ВЕЛКАМ ХОМ
(«Welkome Home», Россия, 2013)
Режиссёр: Ангелина Никонова.
В ролях: Карен Карагулян, Ольга Дыховичная, Эдвард Бейкер-Дьюли, Галина Переломова, Ара Воланд, Айван Эдстром, Остин Кеннеди, Лела Тадевосян, Паулина Симкин, Джеймс Клод Бристоу, Карола Санчес, Кори Бордман, Гвен Косак, Мона Дипена, Анна Пипоян, Рафаэла Сальвадори.
Жанр: драмеди.
Армянский продавец ковров Бабкен (Карагулян) живёт с семьей в Нью-Йорке и иногда снимается в кино. Роли в артхаусных лентах приносят ему премии, но не приносят денег, и потому мужчина, воспитывающий троих детей, балансирует на грани банкротства. Тем временем родственник Бабкена Гамлет (Воланд) ищет себя в городском гей-сообществе и скрывает от родных, что любит одеваться женщиной. А живущая неподалеку от армян русская красавица Саша (Дыховичная) заботится о пожилой соседке Марье Ивановне (Переломова) и пытается удержаться на плаву без денег своего бывшего любовника-режиссёра Джонни (Бейкер-Дьюли), которого она бросила, потому что он отказался уходить от жены… Это история о людях, потерявших чувство принадлежности к определённой географической точке, к тому месту, которое мы называем домом. Они не самые несчастные люди на свете, но у всех у них непростая жизнь, которую каждый избрал добровольно, надеясь реализовать свои представления о благополучии. Нью-Йорк для них - поле боя, где они ежедневно борются за свою мечту…
«Велкам хом» - российский фильм, снятый в Нью-Йорке, с бюджетом, который, по словам режиссёра картины, «был в три раза меньше необходимого минимума», а по свидетельству Ольги Дыховичной составлял «около 300 тысяч долларов, а со всем постпродакшеном, включая затраты на дистрибуцию, - около миллиона». В том числе авторам фильма удалось получить финансирование Минкульта на завершение картины. Фраза «Велкам хом» является калькой с английского выражения «Welkome Home», означающего «Добро пожаловать домой».
Режиссёр и сценарист «Велкам хом» Ангелина Никонова (1976 г. р.), окончив среднюю школу в Ростове-на-Дону, переехала в Нью-Йорк, где поступила в Институт визуальных искусств на факультет «Film & Video». В 2011 году дебютировала как режиссёр, сценарист и продюсер с микробюджетным ($ 17000) фильмом «Портрет в сумерках», снятом в Ростове-на-Дону на фотоаппарат «Canon EOS 5D Mark II» за 29 дней. Зато этот фильм получил приз «За лучшую операторскую работу» на фестивале «Кинотавр-2011», а также Гран-при на МКФ в Рейкьявике, Коттбусе, Салониках и Лиссабоне. Коллеги в кулуарах называют Никонову «Фон Триер в юбке».
«Велкам хом» - второй после «Портрета в сумерках» фильм творческого тандема Никонова-Дыховичная. Ольга Дыховичная (1980 г. р., в девичестве - Голяк) - белорусская актриса и режиссёр, работала на белорусском телевидении ведущей программы «Утренний коктейль». С 1998 года переехала в Москву, работала в телекомпании «ВИД». В 1999 году вышла замуж за кинематографиста Ивана Дыховичного. В том же году поступила на высшие режиссёрские курсы в Москве (мастерская Алексея Германа и Светланы Кармалиты). В начале 2000-х работала режиссёром на студии «Воля» вместе с Иваном Дыховичным. Как режиссёр сделала ряд документальных и телевизионных фильмов. Как актриса снялась в фильмах «Копейка», «Вдох-выдох», «2 дня», «Портрет в сумерках» (где Ольга также выступила продюсером и сценаристом). Актёрская работа в «Портрете» принесла Дыховичной призы за лучшую женскую роль на кинофестивале в Онфлёре (Франция) и в Оренбурге (Россия). C 2010 Ольга Дыховичная возглавляет Международный фестиваль независимого кино «2morrow/Завтра». Также является продюсером кинокомпании «2morrowFilms».
Актёр Карен Карагулян стал прототипом своего персонажа в «Велкам хом». Во время создания фильма он в самом деле разрывался между желанием сниматься в кино и обязанностью содержать семью. По признанию режиссёра, «без Карена не было бы линии главного героя – я элементарно не знаю, из чего складывается работа в нью-йоркском магазине ковров».
Ибен Булл - оператор «Портрета в сумерках» - был занят на другом проекте, и поэтому «Велкам хом» снимал американский оператор Джонатан Миллер, у которого был опыт работы в кинодокументалистике и в малобюджетном производстве. Он привел с собой американскую команду – второго оператора, ассистентов. Фильм поддержала компания «Nikon», в результате чего картина была снята фотокамерой «Nikon D800» (Никонова: «Я очень довольна изображением – оно совершенно не банальное, не похожее на «Canon», который сейчас очень распространён и узнаваем за километр).
«Велкам хом» впервые был показан в июне 2014 года в рамках конкурсной программы фестиваля «Кинотавр».
АНГЕЛИНА НИКОНОВА:
«Мы заканчивали «Портрет в сумерках» в Нью-Йорке, и на стадии пост-продакшна фильма я повстречалась со своим давним другом Кареном Карагуляном и нашла его в достаточно тяжёлом эмоциональном состоянии, потому что к тому времени он жил в Америке, в Нью-Йорке, достаточно давно и практически всё это время работал в магазине персидских ковров, но волею судьбы стал сниматься в небольших независимых проектах. И на момент нашей встречи он окончательно понял, что без кино ему жизни нет. Но на этом этапе его супруга стала ждать четвёртого ребёнка, у них семья большая, и работу, которая приносила ему ежемесячный доход, невозможно было бросить. И в этом конфликте чувств существовал мой дорогой друг, которому я предложила написать для него главную роль в фильме взамен на внедрение в сценарий некоторых историй из его жизни. Так начал рождаться «Велкам хом» о жизни эмигрантов, и о современных людях, которые выбрали другую географическую точку для определения дома. Мне давно хотелось исследовать тему «Что есть дом в наше время», когда границы открыты, когда почти все говорят на английском, принятом международном языке, со своими акцентами, которые свидетельствуют о разнообразных культурах. Но разве что свидетельствуют, а культуры как таковые растворяются в эпоху глобализации».
«Мне было важно, чтобы основные герои, которых пять, звучали по разному, чтобы у каждого был свой акцент на английском языке. Поэтому основной состав актёров - это актер из Армении, актёр из Великобритании, только что приехавший в Нью-Йорк, это Ольга Дыховичная, это великолепная русская пожилая дама Галина Переломова, которая ни сном, ни духом не думала, что она будет сниматься в кино в свои годы; и финская актриса, тоже борющаяся за место под солнцем в американской киноиндустрии и проходящая через ряд сложностей из-за своего финского акцента. Всё, что касается второстепенных ролей, то это американские актёры, некоторые из них начинающие, некоторые с большим опытом. Снимая малобюджетное кино, сложно задействовать американских актёров, состоящих в актёрском профсоюзе. Это влечёт за собой совершенно другого уровня затраты, поэтому в основном так: либо это начинающие, либо только приехавшие в Нью-Йорк».
«Честно говоря, я не очень понимаю, что значит «профессиональный актёр». Часто бывает сложнее перестроить артиста, который всю жизнь играл на сцене в мюзиклах, чем обучить малоопытного человека. У меня всегда один и тот же подход - я хорошо знаю своих героев и начинаю выбирать из огромного количества лиц до тех пор, пока не сужаю выбор до людей, способных совпасть с сущностью моего героя. Это то, что называют типажностью. Далее всё сводится к тому, насколько человек раскрепощён перед камерой, подвижен и готов быть ведомым мною. Если речь идёт об актёрском ансамбле, мне важна либо «химия» между героями, либо, наоборот, взаимоотталкивание».
«В картине есть многое из того, что я наблюдала или знаю лично, в том числе мои истории, моих друзей, друзей моих друзей. Но они все подверглись серьёзной художественной обработке, поэтому какие-то вещи узнаваемы, а какие-то – нет».
ОЛЬГА ДЫХОВИЧНАЯ:
«Я когда читала сценарий, не представляла себе, как все эти персонажи могут органично получиться на экране. Там, например, есть армянский трансвестит. Это же так трудно сделать не вульгарно! Ладно бы шведский - сдержанный, например, такой человек. Но он и армянин, и трансвестит. А Ангелина так умеет воплощать персонаж на экране, что он оживает - на бумаге в него трудно поверить, но в фильме он просто преображается. Любой живой человек - это не контур, это бесконечно сложный росчерк, и вот все повороты этого росчерка - каждая деталь - играют, дышат. Я и со своим персонажем сначала не могла смириться: волосы пришлось в белый цвет перекрасить, кожаные шорты носить - мне это было как-то всё неловко. А к концу съёмок я с этими кожаными шортами уже расставаться отказывалась!»
АНГЕЛИНА НИКОНОВА:
«Конечно, можно взять фотокамеру, поставить перед ней актёра и рядом ещё кого-то на стрёме, чтобы всем втроём отбежать, если появится полицейский - это называется guerilla filmmaking. Но если вы хотите снять малобюджетную картину со всеми разрешениями, это крайне сложно. Американская независимая индустрия функционирует по четкой бюрократической схеме».
«Нью-Йорк как таковой, как и Москва, влечёт за собой большие траты. Поэтому масштаб нашего ужимания в бюджет был чуть ли не крупнее, чем на «Портрете в сумерках», то есть, нам было ещё тяжелее, потому что картина крупнее и по количеству актёров, и по количеству локейшнов, и по количеству перипетий, связанных с детьми, стариками, животными, полицейскими и так далее».
«Все потенциальные исполнительные продюсеры, прочитав сценарий и узнав о нашем бюджете, сразу убегали. Мне повезло найти голливудского второго режиссёра сербского происхождения, его зовут Борьян Йованович. За день до окончания съёмок он признался, что согласился работать только потому, что ему самому было интересно, возможно ли такое вообще. Исполнительный продюсер - переехавшая в Нью-Йорк израильтянка. Из России со мной на площадке были только Ольга Дыховичная, художник-постановщик Татьяна Долматовская и режиссёр монтажа Елена Афанасьева».
«Для меня «Велкам хом» - русская картина, снятая в Нью-Йорке. Примеров таких фильмов, созданных за пределами России, много, но от этого они не становятся американскими или европейскими. Я бы хотела, чтобы русское кино было разным, чтобы его воспринимали шире, нежели артхаус в стиле Тарковского. Если же говорить об американском «инди», то действительно, меня вдохновил юмор с надломом в фильме Тодда Солондза «Счастье», комедии для взрослых вроде «Маленькой мисс Счастье», не обошлось и без Вуди Аллена. Впечатление нерусского фильма «Велкам хом» производит ещё и из-за географии - где бы вы ни снимали, она всегда просачивается в кадр. Если бы мне пришлось снимать нью-йоркские интерьеры в Москве, было бы очень сложно скрыть реальную географию. Но для меня важно было снять картину, где Нью-Йорк - один из героев фильма, он присутствует там как символ города возможностей».
ОЛЬГА ДЫХОВИЧНАЯ:
«Если посмотреть на тот Нью-Йорк, который снят, то это совсем не эмигрантский Нью-Йорк, не гетто, не Куинс, не Брайтон-Бич. Это просто большой город, и если у зрителя с ним связаны какие-то сентиментальные переживания, то он быстро узнает Нью-Йорк в картинке. И запах Нью-Йорка там есть. Но такая же история могла происходить и в Москве».
АНГЕЛИНА НИКОНОВА:
«Это не совсем комедия. Есть вещи, которые кажутся мне смешными - какие-то абсурдные грани жизни, и далеко не всегда люди рядом со мной тоже над ними смеются. После «Портрета в сумерках» очень хотелось отойти от драмы, но «Велком хом» получится как драмеди не только поэтому. Это фильм о людях в Нью-Йорке и о том, как они ищут именно там свою мечту. Нью-Йорк - пожалуй, даже более жёсткий город, чем Москва. Я жила там и снимала о том, что знаю - а так и должен делать режиссёр. Это ответ и на вопрос, почему мы делали фильм в Америке - нельзя снять историю про Америку в другом месте».
«Настроение другое, нежели в «Портрете в сумерках». В этот раз мне было важно изменить вектор настроения, сделать картину легче, более ориентировать её на зрителя, нежели на критиков».
«У меня никогда не было снобского отношения к публике - как режиссёр я очень ориентирована на зрителя. Другой вопрос, в какое время какие истории мне интересно снимать. Бывает настроение, когда хочется высказаться на действительно жёсткие темы, бывает, что хочется более лёгкого жанра. Я не планирую всё время работать в одном и том же русле, мне неинтересно делать однотипные фильмы».
ОЛЬГА ДЫХОВИЧНАЯ:
«Велкам хом», несмотря на легкость жанра, - довольно трудное кино: для многих режиссёров вторая картина, безусловно, одна из самых сложных. Это как прыжки с парашютом - второй всегда сложнее, чем первый, потому что ты уже представляешь себе, с чем придётся столкнуться. Было бы достаточно просто пойти по пути успеха «Портрета в сумерках» - и трудно было рискнуть и уйти в лёгкий жанр, который точно вызовет скептическую реакцию критиков, людей, любящих «Портрет в сумерках» и ждущих радикального высказывания. При этом «Велкам хом» - картина некоммерческая, картина, снятая независимым режиссёром, который в том числе не хочет зависеть от фестивалей, от приглашений на фестивали. Это сложно - если с первой картиной ты попал на Венецианский фестиваль, то вторую ты уже вроде бы должен делать с прицелом на Канны».
АНГЕЛИНА НИКОНОВА:
«Нью-Йорк десятилетиями считался землей возможностей, но, по сути, изжил себя как таковой, хотя остался символом места, где осуществляются мечты любого масштаба. Все большие города чем-то похожи друг на друга - и жёсткостью, и мифом о том, что там можно всего добиться. Другой дело, что добиться чего-то в чужой культуре гораздо сложнее. Герои же «Велкам хом» добились в Нью-Йорке всего, чего хотели, но только увидев результат, остались в недоумении. Иллюзорность мечты в современном обществе основывается на том, что возможностей действительно много и кажется, что все осуществимы. Накладка случается из-за конфликта желаний, так как каждое из них идёт в пакете условий, которые могут не устраивать. Очень часто современный человек находится в состоянии «почти счастья», и он продолжает хотеть чего-то ещё. В двадцать первом веке формулировки успеха навязываются СМИ, и людям начинает казаться, что они должны достичь определённой цели. Но если вы честны с собой и ваша мечта настоящая, то её осуществление, конечно, принесёт счастье».
ПРЕССА:
«Велком Хом» - трагикомедия, у которой есть начало и конец, но нет кульминации. То есть нет сцен, в которых сюжетная температура достигала бы точки кипения. Вместо этого на всём протяжении фильма температура примерно одинаково тёплая, с небольшими колебаниями то в одну, то в другую сторону. Почему так? Потому что по сути своей «Велком Хом» - не антология историй об эмигрантах из бывшего СССР, а набор колоритных портретов, почти наверняка подсмотренных с натуры. Портрет же не должен был особенно драматичным. Ему достаточно создать у зрителей представление о том, чем живет герой портрета. И с этой задачей «Велком Хом» вполне справляется, с юмором и вниманием к деталям живописуя жизнь и переживания то одного, то другого «понаехавшего». Конечно, смотрится такое кино не столь увлекательно, как обычные драмы. Но смотреть его всё же интересно, потому что его герои достаточно ярки и занимательны» (Борис Иванов, Film.ru).
«Велкам Хом» - кино о людях, подзабывших, зачем они уехали из дома, но выстроивших что-то похожее на дом на новом месте. Нью-Йорк для них чистый лист, голая земля: герои «Велкам Хом» плохо коммуницируют с миром аборигенов, хотя по необходимости приходится. Мир Саши - безвоздушное пространство, серия гешефтов и афер. Мир Бабкена - передвижная Армения с множеством родственников, семейными связями, традициями, которые при пересадке на другую почву неизбежно мутируют… «Велкам Хом» называли необязательным фильмом. Но, кажется, этой своей необязательностью, лёгкостью и внутренней свободой он и прекрасен. Да не кажется, точно» (Лёля Смолина, «GQ»).
«К сожалению, все авансы и ожидания, возложенные на «Велкам хом», оправдываются лишь частично: кино получилось на удивление скучное, хотя Никонова и Дыховичная могли бы дать драйва при такой-то фактуре - нью-йоркские эмигранты из бывшего СССР, армянская диаспора, русская фотомодель, армянский транссексуал, закулисье американского кино, наркоторговля. Своенравные шутки и прочие вольности тихо утопают где-то в наслоениях языков и хитросплетениях пресного сюжета фильма-ансамбля. Обидно - ведь снято не без блеска» (Максим Сухагузов, «Афиша. Воздух»).
«В принципе, большинство персонажей «Велкам хом» так или иначе прибегают к какой-то маскировке и камуфляжу, выдают себя за кого-то другого, используют обманные маневры и манипуляции - в этом контексте название картины звучит несколько издевательски: вроде бы «Добро пожаловать домой», да только расслабиться в этом доме и побыть самим собой удается крайне редко… Героиня Ольги Дыховичной, легко и весело идущая по не всегда гостеприимному Нью-Йорку, - явная режиссёрская фаворитка, и вносимая ей в фильм витальная, жизнелюбивая краска заглушает остальные полутона, в том числе минорный оттенок, который мог бы добавить персонаж Карена Карагуляна. Печальному армянскому актёру, впрочем, находится прекрасное утешение, и не только в виде возможности бесплатно сняться в артхаусном шедевре «Вавилонский роман», - тут «Велкам хом», как и все его персонажи-притворщики, мимикрирует, превращаясь в «кино о кино», в беззаботную игру, максимально далекую от реалистической социальной драмы, и тем самым отчасти снимает с себя возможные упрёки в слишком оптимистическом изображении жизни граждан, отказавшихся от одной родины, но не способных найти другую и наконец почувствовать себя как дома - без масок и фокусов» (Лидия Маслова, «Коммерсантъ Weekend»).
«Это поразительно свободное, лишённое всякой провинциальности кино, которое напоминает американские независимые фильмы, которые в начале нулевых годов показывали в «Проекте 35» и которых сейчас уже не делают, потому что современное американское независимое кино предельно инфантильно… Я смеялась почти без перерывов… смеялась просто от радости, что в нашем кино возможна такая лёгкость бытия (что особенно удивляет после мрачноватого «Портрета в сумерках») и вообще вот эта интонация повествования, при которой герои на экране смешат, но никогда не высмеиваются» (Мария Кувшинова, «Сеанс»).