такими режиссёрами раньше… Каждый из их фильмов повествует о проблемах общества. При этом у них свой киноязык. Они делают действительно авторское кино - сложно найти что-то более характерное, чем кино братьев Дарденн. Но их кино абсолютно универсально».
«Я чувствую, что мне невероятно повезло переключиться на такую роль и оказаться в новом киномире. Я реализовала мечту детства - исследовать разные жанры и территории с настоящими кинематографистами».
«Я никогда не чувствовала такой заботы со стороны режиссёров. Люк, Жан-Пьер и я были «сообщниками» с первого до последнего дня съёмок. Когда пришло время снимать последнюю сцену, было грустно осознавать, что всё заканчивается».
ПРЕССА:
«Явились Дарденны - и вместе с ними вновь обрело смысл многократно поднятое на смех слово «гуманизм»… В самом деле, их талант невозможно рассматривать как совокупность виртуозно придуманных и освоенных приёмов. Их высшая способность - в алхимическом преображении повседневного и скучного в метафизически значимое, в способности сделать зрителя к финалу просмотра буквально другим человеком. В этом смысле «Два дня, одна ночь» - один из шедевров Дарденнов, а возможно, вершина… Незадолго до премьеры «Двух дней, одной ночи» Люк Дарденн издал своё первое философское эссе «О человеческом уделе». Там он пишет о конечности времени в эпоху, когда не стало Бога, и преодолении человеком собственной смертности. О ней, увы, трудно забыть, не совершив убийства, не купив себе миражную вечность ценой чьей-либо жизни, - и отказ коллег вступиться за Сандру, конечно, не что иное, как череда маленьких убийств. Так вот, знают об этом братья или нет, их приземлённые, будничные, неброские фильмы и есть лучшее лекарство от страха смерти, которое доступно жителю XXI века» (Антон Долин, «Коммерсантъ Weekend»).
«Увольнение не вопрос жизни и смерти для Сандры, Ману и их двоих детей. Речь не о выживании, но о сохранении достоинства, веры в себя и в тех, кто рядом. О солидарности… Принципиально, что Дарденны рассматривают проявления человечности не в экстремальной, а в обыденной ситуации. То есть предельно точно очерчивают ту сферу, в которой чаще всего приходится делать этический выбор современному человеку. Ставят вопрос не о подлости или благородстве, а всего лишь о способности выйти из зоны комфорта - иначе говоря, обратить хотя бы в минимальное действие фразу «встань на моё место», которую часто произносят Сандра или её собеседники и которая кажется банальной только до тех пор, пока не воспримешь её всерьёз. Собственно, о банальности и серьёзности этой фразы и сняли фильм Жан-Пьер и Люк Дарденны» (Олег Зинцов, «Ведомости»).
«Многократные лауреаты Каннского фестиваля и, вероятно, самые известные в мире бельгийские режиссёры, братья Жан-Пьер и Люк Дарденны не снимают фильмы о богатых и знаменитых. Их внимание приковано к «униженным и оскорбленным» - иммигрантам, сиротам, живущим на пособие семьям, простым работягам… Напоминая об этом зрителям, Дарденны, как обычно, затрагивают немало этических, финансовых, производственных, психологических проблем… Но вот беда - все «большие вопросы» картина ставит буквально в первые же минуты действия. И когда Сандра начинает планомерно обходить коллег, интерес к повествованию быстро теряется, потому что картина начинает повторяться… По крайней мере, такое впечатление создаётся, когда смотришь фильм в России и мало что знаешь о тонкостях бельгийской жизни и речевого этикета. В оригинале каждая реплика и каждый кадр испещрены культурными кодами, и каждый второстепенный персонаж фильма - это объект для дешифровки. Вспомните наш знаменитый «Гараж» - сколько всего могли понять советские зрители о его персонажах просто по их манере одеваться! И густота культурных кодов была одним из компонентов успеха ленты. «Два дня, одна ночь» в этом отношении устроена схоже, но ко многим её кодам у нас нет ключей» (Борис Иванов, Film.ru).
«По-моему, это ремейк советского фильма «Премия», - сказал я коллеге Льву Карахану. «Нет, это по мотивам другого – «Мы, нижеподписавшиеся»!» - отвечал он. «Фиг с ними, с Дарденнами, но Микаэляна не трожь!» - возразил на это Вадим Рутковский. Действительно, по поводу указанных произведений отечественного соцреализма, снятых по пьесам Александра Гельмана, можно говорить что угодно, но диалоги в них были богаче, мотивировки наличествовали, а персонажи выглядели живыми людьми. Всего этого не скажешь о, вероятно, худшем на сегодняшний день фильме Дарденнов с участием неинтересных, одноклеточных людей-функций. Содержание картины исчерпывается предсказуемым моралите, никаких проекций не возникает, задуматься по окончании не о чем. Если именно это входило в творческую задачу братьев, разоблачивших собственный метод, то можно их поздравить с большим успехом» (Стас Тыркин, «Комсомольская правда»).
«Дарденны далеки от обличительного пафоса агиток, в их мире нет однозначно виноватых, как нет и тех, кто обречён быть жертвой. Что ещё важнее, кино Дарденнов не сводится к социальной критике. Это мастерская работа, сюжет которой держит в напряжении не хуже спортивной драмы: что скажет следующий, оступится ли героиня, сможет ли вновь подняться, каким будет финальный счет? Это кино про тех же людей, которыми всегда интересовались Дарденны, но оно не повторяет ни один из предыдущих их фильмов… И весь фильм рядом с социальным планом бытия исследуется неотделимый от него экзистенциальный. То, что героиня пережила срыв в депрессию и сейчас находится в шаге от провала, это не просто деталь, которую Дарденны добавляют для пущего драматизма центрального образа. Важно, что для депрессии свойственна потеря уверенности в себе вплоть до отрицания собственного существования. Получить голоса этих людей значит для Сандры получить подтверждение своего присутствия в их жизнях, а значит, и в мире» (Владимир Лященко, Газета.ru).
«Иные фильмы высидеть - тяжёлая работа, а «Два дня» захватывают и держат так, что на часы не смотришь. И за то - спасибо Жан-Пьеру и Люку Дарденнам. И их актрисе Марион Котийяр… Сегодня страх безработицы одинаково преследует людей разных профессий, социальных статусов. Это чума нашего века, которую психологи лечат таблетками. Дарденны делают выпуклым механизм, при котором страх потерять своё место разрушает личность. Боясь за себя, работник равнодушен и даже жесток с коллегами» (Дарья Борисова, «Независимая газета»).
«Затравленность, безвыходность, отчаяние, неуверенность в будущем и в самом себе настолько пропитали всех членов общества, показывают Дарденны, что от ситуации Сандры не может быть застрахован никто. Обычно Дарденны работают с непрофессиональными актёрами, но здесь им потребовалась звезда Марион Котийяр, которая была в состоянии сыграть те многочисленные изменения состояния Сандры, которые происходят как реакция на её общение с людьми» (Сергей Сычев, «Фильм Про»).
«В «Двух днях» Дарденны завязали, на первый взгляд, с любой сюжетной эффектностью. Это не трагедия, даже не драма. Скажем так, с Сандрой случилась большая неприятность. Другое дело, что она переживает эту неприятность столь трагически… Сандра ходит от двери к двери. Каждая её встреча с коллегами снята одним планом, но ощущения длительности сцен - длительность сильно воздействует на зрителей - не возникает. Персонажи словно стоят к Сандре в очередь, и каждому из них она не может уделить времени свыше лимита, установленного самой продолжительностью фильма… История знает не один великий фильм, где персонажи мекают-бекают, а миры рушатся. Но в «Двух днях» они не рушатся. Пусть Сандра ощущает свою проблему как катастрофу, но проникнуться её ощущениями непросто, да и не хочется. Некоммуникабельность героини - не с миром, а со зрителями - грех фильма, поскольку она компрометирует саму великую идею социального кино. Лучше бы Дарденны сняли про албанских гангстеров: с ними хотя бы не скучно» (Михаил Трофименков, «Коммерсантъ Weekend»).
«Сюжет фильма, казалось бы, предельно прост. Столь же прост, на первый взгляд, и режиссёрский почерк Дарденнов - без всяких визуальных изысков и закадровой музыки, с ручной камерой, снимающей обычных, некрасивых работяг, к которым успешно примкнула и Марион Котийяр - первая крупная знаменитость за всю фильмографию братьев. Но в этой простоте - всё. Нет, серьёзно, вообще всё. Радость и горе, надежда и безысходность, гордость и унижение, жизнь и смерть. В «Двух днях, одной ночи» Дарденны испытывают поистине физиологическую потребность говорить правду и любить абсолютно всех людей, какими бы подлецами они не выглядели… Следить за развитием этой истории непросто и порой болезненно, тем более что понятие хэппи-энда братьям незнакомо в принципе, но их творческий метод всегда отличало умение вписать в один-единственный кадр или одну сцену неожиданный, удивительный катарсис… И простая истина дарденновского кино воспринимается как откровение. Жизнь - та ещё сука, конечно. Но, что бы ни случилось, она продолжается. И она прекрасна» (Алексей Комаров, «Rolling Stone»).
«В этом фильме поражает (меня, по крайней мере) именно братская уверенность режиссёров в том, что люди, именно сотрудники фирмы, с которыми встречается Сандра перед новым голосованием через два дня, одну ночь, должны пройти этический самоконтроль. В этом смысле Дарденны предприняли «следственный», он же нравственный эксперимент, спровоцированный героиней-функцией, убеждённой по сценарию, что без этой работы её семье не выжить. А это не так. Её дом, за который надо выплачивать кредит (муж, повар в забегаловке, один ипотеку не потянет), гораздо лучше обиталищ других сотрудников фирмы. Но Сандра с мужем просто-напросто не хотят возвращаться в социальное жильё, откуда выбрались. Этот обертон драматургического конфликта Дарденны микшируют, потому что не он для них важен. Их волнует исключительно солидарность «малых сообществ» и то, как обычный человек «подсчитывает своё достояние перед лицом небытия» (Лидия Гинзбург). Уточню: своё этическое достояние» (Зара Абдуллаева, «Искусство кино»).
«Гуманизм режиссёров «Розетты», «Молчания Лорны» и «Мальчика с велосипедом» уникален именно тем, что доброта их не религиозна. Режиссёров интересует поединок добра со злом внутри человека, живущего в покинутом Богом мире. В мире, в котором никто, кроме тебя самого, больше не вправе решать, что хорошо, а что нет… Люди верующие считают совесть голосом Божьим. Дарденны идут дальше, им интересна её природа. Что это за камертон? Кто его настроил? Что заставляет нас, проиграв битву, сиять от счастья, если всё - правильно? Помнится, в романе «Мастер и Маргарита» иностранец в валютном магазине резонно говорил: «Кароши люблю, плохой - нет». Так вот тончайшее, огромной кинематографической культуры кино братьев Дарденн на самом деле об этом. «Кароши люблю, плохой - нет» (Лёля Смолина, «GQ»).
«Казалось бы, сколько можно? Снова простая история про запутавшихся людей. Но каждый раз Дарденны делают это: заставляют стоять, молчать и аплодировать… Дарденны снова и снова проходят в игольное ушко собственного кинематографа, не совершив ни одного лишнего движения, ни разу не допустив фальшивой ноты; однажды в интервью они употребили выражение «ошибка вкуса» - у них таких ошибок не бывает. Их угол зрения уникален: есть много режиссёров-провокаторов, умеющих невидимой кочергой разворошить психику зрителя. Но, снимая кино в том числе и о манипуляциях, сами они не манипулируют, а всегда смотрят со стороны и пробуждают в зрителе самое главное, то, что делает человека человеком - способность осознать существование другого» (Мария Кувшинова, «Сеанс»).