БОЛЬШАЯ АФЕРА
(«The Grand Seduction», Канада, 2013)
Режиссёр: Дон Маккеллар.
В ролях: Брендан Глисон, Тейлор Китч, Лайэн Балабан, Гордон Пинсент, Анна Хопкинс, Ронда Роджерс, Карли Бун, Джофф Адамс, Марк Критч, Кэти Джонс.
Жанр: комедия.
Канадский рыболовный городок Тикл-Хед умирает не по дням, а по часам. С тех пор как в окрестных водах запретили ловить рыбу, местные жители один за другим уезжают из города, и в нём остаются лишь старики и неудачники. Пытаясь спасти Тикл-Хед, мэр городка договаривается о строительстве химического завода, но этот план может быть одобрен лишь в случае, если в Тикл-Хеде появится профессиональный эскулап. Поиски врача возглавляет безработный рыбак Мюррей Френч (Глисон), который не остановится ни перед чем ради достижения своей цели. И когда выбор падает на доктора Льюиса (Китч), подававшего надежды пластического хирурга, попавшегося в аэропорту за провоз дозы кокаина и приговоренного к общественным работам, Мюррей хватается за него, как за спасительную соломинку. А чтобы Льюис согласился остаться в городке навсегда, Мюррей подговаривает жителей сделать так, чтобы в глазах доктора сонный городишко чудесным образом преобразился в настоящий рай для таких же, как он, любителей красивой жизни, джаза и крикета…
Этот фильм со скромным бюджетом в $12 700 000 представляет собой англоязычный ремейк франкоязычной канадской ленты 2003 года «Моя прекрасная глушь». Сценарий фильма-оригинала и новой киноверсии написал канадец Кен Скотт («Папаша»), который поначалу собирался заняться постановкой картины. Но когда он предпочёл снять для Голливуда комедию с Винсом Воном «Отец-молодец», ремейк «Папаши», его заменил канадец Дон Маккеллар, опытный актёр («Экзотика», «Красная скрипка», «Экзистенция», «Где скрывается правда», «Слепота», «Скотт Пилигрим против всех»), а также оператор, продюсер, сценарист («Красная скрипка», «Слепота») и режиссёр-лауреат Каннского кинофестиваля (приз молодежного жюри за «Последнюю ночь»). Кстати, его «Последняя ночь» - самая оптимистичная из апокалипсических киноисторий. Участие в работе над сценарием также принял Майкл Дауз («Вышибала»).
В роли Мюррея Френча - блистательный ирландец Брендан Глисон, который получил известность благодаря ролям в картинах «Храброе сердце», «Генерал», «Миссия невыполнима-2», «Искусственный разум», «28 дней спустя», «Банды Нью-Йорка», «Троя», «Царство небесное», «Залечь на дно в Брюгге», «Однажды в Ирландии», «Голгофа», «Грань будущего», а также роли «Грозного глаза» Грюма в фильмах о Гарри Поттере. Доктора сыграл канадский актёр Тейлор Китч («Люди Икс: Начало. Росомаха», «Клуб безбашенных», «Джон Картер», «Морской бой», «Особо опасны», «Уцелевший»). Ветеран канадского кино и телевидения Гордон Пинсент получил за «Большую аферу» кинопремию «Genie» (канадский аналог «Оскара») в категории «Лучший актёр второго плана». Он сыграл Саймона, друга и помощника Мюррея.
Мировая премьера ленты состоялась 8 сентября 2013 года на Торонтском МКФ. Фильм был номинирован на четыре высшие канадские кинопремии «Genie».
ПРЕССА:
«Конечно, это не первый и не последний комедийный фильм о жителе мегаполиса, который открывает для себя прелести глубинки, и о врачах таких лент снято едва ли не больше, чем о представителях всех остальных профессий. Но «Большая афера» идёт дальше многих аналогичных картин и потому смотрится смешнее… Всё в порядке у картины и с душевностью. Чем больше времени проводишь в обществе тиклхедцев, тем сильнее хочется поселиться в таком вот скромном, неказистом, но уютном местечке, где все друг друга знают и где все вместе решают общие проблемы… Спокойно идите в кино, наслаждайтесь аферами очаровательных провинциальных канадцев… И, если хотите, по-доброму завидуйте стране, которая искренне и со смаком может снимать столь бодрые ленты о своих «медвежьих углах» (Борис Иванов, Film.ru).
«Фильм Маккеллара стоит в ряду социальных британских комедий вроде «Девушек с календаря» или «Мужского стриптиза», в которых герои бросают вызов безработице и прочим социальным невзгодам, вытворяя что-то «из ряда вон»… В воздухе повисает только один вопрос: долго ли просуществует здание, возведённое на фундаменте приятной во всех отношениях лжи? И можно ли, обманывая других, остаться честным с самим собой. Моральная дилемма, которая Бродским решалась бескомпромиссно - «…и в полынье лучше барахтаться, чем в вязком, как мёд, вранье», для разрешения требует от инициаторов «Большой аферы» недюжинных усилий - ведь от успеха или провала операции зависит будущее их детей» (Лариса Малюкова, «Новая газета»).