Доктор Уилл Кастер (Депп), выдающийся исследователь в области искусственного интеллекта, работает над созданием сверхумного компьютера, сочетающего в себе все знания и опыт, накопленные человечеством. Революционные эксперименты Кастера приносят ему широкую известность, но при этом превращают его в главную мишень для экстремистов радикальной анти-технологической группировки, препятствующих прогрессу и готовых на всё, чтобы положить конец его изысканиям. Оказавшись на грани жизни и смерти, Кастер всё-таки ускользает от своих противников, совершив переход в иное измерение путём загрузки всего содержимого своего мозга в изобретённый им суперкомпьютер. При этом последствия такой трансформации непредсказуемы: по сути, превратившись в бездушную машину, Кастер начинает захватывать власть над всем миром. А его жена Эвелин (Холл) и лучший друг Макс (Беттани) тщетно пытаются остановить вышедшего из-под контроля учёного…
Автором сценария «Превосходства» является Джек Паглен, который, несмотря на то что это его первый реализованный проект, много сотрудничает с голливудскими студиями. Идею ему подкинула продюсер Энни Мартер. Увлекшись вопросом стремительно развивающегося технического прогресса и возможного появления искусственного интеллекта, Энни рекомендовала Джеку написать какую-нибудь историю на подобную тему. Посоветовавшись с женой, занимающейся научными исследованиями («Она мое секретное оружие», - смеётся Паглен), сценарист приступил к созданию «Превосходства». Получившийся результат настолько понравился Мартер, что она немедленно занялась поиском финансирования под потенциальный научно-фантастический фильм. В результате «Превосходство», успевшее попасть в «Чёрный список» лучших неспродюсированных сценариев 2012-го года, обрело режиссёра и конкретные сроки производства – зима 2013-го.
Этот фильм, представляющий собой нечто среднее между фантастическими лентами «2001 год: Космическая одиссея» и «Начало», стал режиссёрским дебютом американского кинооператора Уолли Пфистера, который наиболее известен по работам в фильмах Кристофера Нолана «Помни», «Бессонница», «Бэтмен: Начало», «Престиж», «Тёмный рыцарь», «Начало», «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды», а также знаком зрителям благодаря лентам «Ограбление по-итальянски» и «Человек, который изменил всё». Пфистер - лауреат премии «Оскар» в номинации «Лучшая операторская работа» за фильм «Начало» и трижды номинант на эту премию («Бэтмен: Начало», «Престиж», «Тёмный рыцарь»). Перед началом съёмок Пфистер консультировался с несколькими учёными (в их числе Хосе Кармена и Мишель Махарбиз из Беркли, а также нейробиолог Кристоф Кох), внимательно проверившими (совещание длилось непрерывные десять часов) текст Паглена на достоверность и актуальность. К тому же режиссёр собственноручно подготовил восемь черновиков сценария, углубляя его философию и развивая сюжет, а чтобы подстроиться под бюджет ему пришлось сделать ещё ряд изменений. Например, по сюжету Паглена центр хранения и обработки данных находился в надземном городе. Пфистеру пришлось удалить эту локацию и создать мир под землей, который снимался в студии, в декорации с низкими потолками.
Во многом высокобюджетный режиссёрский дебют оператора-постановщика «Начала» состоялся благодаря «битлу» сэру Полу Маккартни. В бытность свою начинающим оператором Уолли Пфистер начинал с работы в теленовостях, а после много занимался не только большим кино, но и многочисленными рекламными роликами. В 2012-м Пол Маккартни пригласил его снять видео на песню «My Valentine». На площадке Пфистер разговорился с участвовавшим в клипе Джонни Деппом и поведал звезде «Пиратов Карибского моря» о намечающемся режиссёрском дебюте. Все это настолько увлекло актёра, что он через агента неожиданно выдвинул свою кандидатуру на главную роль в «Превосходстве», задав готовящемуся проекту значительный масштаб. Депп стал своеобразным «буксиром» «Превосходства» и получил за роль в этой картине 20 миллионов долларов плюс 15% от кассовых сборов.
Продолжая свою активную пропаганду касательно использования киноплёнки вместо цифровых форматов, Уолли Пфистер снял «Превосходство» в анаморфотном формате на 35-мм плёнку и отказался от использования цифровой камеры. Также он использовал фотохимическую обработку, отказавшись от цифрового интернегатива. Выступая на презентации Международной гильдии операторов, Пфистер напомнил, кто из режиссёров продолжает работать с плёнкой, не переходя на цифру: Джей Джей Абрамс (новые «Звездные войны» снимаются олдскульно), Стивен Спилберг и Пол Томас Андерсон. Пфистер также рассказал, что перед началом съёмок «Превосходства» показал всей группе фильм Стэнли Кубрика «2001 год: Космическая одиссея», и пояснил почему: «Чтобы все видели роскошную природу 70-миллиметровой проекции. Возможно, это один из самых влиятельных фильмов в моей жизни». Оператором «Превосходства» стал Джесс Холл («Типа крутые легавые», «Грайндхаус», «Возвращение в Брайдсхед», «Успеть за 30 минут»). Холл точно так же предпочитает плёнку и не отказывается от неё.
После того, как Кейт Уинслет из-за несогласованности расписаний съёмок отказалась от главной женской роли, на её место рассматривались кандидатуры Нуми Рапас, Эмили Блант и Руни Мары. В итоге же роль Эвелин исполнила Ребекка Холл («Престиж», «Вики Кристина Барселона», «Фрост против Никсона», «Город воров», «Железный человек-3», «Обещание»). Среди претендентов на роль Макса значились Джеймс Макэвой, Тоби Магуайр, Кристиан Бэйл, Джуд Лоу, Юэн Макгрегор и Том Харди. В результате Макса сыграл Пол Беттани («История рыцаря», «Игры разума», «Догвилль», «Хозяин морей: На краю Земли», «Уимблдон», «Код Да Винчи», «Легион», «Турист», «Пастырь»). Примечательно, что Ребекка Холл, Морган Фриман, Киллиан Мёрфи и Джош Стюарт прежде снимались в фильмах Кристофера Нолана, на которых работал Уолли Пфистер.
Съёмки «Превосходства» проходили в Лос-Анджелесе, Альбукерке и Нортридже, штат Калифорния, с апреля по июль 2013 года.
УОЛЛИ ПФИСТЕР:
«Нолан - потрясающий режиссёр. За всё время сотрудничества с ним я ни разу не подумал: «Я бы справился с его работой не хуже него». Мне очень нравилось быть оператором Нолана. Меня всегда поражало, как быстро Крис осваивает новые грани профессии и как стремительно он начинает применять то, чему только что научился… Не буду их называть, но я как оператор работал с постановщиками, которых вечно приходилось водить за ручку. Я говорил им: «Это можно снять интереснее», или «Вы противоречите собственному сценарию», или «Вы не замечаете, что этот актёр может сыграть лучше, если вы его поддержите». В итоге я начал пристально наблюдать за режиссёрами и думать о том, как я бы снимал кино, если бы был на их месте. С Крисом, однако, у меня никогда такого не было».
(о получении «Оскара») «Это была моя четвёртая номинация, и я был счастлив, когда наконец-то победил. Внезапно я подумал: «В этой профессии я достиг пика. Теперь мне нужно нечто большее. Я хочу рассказывать истории. Хочу работать с актёрами. Хочу говорить своим голосом». И я начал искать подходящий сценарий».
«Я увлёкся этим проектом из-за его накала страстей. Для меня это прежде всего кино об отношениях мужа и жены. Также это увлекательное обсуждение современных технологий и этики технологической революции. Я не ждал, что моим первым фильмом будет высокобюджетная фантастика. Но она меня покорила».
«Штамм «Андромеда», «Мир Дикого Запада»… Мальчишкой я как-то был на двойном сеансе «Зелёного сойлента» и «Мира Дикого Запада». Это были увлекательнейшие ленты: страшные, странные, интересные. Чувствовалось, насколько свободны их авторы в своем творчестве. Я крутил эти картины у себя в голове, когда снимал свой фильм. И я также думал о «высоколобых» постановках вроде «Космической одиссеи». Я хотел снять коммерческий фильм, но для думающего зрителя. Полагаю, нам удалось сбалансировать эти две составляющие».
«С Джонни мне очень повезло. Я пробовал других актёров и даже не думал о нём, потому что считал, что он для нас - слишком большая звезда. Внезапно его агент спросила: «А как насчет Джонни?» Я, конечно, ответил: «Я тут же его найму, если он согласился играть». Она сказала: «Я попрошу его прочесть сценарий». С этого всё и началось…»
«Меня очень волнует этот вопрос. Он связан с проблемой, которая поднималась ещё в «Космической одиссее»: «Может ли машина думать и чувствовать?» Если нет, то какой смысл записывать в неё человеческое сознание, если это будет лишь куча файлов с фактами? Но мы все надеемся, что это возможно. Так же как люди верят в Бога. В сущности, мы надеемся, что технология заменит религию и даст нам то, что прежде обещала вера».
«Я не боюсь неудачи. Можете мне это припомнить, если фильм пройдёт неудачно! Я буду очень рад, если картина будет успешной, но если нет, то я довольствуюсь тем, что снял её так, как это нужно было сделать».
ДЖОННИ ДЕПП:
«Мы с Уолли определили моменты, которые будут обозначать происходящие изменения при загрузке сознания персонажа в компьютер. Эмоциональная адаптация героя к другому восприятию должна занять какое-то время. Ему нужно было заново освоиться со своим новым существованием. В то же время мы хотели, чтобы ощущались некие ограничения в его присутствии на экране. Как это сделать визуально? Уолли нашёл блестящий выход. Он посадил меня в небольшую будку с чёрными стенами, где я должен был смотреть вниз в камеру, которую они не выключали. Вся съёмочная группа была в другом помещении. Я работал практически один, делая тысячи дублей в течение дня, давая Уолли множество вариантов для выбора - холодные, жестковатые и для контраста очень эмоциональные, с перебором. Таким образом, мы искали верный тон, ту тонкую черту, на которой всё балансирует. Мы не хотели направлять внимание зрителя в какое-то слишком уж очевидное русло. Мы искали неоднозначность, которая могла бы позволить зрителям реагировать на происходящее по-разному и воспринимать по-своему. Какой Уилл в новом состоянии? Хороший? Злой? Разумное существо или машина? Действительно ли там Уилл? Или это нечто совсем иное?»
«Мне и вправду гораздо труднее играть кого-то, кто выглядит, как я. Во-первых, я ненавижу то, как я выгляжу, во-вторых, мне кажется, актёру очень важно придумать какую-то характерную черту для конкретного героя, которая раскрывала бы его сущность, или намекала на неё. Но это не должно противоречить сценарию и идее режиссёра. К сожалению или к счастью, история Уилла Кастера не оставила мне шанса побыть в розовом парике или в туфлях Рональда Макдональда».
«Уолли был доступен для нашей инициативы и в то же время держал руку на руле вполне твёрдо, точно зная направление путешествия. Он интуитивно знает, что сработает лучше всего для общей задачи. Вот, к примеру, он позволил мне уснуть в кадре. Я должен был спать и в сцене, но, пока они готовились к съёмке, я уснул на самом деле. Уолли тихонько сказал «мотор!» и так всё снял, как я храпел там и слюни пускал».
«Нас собралось немыслимое количество музыкантов. Начнём с режиссёра. Вместо того чтобы уезжать куда-нибудь обедать, Уолли Пфистер играл на гитаре в своём трейлере, в котором стоял совершенно дикий усилитель. Если босс устраивает рок-фестиваль в своём трейлере, это очень хороший знак! Мы узнали, что Ребекка - невероятная пианистка и певица, а Пол Беттани - талантливый гитарист, певец и автор песен. И Уолли - отличный гитарист. А я играю на гитаре с Уилли Нельсоном и Элисом Купером, потому что они меня жалеют. Это и правда была самая весёлая и беззаботная съёмочная площадка, несмотря на интенсивную работу и на различные компьютерные штуки, которые нужно было как-то осваивать».
«Мне показалось, что эта история каким-то странным образом почти привязана к религии. Идея Бога и ближайшее доказательство его существования - это наука, и компьютеры - это то, что нас к нему приближает, так что, мальчики и девочки, мы все обречены».