Класс коррекцииКЛАСС КОРРЕКЦИИ
(Россия, 2014)
Режиссёр: Иван И. Твердовский.
В ролях: Мария Поезжаева, Филипп Авдеев, Никита Кукушкин, Ольга Лапшина, Наталья Павленкова, Юлия Серина, Артем Маркарьян, Мария Урядова, Наталья Домерецкая, Ирина Вилкова.
Жанр: драма.

В коррекционный класс московской школы, соединившем детей-инвалидов и социально неблагополучных, переводится с домашнего образования Лена Чехова (Поезжаева), передвигающаяся в инвалидном кресле. Она почти мгновенно становится центром притяжения, а также яблоком раздора для Антона (Авдеев) и Миши (Кукушкин). Все герои фильма стоят на пороге взрослой жизни. Их ждёт первая любовь, первое соперничество и первое предательство…

Иван Твердовский, который после окончания ВГИКа (экспериментальная мастерская режиссуры Алексея Учителя) и ряда успешных документальных лент дебютировал «Классом коррекции» в игровом полнометражном кино, за основу сценария взял одноимённую книгу психолога Екатерины Мурашовой, но в процессе подготовки полностью изменил и сюжет, и жанр, и стиль исходного произведения.

Главные роли в фильме исполнили актёры «Седьмой студии» Кирилла Серебренникова - Мария Поезжаева, Филипп Авдеев и Никита Кукушкин.

В июне 2014 года на 25-м открытом кинофестивале «Кинотавр» «Класс коррекции» был награжден призом за лучший дебют, а также получил главную награду от жюри кинопрокатчиков. В середине июня состоялась гала-премьера фильма на Шанхайском МКФ, а в июле картина стала победителем во второй по значимости конкурсной программе МКФ в Карловых Варах - «К Востоку от Запада».


ИВАН ТВЕРДОВСКИЙ:
«На самом деле, знакомство с продюсером - это дело такое, очень серьёзное. А у нас вышло очень смешно. Мы с Натальей были заочно знакомы… Шёл чемпионат мира по биатлону, я смотрел какую-то гонку, и тут у меня звонит телефон. Я скидываю раз, скидываю два, скидываю три… Приходит sms: «Иван, это Наталья Мокрицкая. Перезвони, пожалуйста». Я пишу: «Через час, ОК?» Через час мы с ней созвонились. «Есть материал», - говорит. - «Давай сделаем что-то такое непонятное, документальное и крутое». В общем, мы встретились, и всё началось. Были выкуплены права на книгу Мурашовой «Класс коррекции». Честно - книга-то мне не очень понравилась, и тот сценарий, который был до этого написан Марией Бородянской, тоже… Не моя задача критиковать, но то, как женщина средних лет представила себе мир подростков... В общем, там всё картонное, никакой жизни. Как психолог она что-то выстраивает, а в плане реалий - человек не знает, о чём пишет… И тут был ключевой момент: Наталья мне разрешила делать всё, что хочу. «Можешь переписать, давай найдём сценариста, и давай работать». Собственно, с этого всё пошло. Как-то всё несерьёзно у нас начиналось, но в итоге всё пришло к тому, что мы сели писать, нашли сценариста Диму Ланчихина и с ним написали свой «Класс коррекции», совершенно другой, который вообще не похож на книгу Мурашовой».
«Мы решили: давайте, пойдём и посмотрим, как это происходит на самом деле. Просто ходили, садились в эти классы, смотрели. Они почти не отличаются от обычной средней школы, но есть некоторая специфика, разница между подростками из коррекционного класса и обычной школы. Когда коррекционный класс находится в обычной школе, это такое абсолютное гетто: их все ненавидят, включая учителей и педагогов».
«Это был человеческий ужас - когда мы решили изучать материалы по тому, как в 90-х стали закрывать специализированные школы, создавать классы коррекции, и увидели, что нет ни одного фильма по этой теме. То есть я говорю не только про игровое кино, а в целом. У нас в стране Министерство культуры ежегодно спонсирует больше 600 документальных фильмов, телевидение снимает ещё порядка тысячи, и, естественно, они охватывают всё, что только можно, любую тему возьмите - будет вам список очень разных фильмов, а про ККО нет вообще ничего. Мне стало очевидно, что это какой-то уж совсем закрытый-закрытый мир и надо за него браться. Мы от этого отталкивались, но сильно, конечно, романтизировали, попытались перевести всё на язык обычных школьных взаимоотношений - можно было на этом сделать и Германику, и «Ералаш», и фильм «Чучело», но мы искали что-то между, постарались не сворачивать никуда и сделать просто историю про любовь».
«Хотелось изначально пойти по пути того, что мы можем снять из этого документальную историю, и тут как раз штука в том, что художественная составляющая победила в картине документальное. С каждым новым этапом мы постоянно отказывались от тех документальных приёмов, которые до этого нам были важны. Изначально мы вообще хотели найти реальных детей, подростков из класса коррекции и снимать с ними это кино. Потом, когда начался кастинг, мы поняли, что, если мы возьмём молодых актёров, это будет гораздо сильнее для фильма, интереснее, и у нас будет больше инструментов, чтобы сделать эту историю. И в результате мы отказывались, отказывались - и сделали чисто игровое кино, где остались два документальных момента. Всё остальное - абсолютная постановка, где всё было заранее продумано».
«Я изначально влюблён в актёров Кирилла Серебренникова, и считаю, что у него самое крутое молодое поколение актёров, которое может быть, и там можно найти кого угодно. Там все гении, творцы, и на них надо молиться. Мы изначально понимали, что если их позовём, то кино от этого выиграет».
«Мне было важно - и спасибо огромное Наталье за то, что она согласилась на это, - чтобы у нас не было диалогов. Мы писали сценарий, у нас были предварительные диалоги, потом в определённый момент мы это всё зачеркнули и просто оставили описание: Лена говорит то-то и то-то, кто-то ещё говорит то-то и то-то. По двум предложениям мы прямо на площадке придумывали диалоги, импровизировали в сценах, и каждый дубль был разный, они все не были похожи друг на друга. Этим оно и было интересно, потому что возникали какие-то моменты, когда кадр длится две минуты, мы снимаем уже шесть минут и там возникает что-то новое. Мы цеплялись за это, придумывали продолжение. В общем, сюжет постоянно менялся».
«Я не могу сказать, что Германика сильно на меня повлияла. Мне очень понравился «Все умрут, а я останусь», ну и, конечно, какую-то дорогу она нам всем проторила, но она и сейчас же снимает - и уже по-другому снимает, всё одновременно происходит, так что есть ли смысл выстраивать какие-то связи? А так я смотрел то же, что и все. Может, чуть больше документального, у меня отец этим занимается. Костомаров - Расторгуев, конечно. Но чтобы прямо перевернуть сознание - это, наверное, Ларс фон Триер. Я посмотрел «Танцующую в темноте», в школе ещё дело было, класс девятый, и следил с тех пор за ним, что он делает. Сейчас он как-то стареет, что ли, но прежние его вещи я очень люблю».
«Я выбираю темы, которые мне нравятся - а нравятся мне социальные темы. Такая у меня гражданская позиция, я как режиссёр на своём месте считаю необходимым делать именно это. И мои документальные фильмы, например, не очень успешно прошли по фестивалям, возможно, именно из-за своей социальной конъюнктурности. Я знаю, что это узкая тропа, что такая работа может превратиться во что-то вроде «ой, смотрите, там дом горит, круто, побежали туда», но мне нравится социальное направление, я его менять не хочу».
«Мне и продюсеры говорят: вот, Вань, ты же видишь, что твои работы неизбежно будут восприниматься... ну как будто я выезжаю на болезненной теме. Но, с другой стороны, жить с этими проблемами, погружаться в мир инвалидов, переживать тонны каких-то смертельных эмоций, да ещё и нести за это ответственность - чтобы просто выезжать на чём-то куда-то? Ну я не знаю… Это очень сложный вопрос, потому что невозможно никому доказать, что я это делаю искренне, честно и для себя. Раньше я очень переживал, но с определённого момента мне стало плевать, как это выглядит».


ПРЕССА:

«Иван Твердовский обратился к материалу сложному, даже опасному: конфликт фильма развёртывается в среде подростков с физическими и ментальными проблемами, главная героиня - колясочница, которая становится объектом сильных и жестоких страстей. С одной стороны, тут ничего не стоит скатиться в пошлость, примитивную сентиментальность. С другой - кинематограф как раз сегодня достиг таких высот в этой области, с которыми нелегко тягаться: достаточно назвать «Мамочку» канадца Ксавье Долана о юном социопате или украинское «Племя» Мирослава Слабошпицкого, где интернат для глухонемых становится метафорой репрессированного общества. К слову, отборщики Каннского фестиваля не скрывают, что «Класс коррекции» серьёзно рассматривался, но не попал туда, уступив «Племени» по политическим, а не по художественным причинам. По художественным же он достоин быть показан на любом фестивале - от Шанхая (где недавно прошла его азиатская премьера) до тех же Карловых Вар… Что, несомненно, впечатляет в картине - это отсутствие долгих предисловий, умение мгновенно ввести зрителя в очередной эпизод, дать убийственно меткую характеристику персонажу второго плана» (Андрей Плахов, «Коммерсантъ»).

«Класс коррекции» - это натуральный социальный хоррор. Жанр, заведомо располагающий к эксплуатации и манипуляции зрителем. И, как положено в современном хорроре, режиссёр Твердовский активно пользуется принципом качелей: за каждой сценой насилия, унижения, угнетения и озверения следует голосистый comic relief. «Класс коррекции» - это «Freaks» Браунинга, где злобными карликами становятся буквально все: и «дефективные», и их преподаватели, и несчастные родители. Твердовский очень точно и доходчиво передаёт атмосферу всеобщего стыда, царящую в репрессивном обществе (не обязательно российском - фильм обладает кафкианским универсализмом), когда непристойным становится сам факт твоего существования, когда гадость - это ты сам. Разумеется, такой кошмар не может быть реалистичным (неправдоподобность - это одна из ужасных деталей такой ситуации), поэтому фильм обильно нафарширован ударными эпизодами, полными перверсивной романтики… В своём панковском упоении возможностями кино Твердовский чем-то похож на фон Триера, а чем-то - на Ларри Кларка. Он явно наслаждается тем, что может держать зрителя на коротком поводке и тащить его за собой до самого финала, что может долго жать на педаль, что может делать в кадре всё, что ему заблагорассудится, - такое же наслаждение властью над зрителем видно в «Рассекая волны» и особенно в «Танцующей в темноте» с её слепой героиней, поющей в петле. «Класс коррекции» от начала до конца - это песня в петле, циничный, но откровенный приём, который - большая редкость для российского кино – работает» (Василий Корецкий, Colta.ru).

«То, что начиналось, как очередная душещипательная социальная чернуха, завершается на уровне отечественной школьной киноклассики вроде «Чучела» или «Когда я стану великаном», а то и примеривается местами к высотам «Полёта над гнездом кукушки». В промежутке Твердовский-мл. умудряется продемонстрировать чудеса техники и съёмки ручной камерой. Иван собирает блестящий актёрский состав - все герои-подростки сделаны из настоящих костей и мяса, и когда в финале эти кости начинают трещать, им однозначно сочувствуешь. А самая большая удача Твердовского - это грамотное лавирование между опасными камнями эксплуатации темы инвалидов и критики в адрес системы образования» (Илья Миллер, «The Hollywood Reporter»).

«Фантастическую по глубине работу продемонстрировали ведущие актёры картины, которые фактически выступили дебютантами в большом кино. Невероятная Мария Поезжаева дарит зрителям персонаж такой мощи и глубины, что каждое её появление в кадре перебивает дыхание. Филипп Авдеев с такой лёгкостью располагает к себе и героиню, и зрителей, что кажется, будто ты знал этого парня всегда. Весь класс, всё окружение Лены и Антона очень скоро становится своим, близким» (Евгений Ухов , Film.ru).

«Если бы фильм ограничился живописанием того, сколь жестоки могут быть ребята, раззадоренные ревностью и завистью к чужому счастью, мы получили бы унылую чернуху в духе сериала «Школа». Но после сцен, которые и впрямь трудно смотреть, режиссёр вводит в действие иные краски - вводит так неназойливо и точно, что можно говорить о незаурядном мастерстве и зрелости не только художнической, но и человеческой. Из как бы документально снятой жизни, которая затягивает и заставляет быть внимательней к обыденному, сами собой складываются ситуации метафорического звучания… В фильме много парадоксального и неожиданного. Если его тупо пересказать - слушатели могут впасть в столь же тупое морализаторство: до чего докатились! Но Марина Поезжаева и Филипп Авдеев умудряются в самых рискованных ситуациях сохранять обезоруживающе чистую интонацию первого свидания Ромео с Джульеттой» (Валерий Кичин, «Российская газета»).

«Реалистический, на грани документального (изначально режиссёр вообще хотел снимать мокьюментари) подход к изображению материала здесь сращивается с драматургией, в которой автор позволяет себе любой уровень условности. В результате ближе всего «Класс коррекции» оказывается к Ларсу фон Триеру с его фильмами про ангелических героинь, проходящих путь жертвы, - «Рассекая волны», «Идиоты», «Танцующая в темноте», «Догвилль» (Владимир Лященко, Газета.ru).

«Полнометражный игровой дебют документалиста-мокументариста Ивана Твердовского относится к тем картинам, которые взрывают зал. Или аплодисментами, или яично-помидорным улюлюканием - и угадать тут невозможно. Фильм выстроен в точке пересечения провокации, манипуляции, искренности и сыгранности, каждое зрительское сердце в ней превращается в рулеточный стол с волчком посередине: куда покажет стрелка - кто ж знает» (Ольга Касьянова, «Сеанс»).

«Поначалу «Класс коррекции» может показаться этакой германиковской «Школой» с надрывной драматургией и полудокументальной камерой, где дети-инвалиды взяты в кадр специально для пущего драматизма. Каюсь, сам стал жертвой такого мнения, когда до фестиваля посмотрел 20-минутную нарезку из фильма. Однако на большом экране, в полном формате, неожиданно развернулось захватывающее кино про живых людей, которое вызывает эмоции от возмущения до гомерического смеха. Фильм иногда играючи заходит на территорию советского подросткового кино («Чучело», «Вам и не снилось») и так же играючи прячется обратно в современный хоррор про школу. Единственная ошибка И. Твердовского в том, что он хватает зрителя за воротник и прёт, как танкер, даже когда надо бы приостановиться» (Максим Сухагузов, «Афиша. Воздух»).

«Режиссёр И. Твердовский - 25-летний дебютант, ровесник «Кинотавра»; его бьющей фонтаном энергии, а также нагловатой, задиристой изобретательности мог бы позавидовать любой зрелый мэтр. «Класс коррекции» - фильм о специализированном классе для подростков с самыми разными отклонениями: отчасти едкая социальная сатира, отчасти - слегка извращённая история любви красавицы-колясочницы и застенчивого эпилептика. Генезис этой картины, при её очевидной самобытности, заслуживает пристального изучения: «Уродцы» Тода Браунинга, «Идиоты» Ларса фон Триера, «Про уродов и людей» Алексея Балабанова. Зрителя И. Твердовский берёт на абордаж, цепляя самыми неприличными и действенными эмоциональными крючьями, - и добивается своего. Впрочем, не в одиночку, а вместе с тремя замечательными юными артистами «Гоголь-центра»: Марией Поезжаевой, Никитой Кукушкиным и Филиппом Авдеевым» (Антон Долин, «Афиша. Воздух»).



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта