ИсчезнувшаяИСЧЕЗНУВШАЯ
(«Gone Girl», США, 2014)
Режиссёр: Дэвид Финчер.
В ролях: Бен Аффлек, Розамунд Пайк, Нил Патрик Харрис, Ким Диккенс, Эмили Ратажковски, Тайлер Перри, Патрик Фьюджит, Кэрри Кун, Кэтлин Роуз Перкинс, Скут Макнэри, Мисси Пайл, Бойд Холбрук, Кейси Уилсон, Дэвид Кленнон.
Жанр: психосатирический триллер.

В день пятой годовщины своей свадьбы Ник Данн (Аффлек) сообщает о внезапном исчезновении любимой супруги Эми (Пайк). Поведение Ника вызывает подозрение как у полиции, так и у представителей средств массовой информации. Муж пропавшей без вести действительно ведёт себя довольно странно: путается в показаниях и говорит неправду. Более того, обнаруженный дневник Эми проливает свет на её тайную жизнь и миф о счастливом браке рушится на глазах. Ник начинает собственное расследование, в котором ему помогает цепочка «ключей» в игре под названием «охота за сокровищами»; красивая, умная и невероятно изобретательная жена ежегодно устраивала её для своего обожаемого мужа. И похоже, что эти «ключи» - размещённые ею тут и там странные записки и не менее странные безделушки - дают единственный шанс пролить свет на судьбу исчезнувшей. Тем временем число улик против Ника неуклонно растёт и в результате его не без основания начинают подозревать в причастности к убийству жены. Он становится самым ненавидимым человеком в Америке. Все задаются одним и тем же вопросом: неужели Ник убил Эми? И, вот когда полиция уже собирается арестовать Ника, неожиданный поворот событий ставит всё с ног на голову…

В основу фильма положен проданный семизначным тиражом одноименный роман Гиллиан Флинн, права на экранизацию которого приобрела за полтора миллиона долларов студия «20th Century Fox». «Исчезнувшая», вышедшая в свет в мае 2012 года, стала третьим литературным произведением Флинн, ранее работавшей в журнале «Entertainment Weekly». Для тех, кто уже прочитал книгу, финал киноленты станет абсолютным сюрпризом, поскольку работая над сценарием, Флинн концовку изменила…

«Исчезнувшая» - новый фильм «Хичкока современности» Дэвида Финчера, автора картин «Семь», «Игра», «Бойцовский клуб», «Комната страха», «Зодиак», «Загадочная история Бенджамина Баттона», «Социальная сеть», «Девушка с татуировкой дракона» и сериала «Карточный домик». Дэвид Эндрю Лео Финчер, родившийся 28 августа 1962 года, американский кинорежиссёр и клипмейкер, один из самых ярких «новобранцев» Голливуда 1990-х. В 2011 году он получил премии «Золотой глобус» и BAFTA за фильм «Социальная сеть» как лучший режиссёр. Интересно, что за свою кинокарьеру в среднем Финчер тратил по 27 дублей на каждую сцену. Но для «Исчезнувшей» «повысил ставки»: каждую сцену режиссёр снимал по 50 раз. Почему? В 2007 году в интервью «New York Times» Финчер говорил: «Ненавижу актёрский пыл. Обычно он улетучивается к семнадцатому дублю». Проще говоря, режиссёр хочет, чтобы актёры проживали свои роли, реагировали практически рефлекторно, а не выдавали зазубренный текст.

Главные роли в «Исчезнувшей» исполнили будущий Бэтмен Бен Аффлек и бывшая девушка Бонда Розамунд Пайк. Бен Аффлек отложил работу над собственным фильмом ради того, чтобы поработать с Дэвидом Финчером, сказав, что Финчер - единственный режиссёр, способный заставить актёра превзойти самого себя, а также, что «он единственный режиссёр из всех, что я знаю, который может выполнить чью угодно работу лучше тех людей, которые ею занимаются». Однажды на съёмочной площадке Аффлек слегка изменил настройки камеры, поспорив с членом съёмочной группы, что Финчер этого не заметит. Но когда начались съёмки, Финчер сразу спросил - почему изображение выглядит немного тусклым. Сам Аффлек, готовясь к съёмкам, работал всерьёз: разыскал нескольких мужчин, которые были обвинены в убийстве своих жен и осуждены, и побеседовал с ними. В частности, его собеседником стал Скотт Петерсон, ожидающий исполнения смертного приговора в калифорнийской тюрьме. Кстати, день рождения Бена Аффлека совпадает с днём рождения его персонажа Ника - 15 августа. На первых порах вероятной кандидаткой на главную женскую роль значилась Риз Уизерспун, однако в итоге она ограничилась  продюсерскими функциями. На роль Эми также рассматривались кандидатуры Шарлиз Терон, Натали Портман, Эмили Блант, Руни Мары, Оливии Уайлд, Эбби Корниш и Джулианны Хаф. Но в результате главной героиней стала британская актриса Розамунд Пайк, являющаяся специалистом по английской литературе, играющая на виолончели и свободно говорящая кроме родного ещё на двух языках - немецком и французском. А известна она стала благодаря своим ролям в фильмах «Умри, но не сейчас», «Гордость и предубеждение», «Перелом», «Суррогаты», «Агент Джонни Инглиш: Перезагрузка», «Джек Ричер» и «Армагеддец».

Оператор «Исчезнувшей» - Джефф Кроненвет, уже работавший с Финчером над фильмами «Бойцовский клуб», «Социальная сеть», «Девушка с татуировкой дракона» и за две последние ленты номинированный на премию «Оскар». «Исчезнувшая» - первый полнометражный фильм, снятый полностью в разрешении 6k (6144 x 3160).

Музыку к «Исчезнувшей» написали бессменный руководитель и единственный официальный участник индастриал-рок-группы «Nine Inch Nails» Трент Резнор и английский композитор, участник группы «How to Destroy Angels» (вместе с Резнором) Аттикус Росс. Вместе они уже создавали музыку для предыдущих работ Финчера «Социальная сеть» («Оскар» и «Золотой глобус» за саундтрек) и «Девушка с татуировкой дракона». Финчер дал Резнору и Россу необычные указания насчёт того, что ему хотелось бы услышать в своей адаптации «Исчезнувшей». По словам Резнора, он сказал: «Подумайте о действительно ужасной музыке - например, такой, что звучит в массажных салонах. О том, как она таким вот искусственным способом пытается заставить вас чувствовать себя в абсолютной безопасности. И затем представьте себе, что этот звук начинает цепенеть и распутываться».

Съёмки «Исчезнувшей» начались 15 сентября 2013 года в Кейп Джирардо и длились около пяти недель. Некоторые сцены снимались в Лос-Анджелесе. Городок Кейп Джирардо в штате Миссури со своим населением меньше 40 000 человек выставил от 4000 до 6000 добровольцев для съёмок в массовке «Исчезнувшей». Премьера картины состоялась на Нью-Йоркском фестивале.


ДЭВИД ФИНЧЕР:
«Этот фильм - о том, что скрывается за фасадом вашего доброго соседа, примерного христианина, хорошей жены».
«Студии обращаются со зрителями как с леммингами, как со стадом баранов. Я не хочу просить актёров или кого бы там ни было вкалывать со мной на фильмах, если студии считают, что мы штампуем бигмак. «Девушка с татуировкой дракона» не бигмак. И «Исчезнувшая» точно не бигмак».
«Нужно подбирать актёров по ключевым сценам в фильме. В «Исчезнувшей» герой выдавливает из себя улыбку, когда местная пресса просит его попозировать рядом с портретом жены. Я погуглил разные картинки и нашел штук 50 фотографий Бена с похожей улыбкой».

БЕН АФФЛЕК:
«В Голливуде многие проявляли интерес к бестселлеру Гиллиан Флинн, и я, кстати, не исключение. Но после того как я прочитал книгу, понял, что не знаю, как превратить её в фильм, просто в смысле структуры. Ну а Финчер с этим, конечно, прекрасно бы справился. Он блестящий режиссёр, и я готов экранизировать с ним телефонную книгу. Но их, наверное, уже и нет больше. Я вообще в последнее время очень интересуюсь режиссурой, так что от Финчера узнал, конечно, много нового. Он прежде всего художник, но у него по-настоящему инженерное мышление - страшно интересно было за ним наблюдать. У меня было достаточно времени, и я к тому же постоянно задавал вопросы. А он не ленился отвечать, что, кстати, тоже нечасто встречается. В результате мы стали хорошими друзьями. Я даже признался ему, что собираюсь кое-что украсть у него… В первую очередь уверенность, не сказать упёртость, и отказ от компромиссов. Он почти всё делает именно так, как хочет, и никто ему не перечит, поэтому в результате он снимает именно такой фильм, какой и хотел снять. До общения с Дэвидом я, наверное, был слишком готов идти на компромиссы и вообще был слишком мягким - режиссёру таким быть нельзя… Он предупредил меня, что это не такой фильм, в котором мой персонаж будет вызывать большую симпатию, так что я должен засунуть своё тщеславие куда подальше. Ник совершает ошибки и наступает на одни и те же грабли потому, что он очень реалистичный персонаж. И чтобы я не думал о том, как очаровать зрителей, играя Ника, если только это не произойдет помимо моей воли».
«В фильме вы увидите, как легко медиа создают общественное мнение, как изощрённо манипулируют им. А я испытал этот эффект на собственной шкуре… Не получится быть вежливым и откровенным, когда имеете дело с монстрами кабельных новостей, которые жаждут только скандала. Желание быть честным почти всегда обернётся против вас. Ник пытается быть вежливым со всеми, а медиа, используя его доверчивость, обвинили его в смерти жены и, по сути, превратили его в монстра в глазах общественности. У меня, к счастью, не было подобного конфликта с медиа, но медиа часто делают меня неузнаваемым».
«Эта история касается действительно очень сложных аспектов как института брака, так и взаимоотношений партнёров в браке. Там показано то, на что мы привыкли закрывать глаза, - но ведь проблемы от этого никуда не исчезают. И если наш фильм их высвечивает, то это ещё не значит, что он подрывает семейные основы. Дэвид хотел показать, что в начале любых отношений люди надевают на себя маски, но в браке со временем они спадают, и мы узнаём, кто наш избранник или избранница на самом деле. Разочарование, шок и даже страх провоцируют нас на расставание - немудрено, что так много браков распадается».


ПРЕССА:

«Тихой сапой за последние 10-15 лет Дэвид Финчер превратился в одного из ведущих кинорежиссёров современности - его старые фильмы превращаются в золотую классику, каждая вышедшая картина собирает массу наград, а новых его лент ждут с нетерпением и сладостным предвкушением. Надо сказать, Финчер не разочаровывает поклонников, и давно ожидаемая «Исчезнувшая» оказалась работой столь крепкой, столь плотной и многосторонней, что обсуждать её и зрители, и критики будут ещё долго… Вязкая атмосфера преследования, всеобщих подозрений, ужаса беспомощности охватывает и затягивает в водоворот так, что за 145 минут у зрителя нет ни малейшей возможности даже подумать о часах, попкорне или телефоне - все включены в расследование таинственного исчезновения… Заслуженные овации обязательно должны достаться не только постановщику, но и исполнителям ведущих ролей. Не всегда заслуженно порицаемый зрителями Бен Аффлек выдаёт блестящую работу… Вторую же часть ленты приватизирует Розамунд Пайк. Героинь такого уровня энергетики кинематограф порождает нечасто, подобных персонажей можно пересчитать по пальцам… В сумме филигранная режиссёрская работа вкупе с работой актёров превращает «Исчезнувшую» в один из лучших фильмов года, во флагман жанра, который пересматривать можно ещё и ещё. Ну а то, что какие-то детали расследования, нестыковки в сценарии или не самая убедительная история с головоломками-подсказками несколько портят «детективное» впечатление, так ведь и фильм не об этом. Финчер лишь сколупывает гламурную штукатурку с фасадов тех, кто копит в себе злобу и ярость, кто лжёт близким и не доверяет им в ответ, кто ставит себя в центр, даже если не в силах с этим справиться. А дальше дело зрителя - жить с этим или исчезнуть» (Евгений Ухов, Film.ru).

«Всё, что нужно знать об «Исчезнувшей» - это то, что фильм Финчера воздействует на зрителя на любом возможном телесном уровне: от дрожи до мурашек. Разумеется, тут есть и саспенс, и соблазнительные моменты. Это настоящий кино-ад, и в этом пекле соответствующим образом действуют актёры. Аффлек под руководством Финчера быстро потерял внешний лоск и превратился в бездушную тень. Для англичанки Пайк, известной в основном ролями второго плана, работа у Дэвида вообще кажется открывающей путь к наградам… Особый смак картине доставляет нынешняя ситуация в Америке, истерзанной рецессией и моральным банкротством. Так что, даже при всём мастерстве и изобретательности Финчера и Флинн мы рискуем увидеть в героях - как в кривом зеркале - самих себя. И несмотря на то, что «Исчезнувшая» - это всё-таки кино по вымышленному сюжету, отражение точно будет не из приятных» (Питер Траверс, «Rolling Stone»).

«Исчезнувшая» - замечательно холодный, даже стерильный фильм, который не навязывается зрителю, а, напротив, ускользает от него. Зритель тоже уходит с него довольный: нахмурился в начале (какая женщина пропала!), поразгадывал шарады в середине, посмеялся ближе к концу. Фильм бурлит сам в себе, словно кипяток в плотно закупоренном автоклаве. Это не новость для обожающего замкнутые системы Дэвида Финчера… О чём фильм? О семейном (не)счастье? Об идеальном преступлении? О роковой перемене в социальном и гендерном понимании брака? Обо всём этом, но не только. Не совсем. В конце концов, «Исчезнувшую» можно с тем же успехом смотреть даже как классовый хоррор, финансовый кошмар из жизни яппи… Каждый зритель в праве придумать себе свой фильм «Исчезнувшая», встать на сторону любого героя: эмпатия превратит одного в жертву, другого - в злодея. Режиссёр говорит в интервью, что публика охотно делится на «сторонников Ника» и «сторонников Эми». Это ловушка. Чтобы понять, кто такая Эми, нужно раскроить ей череп, как в тайне мечтает об этом её муж. Чтобы принять сторону Ника, нужно свыкнуться с тем, что парень с лицом Бена Аффлека может преподавать литературу, а потом ещё посмотреть несколько телешоу с участием этого горе-мужа. Но стоит ли тратить силы, пытаясь проникнуть за грань этих черепных коробок? В стерильности изображения, принципиальной неспешности рассказа, холодном безразличии взгляда есть свой особый нехитрый смысл. «Какая группа крови была у вашей жены?» - спросят у мистера Данна в полиции сразу после исчезновения Эми. Он не знает, да и не должен знать. Какая группа крови может быть у Чужого? Кислота. Не ковыряйте, пожалуйста» (Василий Степанов, «Сеанс»).

«Исчезнувшая» тщательно скалькулирована под статус шедевра. Слишком тщательно, осторожно и с оглядкой… Не хватает смелости и провокативности «Зодиака», не хватает лакун, в которые бы прорывалась метафизика. Их больше в той части, где речь идёт о кризисе правосудия, а вот супружеский кризис прокомментирован довольно банальными философствованиями… Почему в одних случаях из увлекательного, по сути развлекательного кино вырастает великое искусство, а в других нет, так и остаётся ещё одной неразгаданной загадкой» (Андрей Плахов, «Коммерсантъ»).

«Финчер… говорит о том, что люди в принципе не знают, что происходит в голове у них самих, и разыгрывает роман о чудовищности супружеской жизни, последовательно жонглируя взаимоисключающими жанрами: это и хоррор, и триллер, и мелодрама, и нуар - всё и сразу, прямо здесь, на образцово-показательной лужайке перед домом. Альфред Хичкок, насмотревшийся Бергмана… Финчеровский метод - поэзия не сущностей, но поверхностей, эпос, созданный коллективным заблуждением. Медиа врут, маски - тем более. Герои и злодеи, палачи и жертвы - понятия надуманные и крайне субъективные, ужасы нашего городка - у нас в головах. Погружая своих героев в лоснящийся сумрак, а зрителя - в зеркальный коридор из загадок и сюжетных поворотов, Финчер старательно избегает выводов и суждений; предмет его интереса - то, как вообще можно дойти до такой жизни» (Анна Сотникова, «Коммерсантъ Weekend»).

«Интересно, что «Исчезнувшая» - фильм одновременно и феминистский, и антифеминистский. «Девушка с татуировкой дракона» Финчера, например, была стопроцентно феминистской. Но, поскольку новая картина режиссёра в большой степени вообще античеловеческая, в ней уживаются два противоположных учения. То, на что идут женщины ради мужчин, не соответствует их собственным желаниям, а потому насильственно и неправильно, но и женщины так измываются над мужчинами, что это обесценивает их собственные жертвы» (Анастасия Гладильщикова, «Профиль»).

«Распад отношений. Битва полов. Неизбежность разрыва. Изощрённая месть. Вынужденный компромисс. Многие критики пеняют Финчеру за странный выбор. За то, что взялся не за свой материал. На самом деле тема отношений проходит через всю фильмографию режиссёра и образует красивую диаграмму. Ранее Финчеру действительно было интересно поведение мужчин и экстремальные проявления внутренней борьбы в мужской психике. Но причиной этой борьбы зачастую служили отношения с противоположным полом… Финчер всё ещё готов на диверсии, и теперь явно нацелился на институт брака. Уже на него посыпались обвинения в женоненавистничестве и в демонизации женского пола - недаром в названии исчезает именно девушка. Однако бывший плохиш созрел, и времена изменились. Своё видение он теперь упаковывает несколько иначе - по лекалам больших мастеров и с учетом цайтгайста. Действует максимально отстранённо и добивается ещё большего эффекта. Точечный, пронзительный насквозь кастинг. Многочисленные флэшбэки, голоса за кадром и одни и те же сцены с разных перспектив укладываются им в очень плотную и связную историю… Избрав очень мрачный тон для зачина, он будет по ходу действия добавлять комические нотки. Сделано это для проверки зрителя. Улыбка в «Исчезнувшей» - это повод для беспокойства, то, что делает её обладателя подозреваемым» (Илья Миллер, «The Hollywood Reporter»).

«Финчер отказывается быть автором в европейском смысле слова. Не брезгует жанром, не пишет сценарии сам, принимает заказы от продюсеров. Любит рассуждать о ремесле, но никогда не пускается в философию. Вместе с тем его фильмы опознаёшь моментально и безошибочно… Лишь он способен придать глубину бульварной литературе, добавив к чужой интриге и персонажам главное - язык. В случае Финчера - не просто набор формальных приёмов, а собственный уникальный метод художественного исследования реальности. Например, маниакальное внимание к деталям, превращающее в изысканное наслаждение повторный просмотр любого его фильма… «Исчезнувшая» в этом смысле особо интересна: ведь речь идёт о расследовании, в котором каждый пустячный артефакт может сыграть (и играет, не сомневайтесь) решающую роль… Как всегда бывает в настоящем искусстве, ничто не случайно. Или, если говорить об изображении, светопись, неординарное умение погружать любую сцену, даже происходящую днём, в полумрак. Черты персонажей становятся нечёткими, расплываются в темноте, превращая самого однозначного героя (или мерзавца) в существо двойственное. В этом оператору Джеффу Кроненвету, снимавшему для Финчера «Бойцовский клуб», «Социальную сеть» и «Девушку…», нет равных… В «Исчезнувшей» Финчер затронул тему, которая в принципе не по зубам молодым режиссёрам: брак, плавильный котел любви и ненависти, повседневности и соблазна… Но и брак для него - лишь сюжетный механизм, позволяющий сказать много большее… Да, в итоге «Исчезнувшая» - никакой не триллер, а презлая сатира, к финалу которой зрителя всё чаще тянет на смех. Слегка нервный, но искренний. Весь саспенс вдруг уходит, как вода в сток ванны, оставляя горький осадок» (Антон Долин, «Афиша. Воздух»).



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта