ЕЩЁ (Россия, 2014)
Режиссёр: Дмитрий Лавриненко.
В фильме участвуют: Леонид Фёдоров, Олег Гаркуша, Дмитрий Озерский, Владимир Волков, Николай Рубанов, Михаил Коловский, Юрий Парфенов, Виктор Бондарик, Борис Шавейников, Кирилл Миллер.
Жанр: документальный фильм.
Этот фильм посвящён легендарной рок-группе «АукцЫон», недавно отпраздновавшей своё тридцатилетие. Фильм, который снимался в течение последних семи лет, не следует хронологическим канонам, здесь нет большого числа архивных кадров, равно как и множества «говорящих голов». Это не история группы, а фрагменты путешествия, целью которого является ни на что не похожая, удивительная музыка. Здесь фиксируется процесс сочинения песен и то, что обычно остается за скобками: камера заглядывает в студию и гримерку к музыкантам, а также интересуется их повседневной жизнью.
Рок-группа «АукцЫон» была создана Леонидом Фёдоровым в Ленинграде. Датой основания группы считается 1978 год, в период становления её названия часто менялись. В 1983 году, готовясь к первому «серьёзному» выступлению - вступительному концерту в Ленинградский рок-клуб, музыканты придумывают новое название - «Аукцион». Буква «Ы» в названии появилась позднее. Олег Гаркуша: «Вскоре после того, как к нам присоединился барабанщик Боря Шавейников, он после концерта весь вечер раздавал автографы со словом «АукцЫон». Потом спросил у остальных: «Так правильно?» Все похихикали и сказали, что правильно». Вступительный концерт состоялся 18 ноября 1983 года и после формального попадания в рок-клуб, в творческой жизни группы наступает двухгодичное затишье. В 1985-1986 годах сложился и был записан первый студийный альбом «АукцЫона» - «Вернись в Сорренто» (правда, этот магнитоальбом официально был выпущен только спустя несколько лет и до сих пор не издан профессионально). За ним последовали: «Как я стал предателем» (1989), «В Багдаде всё спокойно» (1990), «Жопа» (1990), «Бодун» (1991), «Птица» (1994), «Это мама» (старый и новый материал «живьём» в студии, 2002), «Девушки поют» (2007), «Юла» (2011). Кроме того, дискография «АукцЫона» включает два совместных диска с парижским художником, поэтом и бардом Алексеем Хвостенко: «Чайник вина» (1992) и «Жилец вершин» (1995, на стихи поэта и реформатора языка Велимира Хлебникова). По словам известного российского музыкального журналиста Андрея Бурлаки: «Главная творческая сила группы - гитарист и певец Леонид Фёдоров. Его песням (написанным, как плавило, на стихи коллег по группе - Дмитрия Озерского и Олега Гаркуши) присущ характерный мелодический язык, в котором джазовые и этнические интонации соседствуют с хитовой прямолинейностью ключевых фраз, а ритмические формулы позволяют интересно распеть, казалось бы, самые «неудобные» для вокала фазы». На протяжении своей биографии группа снялась в ряде художественных и документальных фильмов: «Взломщик» («Ленфильм», 1986), «Half-Official» (Германия, 1987), «Рок» (ЛСДФ, 1987), «Давай рок-н-ролл!» (Германия, 1988). Леонид Фёдоров поучаствовал в эпизоде фильма «4» Ильи Хржановского – изобразил настройщика роялей. Основным же киногероем «АукцЫона» является Олег Гаркуша, который сыграл роли в фильмах «Презумпция невиновности» (1988), «Хрусталев, машину!» (1996) и в последнем фильме Алексея Балабанова «Я тоже хочу» (2012). «АукцЫон», по мнению А. Бурлаки, «уникальное явление на современной музыкальной сцене России: в отличие от большинства жанрово ограниченных и как правило стилистически не выходящих за рамки канонов современников, эта группа черпает своё вдохновение в столь неблизких источниках как ска, рэггей, нью-джаз, этническая музыка Северной Африки и Среднего Востока, а также в бит- и поп-музыке 60-х; вопреки всегда господствовавшей в русском роке идее мессианства и присущей ей дидактичности, она не столько поучала, сколько развлекала, вследствие чего, судя по всему, и оказалась чуть ли не единственным представителем России на клубной сцене Европы».
Дмитрий Лавриненко родился в 1971 году. В 2002 году окончил Академию медиаиндустрии в Москве (мастерская Игоря Беляева и Сергея Евлахишвили). Он - автор сценария и режиссёр более двадцати документальных фильмов и музыкальных клипов (в т. ч. для группы «АукцЫон» на песни «Хомба», «Карандаши и палочки», «Думал» и «Падал»). Лавриненко - лауреат МКФ «Сталкер» (приз имени Георгия Жжёнова за ленту 2004 года «Ночь в 641 день») и обладатель российской национальной премии в области неигрового кино и телевидения «Лавровая ветвь» - в категории «Лучший короткометражный телевизионный фильм» («Человек апреля», 2007).
Премьера фильма «Ещё» состоялась на закрытии международного фестиваля нового документального кино о музыке «Beat Film Festival» в июне 2014 года в Москве.
«Ещё» - это на самом деле лишь первая часть диптиха, а продолжением будет полноценная лента о Леониде Фёдорове. До её выхода зрителям придётся потерпеть минимум год.
ДМИТРИЙ ЛАВРИНЕНКО:
«Первый раз я оказался на концерте Фёдорова вполне случайно. И не на концерте, а на вечере памяти гибели съёмочной группы Сергея Бодрова в клубе «Китайский лётчик Джао Да». Я закончил фильм «Человек апреля», были фестивали, встречи с людьми, потом с другими людьми, и вот, мама погибшего оператора Дани Гуревича Елена Силина познакомила меня с Леонидом Фёдоровым. В тот вечер много говорили и вспоминали, а потом вышел Леонид Валентинович Фёдоров с гитарой. Да, он тогда пел сорок минут в «Лётчике» и я понял, что такое неконтролируемое влияние… Он меня взял и затащил в свой мир. Кинематограф вообще и режиссёры в частности - законченные циники, так устроен подглядывающий глаз, блоу-ап. Нашему брату невозможно навешать, так сказать, лапши. А здесь я был обезоружен, встретился с реальной магией. Я поверил в то, чего никогда не видел и не знал. Он тебя берёт текстом и ритмом, обнимает и уводит. Такие вещи происходят без слов, они происходят мгновенно или никогда не происходят. Влюбляешься или проходишь мимо. Вот и всё».
«Я понял, что герой фильма нашёлся, и принял решение снимать кино. Я подошёл и спросил: «А про вас снимают фильм?» Он ответил, что нет, повёл плечами и сказал: «Давай, главное не мешай». Вот так я и стал снимать этот фильм. А дальше мы стали потихоньку двигаться, что-то делать, снимать, куда-то ездить».
«Однажды, разговаривая с Гаркушеи?, я спросил у него, как бы он делал фильм об «АукцЫоне». Он ответил, что снимать его нужно долго, лет 25. Ездить с группои?, быть постоянно рядом: на отдыхе, в студии, в гримёрках, поездах, и снимать, снимать, снимать. У нас получилось немного меньше, почти 7 лет. По меркам кино - это марафон. За это время изменились все герои фильма, да и само время изменилось. Но неизменным осталось главное - бескомпромиссность их творчества, абсолютная искренность на сцене и полная самоотдача».
«Лучшее из снятого вошло. Часть ведь снималась ещё на кассеты, которых накопилось очень много, наверное, больше ста. Я не считал, их стоит несколько чемоданов. Потом уже пошли эти цифровые дела, а там снятое в террабайтах измеряется. Точно не знаю, но много места занимает. Это была достаточно тяжёлая история. Порядка двух лет мы снимали, просто наблюдая за группой. В разных местах были разные операторы. Что-то снималось, что-то смотрелось, что-то откладывалось, что-то хорошо получалось, что-то не очень. Да и семь лет - число красивое… Мы начали сразу после «Девушки поют». Я познакомился с «АукцЫоном» во второй раз благодаря этому альбому. График жизни группы и мой график наложились, вот и получились семь лет».
«Проблема фильма об известной группе в том, что каждый зритель ещё до начала фильма знает, что именно он хочет увидеть. Почти невозможно показать ему что-то, чего он не ждёт. Становишься заложником ожиданий зрителя… Все ждут каких-то обширных воспоминаний, хроники событий, систематизированной истории. ЖЗЛ ждут. Но этого ничего не будет. Будет та реальность, которую я наблюдал и фиксировал семь лет. Какая-то часть публики считает, что зенит «АукцЫоном» давно пройден, но парадокс этой группы как раз в том, что они сами так не считают и, главное, им самим совсем не важно, что о них думают».
«Ну, это точно не байопик, когда Безруков, допустим, играет Боба Марли. Это вербатим, в котором использованы все средства неигрового кино. Отбор материала был достаточно мучителен и строг - один эпизод с каждого концерта, хотя первое время концерты мы снимали целиком. А потом это собиралось как мозаика. Что-то удалось сделать сразу, а какие-то эпизоды долго не получались, и я искал форму для их воплощения или ждал, когда ситуация сложится соответствующим образом».
«В фильме отсутствует привычная хронология и логика. Нет последовательного повествования: нет начала, середины и конца. Принципа построения эпизодов также назвать не смогу, просто они вот так встали. Всё сильно придуманное или какие-то домашние заготовки не вошли в фильм. Зато есть атмосфера, люди, впечатления. К счастью, не будет никакой истории в плане информации. Потому что любой человек может легко прочитать историю «АукцЫона» в сети. И я не понимаю, зачем об этом снимать кино. Мне кажется, что кинематограф вообще не должен этим заниматься… Конечно, я чуть-чуть использую архив, правда, делаю это очень творчески. Но уверен, что человек должен жить и действовать в своей реальности. Поэтому я не хочу работать с «консервами» и мечтать о будущем. За 7 лет собралось много разного материала, и зритель заметит временную разницу».
«Помимо самой работы над проектом, мне пришлось заручиться доверием музыкантов. Мы проводили вместе много времени, не только занимаясь съёмками. И, тем не менее, я не могу сказать, что чего-то понял, кроме того, что это была проверка на прочность. Мне было интересно заниматься этим, узнавать о группе всё до мельчайших деталей: как они существуют, говорят, двигаются, ходят, кто какого роста, тембр голоса. И я хочу, чтобы про них снимали ещё фильмы, возможно, с другой точки зрения. В моём фильме получилось много света, даже в рассказах о трудных периодах. Ведь это не реконструкция, а рассказ о чём-то давно пройденном, о том, что переболело».
«Всё, к чему прикасается «АукцЫон», сразу растворяется, особенно любой пафос. И так называемое чувство прекрасного тоже. Эта кислота растворяет все потуги увидеть в мире приятное, умилительное и сладкое. Становишься чистым, готовым к поиску и познанию мира. Поэтому ни пафос, ни теле-радио, ни классический кинематограф к «Ы» неприменимы, они мгновенно им растворяются».
«Летом 2008 года я стал собирать фильм и понял, что он не собирается. И тогда пришло понимание того, что будет два фильма, диптих: Фёдоров и «АукцЫон», Фёдоров и другие музыкальные проекты. Леонид стал центральным персонажем обеих частей, но, тем не менее, это два разных фильма по энергетике, по драматургии, по героям, по музыке и по форме».
«Фокус в том, что для меня это один фильм. Одно вытекает из другого. Более того, в «Ещё» есть такие странные кадры, казалось бы, непонятные на первый взгляд, но они стыкуются между сериями. Такие мостики между ними. Там всё связано с «АукцЫоном», но он как некая отправная точка. История будет двигаться дальше в совершенно другие направления. Там намного больше Волкова (контрабасист, многократно сотрудничавший с Леонидом Фёдоровым). Здесь он фактически в тени. Там появятся Андрей Котов, Сергей Старостин, Марк Рибо, Джон Медески, Чез Смит, Анри Волохонский, даже есть маленькое видео с Алексеем Хвостенко. В общем, много чего будет».
ОЛЕГ ГАРКУША:
«После просмотра «Ещё» оставил в моём сердце странное и неожиданное чувство значимости группы «АукцЫон».
ЛЕОНИД ФЁДОРОВ:
«В 90-х немцы и французы часто нас снимали. Но коротенькие всякие вещи. Дима первый и единственный. И много лет он снимал - семь или восемь. А вообще-то нам по барабану, снимают нас в кино или нет. Когда он сказал, что хочет делать фильм, я довольно иронично к этому отнёсся. Главное, не мешай, говорю. И вот он умудрился проникнуть к нам… Фильм мы все посмотрели и вполне довольны, там масса крутых моментов, которые он как-то подсмотрел удивительно… Много кайфовых состояний в фильме. Дело не в музыке, а в тех простых вещах, когда понимаешь - это и есть жизнь. Он влез в вещи, которых никто никогда не видел, даже мы сами. Процесс сочинения песен, например. Это всегда ускользает от внешнего взгляда, понимаешь? Мы никого другого так близко не подпустили бы».